XIX. Владивосток: на последнем километре Транссиба

Транссиб-120, 2011 г., часть 19

Этот пост должен был быть написан ещё 13 лет назад, когда я впервые увидел и отснял реконструированный вокзал с восстановленным изначальным цветом (жёлтый вместо советского зелёного) и стелой с гербом вместо стандартного километрового знака 9288/9289. Но не было тогда ни жж, ни даже самого понятия “пост” – так что расскажу об этом символическом месте сейчас.
Итак, фоторассказ о станции, где на берегу бухты Золотой Рог заканчивается самая протяжённая в мире Транссибирская магистраль.

1. Для начала рассказа повторю свой снимок из “Владивостока морского” – потому что он предельно наглядный. Видите, вокзал расположен в левой части кадра и “зажат” между Амурским заливом (на заднем плане, с кораблём) и бухтой Золотой Рог (причалы слева внизу). Пути Транссиба от вокзала идут на север, проходят под главной площадью города, затем охватывают с востока историческую китайскую и корейскую слободы (Миллионку) и выходят после к берегу Амурского залива у Куперовской пади на Первой Речке.

2. А теперь давайте смотреть сам вокзал Владивостока, а также шумную, тесную и разноязыко галдящую привокзальную площадь с большим и хаотичным движением. Кстати, видите там, за зданием, торчит такая рогулька? Узнали её? 🙂

3. Два пути, что с западной стороны, заходят под пристройку 1912 года, выполненную над ними и в уровне привокзальной площади. За ней расположен главпочтамт, сооружённый в брежневское время, с часами на фронтоне и плакатом. Сама площадь предельно тесная, места мало.

4. Поскольку трамваи от вокзала Владивосток у себя недавно окончательно убил, как средство передвижения остались только корейские автобусы, многочисленные и дизельно подванивающие. Ну, и ещё более мелкие маршрутки. Боле ничего.

5. Дорога уходит от вокзала дальше на юг, на Эгершельд, вдоль территории морского торгового порта. Видны и рельсы – они уже нерабочие. А раньше ходил трамвай…

6. Напротив вокзала, в мини-сквере у почтамта, стоит Ильич. Он тут, как это водится в Приморье, весьма нестандартный – указует на бухту и что-то говорит. Нет, не настолько нестандартный, как в Находке, но всё же. Раньше когда-то тут ещё висела надпись с его изречением “Владивосток далеко, но город-то это нашенский!” – но сейчас я её не нашёл.

7. Ильич поближе. Видите, он что-то говорит – возможно даже, свою цитату про Владик (см. выше). Жилетка на месте, галстук тоже.

8. Теперь подойдём к вокзалу поближе. Сооружён он в “русском” стиле, который был весьма распространён в начале XX века. Первоначальное здание было построено в 1893 году, а в 1911-1912 гг. подверглось существенной перестройке, расширению и перепланировке, с сооружением надстройки над путями, выходящей на привокзальную площадь (см. это фото).
Внимание! Широко ходит распространённая байка, что он якобы идентичен Ярославскому вокзалу, стоящему на нулевом километре Транссиба. Это не так! Идентичны не здания (они очень разные), а сходен архитектурный стиль, в котором они построены.

9. На фронтоне – крупная надпись “ВЛАДИВОСТОК”. Впрочем, внутренности и детали вокзала рассмотрим в отдельном посте, а пока – пойдём вокруг вокзала.

10. Пройдём вот на этот виадук над путями и посмотрим в обе стороны.

11. Вид на расширительную пристройку 1912 г. над путями (на север).

12. А это – вид на юг, в сторону морского торгового порта на Эгершельде. Туда формально Транссиб продолжается ещё около 4 километров, там находится станция Владивосток (товарная), однако километровых столбов с продолжением нумерации больше нет. Так что тот, что у вокзала – он последний.

