Восточная Сибирь
В разделе – 20 + 11 городов и 8 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Восточной Сибири – восточнее Кузбасса и до побережья озера Байкал на востоке Иркутской области. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.
Населенные пункты: г. Боготол, г. Ачинск, пгт. Новочернореченский, пгт. Козулька, г. Красноярск, г. Уяр, г. Заозёрный, г. Канск, г. Иланский, пгт. Нижний Ингаш, пгт. Нижняя Пойма, г. Бирюсинск, г. Тайшет, г. Алзамай, г. Нижнеудинск, г. Тулун, пгт. Куйтун, г. Зима, пгт. Залари, пгт. Кутулик, г. Черемхово, г. Усолье-Сибирское, г. Ангарск, г. Иркутск, г. Шелехов, п. Култук, г. Слюдянка, г. Байкальск.
* Ветка Новокузнецк – Тайшет: г. Абакан.
* Ветка Ачинск – Тигей: г. Назарово, г. Ужур.
* Ветка Шушь – Шарыпово: г. Шарыпово.
* Ветка Ачинск – Лесосибирск: г. Лесосибирск.
* Ветка Енисей – Дивногорск: г. Дивногорск.
* Ветка Черемхово – Макарьево: г. Свирск.
* БАМ: г. Вихоревка, г. Братск, г. Железногорск-Илимский, г. Усть-Кут.
г. Боготол, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения, райцентр (Боготольский район). Основан: в 1898, статус города с 1911. Координаты: 56-19 с.ш., 89-37 в.д. Расположен в северных отрогах хребта Арга. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 62 кв. км. Население: 30,9 тыс. (1959); 27,7 тыс. (1989); 26,2 тыс. (1998); 22,7 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3846 км Транссиба: станция Боготол, южная сторона (с 1898). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Инструментальный и |
||||
История: Основан в 1883 как ж.д. станция при строительстве железной дороги. Название от одноимённого села в 8 км от железной дороги. |
г. Ачинск, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения, райцентр (Ачинский район). Основан: в 1683, статус города с 1782. Подчиненный поселок: Мазульский. Координаты: 56-24 с.ш., 90-37 в.д. Расположен на отрогах хребта Арга, на правом берегу р. Чулым (приток Оби). Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 103 кв. км. Население: 32,5 тыс. (1939); 50,3 тыс. (1959); 121,5 тыс. (1989); 123,3 тыс. (1998); 112,7 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3914 км Транссиба: станция Ачинск-1, южная сторона (с 1898). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел железных дорог (4 направления – на Новосибирск, Красноярск, Абакан, Лесосибирск). Пассажирская станция в черте города: Ачинск-2. Трамвай. Пристань на р. Чулым. Экономика: АО "Ачинский глинозёмный Наука, Культура и музеи: Драматический театр. Архитектура и достопримечательности: Казанский |
||||
История: Основан в 1641 как Ачинский острог на р. Белый Июс. После пожара 1683 перенесён на р. Чулым, при впадении в неё небольшой речки Ачинка. |
пос. Новочернореченский, Красноярский край |
|||
Поселок городского типа (1949), Козульский район. Поясное время: +4 от московского. |
|||
3954 км Транссиба: станция Чернореченская, южная сторона (с 1898). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1959, перем. ток. Экономика: Предприятия железнодорожного транспорта, сельское хозяйство. |
|||
пос. Козулька, Красноярский край |
|||
Поселок городского типа (1962), райцентр (Козульский район). Поясное время: +4 от московского. |
|||
3979 км Транссиба: станция Козулька, южная сторона (с 1898). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1959, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
г. Красноярск |
||||
Центр Красноярского края РФ. Основан: в 1628, статус города с 1822. 7 городских районов. Координаты: 56-04 с.ш., 92-45 в.д. Расположен на берегах Енисея. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 349 кв. км. Население: 190 тыс. (1939); 412 тыс. (1959); 796,3 тыс. (1989); 877,6 тыс. (1999); 920,9 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -17, апрель +1, июль +18, октябрь +1 |
||||
4098 км Транссиба: вокзал Красноярск, северная сторона (с 1898). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1959, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел железных дорог (3 направления – на Ачинск, Тайшет и Дивногорск). Управление Красноярской ж-д. Пассажирские станции в черте города: Бугач, Енисей, Злобино, Базаиха, Красноярские Столбы, Красноярск-Северный. Трамвай, троллейбус. Строится метро. Порт на р. Енисей. Карта транспортного узла. Экономика: Красноярск – важный Наука, образование: Научный Культура и музеи: Театры: оперы и Архитектура и достопримечательности: Юго-восточная |
||||
