Сразу же после Рованиеми, столицы Лапландии – буквально километров через семь – нам предстояло пересечь Северный полярный круг и глянуть на одно знаковое место – гнездилище (деревню) Санта-Клауса, главного конкурента нашего Деда Мороза. Как-то там всё финны устроили? Чего они там понараскрутили?
Вот об этом интересном месте давайте и поговорим…)
В 3 часа дня мы вырулили со стоянки «Арктикума» и взяли курс на север.
Для начала нам надо было пересечь речку Оунасйоки мостом.
Через небольшое время на обоих сторонах дороги, в лесу, стали попадаться яркие плакаты, извещавшие: «До Деревни Санта-Клауса осталось … км»: 5, 3, 2, 1, 500 м…
Наконец, мы завидели впереди изломанную стелу над дорогой, на которой было написано для непонятливых: «Arctic Circle». Да, это был Северный Полярный круг. Надо признать, что сушей Полярный круг я пересекал впервые в жизни (Соловки чуть южней, а мои многочисленные самолётные пересечения его не в счёт).
Итак, мы находились вот тут (помечено стрелкой).
Разумеется, экспедиционеры просто обязаны были запечатлеть сей исторический момент, тем более, что (мы ещё этого пока не знали) в обратном направлении Полярный круг нам придётся пересекать морем. Мы и запечатлели, вытащив из загашника штатив.
Справа располагалась та самая «Деревня Санта-Клауса», в которой, как утверждается во всех католических и протестантских странах, живет Санта-Клаус собственной персоной (правда, не знаю, как дело обстоит с Баббо Натале и прочими его реинкарнациями).
Круглый год деревня работает с 10 до 18, потому что Санта Клаус – Санта Клаусом, но на него тоже распространяется финское законодательство. Что он – особенный какой?
Под многочисленных экскурсантов тут заточено буквально всё, и по величине парковок, в т.ч. и автобусных, я оценил огромность замысла. Представляю, что тут творится в декабре…
Далеко по этой «Деревне» мы не пошли, она немаленькая. И надо признать то, с каким нехилым размахом финны подошли к раскрутке своего центрового мирового брэнда. Вот план этого места, оцените. Дорога вдоль – это и есть Е75, по которой мы едем.
Часть зданий Деревни. И магазины, кафе, магазины, кафе, магазины…
Почти все заведения тут носят подчеркнуто претенциозные названия.
Вот, например «Центр Полярного Круга».
Или: «Магазин Номер Один». А ведь – избушка избушкой…
Расстояния до европейских центров (по географической прямой). Тут и Москва есть – 1350 км, и Париж – 2355, и Осло – 1035, и много других.
Зашли в пару магазинов.
Да… несмотря на июль, там везде царил вечный Новый Год: ёлочки, санта-клаусы, стеклянные шары и так далее 🙂
Колокольчики с Полярного Круга.
Комплектик ездовых собачек.
* * *
Походили там, потолкались с полчаса, и вынес я из этого поучительного места кой-какие мысли.
Вот смотрите, друзиа, если разобраться – что есть вообще в этой Лапландии полезного? По большому счёту, ничего. Ни ископаемых (в больших масштабах, как в шведской Кируне или нашем Норильске), ни стратегического положения, как у норвегов (Финляндия – нейтрал), ни больших городов с промышленностью; сельского хозяйства – почти никакого, олени разве что. Одна только унылая тундра, ягель, комары да болота.
А с другой стороны, Лапландия – это брэнд. Мировой. Типа «тут живёт Санта-Клаус, который ездит на оленях». Раскручиваемый последовательно ещё с начала XX века (с конца двадцатых годов – точно). В Западной Европе этот брэнд уже прочно сидел в мозгах простых людей уже в конце 30-х годов. Скажем, я в военных музеях неоднократно видел открытки солдат вермахта с лапландскими оленями и Сантой, с бесхитростными надписями типа «а мы сейчас вот тута». И последовательность (даже упрямство) финнов в утверждении этого в течение 70 (а то и 80-ти) лет дала свои плоды – сюда косяками едут не только из Европы, но и из Штатов, Канады, из всяких азиатских и даже латиноамериканских ебеней. Хотя это первенство могли бы себе присвоить Норвегия, Гренландия, Швеция, да и, скажем, арктическая Канада. Но заняла – Финляндия, и я потом увидел в рекламных буклетах на Нордкапе, что даже норвежская провинция Финнмарк именует себя… «норвежской Лапландией». Вот как прочно вбит в западные головы это брэнд!
И что получается? Эта бедная унылая земля примерно на 2/3 кормит себя туристами. Плохо ли, хорошо ли – но десятки тысяч здешних людей заняты и при деле. Вот так. Можно, конечно, обзывать здешнюю туриндустрию «попсовой» и «масскультной», но тем не менее – сюда ломятся целенаправленнно, и что важно – с желанием эксклюзива. И пусть «попсовый», но этот полярно-новогодний эксклюзив им финны подсовывают в массовых количествах. И на этом живет – целая провинция страны.
Это я к чему говорю? Да к тому, что не надо стесняться раскручивать Великий Устюг как родину Деда Мороза, раз уж начали и определили для массового сознания конкретное место его проживания. Если не ослаблять усилий – то и туда будут ехать миллионы. И не надо этого бояться: обычным, нерафинированным людям всегда нужна определённость и чёткость. А кроме того – это ещё и одно из важнейших средств национальной идентификации. Ведь она, идентификация и точки её притяжения тоже не создаются сами по себе. Они создаются людьми, их усилиями, хотя и очень небыстро.
Ну и важный плюс – на этом могут жить сотни тысяч. Не обязательно же для этого непременно валить тайгу или гробить реки отходами целлюлозы. Ведь так?
* * *
Пока то да сё, погода снова переменилась, затянуло тучами – на Севере она меняется по несколько раз на дню, и полярная стела помрачнела и построжела.
А мы покатились дальше на север, уже по Заполярью.
* * *
Продолжение – в следующей части