Сервис “Переправа”: из Нижнего Бестяха в Якутск через Лену

Якутский тепловоз, часть 3

9 сентября рано утром наш поезд №324/328 ЖДЯ приближался к конечной точке пути – станции Нижний Бестях.
В этой части – рассказ о конечной станции, а также о сервисе “Переправа” и пути до Якутска: автобусом и через Лену.

Часы на башне вокзала Нижний Бестях показывают 6.02 утра. Мы прибыли!

2. Проводница разбудила всех пассажиров примерно за час – около пяти утра по-местному, но за окном было уже светло и вот-вот должен был начаться рассвет. Местность была похожа на ту, которую севернее Томмота за Алданом, на низменной части – немного угнетенный лес, ниже обычно, но всё же не тундра, с обширными и частыми болотцами и мелкими озерцами. После ночного Кюргеляха не было ни одной значимой станции, да и разъезды тут довольно редкие и отстоят друг от друга на полсотни км. Затем быстро рассвело и к Бестяху мы приблизились уже полностью засветло.

3. Вид на южную горловину станции Нижний Бестях. Как видите, тут 2 платформы – низкая для 2 пути и высокая для 1-го. Высокая платформа! Ни в Томмоте, ни в Алдане, ни в Нерюнгри такой не было. Ближайшая – только за 1000 км в Тынде.

4. 6.02 утра, прибыли! На высокую платформу выходить несколько непривычно, но зато удобно. Народ выгружается весьма шустро, несмотря на большой (по западным меркам) багаж.

5. Сама конечная станция логистически заточена на то, чтобы быстро принять поток пассажиров с высокой платформы, пропустить его через здание и посадить на “переправочные” автобусы. В принципе, мысль здравая. Зал ожидания тут маленький, да и внутри вокзала немного пассажирских помещений. Хотя само здание очень солидное, большое.

6. Сразу же бросается в глаза, что коммуникации тут проходят “по-северному”: т.е. вынесены наружу, они не в земле. Фундаменты – свайные. У вокзала тоже (алданский и томмотский вокзалы южнее и фундаменты там с виду обычные).

7. По билету “Переправа” на высадку из вагона и посадку даётся всего 15 минут, поэтому весь поезд выплёскивается наружу быстро и толпа оперативно струится через вокзал на привокзальную площадь. Я сперва думал остаться, но потом решил, что правильней будет протестировать комбинированный сервис по билету “как он есть”, в реальном времени. Поэтому пошёл на автобус. Путь проходит через центральный вход вокзала. Внутри – якутские узоры в разных местах, от пола до стен и стёкол.

8. Второй этаж вокзала. Жаль, не посмотреть сейчас. Ну да ладно, в следующий раз гляну.

9. Станция тоже целиком озаборена, сбоку стоит паровоз-памятник серии Л-1252, якутские коллеги явно попросили РЖД-шных товарищей и те им выдали паровоз для антуража 🙂 Хотя железная дорога сюда пришла только в 2011-м, а вокзал был достроен совсем недавно, года полтора-два как.

10. Но вот мы прошли вокзал и спускаемся вниз, к автобусам. Они уже стоят наготове: 2-3 небольших (дети, пожилые) и один большой, КамАЗ. На спуске направляющих для сумок и чемоданов не предусмотрено, все надо тащить по ступенькам.

11. Посадка в автобусы по билетам “Переправа”, в порядке живой очереди. Как спустился. так и сел.

12. На заполнение автобусов потребовалось примерно 15 минут, т.е. с 6.15 по 6.30. Самым отставшим пассажирам уже не досталось сидячих мест, и около 5-7 человек у нас поехало стоя. Сумок и багажа у людей очень много, в среднем примерно вдвое больше, чем в каком-нибудь “западном” поезде типа Петербург – Вологда, и проход автобуса был почти полностью ими забит. Ну что поделать, Север – везут с собой много всего.

13. Все расселись, вокзал опустел, отчаливаем. Кого-то забирают машины и “буханки” – здесь быстрая и удобная связь с автодорогой “Амга”, которая ведет на юго-восток, в якутские национальные сёла.

