Дальний Восток
В разделе – 14 + 3 городов и 16 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Дальнего Востока – восточнее Сковородино на западе Амурской области и до Владивостока – окончания Транссибирской магистрали на берегу Японского моря. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.
Населенные пункты: пгт. Магдагачи, пгт. Ушумун, г. Шимановск, г. Свободный, пгт. Серышево, г. Белогорск, пгт. Екатеринославка, г. Завитинск, пгт. Бурея, пгт. Архара, г. Облучье, пгт. Бира, г. Биробиджан, пгт. Смидович, с. Волочаевка, г. Хабаровск, пгт. Переяславка, пгт. Хор, г. Вяземский, г. Бикин, пгт. Лучегорск, г. Дальнереченск, г. Лесозаводск, г. Спасск-Дальний, с. Черниговка, пгт. Сибирцево, с. Михайловка, г. Уссурийск, с. Вольно-Надеждинское, г. Владивосток.
* Ветка Белогорск – Благовещенск: г. Благовещенск.
* Ветка Бурея – Райчихинск: г. Райчихинск.
* БАМ: г. Комсомольск-на-Амуре
![]() |
пос. Магдагачи, Амурская обл. |
||
Поселок городского типа (1938), райцентр (Магдагачинский район). Поселок находится на р. Магдагачи. Поясное время: +6 от московского. |
|||
7494 км Транссиба: станция Магдагачи, северная сторона (с 1914). Забайкальская ж-д. Электрифицирована в 1986, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Предприятия железнодорожного транспорта, производство стройматериалов. |
|||
![]() |
пос. Ушумун, Амурская обл. |
||
Поселок городского типа (1938), Магдагачинский район. Поясное время: +6 от московского. |
|||
7602 км Транссиба: станция Ушумун, северная сторона (с 1914). Забайкальская ж-д. Электрифицирована в 1985, перем. ток. Экономика: Предприятия железнодорожного транспорта, леспромхоз. |
|||
![]() |
г. Шимановск, Амурская обл. |
|||
![]() |
Город областного подчинения, райцентр (Шимановский район). Основан: в 1910, статус города с 1950. Координаты: 52-05 с.ш., 127-35 в.д. Город расположен на Амуро-Зейской равнине, в верховьях р. Пера. Поясное время: +6 от московского. Площадь города: 49 кв. км. Население: 13,5 тыс. (1939), 17,7 тыс. (1959); 26,2 тыс. (1989); 25,7 тыс. (1998); 22,1 тыс. (2006). Переименования: Пера (1910-1912), Гондатти (1912-1920), Владимиро-Шимановская (1920-1950). |
|||
7723 Экономика: Заводы: кузнечно-прессового Культура и музеи: Краеведческий музей. |
||||
История: Основан в 1910 как пристанционный посёлок Пера в связи со строительством железной дороги. С 1912 Гондатти, с 1920 Владимиро-Шимановская (в честь В.И. Шимановского, расстрелянного в Благовещенске в 1918). В 1950 преобразован в город Шимановск. Интенсивно развивался во время строительства БАМа как база стройиндустрии и центр производства стройматериалов. |
||||
![]() |
г. Свободный, Амурская обл. |
|||
![]() |
Город областного подчинения, райцентр (Свободненский район). Основан: в 1912, статус города с 1912. Координаты: 51-25 с.ш., 128-04 в.д. Расположен на юге Амуро-Зейской равнины, на правом берегу р. Зея (приток Амура). Поясное время: +6 от московского. Площадь города: 201 кв. км. Население: 44 тыс. (1939), 56,3 тыс. (1959); 80 тыс. (1989); 71,8 тыс. (1999); 61,6 тыс. (2006). Переименования: Алексеевск (1912-1917). |
|||
7807 Экономика: Заводы: "Автозапчасть", Наука, образование: Амурская Культура и музеи: Музеи: |
||||
