Площадь Двух Вокзалов в Перми. Пермь-1 и Речвокзал

Будучи в Перми, в первый же день пешком дошёл от центра до узла Пермь-1 – Речной вокзал, который оказался очень атмосферным местом. Там не только исторический вокзал Горнозаводской линии и – через дорогу – Речной вокзал, но ещё и множество колоритных окружающих деталей.

Вообще, место мне сразу напомнило Владивосток, где пересадка с моря на поезд тоже происходит по соседству. Там – море, тут – большая река. Насколько я знаю, таких совмещённых узлов в России не так уж много. Навскидку ещё припоминается Котлас, где вокзал и речвокзал (заброшенный) на Северной Двине тоже близко. Погода в этот день стояла какая-то сумасшедшая – дождик сменялся солнцем с облачностью раза три, пока я ходил по окрестностям. Из-за этого освещение на снимках разное, но всё это отснято в пределах одного часа!

Давайте посмотрим этот уникальный транспортный ретро-узел, как оно там сейчас.

Слева – речной вокзал, справа – ж/д вокзал

2. Я шёл со стороны набережной к этому месту, спустившись к Каме у Компроса. Вид с виадука над Горнозаводской линией на окончание ул. Монастырской (так она сейчас называется). Обратите внимание на остекленный торговый мега-сарай – его поставили не так давно. Говорят, когда его не было, Речвокзал смотрелся очень харизматично на берегу Камы издалека. Видимо, так и есть – очень уж он выбивается из общего стиля этого места, и загораживает виды. Причём он не работает, просто построен и стоит.

3. Также обратите внимание на зеленую линию на тротуаре, на предыдущем снимке. Она ведет к обоим вокзалам, а по маршруту расставлены вот такие поясняющие щиты. В принципе, толково.

4. Перед ж/д вокзалом стоит паровоз-памятник, маневровый.

5. Поставлен в 1987 году.

6. Аккурат в момент, когда я вышел к паровозу, за ограждением послышался отдалённый шум. Я добежал до парапета, и действительно – навстречу шёл пассажирский поезд! Это редкая удача, с учётом того, что по Горнозаводской линии сейчас ходит всего 2 пассажирских: на Приобье и (вроде) то ли Нижневартовск, то ли Новый Уренгой. А если движение по линии от Перми-2 отменят с 1 декабря, как обещали ранее – то это ещё и историческое фото, тогда.

7. Ладно, поезд прошёл, идём дальше. Вид на оба вокзала, которые буквально рядом. Приехал на Пермь-1, перешёл с чемоданами через дорогу и сел на теплоход на Каме. Крутая задумка, и никакого такси не надо!

8. Пермь-1 почти идентична другому концевому вокзалу Горнозаводской линии – Екатеринбургу-воинскому, но чуть больше его и имеет две башенки.

9. Во флигеле вокзала обосновался проект “Россия – моя история”, патронируемый влад. Тихоном (Шевкуновым), и я тоже пошёл посмотреть – в основном, конечно, из-за того, что хотел посмотреть сохранившиеся помещения и в каком они состоянии. Там было многолюдно – непрерывно идут группы школьников и студентов.

10. Саму выставку и её идеологическое наполнение надо было смотреть внимательно, у меня не было на это времени. Посмотрел помещения, и пошёл обратно. Что касается выставки, то в Питере есть аналогичная – вот когда туда схожу, тогда и оценю. Принципиально, я одобрительно смотрю на историческое просвещение молодёжи; вопрос только в том, что конкретно в неё вкладывается.

11. Обратите внимание, какие современные троллейбусы ходят в Перми. Здесь у них разворотный круг, конечная.

12. Попытка зайти в вокзал не увенчалась успехом – он закрыт и не работает по назначению. Ремонт.

13. Ладно, пойдём посмотрим на платформы.

14. Расписание пригородных на память. В принципе, не так мало – 19 пар в день. Пересекают необъятную по длине Пермь они быстро, раза в два быстрее автотранспорта по дорогам. Дальние поезда сейчас тут не останавливаются.

