Жатай: Читтагонг-на-Лене

Якутский тепловоз, часть 4

Теперь стоит перенестись из Якутского речного порта на 15 км севернее, вниз по течению Лены, и осмотреть интереснейшее место – Ленский затон в Жатае. Там находится Жатайская судоверфь и там же концентрируется на зимовку флот Ленского пароходства (ныне ЛОРП). Кроме действующего флота, есть там и весьма атмосферное место, куда оттаскивают суда-ветераны на последнюю стоянку, и где ждёт своего конца большой ленский речной флот эпохи СССР. А он был когда-то очень масштабный!
Давайте немного побродим по тем местам и ощутим эту атмосферу.

2. Если ехать от Якутска на север, то после аэропорта и поворота на паромную переправу надо свернуть направо, к Лене.

Карта 1. Вот наш путь. Цифра 1 – Нижний Бестях, 2 – Якутский речной вокзал, 3 – поселок Жатай, 4 – затон-склад старых судов.

3. Едем по проселочной дороге по середине длинного полуострова, закрывающего затон от Большой Лены.

4. Вскоре вдали показывается стапель, а вблизи начинают попадаться остовы старых судов.

5. Рубка среди зарослей деревьев.

6. А вот и первый большой судовой “скелет” на пути.

7. Тут несколько судов.

8. Верхняя обшивка частично уцелела, можно даже походить по остову.

9. Едем дальше. Теперь мы уже напротив стапеля 1963 года (реконструирован в начале 2000-х).

10. Когда-то он работал в полную силу, но сейчас особых темпов строительства не наблюдается. Что-то там всё же стоит, достраивается.

11. Дорога посередине узкого “языка”, ширина его примерно 500 м. Здесь есть даже небольшой посёлочек, какие-то строения.

12. “Северное сияние-3”. Очевидно, что-то арктическое.

13. Дальше вдоль стенки пришвартовано довольно много судов, фарватер длинный.

14. Какие-то конструкции, возможно недострой ещё одного стапеля.

15. Теперь отворачиваем правее, и начинается кладбище списанных судов – останки советского ленского флота.

16. Суда выброшены на берег в самых неожиданных местах. Они со всех сторон, самые разные проекты 🙂

17. “Ольхон”.

18. Вот колоритное судно с трубой под советским флагом.

19. …

20. Сколько лет оно тут покоится, даже не знаю. Но наверное, лет 20-25 точно.

21. Можно туда и залезть.

22. …

23. Вода в Лене сейчас аномально низкая, и благодаря этому обстоятельству дно обнажилось и даже частично высохло, так что можно ходить в тех местах, где обычно стоит вода.

24. Атмосферно.

25. Даже очень!

26. А здесь вода стояла совсем недавно, и почва ещё сырая, и несколько даже некомфортно проваливается под ногами, как на болоте.

27. Сурово.

28. Суда в масштабе с автором.

29. Идём к остатку залива.

30. Граффити на заднем плане расписывали какие-то мастера из Питера. Но сейчас именно это судно утилизируется помаленьку, от него отрезают куски корпусного металла.

31. Залив на месте кладбища кораблей сузился до небольшого полукруга.

Карта 2. Хотя вообще, всё это место в основном было покрыто водой, в нормальную воду.

32. Идём дальше. Какая-то часть судов уже утилизируется.

33. Попалось до боли знакомое имя.

34. Да, судно “Камчатка”! Интересно, где оно ходило в годы своей эксплуатации?

35. Едем по дороге вдоль “языка” ещё дальше к мысу.

36. Периодически попадаются всё новые и новые остовы.

37. Вышли, посмотрели. Видимо, буксир для барж.

38. А на горизонте на высоком левом берегу уже видны многоэтажки судоремонтного Жатая.

39. Да, сильно высохла Лена.

40. Жатай поближе.

41. Длинный узкий извилистый фарватер тянется ещё какое-то время, до выхода на акваторию Большой Лены.

PS. Сейчас Жатайскую судоверфь по идее ждет большая реконструкция:

[…] 3 июля 2018 года на заседании Совета безопасности в Петропавловске-Камчатском был рассмотрен вопрос о реновации Жатайского судоремонтного предприятия в Республике Саха в полноценную судоверфь. Целью проекта должно было стать обновление устаревшего речного флота Якутии и Ленского бассейна. Помимо судов для речных грузоперевозок верфь планируется сделать производителем флота для грузоперевозок в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе — через Северный морской путь. Годовая производственная мощность Жатайской судоверфи планируется достаточной для производства 10 речных судов, модернизация 6 судов, утилизация списанных 2 судов, а также ремонта и межнавигационного обслуживания судов.

[…] Как анонсировал в начале апреля 2019 года первый заместитель правительства Якутии Алексей Колодезников, строительство Жатайской судоверфи будет реализовываться в два этапа. На первом этапе будут построены судостроительный и утилизационный комплексы, на его реализацию отведён 2019 год. Второй предусматривает реконструкцию и расширение мощностей Жатайского судоремонтно-судостроительного завода и планируется до 2021 года.

26 апреля 2019 года была забита первая свая на строительстве судоверфи. В торжественном мероприятии приняли участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров и глава Республики Якутия Айсен Николаев.
(отседова)

Тем не менее, несмотря на бодрые намерения, пока дело движется туго, первоначальные сроки уже не выдержаны.
Ну, посмотрим.

 

  1. Алексей says:

    Работал на судне “Камчатка” в 93г, брали плот в районе Пеледуя и сплавляли вниз по Лене, в эту навигацию плот посадили на мель в районе острова Катушка. Сейчас там наверное и плотов то и нет, еще в те годы плотовики с поселка Мама говорили, что леса очень мало и приходится возить его из далека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 − 4 =