Внимательные читатели навели меня на любопытный фликровский поток японца, проехавшего в 1980-м году по Транссибу классическим интуристовским путём от Москвы до Хабаровска через Байкал. Кадров там немало, но я всё оттуда показывать не буду, ибо меня интересует железная дорога и около-станционный мир. Бояны типа Красной площади-ГУМа или Листвянки я не брал, а остальное решил выложить и тут. Понятное дело, что японец не знал, как именовать проезжаемые местности, и почти все кадры не атрибутированы. Кое-что я здесь указываю, из опознанного.
Для затравки – кадр из купейного вагона “России”, новенького коричневого аммендорфа, сконструированного восточными немцами в рамках коооперации СЭВ. Они тогда только года полтора как пошли в широкую серию, до этого базовым был белый аммендорф. На мой взгляд – конструкция и планировка пространства этого вагона является вершиной достигнутого совершенства в данном типе вагонов. Всё, что происходило позже, несмотря на всякие забавные электронные примочки-свистелки-лампочки – являлось откатом от этого совершенства: конструкторы начали или сужать пространство в целом, или воровать кубатуру у багажа / пассажира. Не зря китайцы потом содрали именно эту планировку для себя с точностью до замка.
2. Вход в Ярославский вокзал столицы. Без рамок 🙂
3. Открывающееся окно и за ним какая-то большая река.
4. Пассажиры на фоне плацкартного вагона.
5. Урал где-то между Кунгуром и Первоуральском?
6. Перрон Ярославского вокзала.
7. ???
8. Большая петля с распадком внизу. Явно где-то между Зилово и Ерофеем Павловичем, точней локализовать сложно.
9. Это мост через Селенгу северней Улан-Удэ.
10. Окрестности Амазара.
11. ??? – смутно припоминается, но локализовать не могу
12. Где-то восточней Зилово, глухие края.
13. Ярославль.
14. Платформа “Ждановская”, Москва. Сейчас “Выхино”.
15. Лысоватые сопки. Где-то или под Красноярском, восточней, или за Куэнгой, или район Тёплого Озера в Приамурье.
16. Кирпичный завод в г. Свободный Амурской обл.
17. Восточная Сибирь. Точней непонятно.
18. Проводница с флажком 🙂 Тогда блокировок дверей не было.
19. Вроде Хабаровск, вид на стадион со склона Утёса. И Амур
20. …
21. Омск. Ещё старый вокзал. И синий вагон “Байкала” №9/10.
22. Омск, перрон. Наливает пиво или квас.
23. Чернышевск, за Читой.
24. Непонятно где.
25. Перронная торговля, там же, где и №24.
26. То же место.
27. Советская дорожная классика: картошка с маслом и луком.
28. Похоже на Забайкалье между Петровском-Заб . и Могзоном.
29. Шилка?
Если кто чего может уточнить / дополнить – пишите в комменты.
Lookel says:
* * * В заключение, немного о последующей истории Амурского тоннеля. В годы войны подходы к Амурскому мосту и тоннелю строго охранялись, с мощной ПВО на подходах по обоим берегам. Звездный час его наступил в конце 1944-го, когда он по приказу ГКО был переоборудован для непосредственного пропуска по нему военной техники , в преддверии начала войны с Японией. Особенно интенсивно он работал в первом полугодии 1945-го. Какую технику и каким способом по нему переправляли – колёсную ли, гусеничную ли? – я так и не смог на месте узнать. В 1946-1964 гг. тоннель находился на консервации в резерве, но с середины 1960-х годов в целях увеличения пропускной способности Транссиба он стал использоваться для движения грузовых составов в западном (нечетном) направлении. А с начала 1980-х по тоннелю пропускали и пассажирские поезда, в том числе и пригородные (!). Я сам больше десятка раз пересекал на поезде Амур по тоннелю, в 80-е и 90-е. После строительства нового моста пассажирские перестали пускать через тоннель. В настоящее время тоннель требует ремонта. Слишком долго он работал на пропуск поездов, без каких-либо работ. Такая вот поучительная история. Ну и конечно, спасибо всем строителям этого уникального тоннеля, которые в самое трудное время войны обеспечили безопасность СССР от возможных поползновений японцев. После Хасана и Халхин-Гола японское нападение оценивалось как вполне реальное, вплоть до окончания Сталинградской битвы.