Колорит и характер города Кунгура

День 3

…Рано утром 20 сентября я сошёл с поезда №44 на небольшой уральской станции Кунгур.
Поезд тут стоит всего 2 минуты, поэтому проводница предупредила меня о приближении заранее.
Почему именно Кунгур? Потому что ещё много-много лет назад я обратил внимание на его выразительность с железной дороги. Транссиб, проходя Кунгур, как бы “облизывает” его полукругом – на протяжении нескольких километров, и город представляет взору вагонного пассажира с разных ракурсов свои храмы, старинные башни и другие колоритные ориентиры. И вот, я решил “европейскую” остановку в этой экспедиции сделать именно тут. Она была без ночевки, но всё же без суеты – в 8 утра местного прибыл, в 4 часа дня убыл.

Ну а что я там увидел и как оценил город в целом – читайте далее 🙂

2. Кунгур привлекает внимание ещё и своим вокзалом в стиле модерн, постройки начала XX века. Но о нём расскажу отдельно. А пока – идём гулять в город.

3. На привокзальной площади стоит типовой Ильич – такой же, как я показывал в предыдущей серии на ст. Свеча. Только тут его задняя накидка выкрашена почему-то в чёрный цвет, и он не облуплен. За ним – старинная водонапорка. А сама площадь расположена на этаж ниже путей, в разном с ними уровне.

Здесь надо сделать небольшое, но нужное примечание.
Поскольку я пишу прямо “с колёс” – то это всего лишь путевые заметки, но ни в коем случае не краеведческое исследование. Не нужно писать мне возмущения в стиле “а почему ты не показал то-то и то-то!?”. Мои записки – это только обобщение того, что я увидел, и всего лишь 1/8 того, что я там отснял. Конечно же, я не старался оббегать все купеческие особняки и обозреть все храмы. Да и не все их точно запомнил, их тех, что снимал. Меня интересовала инфраструктура, транспорт, общепит, уровень цен и общий колорит города.

Если же вы хотите почитать более подробный очерк с краеведческим уклоном, то рекомендую вам этот толковый отчёт. Я и сам его распечатал и сверялся с ним в своём походе по городу.

4. Итак, вот как выглядит местная топография. Смотрите, вокзал расположен на отшибе. В центр – он на востоке – надо ехать автобусом, пешком далеко. Внизу видна траектория Транссиба, огибающая город. А если надо ехать в самую топовую достопримечательность города (Ледяную пещеру) – то от вокзала надо ехать в другую сторону.

5. Итак, едем сперва в центр! Туда автобус идёт налево, если смотреть от вокзала. А на пещеру – наоборот, направо. На фото – главный трудяга Кунгура, автобус системы “пазик”. Бегают там ещё изрядно поношенные “Исудзу” – это и есть местный парк автобусов. Билет стоит 19 рублей – не так уж мало для райцентра.

6. До центра ехать минут 12-15, не меньше. Я вышел “у кораблика”, когда мы уже спустились к Сылве. Центр, собственно, там и расположен между Сылвой и Иренью.

7. Тут же – нулевой километр и отсчёт расстояний до важных для кунгуряков точек. Например, от Кунгура до Чикаго – 14800 км. Есть такие точки, как Рим, Париж и Сидней. Россия представлена только Москвой и Пермью. Даже Питера нет. Расстояния, кстати, неверные.

8. А вот и река Сылва. Она тут протекает через город, образуя живописные излучины. В мой приезд, хотя и было пасмурно, река была прозрачна.

9. Вид с этого моста на Сылву. Вдали на холме виден Тихвинский храм, который часто ошибочно принимают за башню. Это важнейший ориентир “верхней” части центра, но туда мы дойдём в конце поста.

10. Если же оглянуться назад, то виден и “нижний” ориентир, низменной части города – Успенский храм.

