“Золотая Пряжка” железных дорог Империи

День 9

В прошлой части я рассказал о начальной точке кругобайкальского маршрута – станции Порт-Байкал и её окрестностях, но не касался поезда и маршрута. Так что теперь самое время посмотреть Кругобайкалку как она есть, и на внутренности вагона. Главное в маршруте – это его красота: живописные кривые; путь, зажатый на узкой полоске между почти отвесными скалами и Байкалом в 10-15 метрах; виадуки, галереи и подпорные стенки, число которых тут исчисляется десятками. Почти полсотни тоннелей на пути, маленьких и средних, а самый большой – километр. Наконец, байкальская природа и девственные сопки, станции на пути с колоритными постройками. В общем – настоящая “Золотая Пряжка” железных дорог Империи, как называли Кругобайкалку когда-то…

Путь предусматривает и остановки продолжительностью около часа, и в это время можно погулять по своему маршруту, спуститься к Байкалу или послушать экскурсию о истории дороги. Кому что нравится.

Поезд идёт по легендарной дороге вдоль Байкала, ставшей музейно-исторической.

2. Каждому туристу, купившему тур, выдают вот такую бумажку, в которой поминутно расписан тот треугольник, который он проедет за день. Есть треугольник прямой (обычный): Иркутск – Слюдянка – Порт-Байкал – Иркутск, и есть т.н. зеркальный, в обратном направлении. Мы ехали вторым вариантом. Вот обычный летний вариант – со множественными остановками.

2а. А вот это наш сегодняшний, особого назначения. Промежуточные остановки сокращены, в пользу осмотра представителями туркомпаний объектов размещения и питания. Увы, на такой рейс мы попали. Единственный плюс тут был, что я наконец спокойно осмотрю территорию турбазы ВСЖД близ Шарыжалгая, где обычно “просто туристов” не пускают.

3. Никакой торопливости в расписании нет, поезд тут идёт тоже медленно (15-20 км/ч), так что это хорошо. Вагон 1 класса оборудован по схеме рассадки 2+2 и выглядит так:

4. Вагон 2 класса (на 300 руб. дешевле), рассадка 2+3 – вот так:

Есть ещё 3 класс – 3+3, вагон обычной электрички, но сейчас он не ставился в состав.
Соотношение цен по класса такое: 1 – 3400, 2 – 3100, 3 – 2600.

5. Во время пути по обоим мониторам транслируется фильм о КБЖД, про природу Байкала и проезжаемых достопримечательностях. Когда он выключен, включается камера трансляции пути с тепловоза.

6. А за окном, буквально в 10-15 метрах внизу, плещутся волны Байкала.

7. Есть возможность попить горячий чай – стоят 3 термочайника. Есть просто вода. Туалет, розетки у кресел.

8. Однако в цене тура не предусмотрен обед или какой-либо перекус. Так что нужно заранее позаботиться об этом. И буфета в поезде не предусмотрено.

9. На остановках, если поезд ставится не к платформе, проводники вытаскивают алюминиевые лестницы. Ну и на выходе смотрят за пожилыми, чтобы не навернулись при спуске.

10. Первая остановка у нас – на станции Уланово. Ровно час. Так что можно побродить по окрестностям, спуститься к Байкалу или залезть на сопку, сходить к тоннелям или просто посидеть на бережку. Желающие собираются в группы и им рассказывают про историю этих мест (см. вдалеке).

11. На фотографирование с тепловозом и на нём – целая очередь, сразу после остановки. Бригада особо не возражает, разве что сгоняют наиболее ретивых, когда те пытаются залезть вообще на крышу к трубе.

12. После стоянки в Уланово – коротенький перегон в 4,5 км до Шумихи. Мы с mikka решили так: он идёт пешком туда, как раз успевает, и перед тоннелем снимает прибытие поезда на видео. Затем едем дальше.

13. Вот он, собственной персоной, в процессе.

Моё видео этого участка, от Уланово до Шумихи (12 минут, с обычной скоростью, но есть ещё и ускоренное в 2 раза):

Видео нашего поезда от mikka:

14. Прибыли в Шумиху, причём поезд встал чуть дальше платформы, но ближе к живописной нерабочей галерее – она видна вдали справа.

