Ретро-поезд в Рускеалу и сортавальская “Ласточка”

В пятницу 7 июня съездил на открытие регулярного паровозного рейса между Сортавалой и новой станцией ГП Рускеала.

Горный парк Рускеала в Приладожской Карелии сейчас активно развивается как туристический кластер с большой посещаемостью, и зимой туда пустили прямые «Ласточки» из Петербурга. На Новый год их продлили до пограничной станции Маткаселькя (туда они доходили в выходные). Однако режим погранзоны порождал много сложностей – как для туристов, так и для пограничников, поэтому дирекция парка и РЖД стали решать этот вопрос несколько по-другому. Поскольку из Маткасельки до парка всё равно приходилось доезжать на автобусе, то железнодорожники пошли иным путём – проложили боковую ветку прямо к парку Рускеала, чтобы там идти уже пешком. Ветка неэлектрифицированная и без путевого развития, а поскольку поток туристов значительный, решили создать свою фишку: специальный ретро-поезд под паровозом. При этом от Питера до Сортавалы туристы по-прежнему добираются «Ласточкой». Оба поезда синхронизированы в 15-минутном промежутке – чтобы все успели пересесть, причём в оба конца.

Всё это я проверил в тот день на собственной шкуре – так что давайте посмотрим, как выглядит этот путь и что вообще такое есть новый паровозный ретро-поезд?

Новый “Рускеальский экспресс” под паровозом Эр

2. Итак, рано-рано утром идём к сортавальской «Ласточке» – вон она, слева. Выходит она, конечно, слишком рано, чтобы приехать сюда на метро – поэтому приходится брать такси на столь ранний выезд. Тут же готовятся к отправлению «Аллегро» на Хельсинки и обычная ЭТ на дачные места.

Надо сказать, что сортавальская «Ласточка» в прошлом году произвела настоящий переворот в сообщении с этим довольно неблизким от Питера пунктом. Если раньше до Сортавалы нужно было ехать либо автобусом – 6-7 часов по извилистой дороге; либо костомукшкским поездом, который ходит не каждый день, то теперь «Ласточка» проходит это расстояние всего за 4 часа. Теперь посмотреть Сортавалу (или даже Рускеалу!) реально и одним днём, при желании. Быстрее только вертолётом.

3. Заходим внутрь. На линии стоит премиум-модификация Ласточки с креслами по формуле 2+3.

4. Кресла все с достаточно прочными столиками, как в самолёте, только места намного больше и проходы свободнее. Такую модификацию я тестировал ещё в феврале 2015 на Петрозаводск.

5. Расписание следования. Как видите, маршрут весьма оригинальный: не прямым путём через Приозерск, а кружным и более длинным через Выборг и Элисенваару. Этот маршрут, как ни странно, получается заметно быстрее прямого через Приозерск – Кузнечное – выборгский ход скоростной, да и не надо там “разгонять” с перегона медленные электрички. В Выборге «Ласточка» меняет направление движения и дальше идёт по очень красивой линии через Каменногорск, причём и на этом участке выполнены работы по укреплению пути, позволившие увеличить скорости следования до 90-100 км/ч.

6. Проходим Выборгский ПТОЛ. Ходу до Выборга на этой «Ласточке» всего лишь 62 мин. Стоянка 8 мин., в Выборге подсаживаются ещё желающие, а также местные, и теперь мы едем на восток.

7. Перед Каменногорском пересекаем широкую, с бурным течением Вуоксу.

8. Около 8 утра прибываем на станцию Каменногорск. Здесь кончается электрификация, и стоянка у нашей «Ласточки» – 20 минут. Всех желающих пассажиров здесь ждёт увлекательный аттракцион – присоединение тепловоза к «Ласточке». И хотя по трансляции говорят “…у кого поездка не окончена, выходить не надо!” – на платформу устремляется целая толпа страждущих увидеть влюблённый тепловоз, который желает соединиться с «Ласточкой».

9. Тепловоз ТЭП70БС не простой, а специально предназначенный для любви с «Ласточкой». Он переоборудован так, что отдаёт ей дополнительные жизненные силы на содержание ласточкиного климатического оборудования и всей энергетики электропоезда – на весь период, пока она в разводе с контактной сетью.

10. Вот он, сакральный процесс соединения «Ласточки» и ТЭПа. Люди с волнением наблюдают за ним, вытащив свои смартфоны (впрочем, это не новый процесс, я его вам показывал в августе 2018-го на примере псковской «Ласточки»).

11. Но вот наконец тепловозная «Ласточка» в сборе, можно ехать дальше. Все бредут обратно, в свои вагоны.

12. За Каменногорском линия прихотливо изгибается и идёт между многочисленными озёрами (“лампушками”). Остановок на участке всего две – Элисенваара и Яккима; а узловую станцию Хийтола, где подходит приозерский ход, поезд проходит без остановки. Этот вокзал я вам показывал в 2015-м: очень аутентичный старый вокзал с печками. Яккима – это аванстанция карельского города Лахденпохья.

