Амурский мост: место, где окончательно замкнулся Транссиб

Транссибирская магистраль ровно сто лет назад в этот день замкнулась на Амурском мосту.
5 (18) октября 1916 года первый поезд по нему провёл машинист Семён Гольберт.
Что ж, значит, сегодня расскажу про этот мост – вне очереди. Побывал на нём две недели назад.
Правда, точности ради, сегодня поезда идут уже по преемнику старого царского моста. Но всё на том же месте и по той же трассе.

Амурский мост у Хабаровска: сто лет спустя

2. Вот такой вид на мост открывается от музея Амурского моста. Извините за тавтологию, но это действительно так. Старому мосту посвящён и открыт отличный музей на берегу, а новый сейчас в работе. Мост очень протяжённый – только русловая часть больше двух километров, а всего его длина 3690 м. Солидно.

Авторы проекта: И.А. Ляпустин — Трансмост, Санкт-Петербург; Г.Н. Степанов — Дальгипротранс, Хабаровск; А.В. Батурин — ОАО Институт Гипростроймост, Москва.

Технические параметры:
1) совмещённая часть мостового перехода по схеме 10,3+(85,6+128,4)+9×(2×128,4)+33,6 м, общей длиной 2600 п.м.;
2) автодорожная часть — левобережная въездная эстакада по схеме 21×33,0 + 10,63 м и правобережная въездная эстакада по схеме 2×35,5 + 68,4 + 84,0 + 74,2 + 9×33,0 м, общей длиной 1290,5 погонных метров.

3. Амур в тот день был мрачноват и со свинцовым оттенком. Пасмурно, с погодой повезло не очень. Но, что есть, с тем и будем иметь дело.

4. Мост этот широко известен публике прежде всего тем, что он изображён на пятитысячной купюре. Однако не все знают, что он тут нарисован ещё в однопутном варианте, до строительства второй очереди.

5. Вот в таком виде его запечатлели. Видите, быки от старого демонтированного моста хорошо видны? Они пока не под нагрузкой, второй путь ещё не построили, а старый мост снесли – кроме одного пролёта, который пойдёт под музей.

6. 3 октября я проехал по мосту в обе стороны на машине (по пути к порталу подводного амурского тоннеля), а потом ещё и спустился на сам мост. Надо сказать, что сейчас пешеходное движение воспретили, но лет пятнадцать назад так можно было ходить. Лично я ходил три или четыре раза пешком по мосту в Еврейскую АО, в начале нулевых, когда жил ещё на Дальнем Востоке.
Вид с автодорожной части выглядит так.

7. Старый Амурский мост мы тоже можем увидеть, на берегу – благодаря тому, что один пролёт его потомки сохранили для истории, несмотря на трудные времена времён его демонтажа. Тем более что продажей металла с его пролётов МПС РФ частично финансировала достройку второго пути. Но про музей моста у меня будет отдельная часть, там и посмотрим его подробней.

Собственно сам мост строился в самые сложные времена Девяностых – и не потому, что это была эпоха свершений. А потому, что деться было уже некуда – ресурс царского моста стремительно подходил к концу уже в 80-е, появились усталостные изменения и проходящим поездам сильно ограничили скорость, до 30-40 км/ч. Ситуацию частично спасал тогда сталинский тоннель под Амуром – по нему даже пустили нечетные пассажирские поезда тогда. Но всё равно выхода не было, кроме нового моста. Так что летом 1998 года, за пару месяцев до дефолта, мост вступил в строй – пока ещё без автомобильного “верха” (1999 г.) и конечно, однопутным.

7а. Вот так выглядел царский мост в работе (1980-е, открытка):

8. На фото 1999 года – процесс демонтажа ферм старого моста. Их направленно сбрасывали вниз, на мягкую песчаную подушку, а потом разбирали уже на земле (из фондов музея ДВЖД).

9. А вот тот же пролёт, но после сброса.

10. …но я возвращаюсь к году 2016-му. Итак, давайте посмотрим поближе железнодорожную часть нового Амурского моста. Для этого нам надо пройти вдоль колючки к зданиям путейцев и гаражу дрезин. Мост серьёзно охраняется, и подходы к нему все защищены.

11. После процедуры проверки и осмотра заходим, наконец, к путейцам дистанции ИССО (искусственных сооружений). Здесь всё чистенько, аккуратненько и окультурено.

12. А на опоре впереди, видели, доска прикреплена? Она посвящена предыдущему мостовому мастеру, который проработал тут непрерывно 35 (!) лет.

13. Как видите, автодорожная часть сделана только по одной стороне. Вторая – правая – пока не задействована, интенсивность движения не требует четырёх полос.

14. А мы идём к ангару дрезин обслуживания моста.

15. Пообщались с мостовым мастером, и чтобы не идти полтора километра к середине моста, он нам выдал вот такую дрезину. На ней и поедем. Для обслуживания моста проложен служебный путь колеи 750 мм: он введён в строй в 2009 году, после пуска второго главного пути. Также же служебный путь есть и на первой очереди, с чётной стороны, тот работает с начала 2000-х.

