Главная Восточная Сибирь

Восточная Сибирь

В разделе – 20 + 11 городов и 8 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Восточной Сибири – восточнее Кузбасса и до побережья озера Байкал на востоке Иркутской области. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.
Населенные пункты: г. Боготол, г. Ачинск, пгт. Новочернореченский, пгт. Козулька, г. Красноярск, г. Уяр, г. Заозёрный, г. Канск, г. Иланский, пгт. Нижний Ингаш, пгт. Нижняя Пойма, г. Бирюсинск, г. Тайшет, г. Алзамай, г. Нижнеудинск, г. Тулун, пгт. Куйтун, г. Зима, пгт. Залари, пгт. Кутулик, г. Черемхово, г. Усолье-Сибирское, г. Ангарск, г. Иркутск, г. Шелехов, п. Култук, г. Слюдянка, г. Байкальск.
* Ветка Новокузнецк – Тайшет: г. Абакан.
* Ветка Ачинск – Тигей: г. Назарово, г. Ужур.
* Ветка Шушь – Шарыпово: г. Шарыпово.
* Ветка Ачинск – Лесосибирск: г. Лесосибирск.
* Ветка Енисей – Дивногорск: г. Дивногорск.
* Ветка Черемхово – Макарьево: г. Свирск.
* БАМ: г. Вихоревка, г. Братск, г. Железногорск-Илимский, г. Усть-Кут.

г. Боготол,
Красноярский край
Герб пока не найден Город краевого подчинения,
райцентр (Боготольский район).
Основан: в 1898, статус города с 1911.
Координаты: 56-19 с.ш., 89-37 в.д.
Расположен в северных отрогах хребта Арга.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 62 кв. км.
Население: 30,9 тыс. (1959); 27,7 тыс. (1989);
26,2 тыс. (1998); 22,7 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3846 км
Транссиба:
станция Боготол,
южная сторона (с 1898). Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована  в 1960, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Инструментальный и
вагоностроительный заводы. АО
"Боготолмолоко", пивзавод, хлебозавод,
фабрика бытовых товаров и др. В Боготольском
районе выращивают зерновые, технические (главным
образом лён), кормовые культуры. Разводят крупный
рогатый скот, свиней, птицу, кроликов. Клеточное
звероводство (лисица, песец, норка).
Месторождения бурого угля, золота, белой глины,
песка, известняка, гранита.

История:
Основан в 1883 как ж.д. станция при строительстве
железной дороги. Название от одноимённого села в
8 км от железной дороги.
г. Ачинск,
Красноярский край
Герб Ачинска Город краевого подчинения,
райцентр (Ачинский район).
Основан: в 1683, статус города с 1782.
Подчиненный поселок: Мазульский.
Координаты: 56-24 с.ш., 90-37 в.д.
Расположен на отрогах хребта Арга, на правом
берегу р. Чулым (приток Оби).
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 103 кв. км.
Население: 32,5 тыс. (1939); 50,3 тыс. (1959);
121,5 тыс. (1989); 123,3 тыс. (1998); 112,7 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3914 км
Транссиба:
станция Ачинск-1,
южная сторона (с 1898). Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел
железных дорог (4 направления – на Новосибирск,
Красноярск, Абакан, Лесосибирск).
Пассажирская станция в черте города: Ачинск-2.
Трамвай. Пристань на р. Чулым.

Экономика: АО "Ачинский глинозёмный
комбинат" (перерабатывает нефелиновые руды,
выпускает готовый глинозём, содопродукты,
цемент), АО "Ачинский нефтеперерабатывающий
завод", АО "Стройиндустрия", АО
"Стройматериалы", швейное ПО. Заводы:
деревообрабатывающий, асфальтовый,
механический, восковой, кирпичный,
электроремонтный, пивоваренный и другие. АО
"Ачинскхлебопродукт", ООО
"Мясокомбинат", АО "Ачинский молочный
завод", ООО "Кондитерская фабрика
"Ачинская". Фабрики: обувная, мебельная,
меховых изделий и др. Близ Ачинска – добыча угля
(Канско-Ачинский топливно-энергетический
комплекс). В Ачинском районе выращивают пшеницу,
рожь, овёс, ячмень, горох, овощи, картофель.
Разводят крупный рогатый скот (молочно-мясной),
свиней, птицу. Месторождения известняка,
марганца, кирпичных и тугоплавких глин,
песчано-гравийной смеси, строительного камня.

Наука,
образование:
Филиалы красноярских
институтов: цветных металлов и
инженерно-строительного.

Культура и музеи: Драматический театр.
Краеведческий музей (основан в 1887).

Архитектура и достопримечательности: Казанский
собор (1832), здание бывшей синагоги (1907), здание
бывшей женской гимназии (осн. в 1912, ныне
педучилище), бывший Дом общественного собрания
(ныне Драматический театр) и др. В 10 км от Ачинска –
Айдашинская пещера, в 2 км к востоку от Ачинска –
Ачинская палеолитическая стоянка.

История:
Основан в 1641 как Ачинский острог на р. Белый Июс.
После пожара 1683 перенесён на р. Чулым, при
впадении в неё небольшой речки Ачинка.
пос.
Новочернореченский, Красноярский край
Поселок городского типа (1949), Козульский район.
Поясное время: +4 от московского.
3954 км Транссиба:
станция Чернореченская, южная
сторона (с 1898). Красноярская ж-д.
Электрифицирована в 1959, перем. ток.

Экономика:
Предприятия железнодорожного
транспорта, сельское хозяйство.
пос. Козулька,
Красноярский край
Поселок городского типа (1962), райцентр
(Козульский район).
Поясное время: +4 от московского.
3979 км Транссиба:
станция Козулька, южная
сторона (с 1898). Красноярская ж-д.
Электрифицирована в 1959, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
г.
Красноярск
Герб Красноярска Центр Красноярского края РФ.
Основан: в 1628, статус города с 1822.
7 городских районов.
Координаты: 56-04 с.ш., 92-45 в.д.
Расположен на берегах Енисея.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 349 кв. км.
Население: 190 тыс. (1939); 412 тыс. (1959);
796,3 тыс. (1989); 877,6 тыс. (1999); 920,9 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -17, апрель +1, июль +18, октябрь +1
4098 км
Транссиба:
вокзал Красноярск,
северная сторона (с 1898). Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована в 1959, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел
железных дорог (3 направления – на Ачинск, Тайшет и
Дивногорск). Управление Красноярской ж-д.
Пассажирские станции в черте города: Бугач, Енисей,
Злобино, Базаиха,
Красноярские Столбы, Красноярск-Северный.
Трамвай, троллейбус. Строится метро. Порт на р.
Енисей.
Карта транспортного узла.

Экономика: Красноярск – важный
промышленный центр Восточной Сибири.
Машиностроение и металлообработка: ПО –
"Сибтяжмаш", "Крастяжмаш",
"Комбайнпром", "Красмашзавод", заводы –
машиностроительный, электровагоноремонтный,
лесного машиностроения, судостроительный,
радиотехнический, телевизоров и др. Химия: ПО –
"Химволокно", "Химбытприбор",
химический комбинат "Енисей", заводы –
синтетического каучука, шинный, медицинских
препаратов, резинотехнических изделий.
Металлургия: ПО – "Сибэнергоцветмет",
"Енисейзолото", заводы – металлургический,
"Сибэлектросталь", алюминиевый, цветных
металлов и др. Деревообрабатывающая
промышленность (ЦБК), стройматериалов (заводы –
цементный, индустриальных строительных
конструкций и др.). Предприятия лёгкой и пищевой
промышленности.

