Сковородино: в медвежьем углу Транссиба

День 13

Сковородино – город на восточной “вершине” Транссиба, который огибает Амур огромной дугой, хорошо видимой на карте и находится на стыке Забайкалья (фактически, Восточной Сибири) и Дальнего Востока. Относился он то к Читинской, как раньше, то к Амурской области – как сейчас.

Самая известная здесь пословица – “Бог создал Ялту и Сочи, а чёрт – Сковородино и Могочу”. Её сложили не просто так – на Транссибе эти места ещё с советских времён имели специфическую репутацию знатной дыры, куда начальство посылает работать неугодных. Это связано как с суровым климатом, так и с отдалённостью этого города от любого облцентра. В период советско-китайской конфронтации тут базировалась ещё и 115-я гв. мотострелковая дивизия, которая во времена оны тоже имела оригинальное народное название – “Мёрзлая голова”. Была расформирована в период потепления отношений (2001), после неё остался городок Сковородино-5, ныне полузаброшенный.

Впрочем, собственно город и трассу “Амур” с главной авторазвилкой всея Востока России мы посмотрим в следующей части, а сейчас давайте прогуляемся по станции и её окрестностям. Там тоже немало интересного, поверьте.

Паровоз-памятник П-36 на станции Сковородино

2. Итак, я прибыл сюда на “Тигровой России” в полдень 30 сентября. Для начала надо было решить вопрос размещения и ночёвки – заранее тут ничего найти не удалось. Я не стал ломать голову и в итоге избрал самый простой путь – поскольку это железнодорожная экспедиция, вписаться в Дом отдыха локомотивных бригад. Это было, по крайней мере, надёжно – и что очень важно, ещё и обеспечивало мне нормальное горячее питание в служебной столовой.

Однако ни начальника вокзала, ни начальника станции быстро найти не удалось, и посему я решил пока прогуляться по окрестностям, оставив вещи в камере хранения. В предыдущий раз я был на этой станции в 2002 году с 15-минутной остановкой, но в самом городе никогда ранее не останавливался. Да и зачем? Самая глушь, медвежий угол Транссиба.

3. Таблички на здании вокзала. Первая, про Калинина – давняя, помню её с незапамятных времён детства. Вторая – про царского министра Рухлова – появилась после 2002, не знаю уж когда. Кстати, город тоже назывался в честь этого министра аж до декабря 1938-го! То есть, ещё 21 год после революции – пока название не деимперизировали в честь партизана Сковородина, расстрелянного тут японцами (которые контролировали станцию и Транссиб до Байкала в Гражданскую войну).

4. А эта доска, Василевского – самая свежая. С ублюдочно сжатым шрифтом – я еле прочитал! Руки бы оторвать этим “дизайнерам”! Но в самом деле, Сковородино известно в истории ещё и потому, что именно тут несколько дней стоял литерный поезд Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала Василевского, откуда он телеграфировал японцам ультиматум о прекращении боевых действий и полной капитуляции (17 августа 1945-го). Потом литерный поезд продолжил движение на Хабаровск, который затем стал штаб-квартирой маршала.

По-доброму, тут надо привинчивать и ещё доску – 4 апреля 1978-го город и 115-ю дивизию инспектировал Маршал Советского Союза Л.И. Брежнев, двигаясь по Транссибу тоже на литерном поезде. Может, когда и добавят 🙂

5. На перроне я заприметил у паровоза и ещё один знак. Подойдём?

6. Он тоже довольно свежий и поставлен в честь первостроителей Амурской ж.д.

7. Транспорт на привокзальной площади суров и прост. Это вахтовки и тёплые ПАЗики, рассчитанные на местные морозы. Есть и пара частников-таксистов, напомнивших мне домодедовских бомбил образца этак года 1997-го.

8. А вот к нечётному поезду подтягиваются суровые сковородинские торговки. Осталось их совсем мало – поезда сейчас тут стоят 2-5 минут, не так, как в раньшие времена до начала 2000-х.

9. Самая приметная точка всего перрона – это, конечно, паровоз-памятник П36, “генерал”. Паровоз был знаковый для этих мест, и продержался на магистральном пассажирском движении аж до 1975 года (!). Я его хорошо помню – они сошли с дистанции, когда я перешёл в четвертый класс. Многажды ездил поездами под его ходом и даже написал в начале ведения этого жж паровозную оду.

10. Конкретно этот экземпляр – №0091, построен в 1955 году.

11. Торговые точки на перроне тут удивительно дороги и сопоставимы по уровню цен с воркутинскими, или даже воргашорскими. Почему так, мне неведомо – вроде тут Транссиб проходит, и если спуститься по нему к Чите или Благовещенску – всё гораздо дешевле. Но, не тут…

12. За воротами на площадь какие-то кавказцы даже жарили шашлык, но я поглядел на процесс и не решился взять. Ну его нафиг. Подожду до локомотивной столовой.

13. Привокзальный буфет тоже не внушал доверия.