История: Основан в 1628 воеводой А. Дубенским как острог Красный Яр для защиты от набегов татар и сбора ясака. Интенсивное развитие Красноярска началось с постройки (1735-41) Московского тракта (Ачинск – Красноярск – Канск). В 1756 близ Канска заложен железоделательный завод купца Власьевского. В 19 в. Красноярск – центр сибирского казачества. С 1822 центр Енисейской губернии. В конце 19 в. в Красноярске работали небольшие предприятия, ж.д. мастерские, паровозное депо. В довоенные пятилетки в Красноярске были построены крупные предприятия – "Сибтяжмаш", судостроительная верфь, целлюлозно-бумажный комбинат, предприятия лёгкой промышленности, электростанция, порт. С 1934 Красноярск – центр Красноярского края. В годы Великой Отечественной войны из прифронтовых районов страны в Красноярск были эвакуированы десятки заводов. |
г. Уяр, Красноярский край |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Уярский район). Основан: в 1760, статус города с 1944. Координаты: 55-50 с.ш., 94-19 в.д. Расположен в предгорьях Восточного Саяна, на р. Уярка (бассейн Енисея). Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 52 кв. км. Население: 21,6 тыс. (1959); 18 тыс. (1989); 16,3 тыс. (1998); 13,1 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
4229 км Транссиба: станция Уяр, северная сторона (с 1899). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1959, перем. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Красноярск, Тайшет, Саянскую). Экономика: АО – "Уярочка" Архитектура и |
||||
История: Известен с 1760, когда были построены почтовая станция и ямская изба. Поселение разрасталось за счёт переселенцев из Латвии, Украины, Поволжья, Орловской губернии. К концу 19 в. в Уяре построена железнодорожная станция (на Транссибирской магистрали). В 1897 станция Уярская переименована в Ольгино, в 1906 – в Клюквенную (по имени инженера-путейца). Постепенно станция и село Уяр слились в один населённый пункт. Город с 1944. В 1973 станция Клюквенная переименована в Уяр. В Уяре в 1922 открыт кирпичный завод, в 1926 – Клюквенский завод огнеупоров (на базе открытых залежей тугоплавких глин), в 1948 – цех щипки слюды, затем – Уярская слюдяная фабрика, в 1958 построен завод железобетонных конструкций, в 1975 – асфальтобетонный завод. |
||||
г. Заозёрный, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения, райцентр (Рыбинский район). Основан: в 1776, поселок городского типа с 1934, статус города с 1948. Подчиненные поселки: Ирша, Урал. Координаты: 55-58 с.ш., 94-43 в.д. Расположен у северного подножия Восточного Саяна, на р. Барга (бассейн Енисея). Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 56 кв. км. Население: 34,7 тыс. (1959); 15,8 тыс. (1989); 14,6 тыс. (1998); 11,5 тыс. (2006). Переименования: Троицко-Заозёрное (1776-1934). |
||||
4263 км Транссиба: станция Заозёрная, северная сторона (с 1899). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Экономика: Заводы: радиокомпонентов, |
||||
История: В 1776 основана слобода Троицко-Заозёрная, жители которой добывали слюду. С 1864 село Троицко-Заозёрное. В 1934 преобразован в рабочий посёлок Заозёрный. |
||||
г. Канск, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения, райцентр (Канский район). Основан: в 1640, статус города с 1782. Координаты: 56-11 с.ш., 95-40 в.д. Расположен в Канской лесостепи, на берегах р. Кан (приток Енисея). Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 92 кв. км. Население: 42,2 тыс. (1939); 73,8 тыс. (1959); 109,6 тыс. (1989); 107,5 тыс. (1998); 101,6 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -20, апрель +1, июль +19, октябрь 0 |
||||
4344 км Транссиба: станция Канск-Енисейский, северная сторона (с 1899). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Пассажирские станции в черте города: Иланка. Экономика: Хлопчато-бумажный, Культура и музеи: Драматический театр. Архитектура и достопримечательности: |
||||
История: Основан в 1628 как Канский малый острожек возде Комаровских порогов на Кане (ныне деревня Комаровка), в 43 км ниже современного места. В 1640 острог был перенесён на нынешнее место. Постоянное русское население появилось в 1717. С середины 18 в. играл значительную роль в транзитной торговле (на Московском тракте). Город с 1782. В конце 19 в. большинство жителей Канска занималось земледелием и скотоводством, летом многие уходили на золотые прииски. |
||||
г. Иланский, Красноярский край |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Иланский район). Основан: в 1645, статус города с 1939. Координаты: 56-15 с.ш., 96-06 в.д. Расположен в Канской лесостепи, на р. Иланка. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 52 кв. км. Население: 26,7 тыс. (1959); 18,4 тыс. (1989); 17,6 тыс. (1998); 16,4 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
4376 км Транссиба: станция Иланская, северная сторона (с 1899). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Завод железобетонных Культура и музеи: Архитектура и достопримечательности: |