Наука, образование: Научный
центр Сибирского отделения РАН объединяет
институты физики, химии и химической технологии,
леса и древесины, вычислительные центры и другие
научные учреждения. В Красноярске работает
Сибирско-Дальневосточное отделение Российской
Академии художеств. Университет.
Агроуниверситет. Академия цветных металлов и
золота. Институты: искусств, коммерческий,
инженерно-строительный, медицинский,
педагогический, политехнический, Сибирский
технологический. Сибирская аэрокосмическая
академия. Факультет Новосибирского института
инженеров водного транспорта, филиал заочного
института пищевой промышленности. Высшее
командное училище ПВО.

Культура и музеи: Театры: оперы и
балета, драматический, музыкальной комедии,
юного зрителя, кукол. Большой и Малый концертные
залы, концертно-танцевальный зал, зал органной
музыки. Цирк. Филармония. 2 выставочных зала.
Музеи: краеведческий с несколькими филиалами,
культурно-исторический центр, Дом-музей В.И.
Ленина, Музей-квартира П.А. Красикова,
Музей-усадьба В.И. Сурикова, Художественный музей
имени Сурикова.

Архитектура и достопримечательности: Юго-восточная
часть Красноярска примыкает непосредственно к
заповеднику Столбы со скалами причудливой формы.
На месте бывшей Караульной вышки острога –
часовня на Караульной горе (перестроена в 1854-55).
Архитектурные памятники: Покровская церковь
(1785-95, восстановлена в 1977-78), Благовещенская
церковь (1804-12) и др. Сохранились памятники
Сибирской архитектуры: бывшие особняки купцов
Гадаловых, купца-библиофила Юдина (нач. 20 в.).

История:
Основан в 1628 воеводой А. Дубенским как
острог Красный Яр для защиты от набегов татар и
сбора ясака. Интенсивное развитие Красноярска
началось с постройки (1735-41) Московского тракта
(Ачинск – Красноярск – Канск). В 1756 близ Канска
заложен железоделательный завод купца
Власьевского. В 19 в. Красноярск – центр сибирского
казачества. С 1822 центр Енисейской губернии. В
конце 19 в. в Красноярске работали небольшие
предприятия, ж.д. мастерские, паровозное депо. В
довоенные пятилетки в Красноярске были
построены крупные предприятия – "Сибтяжмаш",
судостроительная верфь, целлюлозно-бумажный
комбинат, предприятия лёгкой промышленности,
электростанция, порт. С 1934 Красноярск – центр
Красноярского края. В годы Великой Отечественной
войны из прифронтовых районов страны в
Красноярск были эвакуированы десятки заводов.
г. Уяр,
Красноярский край
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Уярский район).
Основан: в 1760, статус города с 1944.
Координаты: 55-50 с.ш., 94-19 в.д.
Расположен в предгорьях Восточного Саяна, на р.
Уярка (бассейн Енисея).
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 52 кв. км.
Население: 21,6 тыс. (1959); 18 тыс. (1989);
16,3 тыс. (1998); 13,1 тыс. (2006).
Переименования: не было.
4229 км
Транссиба:
станция Уяр,
северная сторона (с 1899). Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована в 1959, перем. ток. Узел железных
дорог (3 направления – на Красноярск, Тайшет,
Саянскую).

Экономика: АО – "Уярочка"
(молокозавод), "Уяржелезобетон", хлебозавод,
керамический завод, лесхоз, мясокомбинат. В
Уярском районе выращивают зерновые и кормовые
культуры. Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Месторождения каолиновой глины, песка, гравия,
гранита.

Архитектура и
достопримечательности:
В Уярском районе, в
селе Ольгино – деревянная церковь (начала 20 в.).

История:
Известен с 1760, когда были построены почтовая
станция и ямская изба. Поселение разрасталось за
счёт переселенцев из Латвии, Украины, Поволжья,
Орловской губернии. К концу 19 в. в Уяре построена
железнодорожная станция (на Транссибирской
магистрали). В 1897 станция Уярская переименована в
Ольгино, в 1906 – в Клюквенную (по имени
инженера-путейца). Постепенно станция и село Уяр
слились в один населённый пункт. Город с 1944. В 1973
станция Клюквенная переименована в Уяр. В Уяре в
1922 открыт кирпичный завод, в 1926 – Клюквенский
завод огнеупоров (на базе открытых залежей
тугоплавких глин), в 1948 – цех щипки слюды, затем –
Уярская слюдяная фабрика, в 1958 построен завод
железобетонных конструкций, в 1975 –
асфальтобетонный завод.
г. Заозёрный,
Красноярский край
Герб Заозерного Город краевого подчинения,
райцентр (Рыбинский район).
Основан: в 1776, поселок городского
типа с 1934, статус города с 1948.
Подчиненные поселки: Ирша, Урал.
Координаты: 55-58 с.ш., 94-43 в.д.
Расположен у северного подножия Восточного
Саяна, на р. Барга (бассейн Енисея).
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 56 кв. км.
Население: 34,7 тыс. (1959); 15,8 тыс. (1989);
14,6 тыс. (1998); 11,5 тыс. (2006).
Переименования:
Троицко-Заозёрное (1776-1934).
4263 км
Транссиба:
станция Заозёрная,
северная сторона (с 1899). Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток.

Экономика: Заводы: радиокомпонентов,
кирпичный, хлебозавод, молочный. Мебельная,
швейная фабрики. Элеватор. Близ Заозёрного –
добыча угля (Ирша-Бородинский разрез).
Красноярская ГРЭС-2. В Рыбинском районе
выращивают рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречиху,
рапс. Разводят крупный рогатый скот, лошадей,
свиней. Месторождения слюды, золота.

История:
В 1776 основана слобода Троицко-Заозёрная, жители
которой добывали слюду. С 1864 село
Троицко-Заозёрное. В 1934 преобразован в рабочий
посёлок Заозёрный.
г. Канск,
Красноярский край
Герб Канска Город краевого подчинения,
райцентр (Канский район).
Основан: в 1640, статус города с 1782.
Координаты: 56-11 с.ш., 95-40 в.д.
Расположен в Канской лесостепи, на берегах р. Кан
(приток Енисея).
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 92 кв. км.
Население: 42,2 тыс. (1939); 73,8 тыс. (1959);
109,6 тыс. (1989); 107,5 тыс. (1998); 101,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -20, апрель +1, июль +19, октябрь 0
4344 км
Транссиба:
станция Канск-Енисейский,
северная сторона (с 1899). Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток. Пассажирские
станции в черте города: Иланка.

Экономика: Хлопчато-бумажный,
деревообрабатывающий и стройматериалов
комбинаты. Заводы: бумагоделательного
оборудования, металлоконструкций,
биохимический. Швейное ПО. Предприятия пищевой
промышленности: мельничный и мясной комбинаты,
ликёро-водочный и пивоваренный заводы.

Культура и музеи: Драматический театр.
Краеведческий музей (с 1912).

Архитектура и достопримечательности:
В Канске охраняется 14 памятников археологии.

