Поезд №270: путь от Омска до Красноярска

День 5

Что ж, едем дальше. Следующий перегон – поезд №270 Адлер – Чита до Красноярска, про него и сказ.
Но вначале – небольшое лирическое отступление. В предыдущей серии я рассказал своё блиц-впечатление от сибирского миллионника Омска, но намеренно исключил из неё местные железнодорожности. Прежде всего, потому, что 5 лет назад, в ходе транссибирской поездки 2011 года, я показывал довольно развернуто новый Омский вокзал-дворец подробно: как общий вид и окрестности, так и внутренности. Но выйдя на привокзальную площадь, я сразу заметил и новый элемент пейзажа – правый флигель. Оказалось, что там недавно к юбилею города открыли ж/д музей. Конечно же, я зашёл и осмотрел его, пусть и быстро – причём, вход оказался бесплатным.

Станция Тайга на пути в Красноярск

2. Вот такое монументальное вокзальное здание – наследие богатых и разгульных “нулевых”. Сейчас бы, наверное, такое уже не стали делать. А раньше было весьма кургузое и корявенькое.

3. Когда я его первый раз увидел изнутри – 5 лет назад, то про себя окрестил его “рельсовой Ла-Скалой”.

4. Там действительно шикарно. Ссылку на обзор вокзала изнутри я дал вначале.

5. А вот и новое. Этого не было. Пойдём посмотрим?

6. Да, тут и есть музей. К моему удивлению, всё время пребывания там я не увидел ни одной живой музейной души – только 4 посетителя, мы с Антоном и ещё двое. На входе – основатель Великого Сибирского пути имп. Александр III.

7. Помещение под музей получилось монументальное. Щедро и не очень характерно для нынешних времён – сейчас, напротив, стараются всё ужимать.

8. Пересказывать экспозицию я не буду – приходите, смотрите. Тем более что бесплатно. Никто не торопит. Есть доступ к некоторым альбомам, можно полистать. Экспонаты представлены как царского, так и советского времени, без особой дискриминации. Одно неудобно, наверное – работает в будни и в рабочие часы. Так что только для пассажиров удобно и для домохозяек.

9. Впрочем, наступил вечер и подошло время садиться на поезд дальше на восток. В этот перегон у меня был “курортный” поезд Адлер – Чита. От т.н. “сезоно-курортников” я обычно ничего хорошего не жду и их, признаться, избегаю. Публика там та ещё, да и вагоны под них дают по остаточному принципу.

Кстати, не я один так думаю – да даже и не “думаю”, а просто испытано это неоднократно.
Вот мнение проводника о сравнении сибирских и курортных поездов (он поехал как раз северобайкальским дальним поездом, после хлевных курортных):

Время утренней уборки. В вагоне не грязно, люди очень аккуратные, чего не скажешь о тех людях, которых мы возим на юга, такое ощущение, что последние выросли и были воспитаны не то в хлеву, не то в свинарне…

10. Вот он, голубчик, подошёл к платформе. Сажусь…

11. На удивление, конкретно мой вагон оказывается вполне ездабельным и чистым, да ещё и с биотуалетами (!). Фото, правда, следующего утра.

12. Положительное впечатление усилилось, когда я зашёл в купе и никого там не обнаружил. Это что же, я как король поеду? 🙂

Но недолго музыка играла. Поезд стоит там больше 40 минут, и за 15 минут до отправления я услышал возглас проводницы:
– Лена, это что, к нам садятся?
– Кто, вот эти?
– Да, рота солдат! У меня 19 мест под них выкуплено.
– Значит, к нам…
(я, про себя – какие солдаты в купе? она не шутит???)

Но это оказалось правдой: с кучей баулов, какого-то техимущества, в вагон завалила большая компашка “зеленых” в берцах. Сразу стало невероятно шумно и тесно:
– А у вас там свободно под полкой?
– Да не, занято.
– А куда же нам девать вот это?
– Дык попробуйте наверх.
– Да не влезет же!
(тут заваливает старлей, видимо, старший):
– Ничего, утрамбуем. Вставай на полку, всё запихаем!

В общем, из Омска поехали битком, ни одного свободного места в вагоне.
Что же касается солдат – то оказалось, что это не просто солдаты, а контрактники. Да ещё и с красными тельниками. Росгвардейцы, значит. Да не просто росгвардейцы, а разбавленные сопровождавшими их офицерами РВСН (!). Поэтому и в купе. Вагон, конечно, сразу наполнился запахами заварной лапши, а мои соседи вытащили из загашников большое количество… сладкого. Один пакет, второй…
Я их спрашиваю:
– Ребят, зачем вам столько профитроллей с пирожными? Вы что, ими торговать в части собрались?
– Да за два месяца в летних лагерях мясо с картошкой так достало! Так хочется сладкого, просто кранты. Даже больше, чем водки. Вот и набрали. Угощайтесь!

