Загадка станции Верещагино

Работа по Путеводителю Транссиба движется, уже написаны разделы I (география) и II (исторический очерки), а в разделе III сделано подробное описание от Москвы до Кунгура. Сейчас занимаюсь уральским участком по пермско-екатеринбургской линии 1909 года.
По пути, анализируя станции и их историю, нарвался на любопытную загадку.
Смотрите, есть на 1314 км Транссиба за 120 км до Перми такая станция Верещагино.

Вокзал Верещагино

Апокриф (не подвергаемый сомнению) гласит, что там по пути из столиц в Порт-Артур остановился в феврале 1904 г. живописец-баталист В. Верещагин, дескать у него сломался личный вагон и он ждал починки, куковал на станции почти месяц (варианты истории: ехал не один, а с адмиралом Макаровым*; куковал не месяц, а несколько дней). Потом вагон починили, он продолжил путь на восток, успел проскочить на Артур до перекрытия Южно-Маньчжурской линии** японцами по суше. А менее через месяц взорвался на броненосце “Петропавловск” вместе с адмиралом Макаровым 31 марта 1904 ст.ст., уйдя в вечность. Станцию переименовали в его честь в 11-ю годовщину взрыва, в 1915 г. – и так она и осталась. При ранних Советах пытались сделать станцию Красно-Верещагино, но сие не привилось – тов. Сталин до войны сковырнул приставку Красно-, и она вернулась на просто “Верещагино”.

Живописец В. Верещагин:

Памятник художнику Верещагину на привокзальной площади г. Верещагино:

Я начал всё последовательно проверять.

1. Итак, ремонт вагона. Да, мог. Ремонтные вагонные мастерские Пермь-Котласской ж.д. устроили именно там.
2. Мог ли успеть доехать до Порт-Артура, если уехал из Верещагино ближе к концу февраля, скажем? Да, мог. Если вагон цепляли к поездам высокого приоритета, и на Байкале не было проблем с паромом – то примерно 14-17 дней оттуда. Уехал 20 февраля – приехал 6-10 марта на Ляодун. А 31-го уже взорвался на броненосце.
3. Добирался из столиц в Маньчжурию? А вот тут – чёрта с два. Легенда не бьётся с реальностью.
Дело в том, что в феврале 1904 г. Пермь-Котласская линия ещё была тупиковой, в Вятке она заворачивала на Котлас. И всё. Проехать всквозную из столиц (что из Питера, что из Москвы) было нельзя. Поезда там пошли только в 1906 году, и то пока только через медленную Горнозаводскую линию – а прямая линия через Кунгур на Екатеринбург будет построена только в 1909.
И чтобы попасть в Верещагино из Москвы, надо было:
а) проехать через Рязань – Пензу – Самару на Челябинск
б) по соединительной линии приехать в Екатеринбург
в) по Горнозаводской ж.д. доехать до Перми, а затем по камскому мосту – в это Верещагино (тогда ст. Вознесенская)
Из Питера же – ещё дольше…
Крюк примерно суток в 7-8. Хм.

То есть, получается, если он там реально надолго застрял – то по какой-то надобности ездил или в Котлас, или в Вятку, и по пути сломался. Или был в Перми, а вагон отогнали на ремонтную базу (она в Верещагино была, да). В разгар зимы (напомню, речь про февраль 1904). Тогда что ему надо было в вятском крае, зачем он туда поехал, да ещё и кружно, в личном вагоне? Странное дело.

* Адмирал Макаров убыл из Петербурга предположительно 10 (23) февраля 1904 г. и точно 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур, то есть добирался туда 14 дней, что вполне сопрягается с реальным состоянием линии. Но он не мог ехать через Верещагино, ибо прямой линии ещё не существовало, см. выше
** ЮМЖД японцы перерезали к середине мая 1904 г.

Броненосец “Петропавловск”, на котором затонул и адмирал Макаров и художник Верещагин.

  1. Дмитрий says:

    А кто автор этого статьи?
    Чтобы точно в честь кого назвали станцию надо посмотреть указа(приказ) о переименовании. Для этого надо иметь доступ к архиву.
    Хорошо бы историки разобрались уже с этим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × три =