Сочи. Вокзал-праздник, вокзал-симфония

От сочинского морвокзала переходим ко второму транспортному шедевру курортной столицы России – к монументальному ж/д вокзалу 1952 года постройки. Вокзал там, надо признать, построен невероятно стильный и очень красивый, сочетающий имперскую солидность позднего сталианса и отточенную филигранность пропорций “южной” итальянской архитектуры. Я ходил по вокзальной территории больше часа в состоянии полного восторга, любуясь не только замыслом создателей, но и игрой теней, идеальными пропорциями элементов, пространствами внутренних залов, переходами закруглённых лестниц. Мне повезло – в момент моего похода по вокзалу светило солнце и можно было оценить подход архитекторов к учёту светового дня и того, как солнечный свет освещает разные компоненты вокзального комплекса. И даже это они предусмотрели блестяще.

Вокзал двухуровневый, и уровень платформ с поездами на этаж выше, чем уровень входа со стороны города (ул. Горького).
Но первое знакомство с этим советским архитектурным шедевром состоялось у меня вечером, когда я приехал аэроэкспрессом с аэропорта немного после заката солнца. Давайте начнём с этого момента и затем уже осмотрим вокзал в великолепии южного курортного дня.

Сочинский вокзал вечером. Прибытие поезда Сухуми-Москва со стороны Адлера


2. Вот таким я увидел вокзал первый раз в своей жизни, выйдя на вторую платформу станции. Даже вечером он производил сильное впечатление.

3. Очень стильно! И этакий непривычный для нас, людей северных, “субтропический” шик. Не китч, не подделка – а именно шик, солидный и мощный.

4. Вид со стороны города. Мощно. Да, сейчас подход загородили и существенно опошлили павильоны досмотра. Но увы, это уже следствие волгоградского теракта-2013, вот эти служебные павильоны.

* * *
Второй раз, и более основательно, я осмотрел вокзал уже перед отправлением поезда.
Причём, посмотрев на карту, я увидел, что перед ним есть виадук – и решил пройти сперва по нему, а потом, обойдя станцию по периметру с другой стороны, вернуться к вокзалу с обратной стороны. Вот так давайте и пойдём.

5. Вид с виадука на северную сторону (туапсинскую). Виден вокзал и пассажирские платформы. 4-я платформа отгорожена и туда приходит аэроэкспресс.

6. Вид на южную сторону (адлерско-сухумскую). Почти сразу же железка тут ныряет в тоннель.

7. Прохожу на ту сторону, начинается шикарный парапет. В теньке стоят сочинские курортные тётеньки с фруктами-овощами. Подхожу, интересуюсь ценой – она неслабая. Черешня стоит как в Питере (!!!), клубника – чуть дешевле. Курортная столица, чё взять…

8. Капитальный парапет продолжается вдоль противоположной стороны станции, постепенно спускаясь.

9. И дальше переходит в подобие улицы, зажатой мега-развязкой. К моему изумлению, висит советский флаг (!) и рядом отличное заведение с холоднющим квасом 🙂

10. Улица Титова. Оказалось, не имени космонавта-2 – а сочинского железнодорожника.

11. Ладно, пробираюсь дальше. Тут идёт в горы т.н. “дублёр Курортного проспекта”, поэтому от улицы остались рожки да ножки.

12. “Олимпийских развязок” понастроили, конечно, немало. Выхожу, наконец, на пересечение дороги с ж/д и на ту сторону, где вокзал.

13. С этой стороны вокзальные виды загораживают платформы автовокзала а-ля “кишлакстрой”. Ага, тут главный автовокзал.

14. Если обернуться назад, то он во всей красе. Выглядит ново – и я сперва подумал, что строили к Олимпиаде-14. Но оказалось не так, это советский автовокзал. Наверху водружена многометровая мега-реклама.

15. А вот и классический вид сочинского ж/д вокзала (вечерний вид см. на №3). Конечно, канонически уже не снять из-за павильонов досмотра.

15а. Вот так он выглядел в “домедведевские” времена: общественный транспорт подходил и высаживал пассажиров прямо у вокзала. Этот снимок – 1982 г.

Автор этого шедевра – Алексей Николаевич Душкин.
Тот самый, который автор московской высотки на Красных Воротах, московского же “Детского мира” и самой стильной станции метро мира – “Маяковской”. Понятно, что и вокзал у него вышел шедевром. Уровень таланта не отнимешь!
Ещё он строил вокзалы в Днепропетровске (1951), Симферополе (1951), Сочи (1952), Брянске (1952) и Евпатории (1953).

