Приговор проекту «Белкомур»

На Арктическом форуме в Санкт-Петербурге вице-премьер Юрий Трутнев назвал проект «Белкомур» неокупаемым.

Курирующий Дальний Восток и Арктику вице-премьер Юрий Трутнев назвал неокупаемым проект «Белкомур», в рамках которого Соликамск, Сыктывкар и Архангельск должна связать железнодорожная магистраль протяженностью 1,16 тыс. км. Об этом он заявил на Арктическом форуме в Санкт-Петербурге, передает корреспондент РБК. «Я все-таки за экономику и считаю, что стартовый сигнал на реализацию любого экономического проекта дает окупаемость. <…> По «Белкомуру» считался интегральный эффект, связанный с освоением месторождений в зоне «Белкомура», с использованием лесных ресурсов, но однозначного ответа, что этот проект для страны выгоден, пока не возникало», — отметил он [РБК].

Т. е. базовая логика какая? Нет прямой окупаемости для какого-то хозяйственного субъекта в отдельности – нет и магистрали! Крайне уязвимая позиция, в масштабах страны (с такой логикой купчика 2-й гильдии Транссиб бы не построили никогда). Ибо спрямляющие магистрали строятся не для одного субъекта экономики, пусть и сверхкрупного, а для всей страны. И сокращение пути Сибирь – Урал – главные порты Севера на 800-1200 км – это безусловный и серьёзный выигрыш для экономики и для наполнения портов Архангельска и Мурманска. Но – косвенный и долгосрочный. Причём сейчас, с лавинообразным увеличением трафика СМП – и, соответственно, значения северных портов Белого и Баренцева моря – повышается и потенциальный грузопоток в эти порты. Но этот фактор, похоже, г-н Трутнев не принимает во внимание, ссылаясь на свои взгляды и встречи 15-летней давности. Причём он, как вице, курирует Арктику – я не просто так в цитате выделил это полужирным шрифтом.

А вот для отдельных концессионеров (которым упорно пытаются сосватать проект и на них свалить все затраты) – это огромное обременение на их хозяйственную деятельность и заведомый проигрыш конкурентам, которые не несут эти самые капитальные затраты “здесь и сейчас”. Т. е. пока проект будет не государственным, а концессионно-частным с мутной долевой схемой – от него так и будут все коммерсы отбрыкиваться. И их поведение понятно и совершенно логично, с точки зрения локального бизнеса. А хиленькие бюджеты прилегающих областей тем более такой нагрузки не выдержат.

Ну а что касается прямой окупаемости. Вот вы слышали, чтобы о Крымском мосте после 2014 года нудно спорили эксперты на транспортных форумах и кидались друг в друга и в газеты цифрами окупаемости – неокупаемости? Нет? То-то же. Потому что истинная роль магистрали – не принести прибыль денежному мешку (=субъекту экономики), а устойчиво связать стратегически важный регион со страной и наполнить его порты, а также увеличить обороты экономики всех прилежащих регионов и повысить экономическую активность населения, ускорив оборот денег. А окупится Крымский мост в ближайшие 25-30 лет вряд ли – в классическом “бухгалтерском” смысле. Его главные преимущества для страны совсем в ином. Именно поэтому вопрос окупаемости для Крымского моста публично практически не обсуждается.

P. S. Инфографика маршрута Белкомура в газетах почти всегда неверная, и мне пришлось подкорректировать её вручную.
Часть сегментов там уже построена, причём на магистрали оказывается три крупных города: два концевых – Архангельск и Пермь, и Сыктывкар в середине. А конечная там не в Соликамске, а на западно-уральском участке Транссиба близ Перми. Кроме того, на схеме автодороги и они не дают представления о топологии сети и масштабе сокращения следования грузов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двадцать − семнадцать =