11. В целом, центр города весьма наполнен транспортом, тут оживлённо. Правда, автопарк резко отличается от Питера – много больше старых жигулей и нив, меньше импорта, много и “рабочих” машин – самосвалов, вахтовок и т.п.

12. Город малоэтажен и в нем большое количество старой кирпичной застройки, характерной для уральских городов. Много деревянных зданий, в том числе и двухэтажек.

13. Попадаются и настоящие жемчужины – например, вот такой деревянный дом в стиле модерн. С ним явно не всё в порядке, но сам дом очень красивый. И такого тут много.

14. Проходя междуречье Ирени и Сылвы по периметру, я обратил внимание на вывеску “столовая” и решил зайти проверить качество местного общепита. Тем более что успел проголодаться.

В столовской зале вещал канал ТНТ, и никого не было. Бери чё хошь и уходи. Я вежливо постучал по прилавку и на шум вышла милая девушка.
– Вам покушать?
– Ну да, конечно, а зачем же сюда ещё заходят? 🙂
– Ну, ещё приходят выпечку купить, – немного смутилась девушка. – Но у нас пока не всё есть, рано ещё.
– А что есть?
(начала перечислять).
– Ну тогда давайте мне салат с кальмарами, две говяжьих котлеты с рисом и яйцом, компот и хлеб.
– 145 рублей.
– !!! (афигеть, я думал, таких цен уже лет десять как нет, вне закрытых заводов и Госдумы)

15. В общем, еда оказалась вполне нормальной, несмотря на цену. Потом я ещё не раз убедился, что продукты тут отличные – как молочка, так и выпечка. И – в особенности – хлеб. Но пока я его ещё не брал, это уже было к поезду.

16. Есть тут и местный пешеходный прогулочный Арбат, причём по обе стороны от моста. Очень спокойно и тихо.

17. Средняя школа, между прочим – в здании бывш. реального училища.

18. А напротив неё продают грибочки. Бабули подходят, приценяются. Милота!

19. Затем я пешком переместился из нижней части центра (где, бесспорно, много всего интересного) в верхнюю, где виднелся какой-то обелиск, рядом с Гостиным Двором. Обелиск оказался неожиданным – в честь победы над бунтовщиками Пугачёва и во славу защитников города от него!!! За ним – здание бывш. Городской Управы. Ведь Кунгур и до революции был важным городом с множеством учреждений и реальным училищем.

20. “Антипугачевский памятник” с досками благодарности защитникам имперской власти так меня поразил, что я потом – уже на вокзале – залез в интернет и почитал про оборону Кунгура от пугачёвских войск.

Вот что там писали:
В самом начале 1774 года к Кунгуру подступили татарские, башкирские и мятежные казачьи отряды Пугачёва под началом Салавата Юлаева и Ивана Кузнецова общей численностью около 11 тыс. Кунгурский воевода ещё 27 декабря 1773 года бежал со всеми чиновниками в Верхнечусовские Городки к Строгановым, за что впоследствии был лишён чинов и выслан в Вятку. Организацией обороны занялись бургомистр Филипп Кротов и президент магистрата Иван Хлебников, поголовно вооружившие горожан и обратившиеся за помощью в окрестные города. В военном отношении оборону возглавил секунд-майор Александр Папов, оказавшийся в Кунгуре по делам рекрутского набора. Он вернул с марша капитана Рылеева с 376 новобранцами и 12 старыми солдатами. В город также прибыли: 50 казаков с Юговских заводов с артиллерией и 100 казаков с 2 пушками из Екатеринбурга — под командою подпоручика Посохова. Секунд-майор Папов отбил четыре штурма: 4, 5, 9 и 23 января, — предпринятых с различных направлений, за что был впоследствии пожалован Императрицей чином подполковника. Перед последним штурмом в город из Казани пришёл секунд-майор Гагрин с 200 солдатами и из Екатеринбурга — Никонов с 170 солдатами. Мятежники бежали. После пугачёвских событий, в 1775 году, Ф. Кротов и купец Емельян Хлебников получили шпаги, а Кунгуру простили недоимок 5069 руб.

21. Рядом стоит церквушка, которая тоже немного озадачила меня примечательной надписью на стене.

22. Вот этой:

23. Дальше на возвышении стоит танк и мемориал Великой Отечественной. На танке – пять звёздочек.

23а. И явно старый Гостиный Двор, очень и очень аутентичный в своей облупленности:

24. У него даже сохранились старые ставни!

25. …а внутри крылечки, наверное, не ремонтировались лет 25. А то и больше.

26. В стороне от Гостиного двора недалеко находится и другая доминанта города – Тихвинский храм. Он действительно старинный – ему больше 250 лет.

27. Как высотная доминанта, он виден из немалой части города.

28. Сохранилось множество и советских артефактов, в непарадной части города.

“Официальный” центр очень чистый и уютный – здесь у меня нет возможности показать всё.
Из минусов надо отметить два:
– реально отвратительные дороги, с массой выбоин и заплат, трясет на автобусе конкретно;
– огромное количество микрофинансовых контор, облепивших 70-тысячный городок как грибы-паразиты.

29. Из микрофинансовых точек Кунгура я мог бы сделать отдельный большой пост. Увы 🙁

30. Затем я отправился к главной достопримечательности – Ледяной Пещере. Она находится за городом – и ехать к ней можно через вокзал, автобус №9.

Тут выявился и ещё один недостаток – к топовому туристическом объекту отсутствуют указатели. Нет, на трассе для машин они есть – но вот пешеход тыкается, как котёнок и надо всё время спрашивать местных, как дойти. Даже от конечной автобуса. Я был очень удивлён такому равнодушию к информации о важнейшем объекте города, на котором зарабатываются немалые деньги. Хотя внутри территории было чисто и приятно, и информации много. Но, только внутри.

31. Билеты в пещеру оказались недешевыми – 600 руб. и 700 руб. (с лазерным шоу). Экскурсии идут 1 раз в час и чередуются – с лазерами там марщрут подлиннее. Любопытно, что в мой заход я оказался единственным (!!!) – чему немало подивилась подошедшая экскурсоводша. “Ничего себе, как вам подфартило! Обычно группа идёт в 15-20 человек. Так что буду рассказывать только для вас”.

32. Сама кунгурская Ледяная Пещера как природная достопримечательность – безусловно, объект мирового класса. Очень впечатляет, а я всякого много посмотрел. Передавать фототехникой эту красоту в общем-то, бесполезно. Надо смотреть своими глазами.

33. Но надо иметь в виду, что там нужна:
1) Куртка. В нижних гротах -2 и холодно. Потом – повыше – около +5. Мой маршрут был 1,8 км и полтора часа.
2) Хорошие устойчивые ботинки, лучше трекинговые. Много скользких мест и выступающих камней.
Идти – немало, и нужны быть очень внимательным, иначе можно отбить лоб нависающими выступами породы.

34. Как я понял, Пещеру знают в основном местные уральские, а пиарят по стране вяленько. Но, на мой взгляд – рекомендуется к посещению однозначно. Там не только очень красиво, но ещё и воздух целебный. Мы ходили полтора часа, я надышался и потом чувствовал себя очень хорошо.

35. Грот “Колизей”, вид вверх. Ещё там невероятно красивы подземные озёра, но на них моя камера совсем заткнулась.

36. В общем и целом, город интересный. Стоит даже пары дней неспешных прогулок. Еда очень дешевая, тихо и спокойно. Чем-то мне напомнил Старую Руссу – только с отчётливым уральским колоритом. Люди дружелюбные, пьяных и гопоты почти не видел.

Ну а я после пещеры вышел у вокзала, затариться местной едой в следующий мой поезд, и затем пошёл смотреть вокзал.
О вокзале и поезде – следующая часть.

Содержание цикла