Наконец, готов большой рассказ о тестировании нового плацкартного вагона (видео я выкладывал днями раньше).
Сама поездка была запланирована на 20-е апреля, а билет по маршруту был взят ещё в начале месяца – когда удалось прояснить точную локализацию этого вагона. Он ходит поочерёдно в поездах Москва – Анапа и Москва – Ростов по довольно хитрому алгоритму, чередуя оба поезда. Вагон пока что только один в составе, хотя Тамбовский ВРЗ обещает пополнение в ближайшие месяцы. Поэтому до самого последнего момента было довольно волнительно – правильно ли вычислен вагон? Потому что если допущена ошибка в вычислении, то весь приезд будет зря, и придётся ходить в какой-то соседний вагон «просто посмотреть». Это, конечно, было бы совсем не то и смазало бы весь эффект тестирования.
Заранее хочу предупредить, что тут будет много снимков невысокого качества: зеркалкой в наполненном людьми плацкарте особо не пощелкаешь, поэтому упор был на видео маленькой action-камерой и быстрые снимки с телефона. Кроме того, у меня не было цели изругать новации или расхвалить их. Надо было именно лично попробовать всё в пути – что и как работает.
Итак, поехали! 🙂
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1600645/1600645_original.jpg)
2. Вечером 20.04 я прибыл в Москву на Казанский вокзал за час до отправления поезда «Тихий Дон» Москва – Ростов №20. С небольшим запасом, чтобы осмотреть ещё и вокзал.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1600992/1600992_original.jpg)
3. А вот и нужный поезд, в расписании.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1601043/1601043_original.jpg)
4. Платформы на табло ещё нет, но состав уже подали на платформу. Олдфагов не обманешь, они сердцем путь чуют 🙂
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1601525/1601525_original.jpg)
5. Итак, подхожу. Вагон №12. Светодиодное табло выполнено немного в другом стиле – вагон явно не совсем стандартный. Заглядываю в окошки – уф, правильно попал! Тот самый, со шторочками и деревянными панельками.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1601622/1601622_original.jpg)
6. За полчаса началась посадка. Моё место – нижняя боковушка. Конечно, ехать там сравнительно неудобно, с выдвижным столом – или сидеть, или лежать. Но удалось поймать только такое место. С другой стороны, эта позиция гораздо более удобна для наблюдения за дорожным бытом.
Почти сразу же подошёл и мой сосед с верхней полки, буквально через 3 минуты после меня.
– А что, в плацкарте стали заранее застилать верхние полки? – стоит в полном изумлении.
– Получается, так. Вон, в Китае застилают 🙂
– Ну и дела!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1602224/1602224_original.jpg)
7. А это вид на купейный отсек. Он ещё пустой, но сейчас придут тоже. Тут ехать, конечно, гораздо комфортней, чем сбоку. В чем-то даже комфортней старого купейного вагона: всё такое мягкое, диванное, уютное. Верхние полки тоже застелены.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1601916/1601916_original.jpg)
Народ на посадке постепенно заполняет вагон и первое что делают многие – с восторгом рассматривают шторочки, трогают их, пробуют перемещать. Явно предвкушая, что скоро закроются, «как в купе», с шуточками-прибауточками. Ещё впечатление при посадке: ощущение, что проход стал теснее. Разойтись уже сложнее, и теперь человек должен обязательно отойти в отсек, чтобы пропустить людей с большими чемоданами. Даже прижаться – не вариант. Тут панели, они отъели от прохода где-то 2 см. Вроде и мелочь, а чувствительно.
