Ренессанс японской темы на ПМЭФ

Своеобразное продолжение к недавнему посту о проекте моста на Сахалин (где было так много ожесточённых споров) прозвучало на свежесостоявшемся ПМЭФ. В этом году было особенно масштабно японское участие на экономическом форуме, и в том числе – немало контактов японских и российских транспортников. В частности, гендиректор РЖД О. Белозёров упоминал, как цель будущего, соединение Сахалина и Хоккайдо:

[…] Выступая перед участниками форума, Олег Белозёров подчеркнул, что транспортно-логистический холдинг «РЖД» все больше внимания уделяет развитию сотрудничества с японскими компаниями. Сегодня около трети всех перевозок по Транссибирской магистрали – грузы в сообщении с Японией, а в 2017 году перевезен рекордный объем – около 44 млн тонн, что почти на 10%, больше, чем в 2016 году.

«Мы предлагаем нашим японским партнерам полный комплекс логистических услуг: перевозки строго по расписанию, информационное сопровождение, мультимодальные перевозки «от двери до двери». В октябре 2017 года мы создали информационную службу «единого окна» для японских компаний», – отметил Олег Белозёров. Говоря о задачах на будущее, глава компании заявил о готовности российских железнодорожников развивать бесшовную логистику в Северо-Восточной Азии, обеспечивая эффективную стыковку морских и железнодорожных маршрутов. «Совместно с Минтрансом Японии планируем организовать серию тестовых перевозок», – пояснил он.

Наиболее масштабным проектом, который можно реализовать только совместными усилиями, Олег Белозёров назвал соединение Японии, России и Евразии через острова Сахалин и Хоккайдо. В настоящее время технико-экономические параметры такого проекта требуют совместного детального изучения. По предварительным оценкам, новый маршрут сможет перевозить до 30 млн тонн грузов в год.

* * *
Собственно, тут надо всё-таки корректно разделять хотелки-мечтания и реальности.
Реальность – неуклонный рост японского транзита по Транссибу, после 2014-го, который в нулевые годы был совсем мал. Сейчас это очень заметная величина в грузопотоке, и более того – добавляются новые направления поставок. Например, транзит почты “Япония – Европа – Япония” именно через Транссиб. Есть даже такое явление, как замещение китайских отправок японскими, хотя это и не особо критично для китайцев – те отправляют поток больше через Казахстан – Россию урумчийским коридором. И кстати, когда здесь некоторые комментаторы озабоченно вещают о том, что перенаправление транзита с Транссиба на коридор Урумчи – Астана – Карталы и далее на Европу – “это провал”, они упускают из виду целых два обстоятельства: а) на этом коридоре Россия зарабатывает деньги тоже, б) Транссиб перегружен и наполняется ещё и японским транзитом, который глупо упускать.

Мечтания – соединения Японии и Сахалина мостом-тоннелем.
Но, надо тут отметить, что ежели мост на Сахалин уже будет реально построен, то такой проект сильно повысит свои шансы, пусть и небольшие. Так вот вот ещё аргумент за сахалинский мост, хотя и шаткий, конечно 🙂

Примерный вариант соединения Японии и России

А вообще, интересное явление. В то время как в публичной сфере истошно орут про северные территории или наращивание флота, без шума и публичной помпы растёт японский грузопоток через ДВ. Похоже на времена 1970-х: с одной стороны, холодная война и взаимные претензии, а с другой – транссибирский транзит за валюту и тихая продажа высокотехнологичных станков Toshiba для советской оборонки (что позволило, к примеру, критически снизить шумность подлодок практически до американского уровня).