“Полярная Заря”-XXXVII. Железная дорога Ofotbanen: от моря – к снежным горам

Наступил восьмой день автопробега. Утром экспедиционеры, плотно позавтракав, собрали палатку, и к 9.30 утра выдвинулись на вокзал Нарвика, к шведскому поезду. Погода радовала: глубокое синее небо, видимость миллион на миллион – не зря мы поили троллей коньяком накануне! 🙂
Итак, нам предстояла поездка по Ofotbanen (Ofot line) – одной из самых красивых железных дорог Евразии. На коротком участке в 43 километра, до шведской пограничной станции Riksgränsen, дорога подымается с 46 до 513 метров, при этом проходя по скальным склонам гор вдоль фьордов и имея многочисленные тоннели на пути.

Имея большой опыт поездок по разным железным дорогам, я бы сравнил эту линию с легендарным Байкальским спуском Транссиба к Слюдянке, который я вам показал в журнале полтора года назад; но при этом там не два тоннеля на пути, как там, а пара десятков, если не больше. Сама линия — однопутная.
Ну что, поехали? 🙂

План поездки, согласно расписаниям, сложился такой: 10.20 – старт, 11.20 – пограничная станция Риксгрансен. Затем полчаса ожидания там (стокгольмского экспресса) и возвращение около часа дня в Нарвик. Нормально. Машину можно было оставить у вокзала на три часа. А потом – спокойно полдня ехать на Лофотены.

Пока ждали своего поезда, промчался здоровенный IORE с порожняком.

Около 10 утра подали и наш поезд, который шёл до шведского Лулео (примерно четыре часа ходу).

Зашли, сели – налегке (с оперативными рюкзаками и фототехникой). От Нарвика было в принципе немного народу. В нашем вагоне человек пять, и в соседнем группа подростков человек на 15-17. Так что мы осмотрелись, сели на удобные места, наметили точки открытия окон и обзоры, а вскоре и тронулись.

Сразу после вокзала профиль пути начал набирать высоту. Минуты через три мы увидели своё место ночёвки, кемпинг Нарвик – видите вигвам, в квадратике в центре кадра? Вот там мы и ночевали. Мотоциклисты, наши соседи, ещё не выехали и шароборились у своих железных коней.

Ещё через минуту поезд нырнул в первый по пути тоннель. Они тут простенькие, беспортальные – прямо в скалах. Не как на Кругобайкалке, где каждый тоннель – произведение инженерного искусства. Но, видимо, европейская рациональность.

Разворачиваемся и видим феерическую картину – горловину фьорда пересекает мост, по которому мы вчера приехали из Харстада в Нарвик! Вид сверху.

А поезд набрал ход, километров под 90, раскачивается на многочисленных кривых и центробежной силой нас клонит то в одну сторону, то в другую. Виды мелькают и быстро сменяются на новые, ещё красивей – только успевай! Высота возрастает…

Мчимся вдоль узкого и длинного, как кишка, южного рукава Герангерс-фьорда.

Ещё поворот – и снова феерический вид: кишка-фьорд раздваивается! Мы всё выше и выше, вода всё дальше от нас.
– Ы-ы-ых, крррасота! – только и успевает выдохнуть Маэстро.
– А тролли-то, коньяк любят, однако, – вступаю в тему я, – видишь, какую феерию дарят!
– Эт точно! Надо не ослаблять и далее! 🙂

Вторая по счёту промежуточная станция – Ромбак. Они тут все одинаковые по стилю и окраске и предельно функциональны, фантазии почти нет.

Дорога прорезает склон сопки.

И снова разворот. Теперь вид назад – вдалеке тот мост через горловину фьорда, сам фьорд и слева – гора, господствующая над Нарвиком, но с обратной стороны.

Мчимся на высоте почти 400 метров. Напротив – гора примерно полукилометровой высоты, а внизу — беленький рыболовецкий сейнер, который выглядит с такой высоты забавной маленькой игрушкой.
Маэстро торопливо листает Ланели Планет, озабоченно приговаривая: «Где-то тут лежит затопленный немецкий эсминец, надо не прозевать».
Отзывается Боцман Зелёный, «прилипший» к открытому окну с камерой: «Вон он! Вон! В самом конце!!!».