История:
Основан в 1628 как Канский малый острожек возде
Комаровских порогов на Кане (ныне деревня
Комаровка), в 43 км ниже современного места. В 1640
острог был перенесён на нынешнее место.
Постоянное русское население появилось в 1717. С
середины 18 в. играл значительную роль в
транзитной торговле (на Московском тракте). Город
с 1782. В конце 19 в. большинство жителей Канска
занималось земледелием и скотоводством, летом
многие уходили на золотые прииски.
г. Иланский,
Красноярский край
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Иланский район).
Основан: в 1645, статус города с 1939.
Координаты: 56-15 с.ш., 96-06 в.д.
Расположен в Канской лесостепи, на р. Иланка.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 52 кв. км.
Население: 26,7 тыс. (1959); 18,4 тыс. (1989);
17,6 тыс. (1998); 16,4 тыс. (2006).
Переименования: не было.
4376 км
Транссиба:
станция Иланская,
северная сторона (с 1899). Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Завод железобетонных
изделий, швейная фабрика. Предприятия ж.д.
транспорта, лесообрабатывающие и другие. В
Иланском районе выращивают зерновые культуры.
Месторождения бурых углей (Канско-Ачинский
угольный бассейн).

Культура и музеи:
Музей локомотивного депо.

Архитектура и достопримечательности:
Парк и искусственное озеро (заложены в 1939).

История:
Основан в 1645. В 1733 через Иланский прошёл
Сибирско-Московский тракт. Развитие получил в 1894
в связи со строительством железной дороги и тем
обстоятельством, что соседний Канск устами своей
торгово-промышленной верхушки, взращенной на
золотом буме 2-й половины XIX века, отказался
размещать у себя инфраструктуру
железнодорожного транспорта (депо, мастерские).
пос. Нижний Ингаш,
Красноярский край
Поселок городского типа (1961), райцентр
(Нижнеингашский район).
Поясное время: +4 от московского.
4405 км Транссиба:
станция Ингашская, северная
сторона (с 1899). Красноярская ж-д.
Электрифицирована в 1960, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
пос. Нижняя Пойма,
Красноярский край
Поселок городского типа (1961), Нижнеингашский
район.
Поселок расположен на р. Решеты.
Поясное время: +4 от московского.
4452 км Транссиба:
станция Решоты, северная
сторона (с 1899). Красноярская ж-д.
Электрифицирована в 1960, перем. ток. Узел железных
дорог (3 направления – на Красноярск, Тайшет,
Карабулу).
Пассажирские станции в черте посёлка: Решоты (Северные).

Экономика:
Производство стройматериалов,
пищевая промышленность.
г.
Бирюсинск, Иркутская обл.
Герб Бирюсинска Город районного подчинения,
Тайшетский район.
Основан: в 1899, статус города с 1967.
Координаты: 55-59 с.ш., 97-54 в.д.
Расположен на юго-западе Бирюсинского плато, на
правом берегу р. Бирюса (бассейн Ангары).
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 23 кв. км.
Население: 13,3 тыс. (1959); 12 тыс. (1989);
11,9 тыс. (1998); 9,6 тыс. (2006).
Переименования: Суетиха (1899-1967).
4503 км
Транссиба:
станция Бирюсинск,
южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток.
Пассажирские станции в черте города: Тагул.

Экономика: Бирюсинск – промышленный
пригород Тайшета.
Лесопильно-деревообрабатывающий комбинат,
гидролизный завод (производство метилового
спирта, кормовых дрожжей и др.).

История:
Город Бирюсинск с 1967. Ранее – посёлок Суетиха.
г. Тайшет,
Иркутская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Тайшетский район).
Основан: в 1897, статус города с 1938.
Подчиненный город: Бирюсинск. Подчиненный
поселок: Юрты.
Координаты: 55-56 с.ш., 98-05 в.д.
Расположен в юго-западной части Бирюсинского
плато, на р. Бирюса.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 56 кв. км.
Население: 11.7 тыс. (1939); 33,5 тыс. (1959);
42,3 тыс. (1989); 42,7 тыс. (1998); 37,3 тыс. (2006).
Переименования: не было.
4515 км
Транссиба:
станция Тайшет,
северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел
железных дорог (4 направления – на Красноярск,
Иркутск, Абакан, Лену). Единственное место на всей
территории России, которое нельзя миновать,
двигаясь любым путем по железной дороге с запада,
из Европы и Западной Сибири на восток, в Азию и на
Дальний Восток. Пристань на р. Бирюса.
Карта транспортного узла.

Экономика: АО "Бирюсинская ЛПБ"
(пиломатериалы и др.), АО "Юртинсклес" (шпалы,
мебель). Авторемонтный и гидролизный заводы.
Пищекомбинат, маслодельный завод, мясокомбинат,
хлебозавод, фабрика швейных изделий и др. В
Тайшетском районе выращивают пшеницу, овёс,
ячмень, гречиху, горох. Разводят крупный рогатый
скот, коз, овец, свиней, лошадей. Месторождения
бурого угля, руд тантала и др.

Культура и
музеи:
в посёлке Шиткино – Дом-музей Героев
Советского Союза Зои и Александра
Космодемьянских (жили здесь в 1929-30-х гг.).

История:
Возник в 1897 как небольшое село. Удобное положение
на железной дороге, близ большой реки определило
роль Тайшета как административного и торгового
центра.
г. Алзамай,
Иркутская обл.
Герб пока не найден Город городского подчинения
(Нижнеудинск).
Основан: в 1899, статус города с 1955.
Координаты: 55-35 с.ш., 98-34 в.д. Город
расположен в Восточном Саяне, на р. Топорок
(бассейн Ангары).
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 45 кв. км.
Население: 13 тыс. (1959); 9 тыс. (1989); 8,8
тыс. (1998); 7,2 тыс. (2006).
Переименования: не было.
4586 км
Транссиба:
станция Алзамай,
северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток.

Экономика: Деревообрабатыващий
комбинат, ремонтно-механический завод и другие
предприятия. В районе Алзамая – лесозаготовки.

История:
Основан как посёлок.
г.
Нижнеудинск, Иркутская обл.
Герб Нижнеудинска Город районного подчинения,
райцентр (Нижнеудинский район).
Основан: в 1648, статус города с 1783.
Подчиненный город: Алзамай.
Координаты: 54-56 с.ш., 98-58 в.д.
Расположен у подножия отрогов Восточного Саяна,
на берегах р. Уда (бассейн Енисея).
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 98 кв. км.
Население: 10,4 тыс. (1926); 38,8 тыс. (1959);
43,7 тыс. (1989); 43,2 тыс. (1998); 38,4 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -20, апрель +1, июль +19, октябрь 0
4679 км
Транссиба:
станция Нижнеудинск,
северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Слюдяная фабрика.
Предприятия лесной промышленности и
железнодорожного транспорта. Заводы:
"Транслеспромздание" (здания контейнерного
типа), дорожно-строительных материалов.
Предприятия пищевой промышленности:
пивоваренный завод, кондитерская фабрика,
молокозавод, мясокомбинат. В Нижнеудинском
районе выращивают зерновые культуры (главным
образом на фураж), картофель, овощи и др. Молочное
и мясное скотоводство, свиноводство.
Месторождения каменного угля, золота, серебра,
цинка, свинца, марганца, молибдена, кварцита,
меди, железа и др.