Возникли и издержки от новой технологии: в соседнем отсеке произошел мини-конфликт за места под чемоданы. Сперва пришёл верхний пассажир, поставил вниз свой багаж. Затем прибыла тётенька с тремя чумаданами – с билетом на нижнее место – и подняла шум, что это её места под багаж. Мужик стоит, оправдывается, что ему опасно ставить баул на узкую 3-ю полку с вырезом (и в принципе он в чём-то прав – periskop). “А мне куда ставить тогда?” Зовут проводника – кто имеет преимущество? Преимущество у нижнего, но весь багаж в итоге удаётся разместить без конфликта, проводник разруливает вопрос – ставят его баул под полку напротив. Но понятно, что неполноценность 3-й полки для багажа – в данном случае минус. Зато без рундуков багаж размещается более ёмко, объема внизу стало больше.
8. Столик стал больше, теперь за ним комфортно размещаются четыре человека.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1602719/1602719_original.jpg)
9. Пока не пришли соседи из купейного отсека, фотографирую интерьер. Вот смотрите:
1 – те самые шторочки. Легкосьемные, расходный материал.
2 – крючок для одежды
3 – место для брюк или полотенца
4 – сеточка для гаджета
5 – мягкий материал покрытия полки
6 – мягкая обивка салона
7 – одеяло
Тут сразу сюрприз. Матрасов в новой компоновке нет совсем: есть простынки, которые стелются поверх мягкой тканевой полки. Надо сказать, это экономит довольно много места. Подушки и одеяла лежат наверху, на третьей полке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1602392/1602392_original.jpg)
10. Крючок для одежды – выдвижной, вид поближе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1602929/1602929_original.jpg)
В 18.42 отправляемся. Казанский вокзал остаётся позади. Народ в некотором удивлении, пока ещё не могут привыкнуть к новому интерьеру: всё разглядывают, пробуют, ищут полочки на новых местах, рассматривают розетки. Затем прошла проводница с инструктажом и проверкой билетов. Рассказала про новый титан и возможности туалета с умывальником. Народ внимает с некоторым удивлением. Поскольку я не могу совместить фото и видео (делал и то и другое, но поочерёдно), то вот вам видео отправления:
Проехали полчаса, покинули пределы Москвы. Оглядываю вагон. Он полон, свободно всего три или четыре места на боковушках. И хоть прошло всего-то полчаса, народ потянулся к титану, за кипяточком. Но тут не титан, а пурифайер. Как пользоваться – сразу непонятно. Первый раз без проводника сложно разобраться, несмотря на то, что возле девайса приколочена большая табличка. Освоение требует времени, поэтому возле устройства скапливается три-четыре человека в очереди. Состав заваривающих чай и лапшу/доширак примерно 40 : 60. Ради интереса я посчитал число людей, которые побежали за кипятком во вторые полчаса, после перехода в дорожное состояние. Получилось 17 человек, это примерно треть от всех пассажиров.
Потом пошёл сам набирать. Оказалось, не так уж и сложно, хотя и непривычно поначалу: для получения горячей воды надо жать ребром ладони сразу на две кнопки. Точней, не кнопки – а сенсорные панельки. Так что почти всех страждущих кипятка проводник «страхует» от ошибок. Выясняется и ограничение нового девайса: максимальная температура – 80°. Однако тёплую и холодную питьевую воду получить легко: просто нажимать одним пальцем на снежинку или каплю. Аппарат – итальянский. Подозреваю, дороже старого доброго титана раз наверное в пять. Но зато красив, чертяка! Наверное, на презентациях выглядит прогрессивно и шикарно, заказчик очень доволен эффектом. Впрочем, о пурифайере-кулере будет ниже. А пока вернемся к размещению и пространству.
11. На боковушке у меня исчезла напрочь сетка для размещения мелочей. Вместо неё – мягкая обивка с двух сторон. Мягко, но сильно неудобно. Теперь некуда девать предметы гигиены, щеточки-полотенчики, всякие другие дорожные мелочи. Вот тут она раньше была, я обвел эллипсом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1603484/1603484_original.jpg)
12. Зато поставлены две пары розеток+USB портов (а наверху – только USB). Вторая розетка, видимо, рассчитана на верхнего пассажира – но только как он будет её пользовать, если нижний разложился и спит? Но, с другой стороны – энергетика вагона отличная, всё заряжается влёт! И с розетки, и с USB-порта. Я подключил планшет и телефон, очень удобно, тем более что рядом с розеткой с другой стороны сделали упругую сетку для гаджетов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1603083/1603083_original.jpg)
Также рядом появился выключатель индивидуального света. Личный свет теперь есть у всех – раньше в плацкарте его не было, только общий.