13. Вид на север, но в стороне, противоположной привокзальной площади. Впереди, у побережья Золотого Рога, видите морвокзал. Он соединяется с ж/д вокзалом широким пассажирским переходом строго в одном уровне.
Когда-то, в советские времена, тут действовал транспортный хаб – к морвокзалу подходили большие суда с Сахалина, Камчатки, Чукотки (пассажирских экспрессных линий) и северяне пересаживались на поезда, чтобы через неделю достичь Москвы, Украины, Белоруссии. Конечно, уже тогда интенсивно развивалась дальняя авиация, но вплоть до начала 1980-х не менее трети людей по-прежнему пользовались пароходными линиями. Многие, помню, с Камчатки везли даже свои машины – Москвичи там, Волги и затем по Приморью ехали на них.

14. Теперь посмотрим на пути Транссиба вдоль вокзала, на северную сторону.

15. Поезд на Совгавань. Хорошо его помню, ещё зелёным и медленным.

16. Эта проводница меня перед отправлением поезда допытывала, а чего это мы все тут так вьедливо снимаем 🙂

17. Очень владивостокский вид: патруль из военных моряков на вокзале. Мы сейчас смотрим на север, там платформа сужается. Вверху – здание Владивостокского отделения ДВЖД, вдали – высотное здание бывш. крайкома КПСС, а ныне – администрации края.

18. Взгляд назад, вдоль здания вокзала, откуда мы только что пришли.

19. Наш гид, известный приморский краевед Нелли Мизь, рассказывает про историю закладной серебряной пластины, замурованной цесаревичем Николаем в 1891 г. вот в этом месте у торца вокзала. Именно она точно навела меня на китайско-корейскую слободу – точней, на её торговое сердце. За что ей виртуальное уже, далёкое, но всё равно большое спасибо.

20. Слева – мемориальный паровоз Еа, лендлизовец-“американец” (ALCO) 1945 г.

21. Такие паровозы строились и поставлялись в СССР в 1944-1945 гг. в рамках программы ленд-лиза, по советской спецификации, переданной на заводы ALCO и Baldwin. Собирались на широкую колею тут же, во Владивостоке, и далее массово работали по всему Транссибу, вплоть до Омска – Челябинска.

22. Мемориальная плита у паровоза Еа.

23. Паровоз спереди.

24. И ещё один ракурс, на фоне вокзала и путей.

25. Чуть дальше паровоза в 1996 г. установлена стела с двуглавым орлом, обозначающая завершение Транссиба. Раньше, в советское время, тут стоял просто километровый знак 9288/9289.

26. На стеле со всех сторон выбито число 9288 – это километраж от Москвы, если следовать классическим (главным) ходом Транссибирской магистрали. Однако сейчас почти все дальние транссибирские поезда идут через Нижний Новгород, и этот путь короче на 39 км. То есть, скажем поезд “Россия” №1 сейчас проходит не 9288, а 9249 км.

27. Плита с надписью, у стелы.

28. От вокзала Транссиб уходит прямо под главную площадь города (кстати, весьма редкий и нестандартный случай), а затем через километр-полтора выходит к берегу Амурского залива.

29. Вход транссибирских путей под площадь.

30. Поезд Владивосток – Совгавань на путях.

31. Оглянемся назад и посмотрим на пристройку 1912 г. с севера.

32. Плакат на перроне. Долго думал, чем был навеян дизайнеру локомотив на плакате. Шаблоны Корела?

33. Пристройка, ближе. Она очень колоритна и сама по себе, и рельефом.

34. И ещё ближе.

35. Вид на пассажирскую платформу с виадука. Виден и паровоз, и стела 9288. Слева сейчас сооружается пассажирский терминал для местного “Аэроэкспресса” на аэропорт Кневичи, с возможностью регистрации на самолёт прямо тут. Планируют сдать к саммиту АТЭС, как и мега-мосты.

36. Вид с виадука на перрон и сопку Орлиное Гнездо вдали.

Но это, по вокзалу, ещё не всё. Отдельный пост (несколько попозже) будет целиком посвящён внутренностям вокзала.

***

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − пятнадцать =