15. Сам исторический вокзал 1878 года содержится в идеальном состоянии – как пасхальное яичко. Видимо, новый хозяин (исторический проект) имеет серьёзные деньги на реставрацию.

16. Ещё одна удача! Навстречу идёт электричка на Мотовилиху и дальше.

17. С другой стороны станцию обрамляют исторические корпуса Главных ж/д мастерских Горнозаводской линии. Очень атмосферное место, реально!

18. На серединной платформе сделан навес.

19. А вот и виадук имеется. Взойдём на него?

20. Какой шикарный свет, обрамляемый облаками! Правда, длится недолго и быстро меняется. Вокзал прекрасен!

21. Завод Шпагина – бывшие Главные ж/д мастерские – сейчас тоже в процессе выкупа под лофты, если я ничего не перепутал.

22. И снова невероятная удача – единственный дневной пассажирский поезд со стороны Левшино! А ведь скоро тут ничего ходить не будет – станция станет тупиком с севера…

23. Пассажирский уходит на Пермь-2, стуча колёсами на стыках.

24. Крыша вокзала.

25. Теперь смотрим Речвокзал 1940 года. Он тоже в идеальном состоянии, в отличие от многих его коллег на Двине, Волге, Енисее, Оби.

26. И тоже, видимо, из-за правильного хозяина – проекта “Россия – моя история”. Так-то никакого регулярного дальнего сообщения по Каме нет, насколько я знаю. Только ближнее.

27. Вид на ж/д вокзал Пермь-1 от Речвокзала.

28. Вид на прибрежный фасад Речного вокзал от Камы. Харизматичное здание!

29. А вот вид на пересадочную компоненту – если смотреть на Пермь-1 от конца причала, к которому когда-то подходили большие теплоходы. Приехал и можно сразу на поезд. Очень жаль, если этот транспортный узел будет утрачен и останется только в памяти потомков, хотя мог бы работать.

30. Вид на Каму. Очень серьёзная по водности река. Не меньше Волги в таком же отдалении от взаимного слияния, а то и больше.

31. Вдали – автомобильный Коммунальный мост. Слева – центр города, на пригорке.

32. Вид в другую сторону, на Мотовилихинские заводы. Они вдали к северу. Будет время – покажу и те места, возможно. Там тоже фактурно. На горе – жилой микрорайон с высотками.

33. Обозначения причалов ещё советские.

34. Где-то тут стояла скандально известная надпись “Счастье не за горами”, которую переделали в “Смерть не за …”. Сейчас демонтировали. Но я её уже не застал.

35. Уходим обратно на привокзальную площадь, меж двумя вокзалами. С севера её ограничивает тоже колоритное старое здание. Здесь-то троллейбус и разворачивается.

36. Вид от троллейбусного кольца на два вокзала. Да, атмосферное место!

37. Троллейбус вдали.

Спасибо за внимание!

  1. Костян says:

    1. “припоминается Котлас”, что характерно это место – начало ветки Пермь-Вятка-Котлас 😉
    2. “мега-сарай” построен незаконно, будем надеяться его заставят снести.
    3. “2 пассажирских”, нитка одна на оба поезда – ходят через день. по Перми-1 проходят как раз днём и составы одни и те же, у проводников командировка 9 суток: Ебург – (через Н.Т. Чусовой, ПРМ) – МСК – ( через ПРМ , Чусовой) – Приобъе ( обратно в ) – МСК – (и еще раз через ПРМ-Чусовой-Н.Т.) – на Ебург.
    4. Вокзалы были абсолютно одинаковые, но пермский удлинили на треть, в конце 19 века при постройке ветки на Котлас.
    5. Завод Шпагина – край выкупил, но что делать с ним всё ещё не знают, хотят впихнуть музеи, но посмотрим.
    6. “вокзал 1878 года содержится в идеальном состоянии….новый хозяин..” – ошибаетесь “историки”-фальсификаторы только арендаторы, РЖД – хозяин здания, занялся вокзалом только последние два года, до этого здание “ремонтировали” целых 20 лет, и то при рестАврации уничтожили всю оригинальную лепнину.
    И станции не будет вообще, по плану тупик организуют на ОП Мотовилиха, 5 км выше по реке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 − девять =