Лофотенский военный музей (3 часть цикла)
В этом выпуске — советские воины, как они представлены в музее, а также военнопленные и кое-что о норвежской Трансполярной железной дороге, которую Гитлер планировал продлить через горы до самого Киркенеса — советской границы.
Экспонатов, связанных с РККА, в музее сравнительно немного, однако кое-что всё-таки есть — в зале с названием «Polar front». Вот — подборка о фронте в Заполярье.
Лейтенант в форме образца 1943-го хитро улыбается на фоне легендарного Ил-2. Представлены и «командирские» часы, но военные ли — не вполне понятно.
Советские награды, которые музейщики насобирали на форму.
Образцы солдатских фляг: металлическая (слева) и стеклянная (справа).
В другом зале стоит и форма с «разговорами» (20-е годы).
Советский военнопленный в концлагере близ Альты (реконструкция).
«Лагерная» реконструкция в зале полярного фронта.
Табличка из какой-то немецкой части.
Советский военнопленный на строительстве Трансполярной ж/д.
А вот карта Трансполярной дороги, как она мыслилась руководству Третьего Рейха.
Как вы знаете, норвежские дороги на север доходят только до Будё, а дальше — только автомобильное сообщение. Правда, норвежскую территорию на 300 км северней 45-километровым отрезком перескает шведская дорога, идущая до порта Нарвик.
Планировалось, что железная дорога свяжет устойчивым всепогодным сообщением всю Норвегию с севера на юг и позволит уверенно контролировать и снабжать Заполярье.
Макет электровоза, предназначенного для Трансполярной ж. д., левей — бляха служащего ж. д.
Нашивки служащего Дойче Рейхсбанн (норвежские железные дороги подчинялись именно ей в оперативном отношении).
Ещё одна реконструкция советского военнопленного, занятого на строительных работах – с носилками и лопатой (Заполярье).
Вещи, созданные советскими и югославскими военнопленными в норвежских лагерях и изъятые оттуда после капитуляции. Попадали в музей они разными путями.
Этот почтовый ящик — тоже ручная работа военнопленного.
Есть в музее и руководители Большой Тройки.
* * *
Продолжение – в следующей части