Поезд №324 Железных дорог Якутии: общий обзор и путь до Алдана

Якутский тепловоз, часть 1

Станция Нерюнгри на самом юге огромной Якутии – своеобразная граница между двумя мирами: РЖД и ЖДЯ. РЖД охватывает почти всю пассажирскую территорию России, кроме двух окраин – Крыма (там действует КЖД) и Якутии. С Якутией такая конфигурация собственности сложилась исторически ещё в Девяностые, когда для достройки АЯМа критически не хватало финансирования, поэтому там образовали отдельную ж/д компанию с примерно 50% долей Якутии в акционерном капитале – ЖДЯ (Железные Дороги Якутии). Т. е. чтобы республика сама наполовину финансировала проект по своей территории, а не как раньше – силами бамовских механизированных колонн и финансированием через Центр. Поэтому в Нерюнгри и далее на север начинается несколько иной мир с другими расцветками поездов, нежели привычные теперь красно-серые, с другой формой железнодорожников, подозрительно похожей на форму позднесоветского МПС, и с ручными стрелками на станциях. Так что, переночевав в комнате отдыха вокзала Нерюнгри в ночь с 7 на 8 сентября, я застал на первой платформе уже сине-бело-красно-зеленые вагоны ЖДЯ, стоящие в готовности к посадке пассажиров.

Ниже – иллюстрированный рассказ о поезде ЖДЯ №324 сообщением Нерюнгри – Нижний Бестях, на котором я преодолел финальный отрезок пути до правого берега Лены напротив Якутска. В этой части – путь до станции Алдан (287-й км).

“Обрезанный” тепловоз ЖДЯ с двигателем General Electric (2ТЭ10МПGE) на ст. Алдан

2. Утренние пассажиры на вокзале Нерюнгри. Почти все ждут моего, 324-го поезда. Просто снаружи льёт дождь, и всё сидят тут.

3. Выйдем на привокзальную площадь. Здесь бросаются в глаза яркие плакаты к 45-летию БАМа, которое недавно широко праздновалось в регионе.

4. Вокзал Нерюнгри со стороны поездов. К сожалению, вокзал изменил свой облик и облицован новыми панелями с черными полосами на полуколоннах. Это новомодное поветрие затронуло даже некоторые вокзалы БАМа индивидуальной постройки и вот добралось и сюда.

5. Вот так выглядел нерюнгринский вокзал в 1998 году, в его оригинальном одноцветном облике. По-моему, гораздо более харизматично.

6. Композиция с оленями на спуске к поездам теперь раскрашена (в оригинале была одноцветной).

7. А вообще, тут уже полноправная осень. Прохладно (+9°), желтые листья, льёт монотонный дождик.

8. Поезд №324 уже подали на 1-ю платформу, но посадка ещё не началась. Интересно, что информационные щиты уже указывают конечной станцией Ниж. Бестях, а не Томмот, как раньше.

9. Расцветка вагонов ЖДЯ повторяет цвета флага Саха – Якутии. Синий, белый, красный, зеленый. Приятно видеть что-то, выбивающееся из красно-серой схемы 🙂

10. Вид станции Нерюнгри в сторону Тынды.

11. Поезд 324 – составной, тут есть как вагоны до Томмота, так и до конечного Нижнего Бестяха.

12. Тарифы на проезд по АЯМу, кому интересно. Недешево, но на машине по трассе “Лена” так же или чуть дороже, но гораздо тяжелее.

В 8.50 утра объявили посадку, и народ хлынул на перрон. Правда, полностью заполненными оказались только плацкартные и сидячие вагоны, а купейные – примерно на 50-60%. В том числе и мой вагон.

13. Внутри 324 поезда. Очень чисто, вагончики новенькие или сразу после КВР.

14. В купе – ощущение уюта, со шторочками и мягкими полками. Как в раньшие времена. Пришла проводница-якутка, лет под 50, и принесла бельё. Если надо, говорит – титан уже горячий, пейте чай. Это сразу же настроило на положительный лад. Соседей у меня не было. Но в соседние купе активно садились, и примерно на 2/3 это были якутские семьи. Тут я первый раз в жизни и услышал якутский язык в быту. Да, на нём активно говорят, и проводница тоже общалась по-якутски с такими пассажирами.

15. Однако вагоны без биотуалетов, с гравитационными гальюнами. Т.е. с санитарными зонами. Благо, тут только две крупных станции на 800 км пути – Алдан и Томмот.

16. За окном льёт дождь, что настроило на унылый лад. Когда ещё сюда приедешь? Жаль, если на пути будет так всё время. Смотрю гисметео, но оно мне обещает прекращение осадков уже к Алдану. Ну что ж, посмотрим…

В 9.20 по-местному (тут разница с Москвой +6) отправились на север. В 2 км севернее станции Нерюнгри с восточной стороны – знак ДВЖД / РЖД и километровый столб 0/1. Видимо, именно отсюда юридически начинается царство ЯЖД и свой километраж. Получается, что мы едем 2 км по рельсам РЖД и 806 км – по ЖДЯ. Всего 808 км.

17. Поезд идёт медленно, 40-50 км/ч. Пересекаем множество сравнительно крупных рек – за первый час пути аж три (!) немаленьких водных преграды масштаба Чульмана и ещё несколько маленьких. За окном – река Чульман, первая крупная после Нерюнгри.

18. Станция Чульман. Здесь неподалёку ещё один угольный разрез, хотя и не такой глобальный, как Нерюнгринский. Помещение вокзала выполнено модулем.