Кстати, про симферопольский ж/д вокзал, тоже авторства Душкина. Иногда ошибочно его именуют “вокзалом-близнецом” сочинского, но это не так. Симферопольский выстроен в схожем стиле, но немного попроще и менее монументален. Ниже арки, несколько проще компоновка, башня в Сочи 55 метров, а там 41.

16. Давайте теперь наслаждаться деталями. Вокзальная башня со шпилем, увенчанным звездой. Высота 55 м.

17. Часы со знаками зодиака.

Прохожу через павильон досмотра, проверяют сумки, прохожу через рамку. Теперь я внутри “железнодорожной крепости”. На удивление, после прохождения довольно жёсткого проверочного периметра на вокзальной территории весьма расслабленно. Я снимаю, хожу, ищу ракурсы, охрана ко мне не пристает – просто наблюдает издалека.

18. Невероятно круто! Стильная арочная галерея городской стороны вокзала. Просто глаз не отвести.

19. Настоящий праздник стиля! Я как вошёл в состояние экстаза после павильона досмотра, так и не вышел из него до самого отправления своего поезда 🙂

20. Вход в тоннель к поездам. Платформы с ж/д расположены выше этажом.

21. Величественная лестница к первой платформе. Атмосфера праздника просто накрывает.

22. А-а-а!!! Останавливаюсь и застываю в немом восторге.

23. Выход в город. “Врата рая”: трудящийся приехал поездом из какой-нибудь холодной и стылой Воркуты и проходит через эти врата к морю и субтроприческому солнцу.

24. Просто феерия!!! Реально сносит крышу от чистой красоты.

25. Фонари. Вечером стильно светятся изнутри, настоящее волшебство (см. также кадр 4).

26. Атмосфера феерии расслабляюще действует на ожидающих граждан. Тут чинно-спокойно, несуетливо и подозрительных типажей относительно немного. Видимо, жёсткий периметр проверки вносит свою лепту в фильтрацию.

27. Парадный выход в город, с поезда.

28. А это проход к платформам. Обратите внимание, как полюбовно поделили стороны продаж Кока и Пепси.

29. Кассовый зал сбоку. Тут уже оформление ближе к ар-деко.

30. Расписание уменьшилось в величине, но всё равно ещё немаленькое. Отпала Украина и Беларусь ездит через Россию теперь.

31. Захожу в бесплатный (простой) зал ожидания. Тут приятная прохлада, кондиционирование.

32. Потолочная лепнина и люстра.

33. Пальмы.

34. Картины по торцам зала.

35. Другой зал ожидания, по ту сторону от внуреннего круглого сквера. Это бизнес-зал, платный. Тут уже интерьер сумели засрать торговой пристройкой с тревожной красной полосой.

36. Выхожу на первую платформу. Сейчас придёт челябинский поезд, по трансляции идёт объявление.

37. Медальончики на курортные темы, на фасаде.

38. Вид в адлерско-сухумскую сторону.

39. Ага, вот и обещанный челябинский поезд идёт.

40. Он оказался инфернально огромный – 24 вагона (!!!), я посчитал. Пара номеров пропущена, поэтому вагоны в хвосте – 25 и 26, потом 0. А говорят, что на юг поездами никто не ездит, все типа самолётами. Херня это всё – на Адлер идут пассажирские поезда громадного размера.

41. С южной стороны фасада тоже спуск в небольшую площадь внутри периметра.

42. Тут поставлен памятник Девушке с Кувшином. Кстати, везде очень чисто и по чистоте внутри охраняемого периметра сочинский вокзал даст фору, пожалуй, и любекскому вокзалу.

43. Дневной вид на вокзал со стороны путей. Это я уже своего поезда жду.

44. За загородкой стоит “Ласточка” в аэропорт.

45. Платформы утопают в зелени и оформлены ещё и с пальмами.

В общем, настоящий каменный гимн своего стиля. Можно ходить и любоваться долго.
Я бы мог ещё столько же фото выставить, но слишком большой пост раздувать не хочу.
Такой совершенной цельности стиля, выраженной в вокзальном комплексе, я видел только дважды в жизни – на Витебском вокзале СПб (модерн) и Милано-Чентрале (Италия, ар-деко).
Сейчас так уже не строят…