14. Любопытное объявление на вокзале: про “санитарно-гигиеническую услугу” и про то, что зарядка мобил стала бесплатной и (подразумевается) наконец извели спекулянтов, наживающихся на зарядке. Кстати, туалет вообще-то для пассажиров с билетами обязан быть бесплатным – но в объявлении об этом ни слова.

15. Стоит и справка. Попробовал – работает.

Теперь давайте прогуляемся на виадук, с которого открываются интересные виды.

16. Вид в сторону Могочи и Москвы. Только тут я впервые осознал, что станция-то ориентирована на запад на Рейново – к Амуру! Откуда и пришла сюда железная дорога в конце 1911 года. А Транссиб резко поворачивает направо и петлями уходит в распадки. Так что прямо – путь к Амуру, вправо – на Транссиб, и влево – старые корпуса бывшего локомотивного депо.

Вот схема станции, здесь это наглядней видно. Транссиб – красные стрелки, недействующая сейчас рейновская ветка на китайскую границу – синие.

17. Перрон широкий и аккуратно оформленный. Вдали виден П36-памятник. Лет 15-18 назад была разруха с разбитыми плитами, хорошо её помню.

18. Станция многопутная, виадук длинный.

19. Выводит он на северную сторону, где частная застройка. А дальше – сопки и тайга.

20. Собственно станция весьма загружена. Да нет, даже не “весьма” – а сильно загружена. Пока я топтался по виадуку, прошло аж три тяжелых грузовых! Движение очень интенсивное, особенно по контрасту с 1999-2002. Сильно добавляют трафика тут русско-китайские договорённости по нефтянке (“Сила Сибири”) и поставки из европейской России на строящийся тут кластер распределения нефтегаза. Грузы самые разные – от труб до кислоты и угля.

21. Скверик в привокзальной площади. Вдали стоят бомбилы, не решился их вблизи снять.

22. Если же повернуться назад, видел разгильдяйский Ленин с отбитой надписью и бутылочкой пивка на постаменте.

Наконец, я разыскал начальника станции и решил вопрос с размещением. Бригадный дом оказался где-то на отшибе за корпусами депо, так что пошёл туда.

23. Места тут маргинальные, много пустырей и разрухи. 90-е нанесли колоссальный удар по этим краям, не меньше, чем на Камчатке. Восстановление идёт очень медленно.

24. Справа – угольные кучи и исторические здания депо, времён ещё Амурской дороги.

25. А вот и он, благословенный Дом отдыха локомотивных бригад. Будет моим домом на эти сутки.

26. Одно из главных достоинств его – тишина. Она на втором этаже соблюдается строго, так как бригады локомотивов меняются круглосуточно, и все должны отдыхать полноценно. Впрочем, в холле можно пересечься с машинистами и пообщаться, при желании. Вечерком у меня так и получилось, и даже с двумя ребятами дегустировали бурятскую “Птичку” с чаем, а я расспрашивал их о местном житье-бытье, ну и про Питер, в свою очередь, рассказал. Потом они в ночь поехали на Шимановскую.

27. Комнаты отдыха для машинистов похожи на комнату в какой-нибудь квартире. Сервант, посуда, чайник, телик, хрустящее цветное индийское бельё. Удобства на этаже. Кстати, дежурная выполнила своё обещание и ко мне никого на ночь не подселяла – так что я смог хорошо поработать вечерком с накопившимся материалом.

28. Но самое главное тут – круглосуточная столовая на первом этаже! Это реально спасение, для путешествующих. Всё всегда в готовности – ведь движение по Транссибу не прекращается никогда, и всё время сменяются бригады. Всё горячее. Да, питание очень немудрящее – но гарантированное качество. За этим тут следят и если что с машинистом случится на перегоне по желудочной части, то для столовских работниц это уже уголовка. Поэтому я всегда ценю деповские столовки за абсолютную надёжность. Конкретно тут за сутки с небольшим успел 4 раза принять трапезу. Потому что в поезде ведь будет опять бестолково и дорого.

29. Цены и ассортимент. Меняется ежедневно.

30. Потом я, устроившись, из бригадного дома прогулялся до станции через бывшее локомотивное депо, а ныне ПМС-333.

31. На фото – кран “Первомаец”.

32. Корпуса тут исторические, министра Рухлова ещё помнят, небось.

33. Много тепловозов. Тут же смена рода движения – на БАМ и на Амур к границе только тепловозное движение.

34. Путейская техника.

35. Корпуса расположены лесенкой.

36. Длинная “гусеница” с тепловозами.

37. …

38. Вдоль корпуса проложена удобная дорожка для пешеходов.

39. А за ним стоят сменные электровозы под выдачу.

40. Исторический корпус депо. Правда, с 1997 года оно тут упразднено – тяговые плечи выросли.

41. А на станции вахтовики-нефтяники ждали своего поезда. “Сила Сибири”, реализуемая с 2010 года, сильно прибавила тут оживления и трафика.

42. “Генерал” в лучах закатного солнышка.

Ну а дальше посмотрим немного сам город и покатаемся по окрестностям.

Содержание цикла