14. Потихоньку поехали. Я зорко смотрю на продолжение бестяхской линии: ведь её должны были продлять к реке Лене, где строится новый грузовой район речного порта. Да, так и есть – севернее грузового двора и нефтебазы линия уходит в лес, к реке – до Лены тут около 10 км. На переезде стоит эпический знак “Магадан – Якутск”, и хоть в колымскую сторону железную дорогу поведут неизвестно когда, но ободряющий столб с надписью “Даёшь Магадан!” в наличии.

Карта 1. Вот тут видно, как конечная станция ориентирована относительно реки Лены и магистральных автодорог “Лена” и “Амга”.
Цифры: 1 – вокзал Нижний Бестях, 2 – переезд со знаком “На Магадан!”, далее выезд на трассу “Амга”, 3 – поворот с трассы “Лена” к переправе, 4 – пристань для “железнодорожного” теплохода, 5 – строящийся новый грузовой район речпорта Бестях. От точки 2 к точке 5 проложена ж/д линия, но до конца ли она уже прошла и вышла ли к реке – это я пока не знаю. Вообще, мне не очень понятно, почему пассажирскую станцию не построили ближе к Лене и ближе к посёлку, а заложили в отдалении 10 км от реки и 15 км от посёлка. Наверное, это было бы логичнее. При этом грузовые районы можно было расположить и в глубине суши.

15. Дорога к посёлку идёт по залесённой равнине, где можно было бы что-то строить.

16. Но вот мы вьезжаем в сам посёлок, выходим на трассу “Лена” и приближаемся к центру Бестяха. Там уже блестит большой новопостроенный ТЦ: ведь сюда стекаются потоки из довольно большого района правобережья Лены, а также всей трассы “Амга”, где тоже немало посёлков. Таким образом, Нижний Бестях постепенно будет обретать немаленькую транзитную функцию: всё только начинается. И поезд только-только появился, создав новые потоки.

17. Наша дорога сворачивает от магистральной автотрассы влево, к реке, к ней – ощутимый спуск вниз. На горизонте виднеется яркой полосой скайлайн Якутска, до которого по прямой порядка 11-12 км, но через несколько проток и островов Лены. Для этих мест Якутск – настоящий северный мегаполис с 300-тысячным населением.

18. Дальше асфальт внезапно кончается и финальные 2 км вдоль реки – неожиданно грунтовка.

19. Но пересадочный трэш только начинается: автобусы делают круг и высаживают пассажиров около мягкого песка.

20. К нашему теплоходу надо спускаться, волоча свои сумищи и баулы по песку 🙂 Вот он, справа – именно туда надо садиться по билету “Переправа”. А на юркие и быстрые “Марлины” посадка левее и уже за 300 руб. Пока тут не оборудовано ничего: ни асфальта, ни спуска. Надеюсь, в 2020 начнут приводить в порядок этот путь.

21. Итак, заходим на борт. Нужно только показать билет матросу-контролёру, и всё. Внутри все рассаживаются в теплом нижнем салоне – на улице прохладно, около +12° и ветерок. С момента прибытия поезда и до входа на борт прошло 50 минут.

22. Якутов среди пассажиров большой процент, около 2/3: хотя часть их рассосалась на села амгинской трассы, но многие переправляются на левый берег, едут в столицу республики. Якутский язык на борту постоянно слышен вокруг, многие на нем общаются. Так что он не полумёртвый (как к примеру белорусский или удмуртский с марийским), а активно используемый.

23. На стене – стенд с человеком, именем которого назван теплоход, Виктор Рукавишников. Подошёл, читаю, а мне пожилая женщина со второго ряда громко говорит: “Знаете, а это ведь мой дядя!”. Ну что, хорошо, что дядя 🙂

24. Но внизу ехать меня не устраивает – ничего не видно. Так что поднимаюсь наверх. Тут почти никого нет: дует пронзительный ветер, холодно, и здесь тусуются только самые терпеливые энтузиасты наблюдений 🙂

Карта 2. Путь по Лене здесь непростой: Якутск находится не на другом берегу главного русла, а на протоке. Поэтому придётся идти вниз по реке и потом сворачивать влево на Городскую протоку, которая приведет нас к речвокзалу. Внимание! Теплоход приходит не к паромной пристани машин, а именно к Речному вокзалу Якутска (цифра 2), откуда уже ходит городской автобус №8 и где такси стоит небольшие деньги – 150 р. в центр.