История: Основан в 1912 как Алексеевск (в честь наследника престола) в связи с сооружением Амурской железной дороги и железнодорожного моста через Зею, рядом с переселенческой станцией Суражевка (основана в 1901) переселенцами Суражского уезда Черниговской губернии, вошедшей в состав Алексеевска. Быстрый рост его как города начался во время строительства среднего участка Амурской железной дороги в 1911-1914 годах: он был выбран будущим ее центром еще комиссией Государственной думы России в 1914 году. Отсюда шло также снабжение строительства дороги материалами: ведь он находится на чрезвычайно удобном месте – пересечении судоходной и полноводной Зеи с железной дорогой. В начале 30-х годов произошел новый поворот в истории города: он был выбран штаб-квартирой БАМстроя НКВД СССР, который затем разросся в Управление НКВД СССР по железнодорожному строительству в районах Сибири и Дальнего Востока. Именно из Свободного осуществлялось управление сооружением вторых путей Транссиба от Карымской до Уссурийска, которым руководил Нафталий Френкель, неоднократно упомянутый в книге Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Здесь же с 30-х по 50-е годы находились управление Амурской железной дороги и штаб-квартира БАМлага, построена самая большая по длине в СССР детская железная дорога. |
||||
![]() |
пос. Серышево, Амурская обл. |
||
Поселок городского типа (1938), райцентр (Серышевский район). Поясное время: +6 от московского. |
|||
7845 км Транссиба: станция Серышево, северная сторона (с 1926). Забайкальская ж-д. Электрифицирована в 1984, перем. ток. Экономика: Пищевая промышленность, сельское хозяйство. |
|||
![]() |
г. Белогорск, Амурская обл. |
|||
![]() |
Город областного подчинения, райцентр (Белогорский район). Основан: в 1860, статус города с 1926. Координаты: 50-56 с.ш., 128-26 в.д. Расположен на Зейско-Буреинской равнине, на р. Томь (приток Зеи). Поясное время: +6 от московского. Площадь города: 136 кв. км. Население: 34 тыс. (1939), 48,6 тыс. (1959); 73,4 тыс. (1989); 74,5 тыс. (1999) 67,7 тыс. (2006). Переименования: Александровское (1860-1913), Александровка (1913-1931), Краснопартизанск (1931-1936), Куйбышевка-Восточная (1936-1957). |
|||
7866 Экономика: Предприятия пищевой Культура и музеи: Краеведческий музей. |
||||
История: Основан в 1860 как село Александровское. В 1913 при строительстве Транссибирской магистрали построена ж.д. станция Бочкарёво. |
![]() |
пос. Екатеринославка, Амурская обл. |
||
Поселок городского типа (1964), райцентр (Октябрьский район). Поселок находится на р. Ивановка. Поясное время: +6 от московского. Переименования: Каганович (30-е годы – 1957). |
|||
7944 км Транссиба: станция Екатеринославка, северная сторона (с 1914). Забайкальская ж-д. Электрифицирована в 1983, перем. ток. Экономика: Пищевая промышленность, сельское хозяйство. Крупнейший элеватор. |
|||
![]() |
г. Завитинск, Амурская обл. |
|||
![]() |
Город районного подчинения, райцентр (Завитинский район). Основан: в 1906, поселок городского типа с 1936, статус города с 1954. Координаты: 50-10 с.ш., 129-22 в.д. Расположен на Зейско-Буреинской равнине. Поясное время: +6 от московского. Площадь города: 57 кв. км. Население: 15,8 тыс. (1959); 21,8 тыс. (1989); 20,7 тыс. (1998); 13,4 тыс. (2006). Переименования: Завитая (1906-1954). |
|||
7985 Экономика: Предприятия |
||||
История: Основан в 1906. В 1912 через село прошла железнодорожная магистраль. |
||||
![]() |
пос. Бурея, Амурская обл. |
||
Поселок городского типа (1929), Бурейский район. Поселок находится на р. Бурея. Поясное время: +6 от московского. |
|||
8030 км Транссиба: станция Бурея, северная сторона (с 1914). Забайкальская ж-д. Электрифицирована в 1983, перем. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Сковородино, Биробиджан, Райчихинск). Экономика: Пищевая промышленность, сельское хозяйство. |
|||
![]() |
пос. Архара, Амурская обл. |
||
Поселок городского типа (1950), райцентр (Архаринский район). Поселок находится на р. Архара. Поясное время: +6 от московского. |
|||
8080 км Транссиба: станция Архара, северная сторона (с 1915). Дальневосточная ж-д. Стыковая станция Дальневосточной и Забайкальской ж.д. Электрифицирована в 1981, перем. ток. Экономика: Предприятия железнодорожного транспорта, сельское хозяйство. |
|||
![]() |
г. Облучье, Еврейская авт. обл. |
|||
![]() |
Город районного подчинения, райцентр (Облученский район). Основан: в 1909, статус города с 1938. Координаты: 49-00 с.ш., 131-04 в.д. Город расположен у западного подножия хребта Малый Хинган, на р. Хинган (левый приток Амура). Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 28 кв. км. Население: 15,3 тыс. (1959); 12 тыс. (1989); 11,6 тыс. (1998); 10,9 тыс. (2006). Переименования: Сололи (1909-1914). |
|||
8190 Экономика: Предприятия ж.д. транспорта, |
||||
История: Основан в 1909-11 как посёлок при ж.д. станции Сололи. |
||||
![]() |
пос. Бира, Еврейская авт. обл. |
||
Поселок городского типа (1929), Облученский район. Поселок находится на р. Бира. Поясное время: +7 от московского. |
|||
8306 км Транссиба: станция Бира, северная сторона (с 1915). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1979, перем. ток. Экономика: Предприятия железнодорожного транспорта. |
|||
![]() |
г. Биробиджан |
|||
![]() |
Центр Еврейской автономной области РФ и Биробиджанского района. Основан: в 1931, статус города в 1937. Координаты: 48-52 с.ш., 132-52 в.д. Биробиджан расположен на Среднеамурской низменности, на р. Бира (приток Амура). Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 170 кв. км. Население: 33 тыс. (1939); 40,7 тыс. (1959); 83,6 тыс. (1989); 80,8 тыс. (1999); 75,2 тыс. (2006). Переименования: Тихонькая Станция, до 1934. Средние температуры: январь -22, апрель +3, июль +20, октябрь +2 |
|||
8351 км Транссиба: вокзал Биробиджан-1, южная сторона (с 1915). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1979, перем. ток. Пассажирская станция в черте города: Биробиджан-2. Узел железных дорог (3 направления – на Белогорск, Хабаровск, Ленинск). Карта транспортного узла Экономика: Лёгкая промышленность: Наука, Культура и музеи: Музыкальный Архитектура и достопримечательности: Биробиджан |
||||
История: Основан в 1931 на месте ж.д. станции Тихонькая. Получил название от рек Бира и Биджан. С 1934 центр Еврейской автономной области. Город с 1937. В предвоенные годы сформировалась лёгкая промышленность. |
![]() |
пос. Смидович, Еврейская авт. обл. |
||
Поселок городского типа (1934), райцентр (Смидовичский район). Поясное время: +7 от московского. |
|||
8422 км Транссиба: станция Ин, северная сторона (с 1915). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1979, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
![]() |
с. Волочаевка, Еврейская авт. обл. |
||
Село, Смидовичский район. Поясное время: +7 от московского. |
|||
8474 км Транссиба: станция Волочаевка-1, северная сторона (с 1915). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1979, перем. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Биробиджан, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре). Экономика: Сельское хозяйство. Архитектура |
|||
![]() |
г. Хабаровск |
|||
![]() |
Центр Хабаровского края РФ и Хабаровского района. Основан: в 1858, статус города в 1880. 5 городских районов. Координаты: 48-33 с.ш., 135-06 в.д. Хабаровск расположен на Среднеамурской низменности, на правом берегу Амура. Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 402 кв. км. Населеие: 207 тыс. (1939); 323 тыс. (1959); 600,6 тыс. (1989); 611,2 тыс. (1999); 578,1 тыс. (2006). Переименования: Хабаровка (1858-1893). Средние температуры: январь -22, апрель +3, июль +21, октябрь +4 |
|||
8523 км Транссиба: вокзал Хабаровск-1, южная сторона (с 1897). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1979, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Управление Дальневосточной ж.д. Пассажирские станции в черте города: Амур, Хабаровск-2, Красная Речка. Трамвай, троллейбус. Порт на р. Амур. Карта транспортного узла Экономика: Главные отрасли Наука, Культура и музеи: Театры: Архитектура и достопримечательности: Ансамбль |
||||
История: Основан в 1858 как военный пост Хабаровка (назван в честь русского землепроходца Е.П. Хабарова). С 1880 город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 Приамурского генерал-губернаторства. С 1893 называется Хабаровск. В 1872 построен речной порт. В 1897 Хабаровск соединён железной дорогой с Владивостоком. В конце 19 в. в Хабаровске велась торговля мехами. В 1902 основан военный завод "Арсенал" (ныне "Дальдизель"). В 1908 создана база Амурской флотилии. В начале 20 в. Хабаровск – крупный торговый центр Дальнего Востока. В 1916 был построен железнодорожный мост через Амур, соединивший Хабаровск железной дорогой с Восточной Сибирью. С 1926 центр Дальневосточного, с 1938 Хабаровского края. В 1940 соединён железной дорогой через станцию Волочаевка с Комсомольском-на-Амуре. |
![]() |
пос. Переяславка, Хабаровский край |
||
Поселок городского типа (1962), райцентр (район им. Лазо). Поселок находится на р. Кия. Поясное время: +7 от московского. |
|||
8590 км Транссиба: станция Верино, северная сторона (с 1897). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1996, перем. ток. Экономика: Пищевая промышленность, сельское хозяйство. |
![]() |
пос. Хор, Хабаровский край |
||
Поселок городского типа (1938), район им. Лазо. Поселок находится на р. Хор. Поясное время: +7 от московского. |
|||
8603 км Транссиба: станция Хор, северная сторона (с 1899). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1996, перем. ток. Экономика: Гидролизный з-д, производство стройматериалов. |
|||
![]() |
г. Вяземский, Хабаровский край |
|||
![]() |
Город районного подчинения, райцентр (Вяземский район). Основан: в 1894, статус города с 1951. Координаты: 47-33 с.ш., 134-42 в.д. Город расположен на Уссурийской низменности. Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 44 кв. км. Население: 17,1 тыс. (1939); 18 тыс. (1959); 18,4 тыс. (1989); 17,8 тыс. (1998); 15,6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
|||
8651 Экономика: Предприятия ж.д. транспорта, Культура и музеи: Филиал Хабаровского |
||||
История: Основан в 1894 как железнодорожный поселок. |
||||
![]() |
г. Бикин, Хабаровский край |
|||
![]() |
Город краевого подчинения, райцентр (Бикинский район). Основан: в 1885, поселок городского типа с 1926, статус города с 1938. Координаты: 46-53 с.ш., 134-17 в.д. Город расположен на Уссурийской низменности, в долине р. Бикин (приток Уссури). Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 85 кв. км. Население: 15 тыс. (1939); 18,5 тыс. (1959); 19,1 тыс. (1989); 18,4 тыс. (1998); 19,6 тыс. (2006). Переименования: Бикинская (1885-1926). |
|||
8756 Экономика: Лесопильный завод, Культура и музеи: Краеведческий музей. |
||||
История: Основан в 1885 как центр Бикинского станичного округа Уссурийского казачьего войска (станица Бикинская). |
||||
![]() |
пос. Лучегорск, Приморский край |
||
Поселок городского типа (1966), райцентр (Пожарский район). Поясное время: +7 от московского. |
|||
8803 км Транссиба: станция Лучегорск, северная сторона (с 1936). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 2000, перем. ток. Экономика: Приморская ГРЭС – крупнейшая в регионе. |
|||
![]() |
г. Дальнереченск, Приморский край |
|||
![]() |
Город краевого подчинения, райцентр (Дальнереченский район). Основан: в 1894, статус города с 1917. Координаты: 45-58 с.ш., 133-47 в.д. Расположен на Уссурийской низменности на р. Большая Уссурка. Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 111 кв. км. Население: 13,9 тыс. (1939); 25,4 тыс. (1959); 33,5 тыс. (1989); 33,7 тыс. (1998); 29,1 тыс. (2006). Переименования: Иман (1894-1972). Средние температуры: январь -21, апрель +4, июль +21, октябрь +5 |
|||
8874 Экономика: АО – "Приморский Культура и музеи: Музей истории города Архитектура и достопримечательности: Церковь |
||||
История: Основан в 1894 в связи со строительством железной дороги. Город Иман (от прежнего названия р. Большая Уссурка) с 1917. В 1972 переименован в Дальнереченск. |
![]() |
г. Лесозаводск, Приморский край |
|||
![]() |
Город краевого подчинения, райцентр (Лесозаводский район). Основан: в 1938, статус города с 1938. Координаты: 45-31 с.ш., 133-23 в.д. Расположен на Уссурийской низменности, в месте пересечения р. Уссури (приток Амура). Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 72 кв. км. Население: 24,1 тыс. (1939); 32,1 тыс. (1959); 44 тыс. (1989); 46 тыс. (1998); 42 тыс. (2006). Переименования: не было. |
|||
8938 Экономика: АО "Уссурийский Архитектура и достопримечательности: К |
||||
История: Основан как город в 1938, во время прокладки вторых путей на Транссибе и сразу после закладки узловой станции Ружино. |
![]() |
г. Спасск-Дальний, Приморский край |
|||
![]() |
Город краевого подчинения, райцентр (Спасский район). Основан: в 1886, статус города с 1917. Координаты: 44-35 с.ш., 132-42 в.д. Расположен на Приханкайской низменности, в 20 км от озера Ханка. Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 47 кв. км. Население: 23,3 тыс. (1939); 39,6 тыс. (1959); 60 тыс. (1989); 58,7 тыс. (1998); 46,9 тыс. (2006). Переименования: Спасское (1886-1917), Спасск (1917-1929). |
|||
9048 Экономика: Производство Архитектура и достопримечательности: Архитектурные |
||||
История: Основан переселенцами около 1886 как село Спасское, близ которого в 1906 построена станция Евгеньевка Уссурийской железной дороги. В 1917 село преобразовано в город Спасск. В 1926 в его состав вошёл пристанционный посёлок Евгеньевка. Город Спасск-Дальний с 1929. В годы Гражданской войны в районе Спасска-Дальнего была проведена Спасская операция при освобождении Приморья от белогвардейцев и интервентов. В 1908 на базе месторождений высококачественных известняков и глин близ Евгеньевки был построен первый, в 1932-34 второй, в 1976 Новоспасский цементный заводы. |
![]() |
с. Черниговка, Приморский край |
||
Село, райцентр (Черниговский район). Находится на р. Черниговка. Поясное время: +7 от московского. |
|||
9090 км Транссиба: станция Мучная, северная сторона (с 1894). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 2001, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
![]() |
пос. Сибирцево, Приморский край |
||
Поселок городского типа (1944), Черниговский район. Поясное время: +7 от московского. |
|||
9109 км Транссиба: станция Сибирцево, северная сторона (с 1894). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1999, перем. ток. Узел железных дорог (4 направления – на Хабаровск, Уссурийск, Новокачалинск, Новочугуевку). Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
![]() |
с. Михайловка, Приморский край |
||
Село, райцентр (Михайловский район). Поясное время: +7 от московского. |
|||
9158 км Транссиба: станция Дубининский, южная сторона (с 1894). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1999, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
![]() |
г. Уссурийск, Приморский край |
|||
![]() |
Город краевого подчинения, райцентр (Уссурийский район). Основан: в 1866, статус города с 1898. Координаты: 43-53 с.ш., 131-56 в.д. Расположен в юго-восточной части Раздольно-Ханкайской низменности, в месте слияния рек Раздольная, Раковка, Комаровка. Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 173 кв. км. Население: 72 тыс. (1939); 104 тыс. (1959); 158 тыс. (1989); 157,6 тыс. (1999); 154,8 тыс. (1999). Переименования: Никольское (1866-1917), Никольск (1917-1926), Никольск-Уссурийский (1926-1935), Ворошилов (1935-1957). |