15. Патриархальщина вдоль Кругобайкалки ещё есть, но её все меньше и меньше, со временем.

16. А мы на этой остановке решили сходить к Шумихинскому тоннелю.

17. Забираемся по склону наверх…

18. И если стоять над восточным порталом (который обращён на запад), то открывается вот такой вид.

19. Идём обратно к поезду. Вдоль галереи по живописным окрестностям прогуливаются пассажиры. Китайцы же почти все спустились к Байкалу.

20. Дальше до 137 км мы ехали внутри, перекусили плотно и проверили технику. Наконец, остановка на таинственной и недоступной для простых граждан базе отдыха ВСЖД.

21. Тут за 10 прошедших лет устроен настоящий прибайкальский рай в лучших традициях, этакая смесь Швейцарии и Норвегии.

22. Поднимаюсь наверх, чтобы осмотреть территорию целиком.

23. Тут тебе и прогулочные дорожки, и бассейн, и беседки над Байкалом, и уютные приватные скверики, и теннисный корт, и обустроенные аллеи в сопки…

24. Но я лезу ещё выше – воспользовавшись тем, что китайцы не поняли, как выйти на лестницу в эту сторону сопки, и все ломанулись на другую сторону. Тут тихо, спокойно и безлюдно.

25. Наш поезд и Байкал с высоты. А mikka забрался ещё выше!

Ухожу вниз. От 137 км до Ангасолки я ехал на тепловозе, снимал на видео и на фото, и поэтому далее будут видовые фото. Насладитесь колоритом этой уникальной дороги, как говорится 🙂

26. Тронулись от базы отдыха и на Шарыжалгае у нас – скрещение с рейсовой “мотаней”. Вон она, впереди.

27. Платформа Шарыжалгай. Обратите внимание, что на Кругобайкалке появились бетонные шпалы (!). Часть пути сейчас переложена ими.

28. А затем мы пошли по самому красивому, скально-горному участку бывшей магистрали. Не знаю, есть ли на железных дорогах СССР и РИ что-то красивее этого…

29. …

30. Когда-то тут был второй путь главного хода Транссиба.

31. …

32. Взгляд назад. Увы, солнце резко контровое, вперёд снимать сложно.

33. …

34. Выползаем из тоннеля…

35. … и снова ныряем. Здесь тоннели и галереи следуют буквально один-за-одним.

36. …и опять.

37. …

38. …

39. Живописная петля вокруг байкальской бухточки.

40. …

41. …

42. Наконец, прибываем на 149 км (Ангасолку).

43. Солнце уже постепенно уходит на закат, и старые виадуки быстро скрываются в густой тени высоких сопок. Вот только сейчас ещё всё красиво, а через 20 минут будет совсем не так.

44. Стою на более старом виадуке 1904 года, а новый – для второго пути – уже железобетонный, построенный перед Первой Мировой.

45. Взгляд назад. Ещё минута-две – и сюда прибежит толпа китайцев с зеркалками и лопатофонами 🙂

46. Здесь тоже красиво и обустроено, всё утопает в цветах. А 17 лет назад, когда мы с братом спускались с Транссиба на Кругобайкалку, был глухой посёлок.

47. Фото на память с локомотивной бригадой. Хорошо проехали! 🙂

48. Ну всё – остаётся заключительный участок до Слюдянки, а там мне надо устраиваться на ночлег. Об этом будет третья часть про этот длинный-длинный день.

С этого же дня, есть два поста от коллеги mikka:

1) Однодневный тур на Кругобайкалку. Плюсы и минусы – въедливый разбор плюсов и минусов такого тура для стандартного туриста,

2) Однодневный тур на Кругобайкалку. За пределами экскурсии – что можно увидеть, просто прогулявшись на остановке в другие интересные точки, вместо обычной экскурсии.

Я же, со своей стороны добавлю, что Кругобайкалка – место уникальное. И по части истории и по красоте. Полагаю, хотя бы раз в жизни каждый русский человек – если он считает себя патриотом своей страны – должен тут непременно побывать и увидеть своими глазами эту легендарную историческую магистраль, сыгравшую большую (и разную) роль в пяти войнах – русско-японской, Первой Мировой, гражданской, Великой Отечественной, советско-японской 1945 г.

Содержание цикла