XVI. Владивосток морской

Транссиб-120, 2011 г., часть 16

Вообще-то, рассказ про Владивосток я хотел начать с других тем: мегамосты, китайская слободка, паровозики… Но в течение прошедших двух дней сразу три френдессы, почти одновременно, попросили отсыпать кораблегов с морем 🙂 Я подумал-подумал, и решил поменять свой первоначальный план. Ну разве ж это правильно, отказывать барышням в их хотении? Нет, конечно! Итак, коли есть такая внутренняя потребность, значицца надобно её перво-наперво удовлетворить. А потом уже паровозики, китайцы-японцы и прочие кальмаровые инсталляции на подпорных стенках.
* * *
Так что сегодня у нас в меню – Владивосток морской. Золотой Рог, Босфор Восточный, Улисс, Диомид, Эгершельд, Елена, Русский остров, Токаревский маяк. И много-много разных кораблегов: маленьких, средних и больших. Наслаждайтесь, милые барышни, на здоровие! По волнам свеженьких кадров 🙂

Якорная стоянка Тихоокеанского флота у Корабельной набережной.
Слева – БПК пр.1155 “Адмирал Виноградов”, справа – флагман КТОФ крейсер “Варяг”

Но для начала – простенькая схема. Чтобы вы понимали хотя бы примерно, что-где и как вообще Владивосток расположен.
Итак, 1 – это место расположения конца Транссибирской магистрали и пассажирского хаба в составе морвокзала и ж/д вокзала. К югу от него – большой торговый порт, о котором будет свой пост. 2 – Корабельная набережная с подлодкой на берегу, откуда будет идти мой морской обзор. 3 – Токаревский маяк на самом кончике п-ова Шкота (на Эгершельде), куда я в оны года любил ходить в выходные. Город от Русского острова отделяет пролив Босфор Восточный, на выходе из которого в Уссурийский залив строится сейчас устрашающий своими масштабами высотный мега-мест, цифра 4 (о нём также будет отдельный пост). И, наконец, 5 – это нитка строящегося и не менее впечатляющего моста через бухту Золотой Рог.

2. Давайте сперва посмотрим на якорную стоянку Тихоокеанского флота сверху, с “Орлиного гнезда”. В центре пришвартован “Варяг”, левей его – китаец, пришедший с визитом на день ВМФ, правей – два БПК-систершипа. А ещё правей стоит госпитальное судно “Иртыш”, увидев которое, я сразу же мысленно успокоился: если неизменный “Иртыш” на своём месте – то, значит, мой привычный Владивосток ещё цел 🙂
Кусок многоэтажного брежневского здания с часами “с тыла” – это и есть штаб флота. Вверху кадра видны многочисленные причалы морского торгового порта, которые тянутся далеко на юг, вдоль Эгершельда. Остальную часть кадра занимает акватория Золотого Рога.

3. Переведём взгляд правей. Этот кадр – знаковый и символический, в каком-то смысле он выражает глубинную суть и роль города Владивостока: слева море (Золотой Рог, видны кусочки причалов), справа море (Амурский залив с военным кораблём вдали), а посередине – завершение Транссибирской магистрали с вокзалом (светло-жёлтый, виден в левой части). Не будь этой “серединки” меж двумя заливами, был бы этот город каким-нибудь там Порт-Мэем, Фуладифустоку или Хайшеньвэем, не удержала бы его тогда Империя в смутах и войнах. А так – он и посейчас наш.

Именно поэтому я уважаю память Сергея Юльевича Витте: каким бы он там прохвостом и авантюристом порой ни был (да, он был сыном своего времени), его конечный геополитический вклад в историю России – огромен и уж точно многократно выше, чем возвеличиваемого сейчас властями Новой России П.А. Столыпина. Помнят Витте Полусахалинского, а вот Транссибирского (своевременная концентрация гигантских ресурсов Империи на ключевом стратегическом проекте, или точней, почти своевременная) – не особо. Ну что же, такова память мелочных потомков, не умеющих ценить главное и отделять это достигнутое главное от второстепенного в долгосрочном историческом контексте.
Ладно… поехали дальше смотреть.
Справа, обрезан – небоскрёбчик Приморского крайкома КПСС, ныне администрация, и центральная площадь города, под которой проходит Транссиб. Кстати, это тоже уникальная вещь – попробуйте ещё найти город с центральной площадью, под которой проходит стратегическая магистраль.

