По Дальнему Востоку на “сотке”

День 15

Следующий перегон Транссиба – от Сковородино до Хабаровска – я проделал на владивостокской “сотке”. Это такая недо-“Россия”, в полтора раза её дешевле и несколько медленнее. Остановок у неё раза в три больше, чем у “России”, но маршрут почти аналогичный, только через Ярославль. Ехать мне в ней было около суток: прибытие в столицу Дальнего Востока по расписанию было после обеда, где-то ближе к вечеру. Единственно, поезд на полчаса опаздывал – но для такого расстояния это мелочи. Но самое интересное, что загрузившись в поезд, мне почти сразу же пришлось испытать настоящее изумление! 🙂

Биробиджанский вокзал на пути. На фронтоне – буквы на идиш и русском

2. Сковородино провожало меня дождём и на редкость унылой погодой. Но было ещё тепло, около +8. Через два дня, уже уезжая из Хабаровска, я посмотрел на гисметео: ого, тут прошёл снег! Которого я не застал буквально на сутки 🙂

3. Вон он, голубчик, уже идёт. Стоянка всего две минуты.

4. Загружаюсь в свой вагон. Там тепло, чисто и уютно. Это хорошо. Но у меня – верхняя полка. Это плохо: нормально поработать на ноуте с материалами в пути не выйдет. Да и вообще неудобно.

Изначально я думал, что сразу пойду к начальнику поезда и попрошу поменять место на нижнее, можно и за доплату. Но доковыляв до купе – понял как я устал за эти два дня, и что лучше будет сейчас просто поспать. На нижней полке сидела женщина лет 33-35, а напротив с книжкой сидел пацан лет десяти. Вверху лежал мужик, почему-то в костюмных брюках и рубашке. Сперва я подумал, что едет семья, и я к ним четвёртым. Но буквально минут через 10 по разговору стало понятно, что мужик сам по себе, а внизу едут мама и сын. Причём “нижние” едут сильно издалека (и действительно – ехали они из Москвы в Дальнереченск, 6 суток!).

Самое интригущее началось, однако, примерно через полчаса, когда я уже передумал менять место, застелился и устроил себе берлогу для отдыха. Присел внизу подождать своё законное питание, пара минут паузы, и тут…
– А вы кто, блогер? – это барышня спрашивает.
– Эммм… Ну, в общем, да, близко к этому…
– Так, меня пожалуйста не снимайте и никуда не выкладывайте! (требовательно)
– (я в изумлении от такого поворота событий) Но еду-то я могу поснимать, если что, вы не будете против?
– Еду не против. Вы же до Хабаровска едете, да? – продолжает она.
Я изумляюсь ещё больше – чё это за фигня такая странная, откуда она знает такие подробности? В чём дело?
Начинаю выяснять:
– Да. А откуда вы про это знаете?
– Тут до вас ехала девушка, она долго с нами ехала, с Омска. Вышла недавно, в Чернышевске. Ну мы пошли к проводнику спросить, теперь мы будем со свободной полкой ехать? А она нам – нет, в Сковородино ещё человек сядет. До Хабаровска.
– Ах, вот оно что. А почему вы подумали, что я блогер? Проводник, что ли, доложила? (продолжаю прояснять обстановку)
– Вы ведете себя как необычный пассажир.
– Как это?
– А так. Когда даже заходили в купе – как будто всех рентгеном просветили. Взгляд такой… слишком цепкий, что ли. Как будто стараетесь всё запомнить. Обвели все окружающие детали взглядом, потом только начали что-то делать.
– Неужто прямо такой взгляд?
– Точно-точно! Ну и ещё, камера болтается на ремешке. Немаленькая. Вот я и подумала…
– Но почему не журналист, к примеру? Откуда слово это взяли, “блогер”?
– Неее. Журналист, он по работе что-то делает. В поезде он бы пришёл и лёг равнодушно, если не на задании. А вы нет – сканируете всё время глазами обстановку. Как будто непрерывно что-то оцениваете.
– Надо же! А вы внимательная! И всё-таки, почему “блогер”? Откуда вы, если не секрет?
– Блогер, это же сейчас так модно и актуально. А я сама – из Дальнереченска.
– Но только в столицах! А в обычных облцентрах это всё далеко и нереально.
– Ну я все-таки читаю сеть активно, у меня даже группа есть вконтакте… там всё обсуждаем.
– А, теперь понятно. Но, признаюсь, меня сильно озадачила такая ваша проницательность! А когда вы ещё и мой маршрут назвали, я и совсем прифигел.
– (улыбается) Да, я такая! Расшифровала вас, получается 🙂
– А в Дальнереченске я бывал. Давно, правда. Городок на границе. У вас муж военный, видимо?
– Да.
– Ну тогда понятно, как вы там оказались.

В общем, мы затем с Татьяной (так звали соседку) очень даже поладили. Я даже подумал, хорошо, что не поменялся. Она меня расспрашивала (много), как я вообще продвигаю свои проекты, что для этого надо делать. Какие нужны усилия для этого и приёмы. А я её – про дальнереченскую жизнь. Рассматривали и все учебники, которыми был снабжён её сын-четвероклассник. Читали, смотрели, обсуждали учебник по истории, я тут же нашел ляпы, она себе в молескин записывала – видимо, этот процесс её вставлял. В общем, общались много и интересно. Хороший попутчик – полдела для приятной дороги. Что же касается “верхнего” соседа, то он вскоре вышел – потому и лежал в брюках, что был готов к выходу.

5. Моя берлога на верхней полке, обустроенная для сна. После Сковородино я буквально рухнул на полку, после двух дней интенсивных поездок, что проспал даже стоянку в Магдагачи. Впрочем, там было темно и сыро, так что я немного потерял.

6. А это мой законный ужин по билету, который я сфотографировал таки с любезного разрешения соседки, не затрагивая её приватность 🙂 Обратите также внимание, что один из отсеков стандартной обеденной тары совсем не используется – ресторанщики экономят.

7. А вот такие веселенькие покрывальца используются в “сотке”. Вообще, мне этот поезд понравился – и уютно, и намного дешевле “России”. И вагоны новые, с биотуалетами. Оптимальное соотношение цена-качество.

Ночью проехали “космодромную” станцию Ледяная, Свободный, Белогорск, Бурею, рано утром – Архару. А в разгар солнечного утра мы встали на станции Облучье. Тут – граница поясов +6 и +7, областей – Амурской и Еврейской, дорог – Забайкальской и Дальневосточной. Стоянка 15 минут. Само Облучье очень интересно по топологии – очень криволинейная станция, и вокзал живописно встроен в пригорок.

8. Солнечное Облучье. Иду к вокзалу.

9. Вот видите, какой живописно встроенный в склон вокзал?

10. На обратном пути замечаю странный вагон с другой раскраской. Ба! Да это же северокорейский! Идёт в Пхеньян. Из вагона никто не выходит, только заспанный проводник открыл дверь и обозревает окрестности – но при этом без опускания тамбурного ограничителя.

11. Оформление северокорейского вагона.

12. А это – обычного, от “сотки”.

13. Поезд уверенно мчится на восток. Вот уже и Бира. Вокзал новый, я его ещё не видел.

14. За окном мелькают очень характерные и узнаваемые водонапорки Восточно-Амурской дороги.

15. Станция Ин (посёлок Смидович). И тут тоже новый вокзал – старый деревянный, который я помнил, снесён.

16. Все ближе и ближе к Амуру. Поезд несётся 120-130 км/ч – дорога тут прямая, как стрела. И только ближе к ст. Приамурская замедляет свой ход. Все эти места мне хорошо знакомые и известные. Вот с северной стороны – вход в Амурский подводный тоннель. Отсюда как раз выходит нечётный поезд.

17. А вот – вход на Амурский мост. Слева – только ж/д честь, не 2-ярусная. А мы едем по той, над которой автодорога.

18. Поезд грохочет по 3-километровому мосту через широкий Амур. Это я гоупрошку достал и снимал проход по мосту, фотки – побочная продукция. Татьяна стоит рядом и расспрашивает с любопытством, что за кнопки и как этот чудной девайс работает. Гоупроха ей очень нравится, вижу по глазам.

Видео пересечения Амура (8 минут):

19. Проходим мост, затем станцию Амур и вот – коротенький 100-метровый тоннель “обычного” Транссиба, не подводного.

20. Поворот к дубовой роще за Северным микрорайоном, где я так много лазил пацаном. Все эти места мною когда-то обхожены на сто рядов, все тропинки тут я знаю в совершенстве.

21. По другую сторону – нефтеперегонный завод Орджоникидзе. Скоро уже и вокзал!

22. Втягиваемся на станцию Хабаровск-1. Всё, я приехал. Это предпоследняя остановка на моём долгом пути. Прощаюсь с соседкой и её сыном, выгружаюсь на перрон. Памятник незнакомый.

23. Вокзал тоже. Его только начинали перестраивать, когда я уехал в Питер (ранняя весна 2003). А сейчас он уже в новом облике, и уже давно.

24. Выхожу на привокзальную площадь и не узнаю её в гриме. Всё поменялось за 14 лет! Схема движения другая, здания другие, привокзальные шалманы снесены, трамвайное кольцо отдалено, куча новых доминант на горизонте. На месте рощицы и малюсенькой закусочной “Стрела” высится стеклобетонный новомодный комплекс. И только Ерофей Палыч в высокой шапке стоит, как и раньше, и три 14-этажки советских поодаль.

24а. А вот как было 15 лет назад, когда тут проходил Великий поезд Великого вождя Ким Чен Ира (2001).

25. Прошёл чуть ниже – вообще всё другое! Гостиница – новая, многоэтажки харбинского вида на горизонте – новые, фонари – новые, глухой переулок превратился в транзитную оживлённую улицу… Только 5-этажки всё те же самые.

26. Ну и конечно, новый вокзал. Точней, не совсем новый – а перестроенный и декорированный из унылейшего хрущевского проекта середины 1960-х. Так, безусловно, лучше.

27. Даже трамваи появились другие. Этих я тут ещё не застал.

28. Ерофей Палыч, впрочем, тоже в другом обрамлении. Площадь радикально перестроили и переоформили.

Да… сильно изменился Хабаровск около вокзала.
Теперь надо проехать – шустро – к моей школе, где я учился первые пять классов, и к местам, где я жил в детстве. А потом – руки в ноги – обратно. И уже не медленным трамваем, а наверное или автобусом или даже такси. Надо действовать быстро, иначе опоздаю к назначенной на вечер важной встрече. Где она, моя родная “Пятёрочка”, что идёт на Базу КАФ? Подходи скорей, милая, поедем!

Содержание цикла