Ага, и точно: вон он, занесённый за прошедшие 68 лет илом, «Georg Thiele» (это именно с него был колокол, который в Нарвикском военном музее). Далеко загнали его союзники, в самый аппендикс кишки…

Фьорд кончается, и теперь дальше идёт долина. На склонах сопок — тени облаков, а вдали, километров за пять-шесть, виден поезд, который идёт перед нами.

Подходит билетёр, с сумкой и сканером карт, расплачиваемся за три билета картой, а он выбивает билет и отдаёт нам.

А линия всё поднимается, по этой долине.

Резкий разворот — и вдалеке мелькает кончик фьорда, чтобы уже окончательно скрыться за складками местности.

На другой стороне пути уже не так далеки вечно-снежные горы.

Очередной скальный тоннель, из многочисленных на пути.

Пока смотрим на снежные горы справа, Маэстро окликает:
– Эй! Эй! Мужики! Срочно на эту сторону — тут шикарная пропасть!
И снова надо перебегать на другую сторону, чтобы запечатлеть. Действительно, «шикарная пропасть»: долина сузилась и приобрела горный характер. Позади видна линия, по которой мы только что проехали, и рудный поезд с порожняком, идущий за нами.

Впереди виднеется ещё один виадук…

…а вот он же, но уже позади: мы всё наворачиваем и наворачиваем кривые.

Достигли высоты полкилометра. Тут начинается скальная пустыня…

..вот такая. Выглядит весьма колоритно.
На ней стоят редкие домики, не знаю даже, кто в них живёт…

Очередной тоннель – прямо на территории станции.

Пограничная норвежская станция — Bjørnfjell. Тут вылезло пол-поезда.

Норвежский дачник 🙂

А вот и норвежско-шведская граница. Втягиваемся в новый тоннель.

По территории Швеции после границы, с километр, поезд идёт вот по такому колоритному пути.

Ну что ж, приехали. Швеция, Риксгрансен. Выгружаемся…

…и бегом к локомотиву! Успеть снять красавца, стоянка три минуты. А вон и Маэстро бежит, он тоже успеет.

Вокзал шведской станции почему-то находится за высоким забором.

Осматриваемся на шведской территории. За линией — гора и скалы, а к востоку — живописные озера и строения с надписью «Meteorologien».

Тут нам ждать полчаса, встречного поезда. Уходим быстренько к границе, вдоль бетонной галереи, и через 20 минут возвращаемся. Однако нас ждёт облом: на табло написано, что стокгольмский поезд опаздывает аж на 55 минут.
Вот, блин! Шведы, а?! Где точность, Европпа хвалёная, аккуратность? Как же так???
После непродолжительного размышления решаем идти на закупки в супермаркет, видимый метрах в 500 от станции. За полчаса не спеша втариваемся мясными консервами, сыром, колбасой, курагой, минералкой, наслаждаясь шведскими ценами (примерно на 25% ниже норвежских). «Виза» от ВТБ прокатывает, отлично, и с полными рюкзаками продуктов идём, довольные, опять к станции.

Но что это? На табло ещё 25 минут опоздания, вкупе с теми 55! Судью Шведов на мыло! Позор!
Что поделать… С полными рюкзаками продуктов лазить по окрестным местам уже неинтересно, да и нет времени. Стоим, маемся на платформе, ждём, вместе со всей скопившейся публикой.

Маэстро при этом на платформе время зря не терял, нашел ещё двух шведских моделей для своей Мега-Камеры. Вот они 🙂

А сзади к поезду идут норвежские контролёры, те же самые, что продавали нам билет по пути туда.

И вот, наконец, с опозданием в полтора часа, с юга идёт стокгольмский экспресс. Нам – на него.

На обратном пути я уже снимал в основном видео (ещё надо подумать, как его порезать на интересные куски и в журнал засунуть, пока не знаю).
Да, и ещё: почему-то контролёры на обратном пути проходили, но билеты не продавали.
Так мы зайцами и вернулись в Нарвик, около 14.40 (а думали, в час дня вернёмся).

Такая вот, друзиа, это харизматическая линия. Всячески рекомендую прокатиться — настоящая феерия!
Мало где вы такое увидите.

Ну а мы теперь поедем на Лофотены 🙂

* * *

Продолжение – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

девять + 15 =