||||
История: Основан в 1645. В 1733 через Иланский прошёл Сибирско-Московский тракт. Развитие получил в 1894 в связи со строительством железной дороги и тем обстоятельством, что соседний Канск устами своей торгово-промышленной верхушки, взращенной на золотом буме 2-й половины XIX века, отказался размещать у себя инфраструктуру железнодорожного транспорта (депо, мастерские). |
||||
пос. Нижний Ингаш, Красноярский край |
|||
Поселок городского типа (1961), райцентр (Нижнеингашский район). Поясное время: +4 от московского. |
|||
4405 км Транссиба: станция Ингашская, северная сторона (с 1899). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
пос. Нижняя Пойма, Красноярский край |
|||
Поселок городского типа (1961), Нижнеингашский район. Поселок расположен на р. Решеты. Поясное время: +4 от московского. |
|||
4452 км Транссиба: станция Решоты, северная сторона (с 1899). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Красноярск, Тайшет, Карабулу). Пассажирские станции в черте посёлка: Решоты (Северные). Экономика: Производство стройматериалов, пищевая промышленность. |
|||
г. Бирюсинск, Иркутская обл. |
||||
Город районного подчинения, Тайшетский район. Основан: в 1899, статус города с 1967. Координаты: 55-59 с.ш., 97-54 в.д. Расположен на юго-западе Бирюсинского плато, на правом берегу р. Бирюса (бассейн Ангары). Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 23 кв. км. Население: 13,3 тыс. (1959); 12 тыс. (1989); 11,9 тыс. (1998); 9,6 тыс. (2006). Переименования: Суетиха (1899-1967). |
||||
4503 км Транссиба: станция Бирюсинск, южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Пассажирские станции в черте города: Тагул. Экономика: Бирюсинск – промышленный |
||||
История: Город Бирюсинск с 1967. Ранее – посёлок Суетиха. |
||||
г. Тайшет, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Тайшетский район). Основан: в 1897, статус города с 1938. Подчиненный город: Бирюсинск. Подчиненный поселок: Юрты. Координаты: 55-56 с.ш., 98-05 в.д. Расположен в юго-западной части Бирюсинского плато, на р. Бирюса. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 56 кв. км. Население: 11.7 тыс. (1939); 33,5 тыс. (1959); 42,3 тыс. (1989); 42,7 тыс. (1998); 37,3 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
4515 км Транссиба: станция Тайшет, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел железных дорог (4 направления – на Красноярск, Иркутск, Абакан, Лену). Единственное место на всей территории России, которое нельзя миновать, двигаясь любым путем по железной дороге с запада, из Европы и Западной Сибири на восток, в Азию и на Дальний Восток. Пристань на р. Бирюса. Карта транспортного узла. Экономика: АО "Бирюсинская ЛПБ" Культура и |
||||
История: Возник в 1897 как небольшое село. Удобное положение на железной дороге, близ большой реки определило роль Тайшета как административного и торгового центра. |
||||
г. Алзамай, Иркутская обл. |
||||
Город городского подчинения (Нижнеудинск). Основан: в 1899, статус города с 1955. Координаты: 55-35 с.ш., 98-34 в.д. Город расположен в Восточном Саяне, на р. Топорок (бассейн Ангары). Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 45 кв. км. Население: 13 тыс. (1959); 9 тыс. (1989); 8,8 тыс. (1998); 7,2 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
4586 км Транссиба: станция Алзамай, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Экономика: Деревообрабатыващий |
||||
История: Основан как посёлок. |
||||
г. Нижнеудинск, Иркутская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Нижнеудинский район). Основан: в 1648, статус города с 1783. Подчиненный город: Алзамай. Координаты: 54-56 с.ш., 98-58 в.д. Расположен у подножия отрогов Восточного Саяна, на берегах р. Уда (бассейн Енисея). Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 98 кв. км. Население: 10,4 тыс. (1926); 38,8 тыс. (1959); 43,7 тыс. (1989); 43,2 тыс. (1998); 38,4 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -20, апрель +1, июль +19, октябрь 0 |
||||
4679 км Транссиба: станция Нижнеудинск, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Слюдяная фабрика. Архитектура и |
||||
История: Основан в 1648 русскими казаками как Покровский Городок. В 1649 возник острожек, с 1664 острог. Город с 1783. Долгое время Нижнеудинск был обменно-торговым пунктом: золото, продукты животноводства. Вывозились продовольствие, одежда, охотничьи припасы. |
||||