Архитектура и
достопримечательности:
Никольская церковь.
В 18 км от Нижнеудинска, ниже по течению р. Уда,
находится Уковский водопад, высота 20 м. В 75 км
вверх по Уде, южнее Нижнеудинска, на высоте около
460 м над уровнем реки – Нижнеудинские пещеры.

История:
Основан в 1648 русскими казаками как Покровский
Городок. В 1649 возник острожек, с 1664 острог. Город с
1783. Долгое время Нижнеудинск был
обменно-торговым пунктом: золото, продукты
животноводства. Вывозились продовольствие,
одежда, охотничьи припасы.
г. Тулун,
Иркутская обл.
Герб Тулуна Город областного подчинения,
райцентр (Тулунский район).
Основан: во 2-ой пол. XVIII в., статус
города 1922-1924 и с 1927.
Координаты: 54-37 с.ш., 100-28 в.д.
Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на
р. Ия (бассейн Ангары).
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 135 кв. км.
Население: 28 тыс. (1939); 41,8 тыс. (1959);
52,9 тыс. (1989); 53,7 тыс. (1998); 49,4 тыс. (2006).
Переименования: не было.
4795 км
Транссиба:
станция Тулун,
северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1960, перем. ток.
Пассажирская станция в черте города: Нюра.

Экономика: Тулун – крупный центр лесной,
деревообрабатывающей и угольной промышленности
(разрезы "Азейский" и "Тулунский").
Производство стройматериалов. Заводы –
стекольный, гидролизный, авторемонтный и
электроремонтный. Предприятия пищевой
промышленности: водочный и маслодельный заводы,
кондитерская фабрика, мясокомбинат. В Тулунском
районе – месторождения песка, глины и др.

Культура
и музеи:
Историко-революционный музей.

История:
Основан во второй половине 18 в. В 19 в.
притрактовое село Тулун. В начале 20 в., после
проведения железной дороги, Тулун – значительный
торговый пункт.
пос. Куйтун,
Иркутская обл.
Поселок городского типа (1957), райцентр
(Куйтунский район).
Поясное время: +5 от московского.
4874 км Транссиба:
станция Куйтун, южная сторона
(с 1899). Восточно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1960, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Зима,
Иркутская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Зиминский район).
Основан: в 1743, статус города с 1922.
Координаты: 53-59 с.ш., 101-59 в.д. Город
расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на
р. Ока (приток Ангары), близ впадения в неё р. Зима.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 54 кв. км.
Население: 26,8 тыс. (1939); 38,5 тыс. (1959);
41,8 тыс. (1989); 36,9 тыс. (1998); 34,1 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -23, апрель +1, июль +18, октябрь -1
4934 км
Транссиба:
станция Зима,
северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1959, пост. ток; в 1960, перем. ток.
До 1995 – стык постоянного и переменного токов.
Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Предприятия
лесопильно-деревообрабатыващей промышленности.
Заводы: гидролизный, канифольно-экстракционный,
химический, железобетонных изделий, кирпичный.
Локомотивное и вагонное депо. В Зиминском районе
выращивают пшеницу, ячмень, овёс, горох, гречиху,
кукурузу на силос, рапс, сою. Разводят крупный
рогатый скот, свиней, лошадей. Птицеводство.
Месторождения песчано-гравийной смеси,
кирпичных суглинков, каменного угля, газа,
каменной соли, песка, известняка.

Культура и
музеи:
Краеведческий музей.

Архитектура и достопримечательности:
Белокаменная церковь Святого Николая Угодника
(1884, действующая). В Зиминском районе: деревянные
усадьбы в селе Буря, усадьбы 19 в. в селе Кимильтей.

История:
Основан в 1743 как село Старая Зима. В 1898 возникла
ж.д. станция при строительстве Транссибирской
ж.д. магистрали. С 1915 развивается лесная
промышленность, сложился рабочий посёлок.
пос. Залари,
Иркутская обл.
Поселок городского типа (1957), райцентр
(Заларинский район).
Поясное время: +5 от московского.
4989 км Транссиба:
станция Залари, северная
сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1959, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
пос. Кутулик,
Усть-Ордынский Бурятский округ Иркутской обл.
Поселок городского типа (1944), райцентр
(Аларский район).
Поясное время: +5 от московского.
5021 км Транссиба:
станция Кутулик, южная сторона
(с 1899). Восточно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1959, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство,
лесозаготовки.
г.
Черемхово, Иркутская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Черемховский район).
Основан: в 1772, статус города с 1917.
Подчиненный город: Свирск.
Координаты: 53-13 с.ш., 103-02 в.д. Город
расположен на Иркутско-Черемховской равнине.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 117 кв. км.
Население: 56 тыс. (1939); 121,7 тыс. (1959);
73,6 тыс. (1989); 70,5 тыс. (1998); 55,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
5055 км
Транссиба:
станция Черемхово,
южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток.
Пассажирские станции в черте города: Касьяновка,
Гришево.

Экономика: Черемхово – один из центров
добычи угля в Иркутском бассейне, которая
ведётся открытым способом (2 угольных разреза, 3
обогатительные фабрики). Заводы: тяжёлого
машиностроения, механический,
"Радиоаппаратура", "Химик",
картонно-рубероидный. Фабрики: мебельная,
нетканых материалов. Предприятия по
производству стройматериалов. Пищевая
промышленность: завод безалкогольных напитков,
мясокомбинат, хлебокомбинат. Лёгкая
промышленность: чулочная и швейная фабрики. В
Черемховском районе выращивают пшеницу, овёс,
ячмень, гречиху. Разводят крупный рогатый скот
(молочного направления). Месторождения каменного
угля, талька, доломита, глины, магнезитов.

Наука,
образование:
Филиал Иркутского
университета.

Культура и музеи: Драматический театр.

Архитектура и достопримечательности:
В Черемховском районе, в селе Голуметь –
Николаевская церковь.

История:
Основан в 1772 как село Черемхово при почтовой
станции на Московском тракте. Первая шахта по
разработке месторождений Иркутского
(Черемховского) каменноугольного бассейна
заложена в 1896. В связи с прокладкой
Транссибирской ж.д. магистрали быстро росло
число небольших шахт с рабочими посёлками при
них (к 1906 их насчитывалось 89).
г.
Усолье-Сибирское, Иркутская обл.
Герб Усолья-Сибирского Город областного подчинения,
райцентр (Усольский район).
Основан: в 1669, статус города с 1925.
Координаты: 52-50 с.ш., 103-34 в.д. Город
расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на
левом берегу Ангары.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 73 кв. км.
Население: 20 тыс. (1939); 48,5 тыс. (1959);
106,6 тыс. (1989); 104,3 тыс. (1998); 86,9 тыс. (2006).
Переименования: Усолье (1669-1940).
5118 км
Транссиба:
станция Усолье-Сибирское,
северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток.
Трамвай. Пристань на р. Ангара.

Экономика: Солевакуумный завод,
крупнейший в России, выпускающий соль
"Экстра". Предприятия химии (АО
"Усольехимпром", химфармкомбинат),
машиностроения ("Усольмаш").
Деревообрабатывающая (фанерно-спичечный
комбинат "Байкал"), лёгкая (хромовый завод,
швейная фабрика), пищевкусовая (мясокомбинат,
молокозавод, пивоваренный завод) промышленность.
Производство стройматериалов – завод
железобетонных изделий. В Усольском районе
выращивают зерновые культуры, овощи, картофель.
Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Птицеводство.