19. Видно, что строителям приходилось врезаться в рельеф, есть немаленькие выемки. В основном поезд идёт по верхней кромке плоскогорья, сравнительно высоко над долинами и речками. Красиво за окном, но льёт.

20. Через пару часов пути дождь начал убывать, превратившись сперва в морось, а потом и совсем закончился. И тут-то открылась необычность местности, по которой мы следовали. Этакий желто-зеленый коктейль над красноватой землей. Красноватая, она, правда от ковра растений, а не от цвета почвы.

21. Ну вот, посмотрите сами. Этот красный цвет просто завораживал. И только потом, в Томмоте, где мы стояли полтора часа, я удовлетворил своё любопытство и вблизи рассмотрел, что же это такое за красное образует такой ковёр.

22. Вид из окна.

23. Моё пристанище в купе. Еду пока один, до самого Алдана. Температура комфортная, полки мягкие, чай горячий – что ещё надо, чтобы мечтательно созерцать виды за окном? 🙂

24. Подстаканники в поезде самые простые, не кольчугинские. Но хорошо, что хотя бы не бумажные стаканчики. Кстати, проводник в вагоне ЖДЯ не продает чай и кофе вообще – это можно сделать только в вагоне-ресторане. Но подстаканник по требованию пассажира выдает. Идёшь к титану и наливаешь кипяток.

25. Разъезд Огоньер, 105-й км. У ординарных разъездов архитектуры нет, просто модульные домики.

26. Северней Огоньера стали попадаться пятна лишайников и природа приобрела ещё более марсианский характер.

27. Много болотин и господствует жёлтый цвет.

28. …и красные пятна на жёлтом.

29. Много лишайника.

30. Марсианская речка 🙂

Тут пришла проводница, проинструктировала:
– У вас билет на Переправу уже есть?
– Нет. А где его брать?
– В Томмоте бегите в кассу и берите комбинированный билет на Переправу. Автобус и Марлин. Иначе очень далеко идти или на такси и катер потом сильно дороже!

31. Рельсы на АЯМе короткие, стук-стук-стук частый. Бесстыковых полигонов, как на БАМе – где их уже много – пока не встретилось. Шпалы деревянные, а стрелки на разъездах ручные (!). Вот это меня да, поразило. Почему не электрические?

32. Вот фото типовой стрелки. Смазалось, но таки видно.

33. Автотрасса “Лена”

34. Почти через 6 часов пути подходим к первой крупной станции – Алдан. Стоянка тут 30 мин. На подходе – много “обрезанных” тепловозов, фирменной фишки ЖДЯ.

35. А вот и вокзал Алдана. Станции АЯМа строились “в чистом поле”, не заходя в застройку городов, и касались населенных пунктов краешком. Надо пояснить, что сюда поезд пришёл ещё в 1996 году, более 20 лет назад. Трасса строилась небыстро, но неуклонно, даже в самые нехорошие годы.

36. В Алдане в поезд много заходит и выходит. В частности, и ко мне в купе зашла русская женщина лет 45, заняв место напротив. Многие пассажиры впервые пробуют ж/д сервис после многих лет поездок на машине по трассе “Лена”.

37. Есть в составе и вагон-ресторан. Отьедем от Алдана, пойду его тестировать.

38. Сперва быстро заглянул в вокзал и побежал снимать тепловоз. Но увы, нерюнгрнский локомотив уже уехал вдаль и вместо него водрузили вот такой знак (стрелки тут ручные).

39. Здесь ко мне подошёл человек, который почему-то двигался за мной вдоль всего состава от вокзала и я сперва было подумал, что это какой-то охранник, которому подозрительно, что я всё снимаю. Но нет, это оказался местный житель по имени Сергей:
– Извините, а это не вы Перископ?
– (немое офигение) Я. А вы что, тоже едете на поезде?
– Нет, я местный, из Алдана.
– И где меня читаете?
– А вот трансляцию смотрю, и в жж видел расписание ваше.
– Охренеть. Ну ладно, пойдёмте смотреть вокзал подробно.

40. Пошли с алданским тёзкой к вокзалу, а я попутно его расспрашивал о жизни в этом городе. Кстати, летние лозунги об открытии движения до Бестяха так и висят, никто пока их не снимал 🙂

41. Вокзал Алдан со стороны привокзальной площади. Аккуратный, но совсем небольшой внутри вокзальчик. Причём магнитики и сувениры там продаются через автоматы (!), никаких киосков нет. Сергей прямо там же извлёк из автомата и подарил мне алданский магнитик на память.

42. Вся станция согласно требованиям закона о транспортной безопасности озаборена. Правда, аккуратно, прозрачной металлической сеткой.

43. А за забором по касательной проходит трасса “Лена”, огибающая город. Сам Алдан находится близко, в низине.

44. Наш 324-й поезд, вид от вокзала. Ну что ж, теперь пойдём к тепловозу – уже новый прицепили.

45. Тепловозы странные и прошедшие модернизацию из советских 2ТЭ10М в Полтаве, ещё до украинского евромайдана. По просьбе ЖДЯ у них убрали советские дизеля и водрузили более компактные от General Electric, отчего тепловозы приобрели вид мутантов – смеси маневрового и магистрального. Здесь к поезду прицепили сразу сплотку из двух секций.

46.Запас башмаков – прямо на капоте.

47. Окраска тоже от ЖДЯ, и крупная подпись на борту.

48. А лидирующим локомотивом пойдёт тот самый, который вёл первый пассажирский поезд в Нижний Бестях 27 июля. Все надписи остались, и наверное останутся надолго 🙂

В следующей части – путь до Томмота и ночного разьезда Кюргелях, а также тестирование вагона-ресторана.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − два =