Поезд №324 ЖДЯ: путь на север, Томмот и Кюргелях

Якутский тепловоз, часть 2

В первой части обзора поезда №324 ЖДЯ я рассказал о пути до станции Алдан, от стартового пункта (Нерюнгри). А сейчас давайте посмотрим, что было дальше – во второй половине дня. Кроме того, надо протестировать и вагон-ресторан, это тоже важно 🙂

Вокзал станции Томмот из окна вагона

2. После Алдана поезд ускорился и пошёл побыстрее – где-то под 70 км/ч. Видимо, повлиял спуск с Алданского нагорья. Тем не менее, и тут поезд следовал по живописному высокому балкону над широкой лесной долиной. Лесотундра быстро исчезла, уже километров через 30 после Алдана.

3. Разъезд Куранах – такой же типовой модуль, как и на остальных станциях АЯМа.

4. Пересекаем трассу “Лена”, в очередной раз. Кстати, покрытие сотовой связью на АЯМе гораздо лучше, чем на БАМе и много участков 3G.

5. Наконец, в 17.25 по-местному прибываем на станцию Томмот, здесь самая долгоиграющая стоянка на всём пути – 1 час 35 минут. Поезд перефомировывается, багажные вагоны перегружаются. Часть вагонов отцепляется, а пара новых, наоборот прицепляется.

6. Надо сказать, что Томмотский вокзал – абсолютный чемпион по оригинальности и может претендовать на символ всего АЯМа. Мне кажется, очень удачный проект – возможно, по мотивам чумов народов тундры и Крайнего Севера. А кто-то из пассажиров назвал это “пасхальными яйцами”.

7. Внутри вокзал очень маленький, вот от этой круговой колоннады расходятся небольшие закутки, в одном из которых – касса. Я одним из первых пришёл за билетом “Ленская Переправа” и получил его за 250 рублей.

8. Вот так выглядит этот билет, печатается на старом бланке РЖД.

9. После приобретения комби-билета пошёл осматривать окрестности. Стоянка большая, времени много – почему бы и не побродить?
Станция Томмот тоже озаборена, как и Алдан, и привокзальная площадь уже за загородкой.

10. На пустынной площади стоит паровоз-памятник Е-3884, “американец”. И не поленились же его сюда притащить!

11. Причём никаких паровозов на АЯМе никогда не было: железная дорога сюда пришла в 2002-м, а пассажирские вагоны – в 2004-м. Только тепловозы тут и были.

12. За вокзалом – немногочисленный транспорт. И вдалеке – остановка автобуса. Но я не видел там никаких автобусов, даже в момент прихода поезда. Может, плохо смотрел, конечно.

13. Сама станция построена в чистом поле, в отдалении от города. Хотя железка “обнимает” его кругом и вокзал можно было построить гораздо ближе к центру. Почему именно так спланировали, для меня вопрос.

Карта 1. Вот смотрите, как соотносится вокзал Томмот (стрелка) и город Томмот. Видно, что город находится гораздо ближе к реке Алдан, а станция и вокзал – в отдалении.

14. Вид вокзала со стороны автодороги.

15. Тут я не выдержал и залез на склон сопки, дабы рассмотреть вблизи красный ковер, который так сильно меня смущал на Алданском нагорье (см. предыдущую часть). Вот так он выглядит вблизи 🙂

16. Да и вообще, краски осени тут яркие. Несмотря на начало сентября.

17. Вокзал Томмот сбоку. Всё же он неизменно поражает пассажиров, с разных ракурсов 🙂

18. Теперь пойдём посмотрим новый тепловоз.

19. Предыдущий, алданский тепловоз – который сплотка, уже отцепился, и сейчас прицепили другой. Вышло так, что та сплотка вела наш поезд всего лишь 81 км (!). Почему так часто их меняют – тоже вопрос.

20. Тут местные железнодорожники не выдержали и подошли ко мне с вопросами, что я тут делаю и почему всё снимаю. Я спокойно пояснил и это их не просто удовлетворило, но и даже обрадовало. В процессе беседы главный из них даже согласился попозировать для моего блога. Кстати, смотрите, как невероятно стильно смотрится форма от старого МПС – сравнительно с корпоративной РЖД. Зачем меняли, не знаю. А ЖДЯ поступила умно – взяли у РЖД старые запасы, и носят их, сменив лишь один шеврон.

21. Вот ещё пример ношения “старой” формы, а ныне формы ЖДЯ. Это на станции Алдан.

22. Ну что же, посмотрим вид на северную горловину станции Томмот. Мы поедем дальше на север – вон туда.

