Под паровозом от Бологое до Осташкова

В прошедшую субботу протестировал, наконец, паровозный рейс из Бологое в Осташков. Рейс действует уже полгода, но осенью я был сильно занят с книгой и к тому же не хотел ехать с толпой фотографов, а потом было тёмное время. И вот сейчас, ближе к окончанию проекта, получилось съездить.
Тем, кто не в курсе – это единственный в России регулярный рейс, выполняемый под паровозом (обычно под Су). То есть это не туристический аттракцион, а именно штатный пригородный поезд №6697 с совершенно обычной ценой на билет. Соответственно, и едут на нём далеко и не только туристы. Паровоз грузится углём в Бологое (18 т) и набирает воду на станциях Куженкино и Осташков. Длительность пути паровозного рейса на час с небольшим больше, чем у тепловозного рейса, т. к. в хронометраж включён набор воды и несколько меньшая скорость. Уходит он на 15 мин. раньше тепловозного расписания – не в 9.40, а в 9.25, так что тут будьте внимательны.

Ниже – рассказ о том, как проводится этот уникальный рейс.

2. Чтобы попасть на этот рейс, пришлось ехать ночным поездом №55, который уходит из Питера в 1.15 ночи и в 6.36 приходит в Бологое. Может быть, не самый лучший вариант – но зато не надо приезжать в Бологое заранее и ночевать, и при этом удаётся всё-таки поспать 5 часов. В других поездах получится только 3.30 – это уж совсем неудобно. После прибытия часок погуляли по городу и пристанционным окрестностям, застали красивый ясный рассвет, потом небо подзатянуло тучами. В самом Бологое тоже кое-что изменилось с 2013-го – но о нём я лучше расскажу отдельно, если будет время.

3. Итак, только что прошёл Сапсан, и вдруг мы слышим характерный звук, который ни с чем не спутать. Это со стороны депо тендером вперёд идёт наш Су. Тендер заполнен углём доверху. Правда, ставят пригородный на низкую платформу, поэтому придётся идти подземным переходом. 

4. Паровоз мягко подходит тендером к вагонам пригородного поезда, так что мы идём туда.

5. Ага, вот и он! Мы боялись, что поставят здоровенный грузовой Л (Лебедянку) и это, конечно, будет неаутентично – пассажирский Су более ранней эпохи выглядит гораздо более приятно. Под пассажирским поездом должен стоять пассажирский паровоз!

6. Билеты стоят обычные 284 рубля до Осташкова и кроме чека, выдаются вот такие билетные картонки “как раньше” 🙂

7. То, что рейс обычный, выдаёт состав пассажиров – “фотографов-турыстов” было всего пятеро (если считать с нами), а среди остальных грузилось 15 солдат, несколько рыбаков и местные жители. Оно и хорошо, не люблю щелкающую толпу фанатов вокруг себя.

8. Но всё же… рейс необычный, так что к паровозу идут и обычные пассажиры – пофоткаться на память. 

9. Ведущие колёса.

10. Фотосессия у паровоза. Никто не препятствует сьёмке – наоборот, это поощряется. Причём и в рейсе тоже. 

11. Вагоны были позднесоветские, конца 1980-х. На них нарисовали “царскую” эмблему Бологое-Полоцкой дороги. Кроме того, обратите внимание на присутствие маршрутных табличек на вагоне – от которых сейчас в ФПК усиленно избавляются и практически их изничтожили. Но тут сделали исключение.

12. Внутри сидячего межобластного вагона очень тепло. И даже жарко. Народу было немного, примерно 30% мест заполнено. Так что ехали очень комфортно. Сиденья прикреплены намертво, столики у кресел стальные, мощные. На фото – flackelf.

13. Сразу после отправления пришёл начальник поезда в форме МПС СССР 1950-х гг. и стал рассказывать про Бологое-Полоцкую дорогу, её историю и значение. А также сделал объявление, что на станции Куженкино будет бесплатная экскурсия по историческим объектам станции и вокзала.

Вот тут видео с диалогами и начальником поезда, внутри вагона: 

14. Вскоре проехали Бологое-Полоцкое. Кстати сказать, проводники нисколько не препятствовали снимать с открытой тамбурной площадки даже на коротких стоянках.

15. Проход под М11. Обратите внимание на клубы дыма – это от паровоза. Немного он проникает и в вагон, так что запах не дизельный, а что-то вроде печного. Движение идёт толчками, потому что опять же, паровоз. У паровозной тяги такая особенность.

16. Пассажиры были и местные, едущие на выходные в свои деревни и веси.