Наука, образование: Филиал
Иркутского политехнического института.

Архитектура и достопримечательности:
В селе Тельма – Казанская церковь (1816).
Археологические памятники: стоянки первобытного
человека эпох палеолита, мезолита, неолита,
железного века по берегам р. Белая. На берегу
Ангары находится одноимённый бальнеогрязевый
курорт. Санаторий (в т.ч. детский),
водогрязелечебница. В 40 км от Усолье-Сибирское, в
Усольском районе – бальнеологическая курортная
местность Новое Усолье.

История:
Возник в 1669 как село Усолье, жители которого
занимались соляным промыслом. До 1956 добыча соли
велась полукустарным способом.
г. Ангарск,
Иркутская обл.
Герб Ангарска Город областного подчинения,
райцентр (Ангарский район).
Основан: в 1948, статус города с 1951.
2 городских района, подчиненный поселок: Китой.
Координаты: 52-34 с.ш., 103-49 в.д.
Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, при
впадении р. Китой в Ангару.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 209 кв. км.
Население: 134,4 тыс. (1959); 265,8 тыс.
(1989); 266,4 тыс. (1999); 245,7 тыс. (2006).
Переименования: не было.
5145 км
Транссиба:
станция Ангарск,
северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток.
Пассажирские станции в черте города: Суховская,
Китой.
Трамвай. Порт на р. Ангара.
Карта транспортного узла.

Экономика: Ангарск – один из крупных
центров Иркутско-Черемховского промышленного
района. АО "Ангарская нефтехимическая
компания" включает свыше 10 заводов (нефть
поступает по трубопроводу из Западной Сибири).
Электролизно-химический комбинат. Производство
пластмасс. Предприятия по производству
стройматериалов. Электромеханический завод,
деревообрабатывающие предприятия, швейная и
мебельная фабрики. Мясокомбинат, птицефабрика.

Наука,
образование:
Филиал Иркутского
политехнического института.

Культура и музеи: Музей часов (свыше 700
часов). Театр "Факел".

История:
Ангарск был заложен близ посёлка Китой в 1948.
г.
Иркутск
Герб Иркутска Центр Иркутской области РФ и
Иркутского района.
Основан: в 1661, статус города в 1686.
4 городских округа.
Координаты: 52-21 с.ш., 104-11 в.д.
Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, при
впадении р. Иркут в Ангару.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 301 кв. км.
Население: 250 тыс. (1939); 366 тыс. (1959);
626,1 тыс. (1989); 592,4 тыс. (1999); 578,1 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -21, апрель +1, июль +17, октябрь 0
5185 км
Транссиба:
вокзал Иркутск-Пассажирский,
южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов. Управление
Восточно-Сибирской ж-д
.
Пассажирские станции в черте города: Батарейная, Иркутск-Сортировочный,
Военный Городок, Кая.
Трамвай, троллейбус. Порт на р. Ангара, пристань
на Иркутском вдхр.
Карта транспортного узла.

Экономика: Машиностроение – заводы:
тяжёлого машиностроения, станкостроительный,
ремонтно-механический. Выпускают дрели для
золотодобывающей и алмазной промышленности,
доменное оборудование, карданные валы, токарные
станки и др. Слюдообрабатывающая фабрика – детали
для радиоэлектронной промышленности.
Производство стройматериалов, железобетонных
изелий. Пищевая промышленность: чаеразвесочная,
макаронная фабрики, комбикормовый и мельничный
заводы. Лёгкая промышленность: 2 швейных ПО,
мебельные и обувные фирмы, трикотажная и
пимокатная фабрики, кожевенный завод.

Наука,
образование:
Иркутский научный центр
Сибирского отделения РАН включает 9 институтов, в
т. ч. Институт географии и Лимнологический
институт. Университет (с 1918, основан Колчаком),
медицинский и технический университеты.
Экономическая академия, сельскохозяйственная
академия, педагогический университет,
университет иностранных языков. Институты:
инженеров железнодорожного транспорта. Высшая
школа милиции, Высшее военное
авиационно-техническое училище имени А.Н.
Туполева. Филиалы Московского института
инженеров гражданской авиации и Московского
коммерческого университета.

Культура и музеи: Театры:
академический драматический, музыкальный, юного
зрителя, кукольный, народной драмы, Пилигримов.
Филармония и органный зал. Цирк. Музеи:
краеведческий, художественный в котором
представлены картины Репина, Айвазовского,
Сурикова и других знаменитых художников.
Мемориальный комплекс "Декабристы в
Иркутске". Музей-памятник ледокола
"Ангара". Музей истории города.

Архитектура и достопримечательности: Древнейшая
в Восточной Сибири Спасская церковь (1706-10;
колокольня 1758-62, выстроена на месте паперти,
архитектор М.И. Долгих), Богоявленский собор
(1718-31), Знаменский монастырь (основан в 1689) с
церковью Знамения (1757-62), Троицкая церковь (1763-78) и
другие. Т. н. Белый дом (бывший особняк Сибирякова,
1900-04). Близ Иркутска –
Архитектурно-этнографический музей народов
Приангарья Тальцы – один из крупнейших музеев
деревянного зодчества под открытым небом в
России. Среди его памятников: Спасская башня (1667)
и Казанская церковь (1679) Илимского острога,
усадебная сибирская деревянная застройка 19 в.;
наскальная живопись 6-3-го тысячелетия до н.э. с
Каменных островов на Ангаре. В 70 км к юго-востоку
от Иркутска, в старинном селе Листвянка (ныне
ПГТ), – деревянная Никольская церковь (1840-е гг., в
глубине Крестового распадка). К северу от
Иркутска, в селе Урик, – 2-х ярусная Спасская
церковь (1771-79); в ограде церкви – могила декабриста
Н.М. Муравьёва. К востоку от села Урик, в селе
Усть-Куда, – Казанская церковь (1804).
В 1970 г. Иркутск был включен в число заповедных
русских городов с сохранением старинной
планировки и застройки, а весной 2000 г. – первым
среди городов России в Сокровищницу Мирового
Наследия ЮНЕСКО за счет уникальной деревянной
архитектуры.
Памятник строителям
Транссибирской Магистрали
.