4. Ещё раз посмотрим на Амурский залив, с зумом. Обратите внимание и на цельный кусок судовой рубки на крыше многоэтажки. Да, это неповторимый стиль Владивостока. Он такой: город и море, тут они везде рядом и неразрывно сплетены.

5. Теперь переведём взгляд от причалов флота (они тут справа) левее, на изгиб Золотого Рога и выход его в пролив. Впереди – район Мыс Чуркин, куда строится мост, и рыбный порт. Во времена оны тут когда-то базировались целых три больших рыболовецких флота, пока не исчезли в баблососном ненасытно-чмокающем жоре деятелей Третьей Смуты. Однако холодильники сохранились, они видны вдоль причалов.
Внизу, правей стройки отеля, не так давно был Морвокзал пригородных сообщений. Он тоже исчез, не устояв под напором современных мегастроек. Вдали, на горизонте – остров Русский и узкий канал в бухту Новик.

6. Смотрим ещё левее на сужающийся Золотой Рог (пропуская стройку мега-моста, она пойдёт отдельно) – там уже начинаются доки и стоянки Дальзавода. Тут – граница 178-го судоремонтного и Дальзавода. С бывшим крупнейшим заводом города-порта сейчас хреново, он в состоянии полубанкротного анабиоза, и весь платежеспособный судоремонт уходит в Гонконг и Корею, как более выгодные точки.

7. Вид на собственно Дальзавод. Напротив, на чуркинской стороне – тоже многочисленные причалы и стоянки судов.

8. Теперь давайте перенесёмся на несколько километров южнее, на серединку полуострова Эгершельд, и посмотрим на море из сквера Анны Щетининой – первой в мире женщины-капитана дальнего плавания. Вид через пролив на о-в Русский.

9. Посмотрим левее, на створ пролива Босфор Восточный. Вон там, вдалеке, хорошо виден будущий мост на о-в Русский, с планируемым самым крупным в мире вантовым пролётом. Пролив собираются перекрыть без промежуточных опор, единственным пролётом. Опоры поэтому чрезвычайно высокие, каждая примерно с половину высоты питерской телебашни, а то и побольше.

10. В самом сквере стоит памятный камень, с табличкой.

11. Текст таблички, про Анну Щетинину.

12. Давайте посмотрим на южный владивостокский берег повнимательней. Там, где маленькие судёнышки идут – это и есть выход из Золотого Рога в пролив. Дальше по берегу – бухта Диомид, ещё дальше – Улисс (подробней её вы посмотрите в конце поста). Ещё дальше – северный устой морского моста. За ним – бухта Патрокл. Вдали – остров Скрыплева, он уже в Уссурийском заливе, на пути к Находке.

13. Теперь снова перенесёмся на север (точка 2), на Корабельную набережную. Там находится мемориальная лодка-музей С-56, совсем рядом со штабом КТОФ и военной якорной стоянкой.

14. Мемориальная подлодка спереди, с видом на стройку моста через бухту Золотой Рог.

А теперь – будем смотреть город и его корабли с моря.

15. Близ якорной стоянки Тихоокеанского флота стоит корабль-музей “Красный Вымпел”. Штаб флота – слева, а вверху, на Тигровой сопке – дом “Орлиное Гнездо”, с последнего этажа которого я сделал кадры 2-3 и 5-7.

16. Близ лодки, на военном мемориале, сейчас построили часовню-новодел, я в 2002-м её ещё не застал. У причала стоит “Комета”, она тут куда-то ходит (не успел выяснить, куда именно).

17. А вот и водитель “Кометы” 🙂

18. Проходим близ стоянки КТОФ, мимо “Варяга” (пр.1164). Я его ещё помню под девичьим именем – “Червона Украина”, он стоял у нас на Завойко на Камчатке. В камчатскую свою бытность я проходил в Завойко военные сборы начфинов запаса и как-то раз пил шило с начмедом “Ч.У.”, прямо в операционной, на этом корабле – так что он мне весьма памятен 🙂 А в Николаеве на заводе, где был построен этот корабль, я вам показывал и его неудачливого более позднего систершипа, попавшего под развал СССР и так и недостроенного.

19. Правей “Варяга” стоит фрегат-китаец “Лоян”, пришедший на празднества Дня ВМФ. На заднем плане – здание штаба КТОФ.