23. Затем я через всю станцию прошёл на юг и перешел на противоположную сторону, где сразу начинался густой лес. Вдалеке – наш поезд, и два томмотских вагона отцеплены, они останутся тут и пойдут потом снова на Нерюнгри.

24. Вид на вокзал и наш поезд.

25. Теперь смотрим на южную горловину станции – откуда мы ехали. Обратите внимание, что в Томмоте уже стрелки не ручные, а автоматические и есть СЦБ.

26. После переформирования наш купейный вагон оказался последним и у меня появилась возможность снимать взад. Это мы уходим по кривой со станции Томмот и вдали виден километровый знак 361.

27. Ещё один тепловоз на пути и подьездные пути, возможно к пристани на Алдане.

28. И, наконец, река Алдан! Странно, что она находится не у города Алдан, а у города Томмот, но вот такие гримасы географии 🙂 Река большая – больше Невы и сопоставима с Днепром в нижнем течении.

29. Алданский мост – это новое. До 27 июля тут пассажирские поезда не ходили. И вот, мы его пересекаем!

30. С другой стороны виден мост трассы “Лена”.

31. Все, мы на другом берегу Алдана. Теперь уже пойдёт новый участок.

32. Томмот расположен по обе стороны реки, и левобережье тоже застроено.

33. Здесь климат явно получше, и те места, которые мы проезжали всего лишь 4 часа назад, кажутся страшно северными и суровыми, а эти – какими-то прямо южными. Тут не только есть огороды, но в наличии и распаханные поля! Хотя едем мы на север 🙂

34. А линия вьётся по высокой насыпи, иногда прижимаясь к склонам, а иногда проходя по середине долины. Но, как и южнее Алдана, очень часто железка идёт по балконам, врезанным в склоны, и гораздо выше нижних точек долин. Т.е. земляных работ тут было выполнено очень много!

35. Затем я решил проведать вагон-ресторан ЖДЯ, он был соседним.

36. Интерьер очень уютный, вагон явно новый.

37. Цены, понятно, ресторанские. Но в меню много всего. Я заказал говяжий гуляш с рисом. Порция по размеру довольно скромная, 355 р. Правда, сам гуляш и подливка были очень вкусные, съел с большим удовольствием. Возможно, и другие блюда хорошие. Спиртного не было: может, лицензию пока не получили, а то и совсем запрещено – в Якутии с этим гораздо строже, чем на Большой Земле.

38. Выявилась и явная ошибка планировки: одиночные столики сделаны не у окна, а у стены. Что сильно снижает живописность приёма пищи. Вот в вагонах-ресторанах Wars с этим очень строго – столик всегда соответствует окну.

39. Расписание поезда, висевшее в вагоне.

Когда совсем стемнело, выявилась за окном ещё одна интересная фишка – небо Якутии. Северней Томмота небо очистилось от облаков, и когда после красного заката окончательно стемнело, на небе появились ярчайшие звезды. Я закрыл купе, выключил все источники света, и даже засветка от соседних окон вагона не помешала отлично видеть Млечный путь с двумя потоками звёзд, не говоря уж о созвездиях. Чрезвычайно ярко светился ковш Большой Медведицы, прямо напротив окна, а если заглянуть вверх, прижавшись носом к окошку, то видна и Полярная звезда. Вот такой нереальной яркости звездное небо я раньше видел только в Забайкалье. И вот теперь ещё тут. Так что куда там хваленому “южному небу” до этого, который виден с возвышенностей Восточной Сибири и Забайкалья.

40. Самая поздняя большая остановка поезда (на полчаса) была уже в полночь, за 6 часов до конечной станции. Я решил дождаться её и хотя бы ради интереса выйти – что это там за Кюргелях такой? И вот, поезд остановился среди темноты. Не видно ни зги. Проводница открыла дверь, и я вместе с ещё тремя любопытными выпрыгнул вниз на щебенку. Вверху открывалось во всём великолепии богатое звёздное небо, а вдалеке впереди светился разьезд с короткой платформой на два вагона. Но наш состав был гораздо больше, чем эта платформочка.

41. Дошёл до этой платформы, и к моему удивлению, даже в полночь подышать воздухом и размяться вышло довольно много пассажиров.

42. Здание разьезда тоже модульное. Оно даже громко называлось “станцией” 🙂

43. Ну что же, это финальная остановка на сегодняшний день. Наш состав готовится преодолеть оставшиеся 5 с половиной часов до Нижнего Бестяха.

В путь!

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 + один =