13. Мужик из нашего отсека на верхней полке. Обратите внимание на размещение багажа наверху. Если коробки не слишком большие, они в общем-то влазят по всей длине. А на ту часть полки, что ближе к окну, влазит 1 большой чемодан. От соскальзывания коробок страхует бордюр.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1605309/1605309_original.jpg)
14. И самое революционное изменение пространства: на верхней полке теперь можно сидеть! Нет, конкретно так как сидит сосед, наверное, нехорошо – болтая носками перед теми, кто сидит внизу. Но тем не менее, можно сидеть и поджав ноги. Я потом и сам попробовал, см. ниже.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1604966/1604966_original.jpg)
15. Вообще, из того, что я увидел в пути, следует довольно парадоксальный вывод: комфортность верхней полки плацкарта из-за этого выреза существенно выросла! Это не только моё мнение: я говорил с теми, кто наверху. Кроме того, увеличены и межполочные расстояния, из-за того, что нижняя полка стала немного ближе к полу, а третья – чуть выше смещена к потолку. Появился личный свет. И личный мини-столик наверху (справа). Ах, да: смотреть с верхней купейной полки в окошко теперь не выйдет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1605428/1605428_original.jpg)
16. К вопросу о верхнем мини-столике. Помню, в посте с выставки относительно этой новации была большая ругань. Дескать, упадёт, прольётся, посыпется нижним на бошки. Но в реале, пассажиры ею активно пользуются. Тут сделан довольно большой защитный бордюр; а внутри, кроме того, ещё и вдавленные места для стаканчиков. Даже когда трясёт на стрелках, всё устойчиво держится и не скользит. Думаю, всё это упадёт на бошки только в случае крушения или резкой экстренной остановки. Но в этом случае летит в бошки пассажиров и то, что на нижнем столике.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1605739/1605739_original.jpg)
17. Разносят мороженое. Рожки, простые и шоколадные. Оказывается, в этом вагоне свой встроенный холодильник. Мне нельзя пока, я ещё недолечился от простуды, но народ разбирает влёт!
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1603622/1603622_original.jpg)
18. Остановка в Рязани-2 – первая из больших. Это как бы граница между активным вечером и спальным временем. После Рязани народ будет собираться на боковую.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1604056/1604056_original.jpg)
19. Через полтора-два часа после отправления в ход пошли наконец шторочки. Массово. Это, конечно, самая крутая инновация из всех – они пользуются просто бешеной популярностью у публики! После того, как люди поели и попили чай, позакрывалось больше половины пассажиров. Обратите внимание на торчащие ноги: так народ решает проблему коротких полочек. Напомню, они тут 165 см, как и в постсоветском плацкарте с середины 1990-х – но возможность высунуть ноги частично ограничивают панели. Поэтому кто во что горазд: либо просовывают ноги через дырки панелей, либо высовывают вбок.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1604246/1604246_original.jpg)
20. Шторочки тоже не помеха высовыванью ног в проход. Всё это прекрасно сочетается 🙂
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1604589/1604589_original.jpg)
21. Чем позже – тем больше народу зашторивается. К 11 вечера зашторилось примерно 80% пассажиров. Когда я расстелился на своей боковушке, тоже зашторился, и нашёл это очень удобным. Собственно, и всю ночь спал за шторочкой. Психологически так явно уютнее, и проходящие не мешают.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1604679/1604679_original.jpg)
Сразу после Рязани ко мне пришла начальник поезда (видимо, узнала, что я еду тут – инкогнито теперь раскрыто). Мы сели за столик боковушки и обсудили почти все стороны вагона: что пассажиры хвалят, что ругают. У неё уже был накоплен некоторый опыт примеров. Затем к нашей беседе присоединилось ещё четверо соседей. Рассказал ей про мини-конфликты с багажом при посадке. Она в принципе согласилась с тем, что с багажом стало сложнее, но поскольку многие едут с малым количеством багажа, проблем удаётся избегать. Рядом спустился сверху сосед-украинец (это который на фото №14). Спросили его про чай наверху:
– Удобно ли так?