25. Лена-красавица, великая северная река России! Я впервые иду по ней и моё сердце бьётся учащённо. Бестяхский берег быстро удаляется и мы выходим на главный фарватер, который смещен к правому берегу.

26. Что сказать по Лену, самое главное? Она огромна. В районе Нижнего Бестяха её ширина – 3 километра! Причём несмотря на обмеление и малую воду, о котором сокрушались попутчики. Представляю, какова она при большой воде…

27. Навстречу идёт автопаром. Как покажет дальнейший путь, их здесь много курсирует.

28. Бакен главного фарватера.

29. Холодно, ветрено, солнечно, волнительно! Обгоняем автопаром.

30. Вообще, как мне сказали, с автопереправой со стороны Якутска тут не всё ладно: переправляется очень много транспорта, и на пристани левого берега порой происходят драки и инциденты за место на пароме. Хотя курсируют они часто. Т.е. отсутствие постоянного моста сильно сказывается. Впрочем, об этом мы поговорим ещё отдельно.

31. Автопортрет на Лене.

32. А вот идёт автопаром с якутского берега на Бестях.

32. На верхней палубе с удивлением узнал девочку с поезда, которая прогуливалась в полночь на разьезде Кюргелях, когда я фотографировал тепловоз 🙂 Она явно любопытная и тоже стоически переносила пронизывающий ленский ветерок, наблюдая отсюда за теплоходами и баржами.

33. Здесь же ко мне подошёл ещё пассажир и попросил его сфотографировать и заслать снимок на почту. Ну, не вопрос. Но тогда уж и в блог тоже.

34. Мимо пролетел юркий “Марлин” за 300 рублей, бестяхское водное такси.

35. А вот и ещё один автопаром: буксир с баржей. Они тут каждые 15 минут проходят мимо. И тем не менее переправочных мощностей постоянно не хватает!

36. Наконец, мы сворачиваем налево, в Городскую протоку и теперь идём вверх по течению. Протока-то протока, но даже и она тут выглядит, как солидная 300-метровая река. Такая вот Лена большая артерия.

37. Наконец, подходим к финальной точке всего маршрута – Речвокзалу.

38. Все, дебаркадер речвокзала. Теперь нам наверх.

39. Рядом стоит “Марлин”, обогнавший нас где-то на полпути.

40. Здесь начался второй пассажирский треш, покруче посадки на песке в Бестяхе. Высадка и выход наверх, конечно, кранты. Ничего не оборудовано и по узким железным трапам бедная гражданская публика, кряхтя, карабкается наверх. Трапы с перемычками, так что чемоданы с колёсиками не покатишь – только тащить на себе!

41. Пролетов надо пройти несколько, и только потом выходишь на верхний ярус Речного вокзала. В общем, тот ещё анабасис с сумками! 🙂

42. Итак, я прибыл в город Якутск. Время – 8.05 утра местного. Итого, от двери поезда в Бестяхе до площади речпорта прошло 2 часа 5 минут. Именно столько времени занимает комбинированный сервис “Переправа” в летний сезон.

Здесь надо пояснить важный момент: летом (май – октябрь) “Переправа” комбинированная. Зимой (январь – апрель) – она проще, по ледовой дороге только на автобусе. И наверное, быстрее. Но есть ещё два межсезонья – ледоход (апрель – май) и ледостав (ноябрь – декабрь). И вот как в это межсезонье будет работать сервис – вопрос. Явно будут ходить “Хивусы” на воздушной подушке, но они малой вместимости. И как будут переправлять целый поезд в 200-300 пассажиров – неясно.

43. Вот и всё, верхняя площадь речвокзала. Якутск достигнут сушей (рельсы + Лена) без применения дюралевых самолётов и автоматических мобилей. С момента выезда из Питера прошло 6 суток 19 часов. Было 3 пересадки на пути (Москва, Тында, Нерюнгри). Всем, кто следил за этим эпическим маршрутом по трансляции в Телеграме – спасибо за внимание, товарищи! 🙂

PS. Но ещё буду рассказывать про город Якутск и его пригороды, в нескольких частях – так что не уходите с экранов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × пять =