13. Затем железная дорога приближается к ладожским шхерам, и с южной стороны постоянно видна озёрная вода.

14. В 10.20 прибываем в Сортавалу. Поскольку в «Ласточке» ехать очень комфортно, то практически никакой усталости от четырёхчасового пути не чувствуется: разительный контраст с 6-7 часами утомительной езды в тесном и душном автобусе. На соседнем пути пыхтит паровоз – это уже подан к посадке согласованный ретро-экспресс.

15. В 2015-м я уже рассказывал про станцию Сортавала – с тех пор немало воды утекло, и к нынешнему туристическому сезону её основательно подновили и украсили разными рюшечками: от нового покрытия платформ до фигурных скамеек и крупных указателей.

16. Расцветка ретро-вагонов решена в сине-жёлтом стиле; причём на бортах вагонов по центру красуются крупные маршрутные таблички, которые ФПК яростно изводит на всех обычных пассажирских поездах. Не понимаю, зачем они это делают: ведь с маршрутной табличной свой поезд опознавать гораздо проще.

17. На станции теперь повесили колокол; отправление экспресса объявляют не традиционным проигрышем мелодии по трансляции, а ударами колокола, который подвешен на кронштейне в середине платформы.

18. Состав стоит под паровозом Эр (хотя у меня проскальзывала информация, что на линии стоит Су, но это не так).

19. Поодаль стоит на экипировке другой паровоз – Эу. Сперва мне было непонятно, зачем экипируется второй локомотив – но при возвращении стало ясно, для чего он нужен; об этом ниже.

20. Оба паровоза в прекрасной форме, смазаны, выкрашены и вообще выглядят так, словно мы сейчас в 1951, а не в нынешнем году.

21. Тот паровоз, что повезёт нас – венгерский, строился по нашим чертежам на заводе «Маваг» в 1949 г.

Ну что ж, теперь давайте смотреть интерьеры ретро-поезда.

22. Заходим внутрь. По контрасту с наружной жарой здесь приятная прохлада, и я бы даже сказал – очень приятная. Интерьеры «под дерево» разбавлены трёхсоставными портьерами с кисточками.

23. Вот так выглядит интерьер купе. Окошко тоже обрамлено портьерами. На стене – старинные фотографии карельских линий.

24. А в соседнем купе – Прекрасная Незнакомка. Ну что, думаю – вот, сейчас принесут по бокальчику рейнвейна с шоколадкой товарищества “Г. Ландринъ”, и будем мы с ней беседовать о поэзии Серебряного века и очередной возмутительной выходке футуриста Маяковского.

(фото Алексея Уланова)

25. Сажусь напротив барышни эпохи модерна, случайно бросаю взгляд на дверь нашего купе… и тут меня молнией пронзает внезапная догадка: так это же в девичестве аммендорфовский вагон СВ, просто искусно переделанный! ГДР-овская фурнитура перекрашена в чёрный, поставлены мягкие зелёные диваны, заменены выключатели, а таблички выполнены псевдославянским шрифтом Skazka.

26. Вышло, тем не менее, весьма мило. Особенно приятно смотрится ностальгическая зелёная лампа на столе и букет с брусничками (мы же всё-таки в Карелии!).

27. Стол длинный и тоже непростой: на нём нарисована дореволюционная карта железных дорог Великого Княжества Финляндского в составе Российской империи. Правда, оформители нанесли надпись попроще: “Финляндскiя железныя дороги”. Это, конечно, гладкое покрытие стола, а не бумажная карта.

28. Отдельно порадовало, что в вагоне сохранили кормильца и поильца – Его Величество комбинированный титан, откуда можно брать чай.

29. Со стороны нерабочего тамбура аммендорф немного переделали: расширили проходы для инвалидных колясок и там же устроили просторный туалет, тоже с расчётом на использование в т. ч. и инвалидами.

30. Хвостовой вагон выделен под ресторан, выполненный в целом в том же стиле, но смотрится очень приятно: сочетание коричневого и зелёного не режет глаз, и вообще действует успокаивающе. Свет мягкий, неяркий.

31. Здесь я ожидал адового ценника, но он оказался на удивление адекватным, и гораздо ниже, чем в сортавальской «Ласточке», так что вполне можно питаться.

32. На столах тоже букетики с брусникой, а вот лампы уже другие, более массивные.

33. Видимо, взяли из какого-то старого железнодорожного реквизита международных вагонов советской эры. Эти лампы уже не пластиковые, а аутентично металлические, с тканевым материалом.

34. По обоим концам ресторана – большие экраны, на которые выводится веб-камера, установленная на паровозе, и показывает вид вперёд. Очень хорошая фишка: едешь – и прямо завораживает, отвлекая от общения с соседями!