г. Тулун, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Тулунский район). Основан: во 2-ой пол. XVIII в., статус города 1922-1924 и с 1927. Координаты: 54-37 с.ш., 100-28 в.д. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на р. Ия (бассейн Ангары). Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 135 кв. км. Население: 28 тыс. (1939); 41,8 тыс. (1959); 52,9 тыс. (1989); 53,7 тыс. (1998); 49,4 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
4795 км Транссиба: станция Тулун, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Пассажирская станция в черте города: Нюра. Экономика: Тулун – крупный центр лесной, Культура |
||||
История: Основан во второй половине 18 в. В 19 в. притрактовое село Тулун. В начале 20 в., после проведения железной дороги, Тулун – значительный торговый пункт. |
||||
пос. Куйтун, Иркутская обл. |
|||
Поселок городского типа (1957), райцентр (Куйтунский район). Поясное время: +5 от московского. |
|||
4874 км Транссиба: станция Куйтун, южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Зима, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Зиминский район). Основан: в 1743, статус города с 1922. Координаты: 53-59 с.ш., 101-59 в.д. Город расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на р. Ока (приток Ангары), близ впадения в неё р. Зима. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 54 кв. км. Население: 26,8 тыс. (1939); 38,5 тыс. (1959); 41,8 тыс. (1989); 36,9 тыс. (1998); 34,1 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -23, апрель +1, июль +18, октябрь -1 |
||||
4934 км Транссиба: станция Зима, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1959, пост. ток; в 1960, перем. ток. До 1995 – стык постоянного и переменного токов. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Предприятия Культура и Архитектура и достопримечательности: |
||||
История: Основан в 1743 как село Старая Зима. В 1898 возникла ж.д. станция при строительстве Транссибирской ж.д. магистрали. С 1915 развивается лесная промышленность, сложился рабочий посёлок. |
||||
пос. Залари, Иркутская обл. |
|||
Поселок городского типа (1957), райцентр (Заларинский район). Поясное время: +5 от московского. |
|||
4989 км Транссиба: станция Залари, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1959, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
пос. Кутулик, Усть-Ордынский Бурятский округ Иркутской обл. |
|||
Поселок городского типа (1944), райцентр (Аларский район). Поясное время: +5 от московского. |
|||
5021 км Транссиба: станция Кутулик, южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1959, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство, лесозаготовки. |
|||
г. Черемхово, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Черемховский район). Основан: в 1772, статус города с 1917. Подчиненный город: Свирск. Координаты: 53-13 с.ш., 103-02 в.д. Город расположен на Иркутско-Черемховской равнине. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 117 кв. км. Население: 56 тыс. (1939); 121,7 тыс. (1959); 73,6 тыс. (1989); 70,5 тыс. (1998); 55,6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
5055 км Транссиба: станция Черемхово, южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Пассажирские станции в черте города: Касьяновка, Гришево. Экономика: Черемхово – один из центров Наука, Культура и музеи: Драматический театр. Архитектура и достопримечательности: |
||||
История: Основан в 1772 как село Черемхово при почтовой станции на Московском тракте. Первая шахта по разработке месторождений Иркутского (Черемховского) каменноугольного бассейна заложена в 1896. В связи с прокладкой Транссибирской ж.д. магистрали быстро росло число небольших шахт с рабочими посёлками при них (к 1906 их насчитывалось 89). |
||||
г. Усолье-Сибирское, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Усольский район). Основан: в 1669, статус города с 1925. Координаты: 52-50 с.ш., 103-34 в.д. Город расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на левом берегу Ангары. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 73 кв. км. Население: 20 тыс. (1939); 48,5 тыс. (1959); 106,6 тыс. (1989); 104,3 тыс. (1998); 86,9 тыс. (2006). Переименования: Усолье (1669-1940). |
||||
5118 км Транссиба: станция Усолье-Сибирское, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Трамвай. Пристань на р. Ангара. Экономика: Солевакуумный завод, Наука, образование: Филиал Архитектура и достопримечательности: |
||||
История: Возник в 1669 как село Усолье, жители которого занимались соляным промыслом. До 1956 добыча соли велась полукустарным способом. |
г. Ангарск, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Ангарский район). Основан: в 1948, статус города с 1951. 2 городских района, подчиненный поселок: Китой. Координаты: 52-34 с.ш., 103-49 в.д. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, при впадении р. Китой в Ангару. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 209 кв. км. Население: 134,4 тыс. (1959); 265,8 тыс. (1989); 266,4 тыс. (1999); 245,7 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