17. Но вот прибываем на Куженкино. Здесь – 30 мин. стоянки и бесплатная экскурсия для пассажиров субботнего рейса. Смотреть объекты пошло человек 12-14.

18. Вокзал хорошо отреставрировали, выглядит ярко, как пасхальное яичко. Интересно, что там наверху? Это осталось загадкой.

19. Паровоз с вагонами ушёл на набор воды.

20. Указатель объектов.

21. А мы идём внутрь, начинаем с зала ожидания 1-2 класса. Даже в таких мелких вокзальчиках в 1900-х было разделение потока пассажиров на “приличных” (1-2 классы) и “нищебродов” (3-4)!

22. Внутри зала. Остались как старинные скамьи (если их, конечно, не привезли откуда-то), так и сталинские послевоенные – краешек синенькой на фото виден. Там же касса с керосиновой лампой и воссозданием интерьеров 1910-х.

23. Потом публику ведут в помещение ДСП (дежурной по станции). Здесь осталась послевоенная обстановка и электрожезловый аппарат 1930-х. Очень фактурно.

24. Надпись названия станции. Не по бренд-буку РЖД!

25. Следующая точка экскурсии – керосиновый погреб.

26. Кстати, по Бологое-Полоцкой дороге сохранилось большое количество старых путейских казарм и полуказарм, а также иных ж/д построек.

27. Потом идём обратно, нас ждёт багажное отделение – оно с другой стороны вокзала. 

28. Внутри.

29. Ещё одна точка похода – водонапорная башня. Кстати, там вся начинка сохранилась, она рабочая.

30. И после этого уже идём обратно к поезду. Здесь – заключительный обьект осмотра, довоенный проект стрелочного перевода с флюгаркой. Любопытно, что стрелке 1930-х годов придали табличку с ятями и дореволюционным написанием 🙂

31. А в паровоз ещё набирают воду. Много он её расходует.

32. Вид на наш поезд. Вроде уже почти час едем под паровозом, но ощущения всё равно очень необычные – как будто ты в машину времени попал. 

33. Дальше мы долго и упорно пробираемся по замёрзшим болотам Тверской области, останавливаясь где положено по расписанию. Кое-где пилят лес.

34. На станции Фирово проводницы тоже ненадолго выпустили поснимать.

35. Вид на паровоз. Едём дальше. В вагоне ведутся неспешные коллективные разговоры. Можно в них поучаствовать, можно просто послушать. А можно набрать из угольного титана кипятку, заварить чаю и пить, задумчиво смотря на клубы дыма за окном. В общем, ляпота!

36. В час дня – прибытие в Осташков. Так что рейс длится 3 с половиной часа – немало.

37. Народ с восторгом идёт смотреть на отцепку паровоза. Множество детей разных возрастов, они в экстазе, кричат-вопят “Покааа!”.

Вот тут можно посмотреть на процесс отцепки и детские восторги от паровоза (2 с половиной минуты).

38. А проводницы мчатся к паровозникам за угольком для титана.

39. Вот, снабжают вагоны угольком. А то сейчас паровоз отцепится и уедет, а ведь вагонам ехать дальше на Великие Луки. А у тепловозников уже угля не возьмёшь.

40. Наш начальник поезда с табличками. Затем он их нацепит на великолукские вагоны обратного рейса, а эти пойдут дальше на запад.

41. Всё, паровоз уехал и перешел на другой путь. Сейчас уйдёт на треугольник разворачиваться.

42. Вокзал реально огромный для такого города. Большинство площадей некуда использовать. Но осташковские привокзальности лучше покажу отдельным постом.

Резюме: просто отлично. Теплый и ламповый рейс, без спешки и мегаполисной суеты. Полное отрешение от рыночно-коммерческой действительности – и всё это за минимальную цену, совсем не туристическую. Спасибо тем товарищам из РЖД, которые это придумали и внедрили. 

PS. Кстати, в комментах к ФБ некоторые недовольные бухтели про “неаутентичные” вагоны для паровоза – дескать, чегойто не ставят деревянные вагоны, под эпоху. Тут я напомню, что этот самый Су до тех пор, пока не ушёл с магистралей к концу 1960-х, успел поводить пассажирские поезда под ЦМВ лет этак 20 подряд. Так что если вагоны зеленые – то, в общем-то, они вполне под эпоху. А деревянные вагоны обр. 1928 г. никто сейчас на магистральные рейсы не выпустит по требованиям безопасности – что по пожарной, что по сминаемости вагона при столкновении. Даже на малодеятельную Бологое-Полоцкую дорогу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × два =