20. Якорная стоянка флота целиком (до “Иртыша”). Однако основная часть кораблей, в том числе и “Варяг”, базируется в Фокино (слэнговое название – “Техас”). В 1987 году, когда я попал во Владивосток первый раз, на месте “Виноградова” стоял огромный “Минск” (поразивший меня тогда до глубины души), а рядом с ним – тоже здоровенный “Александр Николаев”. Впрочем, того большого советского флота давно уже нет, он быстро аннигилировался в катаклизмах Смуты.

21. Вид на Морвокзал, сразу за которым расположен и железнодорожный. В том же 1987-м я уходил с этого самого места на старенькой “Марии Ульяновой” на Камчатку (идти 4 с половиной дня); успел застать Камчатскую пассажирскую линию действующей. Сейчас уже регулярного почти ничего нет, кроме разве что парома в Корею и Японию – как этот, на снимке. Можно к японцам попасть заметно дешевле, чем самолётом. Но – за двое с половиной суток 🙂 На заднем плане возвышается небоскрёбчик позднесоветского крайкома КПСС.

22. Из Золотого Рога при полном параде с выстроенным на палубах экипажем выходит китаец “Лоян”. На заднем плане отлично видны высоченные устои строящегося моста через бухту.

23. А мы выходим из бухты в пролив, огибая причалы Мыса Чуркин. На горизонте – Русский остров.

24. Какое-то судно впереди почему-то стоит с ощутимым креном на левый борт.

25. С 1989 г. Владивосток – открытый порт, так что туть теперь кого только не встретишь! Вот это – сухогруз-кореец.

26. Дружными пузатыми цыплятами выстроился портофлот.

27. Дальше стоят спасатели разного назначения.

28. Внезапно увидев вот эту скромную посудинку, чуть не расплакался, честно. Наверное, стал с годами сентиментален. Дело в том, что точно такие же паромчики (“Капитан Несытов” и “Драбкин”) ходили в Рыбачий через Авачинскую бухту, так что очень уж ностальгическое чувство. Много я на таком поболтался по волнам по неспокойной бухте. Аж сердце сжалось…
А вдали – смотровая площадка на Эгершельде, с которой были сделаны кадры 8-11.

29. Выход из Босфора Восточного в Амурский залив: это главный морской путь в порты Кореи.

30. Рейдовая стоянка на выходе из бухты. На заднем плане – сопки Эгершельда.

31. Створ пролива Босфор Восточный, с будущим мостом. Судоходство, кстати, тут очень интенсивное: я полагаю, раза в три интенсивней Кольского Залива и раза в полтора – нынешней Одессы. Правда, конечно, до гигантского трафика Одессы-1983 времён большого ЧМП не дотягивает.

32. Вдоль берега острова Русского мчится катерочек. Позади – эстакада выхода на остров будущей автодороги.

33. А это по водам пролива куда-то спешит хлипкий автопаромчик.

34. Выход в Амурский залив: большое судно-кабелеукладчик на горизонте.

35. Вокруг постоянно снуют или стоят на рейде самые разные суда, только успевай крутить головой и снимать.

36. Вид на Владивосток и вход в Золотой Рог, почти от Токаревского маяка. Левей – торговый порт на Эгершельде, правей – сопка Тигровая.

37. А вот и сам маяк. Видите, там по косе, слева, человечек идёт? Вот и я когда-то так же ходил, лет 9-10 назад (фото 6 того поста – этот же маяк, но с суши).

38. Рейдовая стоянка у о. Русский.

39. Теперь идём к бухте Улисс.

40. На Улиссе базируется 165-я бригада надводных кораблей КТОФ.

41. Если из бухты смотреть на юг, то опять же виден строящийся мост на о. Русский, с эстакадным подходом от города.

42. Вечереет… (а у причала стоит тот же кабелеукладчик с №34 – уже пришвартовался)

43. Вот и всё, наш прибрежно-морской поход закончен. Высаживаемся на берег на одном из причалов бухты Улисс. С этого скромного катера “Паллада”, друзиа, была снята добрая половина снимков этого поста 🙂

Ну как, надеюсь хватило отсыпанной тут порции корабликов?
Теперь на очереди кальмары, китайцы и паровозики 🙂

***

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 6 =