Станция Ярославль-Московский и “тысячерублёвый” храм

Верхневолжская поездка, часть 5

Ярославль, несмотря на свой достаточно скромный 600-тысячный размер, имеет два полноценных вокзала дальнего следования. Про первый – Ярославль-Главный – я уже рассказал в четвёртой части, а здесь поговорим про второй, Ярославль-Московский. Исторически именно он был первым, так как именно сюда пришла в 1870 г. железная дорога из Москвы; и утратил свой статус только во время Первой Мировой войны, когда был построен Волжский мост и проведена полноценная ширококолейная линия на Русский Север. Заодно посмотрим и окрестности, а также сходим к уникальному «тысячерублёвому» храму на берегу Которосли.

2. Вокзал Ярославль-Московский построен в том же 1870 г., когда и была достроена Московско-Ярославская ж.д.

3. Монументальная водонапорная башня – видимо, более позднего времени, где-то конца XIX в.

4. Интерьеры Московского вокзала.

5. Стиль люстр.

6. Арочные порталы центрального зала. Сейчас, увы, частично занятые оборудованием «транспортной безопасности». Поток людей здесь ничтожен, но закон 2018 г. предписывает иметь. Бедные охранники откровенно скучают в этой пустоте.

7. В одной из ниш установлен бюст министра путей сообщения Бориса Бещева. Легендарный советский министр, при котором железная дорога перешла от паровозного прошлого к электровозной современности. Он командовал МПС СССР почти 30 лет – с 1948 по 1977.

8. Вокзал вытянут в длину, и его залы расположены анфиладой с одинаковыми арочными порталами, уходящими вдаль.

9. Со стороны поездов на здании написано просто «Ярославль». Кстати, этот вокзал уникален ещё и тем, что тут проходит владивостокская «Сотка» (поезд №100/99). Она идёт через Кострому и поэтому останавливается здесь, а не на Ярославле-Главном – так что можно купить билет и прямо здесь сесть в поезд до самого Тихого океана.

10. Станция довольно тихая, это боковой ход.

11. Общий вид Московского вокзала от второй платформы.

12. Рядышком – ещё одно старинное здание времён постройки вокзала. Может быть, это был тогда багажный павильон.

13. Сразу за вокзалом железная дорога пересекает магистральный Московский проспект. На той стороне проспекта тоже находятся интересные ж/д объекты. Давайте пройдём туда прямо по мосту.

14. Вид с моста на Московский проспект. Раньше по нему до Московского вокзала доходил трамвай, но сейчас он ликвидирован.

15. На другой стороне проспекта – ДК “Магистраль” и паровоз-памятник.

16. Паровоз-памятник – “Лебедянка” Л-5122.

17. “Магистраль” несколько обшарпана и запущена, но зато за нею находится очень уютный сквер.

* * *
А теперь давайте пройдём к т.н. «тысячерублёвому храму» (Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове), который хорошо виден с 280 км пасс. хода Транссиба. Храм непарадный, до него нет туристических троп, да и вообще он окружён с трех сторон промзоной.

18. Идти недалеко, тихими окрестностями через пристанционную слободу. В итоге нужно выйти маленькими улочками на развилку Большой Фёдоровской улицы и проспекта Толбухина. Вот к этой точке.

19. Поскольку храмовый комплекс целиком окружён производствами (лакокраской), то выйти к нему можно только через проспект Толбухина, а потом свернуть перед речкой налево. Вот как-то так:

20. Достаём тысячную купюру и смотрим. На ней он изображён с другой стороны, не с этой.

21. Вот подробнее ракурс купюры. Такой ракурс сфотографировать сейчас невозможно, он не существует – храм окружён заводской территорией с трёх сторон.

22. Подходим к храму.

23. Табличка с названием.

24. Храм действительно уникальный, очень харизматичный по виду, и смотрится мощно. В немалой степени за счёт того, что он не новодельный, а такой… честный, что ли.

25. Ворота.

26. Старый замок на них.

27. Изразцовые плитки.

28. А теперь вид храма – так, как он смотрится на купюре. Ну или почти так. Надо сказать, что он уникальный – это единственный 15-главый собор на территории России.

29. …и его колокольня.

30. В общем, очень и очень внушает! Из всех ярославских храмов, мною виденных, этот – самый впечатляющий!

31. И вот вход на его территорию с надвратной часовней, которая тоже есть на 1000-рублёвой купюре. Но, как видите, дальше – территория завода, и так, как на купюре, его не увидеть.

32. Выходим из ограды к берегу Которосли. До неё всего лишь метров сто. Вдали – мост на 280 км пассажирского хода Транссиба.

33. Так вот, до 2001 г., пока все поезда на Дальний Восток шли тут, этот храм можно было видеть с поезда – за пару минут до основного вокзала. Вот моё фото 2004 г., сделанное из поезда Москва – Чита.

34. И в заключение – вид на Которосль, храм и мост с автомобильного моста.

Вот, собственно, те железнодорожности, которые удалось осмотреть в ходе этой поездки.
Хотелось бы ещё рассказать про города Данилов и Буй, но это будет зависеть от наличия времени.

1. Буй – станция
2. Буй – депо и ж/д музей
3. Вокзал и станция Данилов
4. Станция Ярославль-Главный и Волжский мост

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 9 =