История:
Иркутск занимает территорию свыше 300 кв. км.
Заложен отрядом русских землепроходцев, во главе
с сыном боярским Яковым Похабовым и
первоначально представлял собой небольшую
деревянную крепость. Острог возник на высоком
незатопляемом берегу и занимал мыс, образованный
излучиной р. Ангары и устьем р. Ушаковки,
именуемой в то время Идой. Выстроенный на
"угожем месте", Иркутский острог производил
хорошее впечатление на тех, кто побывал в нем. В
1675 г. через него проехал посланник в Китай
Николай Спафарий, об Иркутске он писал: "…
острог строением хорош, а жилых казацких и
посадских дворов с 40 и больше, и место самое
хлеборобное".
Уже в 1682 г. острог становится центром воеводства,
в 1686 году был присвоен статус города и утвержден
герб, а еще через четыре года пожалована печать.
Становлению Иркутска способствовало его
выгодное географическое положение. С
присоединением к Росиии в XVII-XVIII в.в. огромной
территории до Тихого океана, город оказался в
центре многочисленных торговых путей всей
Восточной Сибири. С 1803 по 1822 г.г. Иркутск был
центром самой большой по площади территории
России за всю ее историю (исключая, конечно, ее
столицы – Москву и Санкт-Петербург) – Сибирского
генерал-губернаторства, в которое кроме всей
Восточной Сибири, входили Дальний Восток,
Чукотка и Аляска.
Большое влияние на культурное развитие города
оказали декабристы. В Иркутске останавливались
все партии ссыльных, отправлявшиеся через
Байкал. Здесь по нескольку месяцев ждали
разрешения на поездку к мужьям (декабристам)
замечательные русские женщины. Декабристов,
отбывших каторгу, селили в деревнях вокруг
Иркутска. Трубецкие и Волконские жили
впоследствии в самом городе. Во второй половине
XVIII в. город имел серьезный научный потенциал.
Здесь работал ученик М. В. Ломоносова, Э. Г.
Лаксман. Большое значение в развитии науки имел
открывшийся в Иркутске в 1851 г. Сибирский отдел
Русского географического общества. Членами его в
80-е годы были участники революционных событий в
Польше, впоследствии видные ученые России В. И.
Дыбовский, А. Л. Чекановский, И. Д. Черский, которые
занимались изучением Байкала и Лены. Здесь
работал выдающийся ученый, исследователь Сибири
В. А. Обручев. В Иркутске, впервые в Восточной
Сибири появился большой телескоп, выписанный в
1909 г. из Германии на деньги, собранные по
подписке.
г. Шелехов,
Иркутская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Шелеховский район).
Основан: 1956, статус города с 1962.
Координаты: 52-12 с.ш., 104-05 в.д.
Расположен на юге Иркутско-Черемховской равнины.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 31 кв. км.
Население: 13 тыс. (1959); 47,7 тыс. (1989);
53,4 тыс. (1998); 48,3 тыс. (2006).
Переименования: не было.
5206 км
Транссиба:
станция Гончарово,
южная сторона (с 1949). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток.
Карта транспортного узла

Экономика: Заводы: кабельный,
железобетонных изделий, "Агроремонт",
ремонтно-механический, алюминиевый,
авторемонтный, "Стройдеталь",
деревообрабатывающий, известковый. Швейная
фабрика.

История:
Возник в связи со строительством алюминиевого
завода. Город с 1962. Назван в честь российского
купца и землепроходца Г.И. Шелихова.
пос. Култук,
Иркутская обл.
Поселок, Слюдянский район.
Поясное время: +5 от московского.
5300 км Транссиба:
о/п Чертова Гора, (с 1956), станция
Култук
расположена на Кругобайкалке.
Восточно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1995 переведена
на перем. ток.
Порт на оз. Байкал.

Экономика:
Автовнештранс. Мясокомбинат.
История:
Култукский острог был поставлен отрядом Ивана
Похабова в 1647 г. Самое старое село на Байкале.
г. Слюдянка,
Иркутская обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Слюдянский район).
Основан: в 1905, статус города с 1936.
Координаты: 51-40 с.ш., 103-42 в.д. Город
расположен на южном берегу озера Байкал.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 38 кв. км.
Население: 21,4 тыс. (1959); 19,8 тыс. (1989);
21 тыс. (1998); 18,8 тыс. (2006).
Переименования: не было.
5311 км
Транссиба:
станция Слюдянка-1,
северная сторона (с 1905). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1970, перем. ток.
До 1995 – стык постоянного и переменного токов. Узел
железных дорог (3 направления – на Иркутск,
Улан-Удэ, Байкал).
Пассажирские станции в черте города: Слюдянка-2.

Экономика: Предприятия
железнодорожного транспорта. Добыча и частичная
переработка слюды-флогопита. Добыча мрамора.
Производство цементного сырья и
стройматериалов. Рыбоконсервный завод.

Культура
и музеи:
Первый в стране частный музей
минералов.

История:
Слюдянка сформировалась благодаря
строительству Кругобайкальской железной дороги
в 1902-1904 гг. В 1905 г. открыто локомотивное депо.
г. Байкальск,
Иркутская обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
Слюдянский район.
Основан: в 1961, поселок городского
типа с 1961, статус города с 1966.
Координаты: 51-32 с.ш., 104-02 в.д. Город
расположен на южном берегу озера Байкал.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 52 кв. км.
Население: 1,2 тыс. (1959); 16,4 тыс. (1989);
17,2 тыс. (1998); 15,4 тыс. (2006).
Переименования: не было.
5346 км
Транссиба:
о/п
Байкальск-Пассажирский
,
южная сторона (с 1965). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1970, перем. ток.

Экономика: Байкальский
целлюлозно-бумажный комбинат
. Горнолыжная
трасса.

История:
Возник в 1961 как посёлок в связи со строительством
целлюлозно-бумажного комбината.
* ветка
Новокузнецк – Тайшет
г. Абакан
Герб Абакана Центр республки Хакасия в
составе РФ.
Основан: в 1675, посёлок городского
типа с 1925, статус города с 1931.
Координаты: 53-43 с.ш., 91-25 в.д.
Расположен в центральной части Минусинской
котловины, на левом берегу Енисея, у впадения в
него р. Абакан.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 112 кв. км.
Население: 36,7 тыс. (1939); 56 тыс. (1959);
154,1 тыс. (1989); 167,6 тыс. (1998); 164 тыс. (2006).
Переименования: Усть-Абаканское
(до 1925), Хакасск (1925-1931).
Средние температуры:
январь -18, июль +19
388 км
ветки Новокузнецк – Тайшет:
станция Абакан, северная
сторона (c 1916). Красноярская ж-д.
Электрифицирована, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирская станция в черте города: Подсиний.
Троллейбус. Порт на р. Абакан.

Экономика: ПО "Абаканвагонмаш".
Заводы: опытно-механический, сталелитейный,
контейнерный, экспериментально-механический и
др. Предприятия лёгкой и пищевой промышленности
(трикотажная, швейная, обувная фабрики,
мясокомбинат, маслосыродельный комбинат,
кондитерская фабрика, пивзавод, мебельная
фабрика). Производство стройматериалов. Абакан –
центр сельскохозяйственного района.

Наука,
образование:
Хакасский НИИ языка, истории и
литературы. Хакасский государственный
университет. Политехнический институт.

Культура и музеи: Театры:
драматические – русский и хакасский, кукольный.
Краеведческий музей. Выставочный зал.

Архитектура и достопримечательности: Сады,
скверы, бульвары занимают 1/3 площади города. В
центре – старая часть бывшего села
Усть-Абаканское, с которым впоследствии слилась
станция Абакан (1925) и пристанционный посёлок.

История:
В 1675 близ устья р. Абакан построен Абаканский
острог (Абаканск), положивший начало освоению
Минусинской котловины. В 1780-х гг. возникло село
Усть-Абаканское; название по расположению в
устье р. Абакан.
* ветка
Ачинск – Тигей
г. Назарово, Красноярский край
Герб Назарово Город краевого подчинения,
райцентр (Назаровский район).
Основан: в 1700, поселок городского
типа с 1946, статус города с 1961.
Координаты: 56-00 с.ш., 90-23 в.д.
Расположен в Назаровской котловине, на левом
берегу р. Чулым
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 79 кв. км.
Население: 29,7 тыс. (1959); 64,4 тыс. (1989);
64,0 тыс. (1998); 54,3 тыс. (2006).
Переименования: не было.
53 км
ветки Ачинск – Тигей:
станция Назарово,
восточная сторона. Красноярская
ж-д
.
Электрифицирована, перем. ток.