|||
9177 Экономика: Масложировой комбинат Наука, образование: Институты: Культура и музеи: 2 драматических Архитектура и достопримечательности: Средневековый |
||||
История: Основан в 1866 как село Никольское переселенцами из Астраханской и Воронежской губерний. В 1898 при слиянии села Никольское с посёлком Кетрицево (возник как пристанционный посёлок) образован город Никольск. В 1926 переименован в Никольск-Уссурийский. В 1935-57 назывался Ворошилов. |
![]() |
с. Вольно-Надеждинское, Приморский край |
||
Село, райцентр (Надеждинский район). Поясное время: +7 от московского. |
|||
9243 км Транссиба: станция Надеждинская, северная сторона (с 1893). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1962, перем. ток. Карта транспортного узла Экономика: Сельское хозяйство, дачная зона Владивостока. |
|||
![]() |
г. Владивосток |
|||
![]() |
Центр Приморского края РФ. Основан: в 1860, статус города в 1880. 5 городских районов, подчиненные поселки: Попова, Русский, Трудовое. Координаты: 43-07 с.ш., 131-53 в.д. Владивосток расположен амфитеатром на сопках южной оконечности полуострова Муравьёва-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог, вдоль восточного побережья Амурского залива Японского моря. Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 561 кв. км. Население: 206,5 тыс. (1939); 291 тыс. (1959); 633,8 тыс. (1989); 610,3 тыс. (1999); 583,7 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -14, апрель +4, июль +18, октябрь +8 |
|||
9289 км Транссиба: вокзал Владивосток, островной тип (с 1893). Дальневосточная ж-д. Электрифицирована в 1962, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Пассажирские станции в черте города: Первая Речка, Вторая Речка, Седанка, Океанская, Угольная. Конец Транссиба. Трамвай, троллейбус, фуникулер. Морской порт. Карта транспортного узла Экономика: Владивосток – важный Наука, Культура и музеи: Театры: Архитектура и достопримечательности: Океанариум. |
||||
История: Район Владивостока был исследован российскими мореплавателями в 1850-х гг. В 1860 на берегу глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой Рог командой российского парусника "Маньчжур" был основан военный пост, получивший название "Владивосток". В 1871 во Владивосток была переведена (из Николаевска-на-Амуре) главная база Сибирской военной флотилии. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопровождалось укреплением Владивостока как административного центра. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. В 1880 Владивосток (с полуостровом Муравьёв-Амурский) был выделен в особое "военное губернаторство" и признан городом. С 1888 центр Приморской области. В 1897 построена ж.д. Хабаровск – Владивосток, в 1903 открылось прямое ж.д. сообщение с Москвой по Великой Сибирской ж.д. магистрали. В 1890-х гг. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным центром экспедиций российских путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии президента Академии наук СССР) и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт. После установления советской власти в 1917 в городе неоднократно менялись правительства, высаживались военные десанты японских, американских и английский войск. В 1920-22 Владивосток – центр Дальневосточной Республики. С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края. |
![]() |
* ветка Белогорск – Благовещенск г. Благовещенск |
|||
![]() |
Центр Амурской области РФ и Благовещенского района. Основан: в 1856, статус города в 1858. Координаты: 50-17 с.ш., 127-32 в.д. Благовещенск расположен на юго-западе Зейско-Буреинской равнины, на берегу Амура, при впадении Зеи. Поясное время: +6 от московского. Площадь города: 321 кв. км. Население: 58,8 тыс. (1939); 94,7 тыс. (1959); 121 тыс. (1989); 161 тыс. (1998); 578,1 тыс. (1999). Переименования: Усть-Зейский военный пост (1856-1858). Средние температуры: январь -22, апрель +4, июль +22, октябрь +3 |