5145 км Транссиба: станция Ангарск, северная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Пассажирские станции в черте города: Суховская, Китой. Трамвай. Порт на р. Ангара. Карта транспортного узла. Экономика: Ангарск – один из крупных Наука, Культура и музеи: Музей часов (свыше 700 |
||||
История: Ангарск был заложен близ посёлка Китой в 1948. |
||||
г. Иркутск |
||||
Центр Иркутской области РФ и Иркутского района. Основан: в 1661, статус города в 1686. 4 городских округа. Координаты: 52-21 с.ш., 104-11 в.д. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, при впадении р. Иркут в Ангару. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 301 кв. км. Население: 250 тыс. (1939); 366 тыс. (1959); 626,1 тыс. (1989); 592,4 тыс. (1999); 578,1 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -21, апрель +1, июль +17, октябрь 0 |
||||
5185 км Транссиба: вокзал Иркутск-Пассажирский, южная сторона (с 1899). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Управление Восточно-Сибирской ж-д. Пассажирские станции в черте города: Батарейная, Иркутск-Сортировочный, Военный Городок, Кая. Трамвай, троллейбус. Порт на р. Ангара, пристань на Иркутском вдхр. Карта транспортного узла. Экономика: Машиностроение – заводы: Наука, Культура и музеи: Театры: Архитектура и достопримечательности: Древнейшая |
||||
История: Иркутск занимает территорию свыше 300 кв. км. Заложен отрядом русских землепроходцев, во главе с сыном боярским Яковым Похабовым и первоначально представлял собой небольшую деревянную крепость. Острог возник на высоком незатопляемом берегу и занимал мыс, образованный излучиной р. Ангары и устьем р. Ушаковки, именуемой в то время Идой. Выстроенный на "угожем месте", Иркутский острог производил хорошее впечатление на тех, кто побывал в нем. В 1675 г. через него проехал посланник в Китай Николай Спафарий, об Иркутске он писал: "… острог строением хорош, а жилых казацких и посадских дворов с 40 и больше, и место самое хлеборобное". Уже в 1682 г. острог становится центром воеводства, в 1686 году был присвоен статус города и утвержден герб, а еще через четыре года пожалована печать. Становлению Иркутска способствовало его выгодное географическое положение. С присоединением к Росиии в XVII-XVIII в.в. огромной территории до Тихого океана, город оказался в центре многочисленных торговых путей всей Восточной Сибири. С 1803 по 1822 г.г. Иркутск был центром самой большой по площади территории России за всю ее историю (исключая, конечно, ее столицы – Москву и Санкт-Петербург) – Сибирского генерал-губернаторства, в которое кроме всей Восточной Сибири, входили Дальний Восток, Чукотка и Аляска. Большое влияние на культурное развитие города оказали декабристы. В Иркутске останавливались все партии ссыльных, отправлявшиеся через Байкал. Здесь по нескольку месяцев ждали разрешения на поездку к мужьям (декабристам) замечательные русские женщины. Декабристов, отбывших каторгу, селили в деревнях вокруг Иркутска. Трубецкие и Волконские жили впоследствии в самом городе. Во второй половине XVIII в. город имел серьезный научный потенциал. Здесь работал ученик М. В. Ломоносова, Э. Г. Лаксман. Большое значение в развитии науки имел открывшийся в Иркутске в 1851 г. Сибирский отдел Русского географического общества. Членами его в 80-е годы были участники революционных событий в Польше, впоследствии видные ученые России В. И. Дыбовский, А. Л. Чекановский, И. Д. Черский, которые занимались изучением Байкала и Лены. Здесь работал выдающийся ученый, исследователь Сибири В. А. Обручев. В Иркутске, впервые в Восточной Сибири появился большой телескоп, выписанный в 1909 г. из Германии на деньги, собранные по подписке. |
г. Шелехов, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Шелеховский район). Основан: 1956, статус города с 1962. Координаты: 52-12 с.ш., 104-05 в.д. Расположен на юге Иркутско-Черемховской равнины. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 31 кв. км. Население: 13 тыс. (1959); 47,7 тыс. (1989); 53,4 тыс. (1998); 48,3 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
5206 км Транссиба: станция Гончарово, южная сторона (с 1949). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Карта транспортного узла Экономика: Заводы: кабельный, |
||||
История: Возник в связи со строительством алюминиевого завода. Город с 1962. Назван в честь российского купца и землепроходца Г.И. Шелихова. |
||||
пос. Култук, Иркутская обл. |
|||