35. Отдельно о посуде. Здесь я заметил явную странность: в вагоне-ресторане чай подают в канонических кольчугинских подстаканниках, выражающих самую глубинную суть нашей железнодорожной идентичности. Однако если заказываешь чай в пассажирском вагоне – то там его приносят в маленьких чашечках! Вот это точно непорядок! Уж чай-то могли бы везде выдавать пассажирам в стаканах с подстаканниками, как положено в дороге, а чашечки оставить для кофе! Так что я бы предложил срочно обеспечить все вагоны подстаканниками и не жмотничать с чашечками. Стоит это недорого, но зато подчеркнёт нашу исконно-посконную традицию – особенно если будут ехать иностранцы.

36. Через час прибываем на конечную станцию, которая называется «Горный парк Рускеала». Внимание, это важно: для покупки билетов на ретро-поезд нужно использовать это название, а не Маткаселькя! Это – новая, пока временная платформа, она рядом с парком – в отличие от пограничной станции.

37. Дальше пока тупик, но и он временный. Программой развития парка предусматривается продление пути ещё ближе к парку, а также устройство путевого развития и поворотного круга для паровозов – но это, видимо, произойдёт к будущему сезону.

38. А пока наш трёхвагонный состав под маваговским Эр стоит в 20 метрах от тупика.

39. Попутно показываю пространство для развития территории, где устраивается автопарковка, будут проложены дорожки прямо к парку и продление ветки с поворотным кругом.

40. Дальше у нас была программа по самой Рускеале, но в рамках этого поста рассказать о ней невозможно – у меня всё-таки рассказ о транспорте. Однако парк, бесспорно, очень живописен. Правда, конкретно в тот день стояла страшная жара, +33, которая несколько осложняла прыганье по камням и скалам. Фотографии из самой Рускеалы ставить здесь не буду – их в гораздо лучшем качестве можно увидеть у моих коллег.

41. Отдельно впечатлила подземная Рускеала, прогулка по которой является самостоятельной экскурсией в этом парке. Проводил её Антон Юшко, член РГО и страстный спелеолог-профессионал.

42. Особенно приятным в этой экскурсии было то, что мы шли по подземным выработкам с температурой воздуха около +5, а затем вышли к части рускеальского водоёма, который в этом месте был ещё со льдом и даже с ледяными фигурами.

43. Автор поста на фоне рускеальских скал: жара, конечно, утомляет, но всё равно интересно.

44. Возвращались к своему составу мы немного другим путём, уклонившись вправо, к старым известковым печам рускеальского завода. А на платформе нас встретили уже два дымка. Вот и стало понятно, почему два паровоза. Получается так: первый Э (венгерский) привозит “Рускеала-экспресс” на место. А вечером второй паровоз забирает его котлом вперёд, а первый потом задним ходом возвращается на Сортавалу отдельно.

45. Идём к другому паровозу, который повезёт нас обратно.

46. Это тот самый Эу, который в Сортавале стоял в сторонке от станции на экипировке.

47. Вернёмся мы уже под ним.

48. Дальше всё строго в обратном порядке: час езды под паровозом до Сортавалы, затем пересадка в обратную «Ласточку» (она синхронизирована с ретро-поездом). В 22.43 прибываем обратно на Финляндский вокзал. Это время – нормальное, работает метро, можно уехать в любой конец города и в пригороды не на такси.

Техническая информация:
Поезд “Рускеальский Экспресс” состоит из 3 вагонов: вагон-ресторан и 2 купейных вагона с местами для сидения. Всего в поезде 91 место.
Поезд находится в пути 1 час, отправляется от ст. Сортавала в 10:40 и прибывает в ГП «Рускеала» в 11:40; в обратную сторону – в 17:30 и прибывает на Сортавалу в 18:30. На пик летнего сезона будет введен и второй паровозный рейс в середине дня – для тех, кто приехал своим ходом в Рускеалу и хочет просто прокатиться на экзотическом экспрессе.

Стоимость билета на «Рускеальский экспресс» колеблется от 351 до 420 рублей, в зависимости от времени. Кроме того действуют специальные тарифные предложения для различных категорий пассажиров (“Детский”, для пенсионеров и для молодёжи). При оформлении билетов по тарифу «туда-обратно» стоимость обратного билета снижается на 20%. Билеты брать можно стандартно – на сайте РЖД или в кассах.

PS. Кроме вышеописанного, после прибытия в горный парк у нас был ещё часовой брифинг с зам. гендиректора РЖД, руководителем пассажирского комплекса Дм. Пеговым и руководителем фирмы “Колмас-Карелия” Ал. Артемьевым (фирма управляет парком и организует его развитие). Так вот, общение с Пеговым и вопросы к нему я поставлю отдельно, небольшим постом после завтрашнего выходного – т. к. там затрагивались и вопросы более общего плана. И в частности, впервые я получил чёткое и конкретное объяснение того, почему именно “локомотивные Ласточки на усах” (на псковском, ивановском и сортавальском направлениях), а не отдельные закупки дизель-ласточек или электро-дизель гибридов.

За приглашение на ретро-тур и возможность протестировать новый состав выражаю признательность РЖД и дирекции парка Рускеала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − два =