13. Постепенно в вагоне всё устаканилось, а большинство гвардейцев кардинала легли спать. В ночь прибыли в Барабинск.

14. В Барабинске станция так рыбой и пахнет. И торговцы потрясают рыбными “сережками” в руках. Есть что-то вечное в этом мире…) А вот торговцы меховыми шапками пропали напрочь – их тут тоже много было.

15. Сценка покупки рыбы – точней, попытки покупки рыбы. Иностранцы-соседи, в первых купе ехали. Щупали-нюхали рыбу, но так и не решились взять в итоге 🙂 Потом уже, наутро, я в Мариинске спросил их на перроне осторожно – Where are you from? Toronto – мне был ответ. Торонто, Карл! Откуда они тут вообще взялись, в этом поезде? Зачем – понятно, ехали на Байкал. А сели, как я понял из пояснения проводницы, в Самаре. Мда. Вот чудеса! Где Канада, а где Барабинск! А раньше иностранцы в таких поездах не ездили, они кучковались в России, Байкале, Сибиряке…

16. Новосибирск проехали очень ранним утром, а утром я проснулся уже на Болотной. В вагоне – мертвая тишина, все бойцы спят.

17. За чай в сеточках этому поезду – плюс. Молодцы, что не в опилочных пакетиках. Вообще, читинские бригады на моём пути на фоне остальных выделялись в лучшую сторону.

18. Станция Мариинск – граница постоянного и переменного тока. Постоянный мы покидаем, а вот переменка меня будет теперь сопровождать до самого Владивостока! Здесь всегда большая стоянка.

19. Вид на станцию и наш поезд сверху.

20. “Бабкина” торговля тут практически захирела. Очень мало, по сравнению с раньшими временами. По перрону ходили только пара торговок. А раньше было очень изобильно, с ними.

21. Поскольку билет был с питанием, на всех принесли обед. Макароны, поджарка, сухпай. Есть вроде и можно, но хлеб, как всегда, каменный.

После обеда разговорился со своими соседями. Ребята-росгвардейцы оказались с Красноярска, а старлей из Ужура. Они наперебой хвалили Красноярск и ругали Омск. “А что вам там не нравится?” – “Да скучно как-то. И вообще, у нас цивилизация! Вот сами увидите. Кырск вам понравится”. Потом тема перескочила на Питер. В итоге, фактически, прочитал росгвардейцам и рвсн-овцам небольшую лекцию про питерское судостроение 🙂 Так случайно получилось – сперва просто тему вспомнили, а потом я стал подробно и в красках рассказывать что кто у нас строит и про “Аврору” тоже им последовательно рассказал, что перестройщики врали, как дышали, про “ненастоящий крейсер”.
– А говорят, она на железных штырях прикована стояла!
– А правда, что там всё отпилено и крейсер новый?
В общем, обсудили последовательно всю мифологию, благо я владел вопросом. Тема оказалась ударной, народу в купе постепенно набилось девять человек, и двое даже залезли для удобства на верхние полки.

22. Фото я не делал, но по общему образу было как-то вот так 🙂

23. Потом ещё рассказал про новую “Арктику” и чем она отличается от старой. Инфа тоже для них оказалась неизвестной. Ну и вытащил из чемодана флажок со спуска её со стапеля (вёз его для cadmi) – он пошёл по рукам и его мне вернули слегка покоцанным. Зато все рассмотрели.

Где-то от Чернореченской (там перевал Енисей – Обь недалеко) стало как-то совсем пасмурно.
Причём это были не облака, а дым от пожаров. Увы. Сопки заволокло пеленой, и потом она доставала меня ещё очень долго. Странно, вроде конец сентября, а пожары…

24. Вагонный титан с надписью.

25. В Красноярске после обеда выгрузилось примерно 2/3 вагона, включая всех военных – ну и я тоже. Удивительно – проезжал этот город на Транссибе раз двадцать – а вот выхожу тут впервые в жизни!

Ну что же, посмотрим, что это за город, на Енисее. Чем хорош, чем плох.
Погода, правда, не радует – пасмурно и дымная пелена…

Содержание цикла