– Да, мне нравится. Нормально. И не надо вниз спускаться.
* * *
Утро следующего дня.
22. Прошла ночь. Утром я специально встал пораньше, по будильнику на смартфоне – около 5 утра. Все спали, но вагон уже был залит утренним светом. Как раз проезжали новый обход Украины, поезд следовал по нему.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1606243/1606243_original.jpg)
23. Ранеее утро. Вот так выглядит зашторенный купейный отсек. Действительно, теперь уже верхнему пассажиру не присесть к столику – так что верхний мини-столик крайне актуален. Кстати, подниматься на верхнюю полку стало менее удобно, карабкаться по этой боковой панели. Особенно полным пассажирам. Я думаю, что со временем придётся делать боковые выдвижные лесенки, как в купе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1606114/1606114_original.jpg)
Ну что, теперь пойдём смотреть новации гигиены и пурифайера, к которому рано утром нет никакой очереди.
24. Общий вид вагона со стороны рабочего тамбура.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1606410/1606410_original.jpg)
25. Кроме пурифайера, установлен огромный экран с сайтом РЖД и сервисными функциями. Можно купить билет (если есть карточка), можно заказать обед, можно узнать расписания и наличие мест на другие поезда. Однако все функции лимитированы мобильным интернетом: есть он – экран работает. Нет или нестабилен – всё зависает или не обновляется. Честно, не знаю, пригодится ли такой экран в реальной жизни. Сейчас, сколько я ни смотрел – ни один человек им не воспользовался. Да, смотрели как на диковинку, проявляли любопытство – но не пользовались.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1606711/1606711_original.jpg)
26. Рассмотрим поближе новый девайс – заменитель старого доброго титана. Справа от него – большая табличка, как пользоваться. С непривычки народ путается и не понимает. Но со второго-третьего раза обходятся уже без консультации проводника. Жать для горячей воды надо ребром ладони сразу на две кнопки. Но, вода 80°. Чай заваривается плоховато.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1607129/1607129_original.jpg)
27. Именно поэтому у проводника в купе стоит большой отдельный чайник – как раз для тех страждущих, которые хотят заваривать чай полноценно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1607770/1607770_original.jpg)
Насколько я понял из последующей беседы с проводником, их оснастили дополнительным чайником, дабы избежать жалоб. Всё-таки люди у нас привыкли к полноценному чаю из 95°-кипятка. В данном случае пурифайер, при всей его красивости, утратил функцию генерации полноценного кипятка. Либо надо ставить более дорогую модель с хорошим кипятком, либо возвращать “некрасивый” титан. В реальной жизни вышло так, что сделали красиво – но потеряли часть функций и лишили пассажиров привычного сервиса. Да ещё и попали под импорт – не только закупать в Италии, но ещё и потом ремонтировать из валютных запчастей. Вот вам, бабушка, и “импортозамещение” (с)
Вот тут видео пользования пурифайером и туалетными новациями, на 5 мин.:
28. В служебном купе появилась штатная микроволновка и холодильник (ниже, из него вечером и разносили мороженое).
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1607278/1607278_original.jpg)
29. В микроволновке можно попросить проводника подогреть свою снедь.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1607586/1607586_original.jpg)
30. Регулирование климата – через сенсорную панель. Как видите, сейчас установлено 23°.