Экономика: Заводы:
сельскохозяйственного машиностроения,
металлоконструкций, железобетонных конструкций,
крупнопанельного домостроения,
теплоизоляционных изделий и конструкций.
Элеватор, молочно-консервный комбинат. Мебельная
фабрика. ГРЭС. Добыча угля. В Назаровском районе
выращивают пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу,
гречиху, картофель, овощи. Разводят крупный
рогатый скот, свиней. Птицеводство.

Культура
и музеи:
Краеведческий музей.

История:
Название по фамилии Назаров. В 1888 г. близ села
были обнаружены залежи бурого угля.
* ветка Ачинск –
Тигей
г. Ужур, Красноярский край
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Ужурский район).
Основан: в 1760, статус города с 1953.
Координаты: 55-19 с.ш., 89-49 в.д.
Расположен между Солгонским кряжем и западными
отрогами Кузнецкого Алатау, на реках Ужурка и
Чернавка.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 20 кв. км.
Население: 23,5 тыс. (1959); 28,4 тыс. (1989);
20,3 тыс. (1998); 16,2 тыс. (2006).
Переименования: не было.
154 км
ветки Ачинск – Тигей:
станция Ужур, западная
сторона (c 1916). Красноярская ж-д.
Неэлектрифицирована. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов.

Экономика: Предприятия пищевой
промышленности: мясокомбинат, рыбозавод,
маслодельный завод, хлебозавод, пищекомбинат.
Кирпичный и ремонтный заводы. Швейный и
пимокатный цехи. В Ужурском районе выращивают
пшеницу, овёс, ячмень, картофель. Разводят
крупный рогатый скот, свиней, овец (тонкорунных).
Месторождения базальта, гипса, известняка,
огнеупорной глины.

Культура и музеи:
Краеведческий музей.

История:
Основан в 1760 г. как село (улус) хакасов Ужурское;
название по расположению на р. Ужур. Гидроним из
монгольского, бурятского ужур "устье реки".
С 1822 г. центр Ужурской волости Ачинского уезда
Енисейской губернии.
* ветка Шушь –
Шарыпово
г. Шарыпово, Красноярский край
Герб Шарыпово Город краевого подчинения,
райцентр (Шарыповский район).
Основан: во 2-й половине XVIII в.,
статус города с 1981.
Координаты: 55-32 с.ш., 89-12 в.д.
Расположен в предгорьях Кузнецкого Алатау, на р.
Береш.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 30 кв. км.
Население: 6 тыс. (1979); 39,8 тыс. (1989);
43,7 тыс. (1998); 38,9 тыс. (2006).
Переименования: Шарыпово (до 1985),
Черненко (1985-1988).
64 км
ветки Шушь – Шарыпово:
станция
Шарыпово
,
северная сторона (c 1961). Красноярская
ж-д
.
Неэлектрифицирована.

Экономика: Берёзовская ГРЭС-I и
Берёзовский угольный разрез (в 19 км к северу от
Шарыпово). Швейная и трикотажная фабрики,
домостроительный комбинат и другие предприятия.
В окрестностях города выращивают зерновые и
кормовые культуры. Разводят крупный рогатый скот
(молочно-мясное направление), овец, свиней.
Месторождения бурого угля, нефелиновых руд и др.

Наука,
образование:
Филиал Красноярского
инженерно-строительного института.

Культура и музеи:
Историко-краеведческий музей. Театр.

Архитектура и достопримечательности: Археологические
памятники: стоянки, могильники, курганы и др.

* ветка
Ачинск – Лесосибирск
г. Лесосибирск, Красноярский край
Герб Лесосибирска Город краевого подчинения.
Основан: в 1975, статус города с 1975.
Координаты: 58-14 с.ш., 92-29 в.д.
Расположен на юго-западе Заангарского плато, на
левом берегу Енисея, близ устья Ангары.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 277 кв. км.
Население: 38,6 тыс. (1979); 68,3 тыс. (1989);
69,3 тыс. (1998); 64,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
274 км
ветки Ачинск – Лесосибирск:
станция Лесосибирск-1,
восточная сторона (c 1976). Красноярская
ж-д
.
Неэлектрифицирована. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов.
Конец ветки Ачинск – Лесосибирск.
Порт на р. Енисей.

Экономика: Лесосибирск – крупный центр
по переработке леса. Ведущие отрасли
промышленности Лесосибирска – лесная и
лесохимическая. Заводы: мачтопропиточный,
канифольно-экстракционный. Комбинаты:
лесоперевалочный, деревообрабатывающие и др.

Наука,
образование:
Педагогический институт
(филиал Красноярского университета). Филиал
Сибирского технологического института.

Культура и музеи: Музей леса и
древесины.

История:
На месте Лесосибирска с 1640 г. существовала
деревня Маклаков Луг (название по фамилии
основателя). В 19 в. село Маклаково – центр волости.
В 1915-17 гг. работал небольшой лесопильный завод.
После Великой Отечественной войны в районе
Маклаково построены крупные лесопильные заводы
по переработке ангарской сосны в пиломатериалы
на экспорт, возведены рабочие посёлки
Новомаклаково и Новоенисейск. В 1975 г. из посёлков
Маклаково и Новомаклаково образован город
Лесосибирск. В 1989 г. в состав Лесосибирска
включён рабочий посёлок Новоенисейск.
* ветка
Енисей – Дивногорск
г. Дивногорск, Красноярский край
Герб Дивногорска Город краевого подчинения.
Основан: в 1957, поселок городского
типа с 1957, статус города с 1963.
Координаты: 55-57 с.ш., 92-24 в.д.
Расположен в отрогах Восточного Саяна, на правом
берегу Енисея.
Поясное время: +4 от московского.
Площадь города: 48 кв. км.
Население: 7 тыс. (1959); 29,9 тыс. (1989);
29,7 тыс. (1998); 30,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
31 км
ветки Енисей – Дивногорск:
станция Дивногорск, южная
сторона (c 1970). Красноярская ж-д.
Электрифицирована, перем. ток. Конец ветки Енисей
– Дивногорск.
Пристань на р. Енисей.

Экономика: Заводы: низковольтной
аппаратуры, железобетонных изделий,
ремонтно-механический, деревообрабатывающий;
Красноярская ГЭС.

Наука, образование: Институт
повышения квалификации работников лесного
хозяйства.

Культура и музеи: Музей истории
строительства Красноярской ГЭС и города.

Архитектура и достопримечательности: Близ
Дивногорска – памятники природы: скала
"Монах", Филаретов ручей, отдельные скалы
заповедника Столбы.

