“Полярная Заря”-VII. Так вот какой ты, Северный Олень…

Посетив родину буржуазного клона Деда Мороза (под именем Santa Claus) и перевалив Полярный Круг, экспедиционеры направили свои стопы далее, в заполярную часть Лапландии. Вот тут-то и начались фокусы и приколы.

А всё дело в том, что своих северных оленей финны не учат с детства Правилам Дорожного Движения. И это оказывается очень неудобным для парно- и четверо- колёсных…)

На русском бензине удалось дотянуть от Выборга до Полярного круга, и даже немного далее. Но после Рованиеми стрелка упала на красный квадрат (до 7 литров), и мы решили не искушать судьбу и заправиться. Тем более места становились глухими.
Вскоре подвернулась и заправка.

Мда, дороговато, но что делать… Север…

Подьехали к колонке, вставили шланг, полилось. Накапало на 62 еврика. Тут начали разбираться:
– Это что, автомат? Буква «А». Смотри, прорезь для карточки.
– Ага. Щас карточку вставлю.
Выплёвывает.
– Давай мою попробуем.
– Опять выплёвывает!
– Что ей не нравится?
– Может, надо специальную карту? Местную?
Тут нашу милую беседу прервал небритый дед, выглянувший из двери маркета:
– Эй! (сперва не поняли, что это нам)
– Эгей! Айвонс! Ю кэн пэй хиа!
Мы оглянулись.
Да, это нам. Точно нам. Пошёл платить, в магаз.
– Куд ай пэй бай Виза кард?
(ворчливо) – Йес, оф кос…
Возвращаюсь к «Косуле».
Боцман, мне:
– Ты слышал, да? Слышал? Он нас иванами обозвал!
– Дык чё с него взять. Чухонец заполярный, ёпть…

Затем покатили весело и быстро: везде была разрешена сотня, мы так и шли. Дорога хорошая, рельеф неплохой, облака снова раздуло по сторонам.

Пару раз встретились встроенные в полотно дороги взлётно-посадочные полосы (ВПП). Да не такие, застроенные, как у нас на «Скандинавии» у Гаврилово, а честные, в 2,5 км длиной и шириной в три дороги. Вот как эта, например.

…первый наш олешка встретился нам примерно в 80 километрах северней Рованиеми. Выглядело это так: серо-рыжая малозаметная точка близ кустиков на обочине внезапно зашевелилась и поплелась прямо на дорогу, нам навстречу, при том, что мы мчались около 95 км/ч. Боцман (он после Рованиеми был за рулём) вдарил по тормозам, и примерно на 30 км/ч мы осторожно обрулили (и обругали за внезапность) оленя. Всё произошло настолько неожиданно, что пока я достал камеру запечатлеть сие событие, олень прыснул в лес и был таков!
С ужасом думаю, что было бы, если не успели тормознуть? А если поздно вечером на такое наехать? Фу-у-у-х…

Ладно, едем дальше. Больше оленей километров 20 не было. Проехали Соданкюля.

Но скорость уже держим поменьше, около 80. Начались мелкие озера-блюдца с обоих сторон дороги.

…и вот он, второй! Этот уже от нас не ушёл и был запечатлён! Но тоже быстро свалил в придорожный лес. Пугливый.

Чем северней, тем олени становились наглей, тем их было больше.
Они могли просто задумчиво стоять посреди проезжей части, и лениво реагировать только на сигнал. Вот как этот.

Нам же приходилось работать наблюдателями и распознавателями.
– Вон серая точка, аккуратней!
– Олень или куст?
– Ага. Олень, сцуко.
– Потише поедем. Ну его…

– Опа! А вон целое стадо!
– Ы-ы-ы! Прямо на дороге стоят.
– Совсем обнаглели. Ведь не трогаются.
– Остановись, я с ними поговорю! Быстро постараюсь.
Боцман тормозит, прямо на нашей полосе.
Дорога пустая сзади, я выбегаю:
– Привет, серые!
Серые стоят, набычившись. Недобро смотрят.

– Идите, рогатые, я вас булкой белой угощу.
Ближний секунду раздумывает и разворачивается.
Всё стадо шумно уходит на обочину, а затем и в лес.

– Эй! Олешки-и-и! Куда же вы! А булка?
Но только лес шуршит, нету уже оленей…
Боцман:
– Садись скорей, машина сзади!
– Ага, поехали.

Через километр – опять стадо на дороге.
Да такое наглое! В этот раз я снял авишный клип, для разнообразия.
Один олешка вааще чуть правое стекло рогом не поцарапал. Вот этот.

Дальше пошло совсем весело: каждые 2-3 километра что-нибудь, да было. Мы уже шли 60 км/ч, всё время напряженно вглядываясь вперед. Если первый олень нас изумил, следующие десять – веселили, то последующие сто двадцать начали постепенно доставать:
– Да когда же они кончатся! Нормально ехать нельзя!
– А вот ещё один наискосок бежит, смотри!
– !!! билять!
– А вон машины скопились! Наверное, ЭТИ проходу не дают!
– Точно!
– Может, засолить одного на ужин?

Джип сумел отогнать олешков на нашу сторону, однако один телок, с молочными рогами, встал, как рыба об лёд, и не реагировал даже на сигнал. Пришлось сдать назад и объехать упрямца.

Олений участок нас несколько утомил и мы решили встать на перекур. Тут было кафе…

… и копчёная рыба. Но есть никто не хотел, спустились к озеру, поснимали и поехали дальше.

Ещё один северный парень, не сворачивает в лес, бежит по кромке. Пристроились сбоку, замерили скорость.
Идёт почти сороковник.
– Солидно бежит, однако!
– Ладно, ну его, а то шарахнется к нам в бок!
– Поехали! (по газам!)

К 8 вечера мы уже почти достигли начала озера Инари, нашей плановой точки.

Ага, вон и озеро начинается!
Место – восхитительное! Мы не выдержали, остановились. Сосновый воздух, голубое озеро, чистая почва.

– Может… прям тут палатку поставим?
– Да, тут неплохо. Вот только народ тут все время останавливается и дорога рядом. Не гут.
– Ладно, поехали дальше.
– Но красиво, да!

…а в это время, пока мы боролись с оленями, третий экспедиционер вылез из турбовинтового «Ведра» пред черными скалами норвежского Лаксельва.

Нас уже разделяло всего лишь 190 км.
Воссоединение неуклонно приближалось.

* * *

Продолжение – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 + двенадцать =