Из личных ощущений: вечером вагон существенно грелся, до 27-28°. Я даже приходил к проводнику и просил убавить. Надо сказать, что последующая ночь и утро прошли при комфортной температуре и вентиляции, он убавил и больше не добавлял. Однако, надо помнить, что теперь новый вагон стал целиком электрозависимый, и если уберут всё электроснабжение – то уж и не знаю, что с ним будет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1608119/1608119_original.jpg)
31. Туалет, общий вид.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1608206/1608206_original.jpg)
32. Появился пеленальный столик и гигиенический душ, из новаций.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1608636/1608636_original.jpg)
33. Умывальник теперь сенсорный: вода льётся, когда рукой проведешь. То же самое и сушилка: чтобы заработала, надо провести ладонью под боковинками крана. Вообще, я нашёл такой метод очень удобным. Единственно, чего не понял – как регулировать воду погорячей-похолодней.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1608775/1608775_original.jpg)
34. Попил чаю с утра. Пришлось просить из чайника, чтобы нормально заварилось.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1609330/1609330_original.jpg)
35. Наконец, переехали Северский Донец и проехали Каменское. Тут вышло человек 7-8, в т.ч. и мой сосед сверху.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1609166/1609166_original.jpg)
36. Так что появилась возможность опробовать верхнюю полку лично. Залез туда, и действительно: можно комфортно сидеть (!!!). Фото сделано именно из положения “сидя”. Раньше это было невозможно сделать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1609533/1609533_original.jpg)
37. Прилёг ради интереса, и подумал про себя: видимо, надо было брать верхнюю полку. И застелено сразу было, и всё время лежать можно, и сидеть тоже. Причём деревянные “боковинки”-ложемент гораздо удобней того ограничителя, что был раньше. И уютней. Боковая полка, кстати, длинней купейной – не 165, а 175/173 см.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1609770/1609770_original.jpg)
38. В общем, всё это только подтвердило вечернюю мысль (см. фото №15): вверху в новом плацкарте стало ехать гораздо удобнее. Больше места для движений и можно присесть. А всего-то сделать – вырез в 3-й полке! И ложемент тоже – просто отлично. (проблема короткой купейной полки, однако, осталась)
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1610064/1610064_original.jpg)
39. Затем принесли завтрак: мягкие свежие блины, сыр, нарезки, вафли и каменная несьедобная булочка в комплекте.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1610244/1610244_original.jpg)
40. А вот уже в окне и Дон, едем вдоль него. Скоро Ростов. Пора собираться.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1610895/1610895_original.jpg)
41. Вот и всё: тестирование закончилось. Ростов-Папа залит солнцем, а чтобы выйти наружу, пришлось пройти на выходе из платформы в вокзал весьма жёсткий досмотр.
![](https://ic.pics.livejournal.com/periskop/9080476/1611044/1611044_original.jpg)
Теперь, кратко подведем итоги новой функциональности после личного опробования.
Самое главное, что я в пути радикально переоценил значение выреза 3-й полки, хотя при осмотре на выставке был настроен отрицательно к этой новации.
Хорошо:
а – шторочки (наивысшая популярность у пассажиров, образуют личное пространство, уютно)
б – туалет с душем и сенсорным умывальником
в – функция сушилки рук у крана
г – отсутствие матраса, ничего не сползает
д – серьёзно выросла комфортность проезда на верхней полке (да-да, тот самый вырез 3-й полки!)
е – розетки и USB-порты
ж – приятная отделка вагона “под дерево”
з – мягкие спинки
и – появление мини-столика наверху
к – появилась микроволновка для разогрева
л – увеличилось межполочное пространство
Плохо:
м – красивый пурифайер, которые недозаваривает чай. Верните титан!
н – отсутствие сеточек у нижней боковушки, некуда деть дорожные мелочи
о – меньше места для багажа в целом. Частично это неудобство компенсирует отсутствие рундука
п – короткие купейные полки
р – стал уже главный проход на 2-3 см, из-за панелей
с – лезть наверх теперь посложней
Как-то так. Спасибо за внимание! 🙂