Поселок, Слюдянский район. Поясное время: +5 от московского. |
|||
5300 км Транссиба: о/п Чертова Гора, (с 1956), станция Култук расположена на Кругобайкалке. Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1995 переведена на перем. ток. Порт на оз. Байкал. Экономика: Автовнештранс. Мясокомбинат. |
|||
История: Култукский острог был поставлен отрядом Ивана Похабова в 1647 г. Самое старое село на Байкале. |
|||
г. Слюдянка, Иркутская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Слюдянский район). Основан: в 1905, статус города с 1936. Координаты: 51-40 с.ш., 103-42 в.д. Город расположен на южном берегу озера Байкал. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 38 кв. км. Население: 21,4 тыс. (1959); 19,8 тыс. (1989); 21 тыс. (1998); 18,8 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
5311 км Транссиба: станция Слюдянка-1, северная сторона (с 1905). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1956, пост. ток; в 1970, перем. ток. До 1995 – стык постоянного и переменного токов. Узел железных дорог (3 направления – на Иркутск, Улан-Удэ, Байкал). Пассажирские станции в черте города: Слюдянка-2. Экономика: Предприятия Культура |
||||
История: Слюдянка сформировалась благодаря строительству Кругобайкальской железной дороги в 1902-1904 гг. В 1905 г. открыто локомотивное депо. |
г. Байкальск, Иркутская обл. |
||||
Город районного подчинения, Слюдянский район. Основан: в 1961, поселок городского типа с 1961, статус города с 1966. Координаты: 51-32 с.ш., 104-02 в.д. Город расположен на южном берегу озера Байкал. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 52 кв. км. Население: 1,2 тыс. (1959); 16,4 тыс. (1989); 17,2 тыс. (1998); 15,4 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
5346 км Транссиба: о/п Байкальск-Пассажирский, южная сторона (с 1965). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1970, перем. ток. Экономика: Байкальский |
||||
История: Возник в 1961 как посёлок в связи со строительством целлюлозно-бумажного комбината. |
||||
* ветка Новокузнецк – Тайшет г. Абакан |
||||
Центр республки Хакасия в составе РФ. Основан: в 1675, посёлок городского типа с 1925, статус города с 1931. Координаты: 53-43 с.ш., 91-25 в.д. Расположен в центральной части Минусинской котловины, на левом берегу Енисея, у впадения в него р. Абакан. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 112 кв. км. Население: 36,7 тыс. (1939); 56 тыс. (1959); 154,1 тыс. (1989); 167,6 тыс. (1998); 164 тыс. (2006). Переименования: Усть-Абаканское (до 1925), Хакасск (1925-1931). Средние температуры: январь -18, июль +19 |
||||
388 км ветки Новокузнецк – Тайшет: станция Абакан, северная сторона (c 1916). Красноярская ж-д. Электрифицирована, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Пассажирская станция в черте города: Подсиний. Троллейбус. Порт на р. Абакан. Экономика: ПО "Абаканвагонмаш". Наука, Культура и музеи: Театры: Архитектура и достопримечательности: Сады, |
||||
История: В 1675 близ устья р. Абакан построен Абаканский острог (Абаканск), положивший начало освоению Минусинской котловины. В 1780-х гг. возникло село Усть-Абаканское; название по расположению в устье р. Абакан. |
* ветка Ачинск – Тигей г. Назарово, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения, райцентр (Назаровский район). Основан: в 1700, поселок городского типа с 1946, статус города с 1961. Координаты: 56-00 с.ш., 90-23 в.д. Расположен в Назаровской котловине, на левом берегу р. Чулым Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 79 кв. км. Население: 29,7 тыс. (1959); 64,4 тыс. (1989); 64,0 тыс. (1998); 54,3 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
53 км ветки Ачинск – Тигей: станция Назарово, восточная сторона. Красноярская ж-д. Электрифицирована, перем. ток. Экономика: Заводы: Культура |
||||
История: Название по фамилии Назаров. В 1888 г. близ села были обнаружены залежи бурого угля. |
||||
* ветка Ачинск – Тигей г. Ужур, Красноярский край |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Ужурский район). Основан: в 1760, статус города с 1953. Координаты: 55-19 с.ш., 89-49 в.д. Расположен между Солгонским кряжем и западными отрогами Кузнецкого Алатау, на реках Ужурка и Чернавка. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 20 кв. км. Население: 23,5 тыс. (1959); 28,4 тыс. (1989); 20,3 тыс. (1998); 16,2 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
154 км ветки Ачинск – Тигей: станция Ужур, западная сторона (c 1916). Красноярская ж-д. Неэлектрифицирована. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Предприятия пищевой Культура и музеи: |
||||
История: Основан в 1760 г. как село (улус) хакасов Ужурское; название по расположению на р. Ужур. Гидроним из монгольского, бурятского ужур "устье реки". С 1822 г. центр Ужурской волости Ачинского уезда Енисейской губернии. |
||||
* ветка Шушь – Шарыпово г. Шарыпово, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения, райцентр (Шарыповский район). Основан: во 2-й половине XVIII в., статус города с 1981. Координаты: 55-32 с.ш., 89-12 в.д. Расположен в предгорьях Кузнецкого Алатау, на р. Береш. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 30 кв. км. Население: 6 тыс. (1979); 39,8 тыс. (1989); 43,7 тыс. (1998); 38,9 тыс. (2006). Переименования: Шарыпово (до 1985), Черненко (1985-1988). |
||||
64 км ветки Шушь – Шарыпово: станция Шарыпово, северная сторона (c 1961). Красноярская ж-д. Неэлектрифицирована. Экономика: Берёзовская ГРЭС-I и Наука, Культура и музеи: Архитектура и достопримечательности: Археологические |
||||
* ветка Ачинск – Лесосибирск г. Лесосибирск, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения. Основан: в 1975, статус города с 1975. Координаты: 58-14 с.ш., 92-29 в.д. Расположен на юго-западе Заангарского плато, на левом берегу Енисея, близ устья Ангары. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 277 кв. км. Население: 38,6 тыс. (1979); 68,3 тыс. (1989); 69,3 тыс. (1998); 64,6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
274 км ветки Ачинск – Лесосибирск: станция Лесосибирск-1, восточная сторона (c 1976). Красноярская ж-д. Неэлектрифицирована. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Конец ветки Ачинск – Лесосибирск. Порт на р. Енисей. Экономика: Лесосибирск – крупный центр Наука, Культура и музеи: Музей леса и |
||||
История: На месте Лесосибирска с 1640 г. существовала деревня Маклаков Луг (название по фамилии основателя). В 19 в. село Маклаково – центр волости. В 1915-17 гг. работал небольшой лесопильный завод. После Великой Отечественной войны в районе Маклаково построены крупные лесопильные заводы по переработке ангарской сосны в пиломатериалы на экспорт, возведены рабочие посёлки Новомаклаково и Новоенисейск. В 1975 г. из посёлков Маклаково и Новомаклаково образован город Лесосибирск. В 1989 г. в состав Лесосибирска включён рабочий посёлок Новоенисейск. |
||||
* ветка Енисей – Дивногорск г. Дивногорск, Красноярский край |
||||
Город краевого подчинения. Основан: в 1957, поселок городского типа с 1957, статус города с 1963. Координаты: 55-57 с.ш., 92-24 в.д. Расположен в отрогах Восточного Саяна, на правом берегу Енисея. Поясное время: +4 от московского. Площадь города: 48 кв. км. Население: 7 тыс. (1959); 29,9 тыс. (1989); 29,7 тыс. (1998); 30,6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
31 км ветки Енисей – Дивногорск: станция Дивногорск, южная сторона (c 1970). Красноярская ж-д. Электрифицирована, перем. ток. Конец ветки Енисей – Дивногорск. Пристань на р. Енисей. Экономика: Заводы: низковольтной Наука, образование: Институт Культура и музеи: Музей истории Архитектура и достопримечательности: Близ |
||||
История: На берегу Енисея, при устье Филаретова ручья (по имени отшельника Филарета) исстари существовал небольшой мужской монастырь или скит – "пустынь, обитель отшельников". Со временем монастырь превратился в посёлок Скит. В 1888 г. на месте современного Дивногорска иеромонахом Филаретом был основан Красноярский Знаменский мужской скит (закрыт в 1920). Посёлок строителей Красноярской ГЭС, возник на берегу Енисея, почти вплотную к ГЭС. В 1957 г. оба посёлка слились в под общим названием Дивногорск. Название получил от Дивных гор, расположенных на противоположном, левом берегу Енисея. |
||||
* ветка Черемхово – Макарьево г. Свирск, Иркутская обл. |
||||
Город районного подчинения, Черемховский район. Основан: статус города с 1949. Координаты: 53-06 с.ш., 103-14 в.д. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на левом берегу Братского вдхр. (р. Ангара). Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 25 кв. км. Население: 21,2 тыс. (1959); 19,2 тыс. (1989); 19,3 тыс. (1998); 14,7 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
21 км ветки Черехмово – Макарьево: станция Макарьево (с середины 1990-х – не пассажирская), южная сторона. Восточно-Сибирская ж-д. Неэлектрифицирована. Конец ветки Черемхово – Макарьево. Порт на Братском вдхр. (р. Ангара). Экономика: Заводы: |
||||
* БАМ г. Вихоревка, Иркутская обл. |
||||
Город районного подчинения, Братский район. Основан: в 1957, статус города с 1966. Координаты: 56-13 с.ш., 101-03 в.д. Расположен в центральной части Ангарского кряжа, на левом берегу р. Вихоревка (приток Ангары). Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 15 кв. км. Население: 10,8 тыс. (1959); 23,8 тыс. (1989); 24,7 тыс. (1996); 24,8 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
269 км БАМа: станция Вихоревка, северная сторона (с 1958). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1964, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Лесозаготовительный |
||||
История: Возник в 1957 в связи со строительством железной дороги Тайшет – Братск как рабочий посёлок при станции Вихоревка (открыта в 1958). Станция названа по расположению на р. Вихорева, которая носит имя стрелецкого сотника Вихора Савина, убитого тунгусами на этой реке в 1630. |
||||
* БАМ г. Братск, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Братский район). Основан: в 1955, статус города с 1955. Координаты: 56-10 с.ш., 101-17 в.д. Расположен в центральной части Ангарского кряжа, на берегу Братского водохранилища. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 428 кв. км. Население: 43 тыс. (1959); 255,7 тыс. (1989); 253,6 тыс. (1998); 254,9 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
339 км БАМа: вокзал Гидростроитель, северная сторона (с 1967). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1967, перем. ток. 2 железных дороги в черте города: основной ход БАМа и обход через Братск. Пассажирские станции в черте города: Анзёби (пассажирская станция центральной части города), Падунские Пороги, Багульная-2, Братск, Тепловая. Троллейбус. Порт на Братском вдхр. Карта транспортного узла. Экономика: Братский лесопромышленный Наука, образование: НИИ Культура и музеи: Театры: Архитектура и достопримечательности: Состоит |
||||
История: Возник в 1955 в связи со строительством Братской ГЭС севернее посёлка Братск (основан как острог в 1631 в устье р. Ока), затопленного водами Братского водохранилища. Название Братского острога от переосмысленного русскими этнонима буряты в браты – "братья". С утратой военного значения острог превращается в село Братско-Острожное, иногда просто Братское, позже Братск. В связи с сооружением Братского водохранилища село Братск было перенесено на новое место и в 1951 преобразовано в рабочий посёлок. В 1955 он объединён с рядом других русских посёлков в город Братск. |
||||
* БАМ г. Железногорск-Илимский, Иркутская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Нижнеилимский район). Основан: в 1948, статус города с 1965. Координаты: 56-39 с.ш., 104-04 в.д. Расположен на северо-востоке Лено-Ангарского плато, в 16 км от р. Илим. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 27 кв. км. Население: 2 тыс. (1959); 32,3 тыс. (1989); 33,2 тыс. (1998); 27,2 тыс. (2006). Переименования: Коршуниха (1948-1965). |
||||
552 км БАМа: станция Коршуниха-Ангарская, северная сторона (с 1958). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1966, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Коршуновский Наука, образование: Филиал Культура и музеи: Музеи: |
||||
История: Возник (1948 или 17 в. ???) как посёлок Коршуниха при месторождении железной руды у горы Железная. Название посёлка по расположению на р. Коршуниха (правый приток Илима), а река называется по имени открывателя месторождения, русского рудознатца Шестака Коршунова, 17 в. В 1950-х гг. в связи с началом современной добычи руды получает статус рабочего посёлка и название Железногорск. В 1965 г. он преобразуется в город с названием Железногорск-Илимский; определение указывает на положение города при р. Илим и дано для отличия его от города Железногорск (Курская область). В 1965 введён в эксплуатацию Коршуновский горно-обогатительный комбинат. |
||||
* БАМ г. Усть-Кут, Иркутская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Усть-Кутский район). Основан: в 1631, статус города с 1954. Координаты: 56-46 с.ш., 105-40 в.д. Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кута в Лену. Поясное время: +5 от московского. Площадь города: 56 кв. км. Население: 21,3 тыс. (1959); 61,1 тыс. (1989); 59,6 тыс. (1998); 46,6 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -25, июль +17 |
||||
720 км БАМа: вокзал Лена, южная сторона (с 1958). Восточно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1975, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Пассажирские станции в черте города: Якурим, Лена-Восточная. Порт "Осетрово" на р. Лена. Экономика: Судоверфь, предприятия Наука, Культура и музеи: Краеведческий музей. Архитектура и достопримечательности: В |
||||
История: В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кута Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута – "торфяное болото, топкое место, трясина". В середине 17 в. острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены. Город Усть-Кут с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово. |
||||