16. Взгляд назад. Вдали видна загадочная башня на сопке (с которой и сделано фото для 5000-й купюры), которую хабаровские романтики почему-то зовут “башней Инфинделя”. Построено то загадочное здание в 1930-х, во времена ОКДВА.

17. На правобережной стороне автодорожная эстакада отворачивает влево, а ж/д путь идёт направо – к предмостной станции Амур. Когда-то она была буквально забита поездами, ожидающими прохода по мосту, но сейчас два пути плюсь тоннель и она практически свободна.

18. А мы сейчас поедем к середине моста. Но сперва посмотрим – обзорно – оба пути. Левый со вторым ярусом, правый – без него. Вид на запад, в сторону Москвы и Биробиджана.

19. Левый (чётный) путь с автодорожным ярусом сверху.

20. На дистанции ИССО работают люди на обслуживании моста, так что и поезда идут сегодня немного медленнее, чем обычно.

21. Пешеходные служебные проходы есть на обеих сторонах.

22. В ходе общения с мостовым мастером он нас подвёл к бровке обрыва и показал на быках градуировку (сам бы я без наводки не увидел, наверное). Смотрите, до цифры 36 надпись на шкале штатная. А выше – 37, 38 и выше – сделана уже более топорно и нештатно. Так вот, самая верхняя риска на шкале – это отметка катастрофического амурского наводнения 2013 года, когда все прогнозы рухнули и Амур затопил огромные территории, разлившись даже на хабаровскую набережную.

23. Теперь нам ехать вот по этому служебному пути.

Видео с дрезины (GoPro было на голове):

24. Виды на Правый берег. Слева виден пролёт царского моста – там и есть музей.

25. По пути проезжаем участки, где работают путейцы.

26. Километровые знаки укреплены прямо на опорах пролёта. Отсюда до Москвы 8513 км.

27. Едем, едем… Мост большой, Амур широкий, ехать несколько минут.

28. Наконец остановились, почувствовав вибрацию на мосту. Это приближался тяжёлый товарный состав.

29. Честно говоря, с непривычки страшновато: мост под составом вибрирует, как живой, путь прогибается, внизу пропасть с амурским злым течением… Понятно, что все эти нагрузки строго рассчитаны – но всё равно ничего с собой не поделать, душа в пятки уходит. Привычка нужна.

Спрашиваю нашего водителя дрезины:
– А как же зимой на мосту? В эти маньчжурские муссонные ветра и минус тридцать?
– О-о-о, зимой сурово. Отогреваемся в теплушках, когда работа. Они расставлены вдоль моста.
– Дует?
– Не то слово! Вдоль русла сифонит ещё как! Рожа через пять минут уже красная.
– Мда…
– А работать надо. Поезда-то идут, и часто. Зима – не зима, мороз – не мороз…

30. Вот, нечётный состав прошёл, и можно посмотреть ракурс вдоль пролётов.

31. Междупролётье. Внизу – Амур. Течение быстрое, злое, мощное. Как у Енисея на Красноярске. Только Амур тут намного шире.

32. Серединный служебный проход.

33. Скрепление опор.

34. Не успели дух перевести, как уже со стороны левого берега мчит встречный (чётный). Движение по мосту в обе стороны интенсивное, и на 95% – грузовое. Каждые примерно минут десять – состав. Так что надо быть очень бдительным.

35. Под автодорожным ярусом. Кстати, если приглядитесь, впереди по левой стороне видна теплушка с подогревом для путейцев, там же и инструмент хранится. Можно залезть и под автодорожный ярус по лестнице.

36. Автор на чётном пути.

37. Любопытно также, как проложена тут контактная сеть.

38. А вот, для сравнения, такой же ракурс на старом Амурском мосту (с музейного пролёта). Царские фермы были ажурные, а нынешние – более технологичные.

39. Амур-батюшка. Мрачновато было в этот день. И я так увлёкся самим мостом, что не снял хотя бы один ракурс просто на Амур, с его мощью и шириной. Кстати, мне сказали, что тут его глубина по фарватеру – около 13 метров (!).

40. Вид в сторону Москвы.

41. Мостовой мастер нынешнего Амурского моста – Федотов Андрей Иванович. Спасибо ему за многие детали и нюансы, которые я бы сам не увидел.

42. Посмотрев мост, спускаемся к музею Амурского моста. Он тут прямо рядом, очень удобно.

Но это ещё не всё. Будет рассказ и про подводный амурский тоннель!

PS. Автор выражает благодарность Российским железным дорогам за помощь в доступе на этот великолепный мост, а также путейцам дистанции ИССО, которые помогали ориентироваться в лабиринтах моста и не упасть в холодные воды Амура при переходе со стороны на сторону и заранее предупреждали о проходе всех поездов, коих было очень много.

Ещё по теме:
Поход по Амурскому мосту: из Хабаровска в ЕАО (лето 2001)
Ледовый поход по Амуру (февраль 2003)