|||
108 км ветки Белогорск – Благовещенск: вокзал Благовещенск, восточная сторона (с 1914). Забайкальская ж-д. Нелектрифицирована. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Конец ветки Белогорск – Благовещенск. Троллейбус. Порты на р. Зея и р. Амур. Экономика: В городе имеются крупные Наука, Культура и музеи: Драматический театр, Архитектура и достопримечательности: Здание |
||||
История: Русское поселение Усть-Зейский военный пост возникло здесь в 1856 г., на Амуре при впадении в него р. Зея. В 1858 г. в связи с закладкой церкви во имя Благовещения пресвятой Богородицы переименован в станицу Благовещенская, в этом же году стал городом Благовещенском, центром Амурской области. Город быстро развивался, особенно после открытия золотых приисков на севере Амурской области. В начале 20 в. Благовещенск – центр металлообработки, торговли. С 1932 г. центр Амурской области в составе Хабаровского края, с 1948 г. центр самостоятельной Амурской области. |
||||
![]() |
* ветка Бурея – Райчихинск г. Райчихинск, Амурская область |
|||
![]() |
Город областного подчинения. Основан: в 1932, статус города с 1944. Подчинённый посёлок: Широкий. Координаты: 49-48 с.ш., 129-24 в.д. Расположен на юго-востоке Зейско-Буреинской равнины. Поясное время: +6 от московского. Площадь города: 393 кв. км. Население: 27,5 тыс. (1959); 27,9 тыс. (1989); 26,9 тыс. (1998); 23,5 тыс. (2006). Переименования: Райчиха (1932-1934). |
|||
40 км ветки Бурея – Райчихинск: станция Райчихинск, северная сторона. Забайкальская ж-д. Нелектрифицирована. Экономика: Уголь добывается на |
||||
История: Райчихинское месторождение бурого угля известно с конца 19 в. В 1913 г. в долине среднего течения р. Кивда была заложена первая штольня, но угля добывалось мало, т.к. основные залежи оказались южнее. Название по расположению на реке Райчиха, которая была названа по фамилии утонувшего в ней "военного нижнего чина Раева". |
||||
![]() |
* БАМ г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край |
|||
![]() |
Город краевого подчинения, райцентр (Комсомольский район). Основан: в 1860, статус города с 1932. Координаты: 50-37 с.ш., 136-59 в.д. Расположен на низменности в нижнем течении Амура, на его левом берегу. Поясное время: +7 от московского. Площадь города: 301 кв. км. Население: 71 тыс. (1939); 177 тыс. (1959); 315,3 тыс. (1989); 297,6 тыс. (1998); 273,3 тыс. (2006). Переименования: Пермское (1860-1932). |
|||
3819 км БАМа: станция Комсомольск-на-Амуре, южная сторона (с 1947). Дальневосточная ж-д. Нелектрифицирована. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Пассажирские станции в черте города: Силинка, Комсомольск-2, Комсомольск-Сортировочный (Хумми). Узел железных дорог (3 направления – на Постышево, Советскую Гавань, Волочаевку). Конец БАМа. Трамвай. Порт на р. Амур. Экономика: Судостроение (ПО "Завод Наука, образование: Культура и музеи: Драматический театр. Архитектура и достопримечательности: Близ |
||||
История: Город возник на месте села Пермское, основанного в 1860 г. крестьянами-переселенцами из Пермской губернии. В феврале 1932 г. было принято решение о строительстве здесь предприятий тяжёлой промышленности, в декабре 1932 г. село Пермское преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Это название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (около 70% строителей) были заключённые. В 1932-39 построены Амурский судостроительный, авиационный и лесозаводы. В Великую Отечественную войну завершилось строительство завода "Амурсталь". В послевоенный период возведены предприятия лёгкой и пищевой промышленности. |
||||