История:
На берегу Енисея, при устье Филаретова ручья (по
имени отшельника Филарета) исстари существовал
небольшой мужской монастырь или скит –
"пустынь, обитель отшельников". Со временем
монастырь превратился в посёлок Скит. В 1888 г. на
месте современного Дивногорска иеромонахом
Филаретом был основан Красноярский Знаменский
мужской скит (закрыт в 1920). Посёлок строителей
Красноярской ГЭС, возник на берегу Енисея, почти
вплотную к ГЭС. В 1957 г. оба посёлка слились в под
общим названием Дивногорск. Название получил от
Дивных гор, расположенных на противоположном,
левом берегу Енисея.
* ветка
Черемхово – Макарьево
г. Свирск, Иркутская обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
Черемховский район.
Основан: статус города с 1949.
Координаты: 53-06 с.ш., 103-14 в.д.
Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на
левом берегу Братского вдхр. (р. Ангара).
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 25 кв. км.
Население: 21,2 тыс. (1959); 19,2 тыс. (1989);
19,3 тыс. (1998); 14,7 тыс. (2006).
Переименования: не было.
21 км
ветки Черехмово – Макарьево:
станция Макарьево
(с середины 1990-х – не пассажирская), южная сторона. Восточно-Сибирская ж-д.
Неэлектрифицирована. Конец ветки Черемхово –
Макарьево.
Порт на Братском вдхр. (р. Ангара).

Экономика: Заводы:
"Автоспецоборудование",
"Востсибэлемент" (выпускает аккумуляторы),
по ремонту горного оборудования.

* БАМ
г. Вихоревка, Иркутская обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
Братский район.
Основан: в 1957, статус города с 1966.
Координаты: 56-13 с.ш., 101-03 в.д.
Расположен в центральной части Ангарского кряжа,
на левом берегу р. Вихоревка (приток Ангары).
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 15 кв. км.
Население: 10,8 тыс. (1959); 23,8 тыс. (1989);
24,7 тыс. (1996); 24,8 тыс. (2006).
Переименования: не было.
269 км
БАМа:
станция Вихоревка,
северная сторона (с 1958). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1964, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Лесозаготовительный
комбинат, предприятия ж.д. транспорта.

История:
Возник в 1957 в связи со строительством железной
дороги Тайшет – Братск как рабочий посёлок при
станции Вихоревка (открыта в 1958). Станция названа
по расположению на р. Вихорева, которая носит имя
стрелецкого сотника Вихора Савина, убитого
тунгусами на этой реке в 1630.
* БАМ
г. Братск, Иркутская обл.
Герб Братска Город областного подчинения,
райцентр (Братский район).
Основан: в 1955, статус города с 1955.
Координаты: 56-10 с.ш., 101-17 в.д.
Расположен в центральной части Ангарского кряжа,
на берегу Братского водохранилища.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 428 кв. км.
Население: 43 тыс. (1959); 255,7 тыс. (1989);
253,6 тыс. (1998); 254,9 тыс. (2006).
Переименования: не было.
339 км
БАМа:
вокзал Гидростроитель,
северная сторона (с 1967). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1967, перем. ток. 2 железных
дороги в черте города: основной ход БАМа и обход
через Братск.
Пассажирские станции в черте города: Анзёби (пассажирская станция
центральной части города), Падунские Пороги,
Багульная-2, Братск, Тепловая.

Троллейбус. Порт на Братском вдхр.
Карта транспортного узла.

Экономика: Братский лесопромышленный
комплекс. Заводы: алюминиевый,
"Сибтепломаш". Комплекс предприятий
"Братскгэсстроя". Предприятия пищевой
промышленности (мясокомбинат, молочный завод,
птицефабрика, пивоваренный завод и др.). В
Братском районе выращивают зерновые и кормовые
культуры, картофель, овощи. Молочное
скотоводство.

Наука, образование: НИИ
целлюлозы и картона. Индустриальный институт.

Культура и музеи: Театры:
драматический, кукольный. Музеи: этнографический
под открытым небом – "Ангарская деревня",
историко-краеведческий и политической ссылки.

Архитектура и достопримечательности: Состоит
из нескольких районов, удалённых друг от друга на
десятки километров.

История:
Возник в 1955 в связи со строительством Братской
ГЭС севернее посёлка Братск (основан как острог в
1631 в устье р. Ока), затопленного водами Братского
водохранилища. Название Братского острога от
переосмысленного русскими этнонима буряты в
браты – "братья". С утратой военного значения
острог превращается в село Братско-Острожное,
иногда просто Братское, позже Братск. В связи с
сооружением Братского водохранилища село Братск
было перенесено на новое место и в 1951
преобразовано в рабочий посёлок. В 1955 он
объединён с рядом других русских посёлков в
город Братск.
* БАМ
г. Железногорск-Илимский, Иркутская обл.
Герб Железногорска-Илимского Город районного подчинения,
райцентр (Нижнеилимский район).
Основан: в 1948, статус города с 1965.
Координаты: 56-39 с.ш., 104-04 в.д.
Расположен на северо-востоке Лено-Ангарского
плато, в 16 км от р. Илим.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 27 кв. км.
Население: 2 тыс. (1959); 32,3 тыс. (1989);
33,2 тыс. (1998); 27,2 тыс. (2006).
Переименования: Коршуниха (1948-1965).
552 км
БАМа:
станция Коршуниха-Ангарская,
северная сторона (с 1958). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1966, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Коршуновский
горно-обогатительный комбинат. Пищевые
предприятия. В Нижнеилимском районе выращивают
картофель, овощи. Разводят крупный рогатый скот,
свиней. Месторождения железной руды, кварцевых
песков.

Наука, образование: Филиал
Братского индустриального института.

Культура и музеи: Музеи:
историко-художественный имени М.К. Янгеля
(родился в деревне Зыряновка),
историко-литературный имени А.Н. Радищева
(отбывал ссылку в Илимском остроге).

История:
Возник (1948 или 17 в. ???) как посёлок Коршуниха при
месторождении железной руды у горы Железная.
Название посёлка по расположению на р. Коршуниха
(правый приток Илима), а река называется по имени
открывателя месторождения, русского рудознатца
Шестака Коршунова, 17 в. В 1950-х гг. в связи с началом
современной добычи руды получает статус
рабочего посёлка и название Железногорск. В 1965 г.
он преобразуется в город с названием
Железногорск-Илимский; определение указывает на
положение города при р. Илим и дано для отличия
его от города Железногорск (Курская область). В 1965
введён в эксплуатацию Коршуновский
горно-обогатительный комбинат.
* БАМ
г. Усть-Кут, Иркутская обл.
Герб Усть-Кута Город областного подчинения,
райцентр (Усть-Кутский район).
Основан: в 1631, статус города с 1954.
Координаты: 56-46 с.ш., 105-40 в.д.
Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у
впадения р. Кута в Лену.
Поясное время: +5 от московского.
Площадь города: 56 кв. км.
Население: 21,3 тыс. (1959); 61,1 тыс. (1989);
59,6 тыс. (1998); 46,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -25, июль +17
720 км
БАМа:
вокзал Лена,
южная сторона (с 1958). Восточно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1975, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирские станции в черте города: Якурим,
Лена-Восточная.
Порт "Осетрово" на р. Лена.

Экономика: Судоверфь, предприятия
лесной промышленности, молочный завод.

Наука,
образование:
Речное училище.

Культура и музеи: Краеведческий музей.

Архитектура и достопримечательности: В
3 км от Усть-Кута находится одноимённый
бальнеогрязевый курорт. Санаторий,
водогрязелчебница. Минеральные источники
открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П.
Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908.
Курорт основан в 1925.

История:
В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом
Иваном Галкиным основали близ устья р. Кута
Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с
характером долины реки: эвенкийское кута –
"торфяное болото, топкое место, трясина". В
середине 17 в. острог, утратив своё военное
значение, стал важной пристанью, где
сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и
Верхней Лены. Город Усть-Кут с 1954 г. Образован
слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово.