XLII. Поход на Яблоновый перевал. Часть 1

Восточно-азиатский вояж 2007 г., часть 42 

По Забайкалью, часть 23

Поход на Яблоновый перевал – высшую точку Транссибирской магистрали занимал в наших планах важное место. Мы хотели своими глазами увидеть место, увековеченное в сотнях тысяч открыток времён Российской Империи, и тоже запечатлеть его. Однако мы сомневались, откуда же оптимально начинать его покорение, т. к. автомобильная дорога близко не подходила, а трафик пригородных поездов с Читы на запад был очень слаб.

Разгадка пришла спонтанно и случайно: купив после второго возвращения в Читу актуальный атлас области в центральном книжном на Амурской, мы увидели, что недавно построена твердая грунтовая дорога, которая подходит прямо к станции Яблоновая. А от Яблоновой до Перевала – 13 км. Оставалось решить задачу быстро её достичь в удобное нам время, и тут нам пригодился нерчинский опыт:


Недолго думая, мы просто воспользовались вызовом такси по телефону, записав телефоны с многочисленных бумажек, развешанных в центре города. Начали звонить. Сделали пару попыток, но собеседники-диспетчера от названного нами пункта назначения либо задумывались, не имея ничего сказать по сути, либо офигевали и советовали нам выбрать что-то другое. Наиболее адекватной оказалась «Ангара»: они попросили тайм-аут на раздумие 10 минут, и когда я перезвонил, то голос диспетчерши нам сообщил, что приедет за нами джип Mitsubishi, а просят за это 800 рябчиков. Конечно, мы сразу согласились (таксисты на вокзале, да и попутные бомбилы, заломили бы не менее, чем вдвое больше, и это нас не устраивало). Обратный же путь был нами предусмотрен на вечерней электричке из Сохондо, это мы заранее выяснили.

Сказано – сделано, и вскоре серебристый джип с молчаливым, но очень вежливым водилой, помчал нас на запад от Читы – за озеро Кенон, Черновские Копи, а потом свернул куда-то на север и мы поехали по грейдированной грунтовке, врезавшись в густую тайгу.

Через полтора часа мы прибыли. Водила даже свернул с грунтовки и подвез нас на козырек обрыва над станцией. Мы вышли. Поселок раскинулся тремя уровнями на склоне сопки, сбегая с неё. Трещали кузнечики, больше иных звуков не прослушивалось. И, судя по всему, наступала жара. Но ничего, мы взяли на каждого по 2 литра «Куки».

Сзади нас находился местный сельсовет.

…а левее – памятник солдата с калашом, посвященный павшим в Великой Отечественной. Даже в таком маленьком пункте памятник такой был!

Сразу за линией Транссиба внизу уже не было ничего, только луг, а затем и лес.


Мы спустились. Полная тишина, и только трещанье кузнечиков вокруг её как-то заполняло. Решили снять этот милый вокзальчик – отошли через пути на другую сторону, как вдруг по служебной станционной трансляции (матюгальники такие по всей территории) раздалось гаркающее и резкое:
– А кто это у нас там шастает по путям и фотографирует, блядь? А ну-ка!
«ну-ка, ну-ка, ну-ка…» – размножилось громкое эхо по всем окрестностям.
Это было очень неожиданно, тем более что нас обругали очень по-отечески. Решили всё-таки снять станцию и сразу идти на запад, не искушая более грозный голос.

В магазин решили не заходить после такого «прославления», кое-какие припасы у нас с собой были заготовлены.

Фрагмент вокзала с окошком.

Дом периода Великого Сибирского пути 1900 г. постройки с традиционным цветом – коричневого с тёмно-песочным. Кажется, уже нежилой.

Посёлок Яблоновая – очень небольшой. Может, человек 200-250 тут живет, вряд ли больше.

И пошли мы прочь от грозного голоса, на запад.
От Яблоновой начиналась перевальная трехпутка, вместо стандартной двухпутки Транссиба.

Линия сильно петляла, подчиняясь рельефу и задаче подьема вверх.

Поезда в обе стороны шли очень часто – может, каждые 3-4 минуты. Так что мы в какой-то момент перешли на проселок, идущий вдоль трассы.

Иногда присаживались и отдыхали, на путейских брёвнах для складыванья знаков и рельс.

Снимок на память, на рельсах Транссиба.

В каждом сборном товарном поезде, идущем на запад, непременно есть 3-5 «сеток» – крытых вагонов с иномарками из Владика и Находки.

Со свистом натужно прошёл мимо нас одиночный «боинг» (2ТЭ10В). При этом помощник в какой-то момент высунулся из окошка и внимательно смотрел на нас.

Вскоре начались и скальные выемки уступами: вот как здесь.

Прошёл и одиночный электровоз «резервом», и тоже машинист почему-то высунулся и посмотрел на нас. Бодо ушёл несколько вперёд, пока я снимал локомотив.

«Козлик» для путейских знаков около километрового столба.

А в восточном направлении шли составы с лесом – наверное, в Китай через Карымскую.

Рельеф постепенно ужесточался, и высота скальных выемок увеличивалась.

Увидев на скале в выемке вместо «Киса и Ося были тут» лозунг «Слава КПСС!», я немного призадумался о непознаваемости человеческой логики. Остальные надписи были на украинскую тему.

И снова поезд на запад. Это был почти полностью «автомобильный» поезд – там были и «сетки», и 2-этажные автоплатформы, набитые праворульными японками (это наглядная иллюстрация для тех прекраснодушных, кто думает, что праворульки постепенно исчезнут в Азиатской России). Кстати, это не единственный виденный нами автомобильный поезд – за день их прошло три.

Приблизились к какому-то разьезду. Ага! Это оказался улавливающий тупик, по типу тех, что на легендарном байкальском спуске. Значит, Перевал уже недалек, чувствуем его технологическое дыхание.

Не удержался, чтобы не снять уход улавливающего тупика в густую траву.

Пройдя под высокой будкой путевого поста, мы не снимали. На балкон вышла тётка, и что-то нам покричала, однако мы не отозвались, посоветовавшись между собой и предпочли молча продолжить путь (в следующей части узнаете развязку этого инцидента). Кстати, это оказалось очень мудрым решением.

Начались целые поля иван-чая, и линия шла «в сиреневом тумане». Было очень впечатляюще!

К 6109 км мы окончательно проголодались и конкретно вспотели, началась уже недецкая жара. Однако раздеться нам мешали многочисленные пауты (о них – расскажу в окончании похода). Поели и попили в теньке, но «Кука» успела нагреться и была довольно невкусной, правда, утоляя жажду тем не менее.

Итак, перевал теперь совсем недалеко.
Начинается самое интересное.
Вперед, франки, на штурм! 🙂

***

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 5 =