“Полярная Заря”-IV. Суоми-блиц: от Куопио до Улеаборга

…Перекусив и осмотрев Куопио, экспедиционеры, пока ещё в неполном составе, отправились далее на северо-запад, к Ботническому заливу, о чём и пойдёт повествование. Также в этой части мы сможем погулять по славному городу Улеаборгу.

Улеаборг, Кауппа-тори.
Улеаборг, Кауппа-тори.

Дедушка Ленин по финской традиции должен выглядеть именно так. Легкомысленности, типа усов или революционерской бородки, в Суоми недопустимы. Лысинка прикрыта фуражкой, на плечах погоны, грудь пересекает портупея. И конечно, северный суровый взгляд, как бы вопрошающий городского обывателя: «А ты уже зарегистрировал свою собаку в полиции? А?»

Итак, в 3 часа дня мы покинули город Куопио, столицу Озерного края, о котором я рассказал вам в предыдущей части, и выдвинулись на шоссе №5.
Отсюда за руль сел я, сменив Боцмана Зеленого. Через пять минут после отправления, уже набрав крейсерскую сотню, внезапно вспомнил о том, что забыл посетить в Куопио ж/д вокзал. Как я мог! Это же неизменный и свято соблюдаемый ритуал, без которого посещение города считается неполным. Вот блин! Но уже было поздно…

Вьездной знак-стела – большая редкость в Скандинавии. Знак города Иисалми.
Вьездной знак-стела – большая редкость в Скандинавии. Знак города Иисалми.

Мы мчались по магистральной «пятерке», и меня примерно через полчаса начало клинить на засыпание. Поскольку энергетика с собой взято не было (строгий Боцман при закупке отверг его, как часть оснащения, сказав, что это не помогает), то противопоставить этой беде я не мог ничего. Я боролся с этим, как мог, отмахав почти сотню километров после Куопио, но под конец не выдержал, и на стоянке по пути передал управление обратно. А затем уснул примерно на час. Сказалось всё: то, что была бешеная неделя перед отпуском, и суббота без отдыха, полностью посвященная закупкам, проверке и комплектованию. И сегодняшнее воскресенье, начатое в 5 утра по-фински.
Да, так бывает. Посему попутный совет: люди, берите с собой энергетик на случай такой проблемы!

За 120 км до конечной точки дня (Оулу-Улеаборга) мы снова сьехали с большого шляха и поехали по малой дороге (№822). Стало поживей, ну и я постепенно взбодрился.

Вот так выглядит заготовка сена у финнов на полях: они его сразу пакуют в затянутые плёнкой тюки.

И вот, около 8 вечера мы торжественно вьезжаем в город Улеаборг (финское – Оулу).
За сегодня оказалось пройдено 753 км – хороший транзитный перегон.

Тут у нас был забронирован по Интернету отель сети Скандик – и как оказалось, в самом центре. Это было весьма неудобно с точки зрения парковки – мы минут 15 крутились по близлежащим улочкам, пока смогли найти законное нештрафное местечко. Нашли, устроились, а вот парковкой отель нас не порадовал – захотел 10 евриков сверху, но подземный гараж был неудобно (неблизко) расположен, и мы в итоге зажмотились – предпочли разместиться на улице подальше, но бесплатно, решив, что завтра в 8 всё равно эвакуируемся дальше на север.

Отель Scandic, Оулу.

Напротив отеля было Финнкино.

В общем, вокруг были городские джунгли. В командировке – это нормально, а вот в автопробеге, конечно, можно было и в кемпинге бросить кости. Но до этого мы дозрели на следующие сутки, о чём позже. А к номеру претензий не было – крепкие три звезды, завтрак, бесплатный wi-fi и сауна.

Улочка Оулу, где мы оставили «Косулю».
Оцените унылую застройку образца 70-х, о чём я вам говорил в предыдущей части по поводу Куопио. Такого они много понастроили везде.

Перед сном мы решили совершить прогулку по городу, раз уж оказались в самом центре. Она в итоге получилась довольно большой – более двух часов, с 9 до 11 вечера. Город уже почти вымер (финны рано скрываются в своих норах), но было совершенно светло, ведь Улеаборг – это уже 65-й градус с.ш.

По финским масштабам Улеаборг весьма приличный город – примерно 130 тыс. (это где-то 1/4 от населения Приморского района г. Санкт-Петербурга).
Основан город был шведами в 1605 г. Русские войска его брали дважды – в 1716 г. при Петре, и в 1808 г., когда он и был присоединён к Российской империи. Как это водится, «случайно», наивысший расцвет Улеаборга пришёлся на времена Империи, когда в 1860-х годах округ и город были крупнейшим экспортером смолы в мире. В 1853-55 гг. к Улеаборгу приходила английская эскадра и жгла огромные городские склады смолы и дёгтя. Город несколько пострадал и в 1944 г., во время Лапландской войны с Германией. Однако много капитальных зданий сохранилось – Улеаборг в Российской Империи был губернским городом, и строили тут хорошо и довольно щедро, не то, что сами финны потом – до и после войны. Да мы и сами почувствовали явственное российское влияние, когда ходили по городу. Я скажу так – старый Улеаборг архитектурно даже более российско-имперский город, чем Выборг, и практически все выдающиеся здания города – это именно имперский период.

Но, давайте походим, посмотрим.

Набережная и гавань. Домики у гавани – это смоляные. Смола – это брэнд города, тут даже летом неделя смолокурения проводится.

Вот исторический смоляной домик поближе. Правда, не скажу, реконструкция ли это или он сохранился подлинный.

Напротив через гавань – нечто вроде огромного ДК и Дворца конгрессов.

Вдалеке видны ветряки. Кстати, за весь автопробег видел ветряки только дважды. Хотя, скажем, в Германии мне ветряки попадались несчётно.

Финский Мордор через залив куёт бумагу (почти максимальный зум).

Гавань у Рыночной площади. Немного видна линия каменных зданий, чуть ниже мы их посмотрим поближе.

АЗС для катеров, прямо в центре гавани.

Передовое изделие финского писсуаростроения.
Я оценил – очень практично и удобно, на 2 кв. м могут разместиться сразу четверо облегчающихся.

Свиноподобная скамейка. Хорошая придумка!

Рынок у финнов – это приложение сил самых лучших архитекторов. И тут модерн, только строже, с готическими мотивами.

А этот тот самый дедушка Ленин на Рыночной пл., в финском полицейском исполнении. Поставлен в 1986 г.

Вот и имперские губернские здания, на линии набережной.

Деревянная архитектура.

Ещё деревянная, немного. По моей оценке, всё это – конец XIX в.

Немного городских пипл-сюжетов.
Мини-тусовка байкеров.

Сын гордой Суоми весьма тёпленький бредёт в домашний очаг, к своей финке. Или к своему финну – это у них запросто 🙂

Ещё интересное здание начала XX века. Стиль определить затрудняюсь, но похожее я видел и где-то в Риге.

Этот дом – уже 30-е годы, переход от модерна к функционализму.

Совершенно шикарный дворец XIX века! Вот назначение его не знаю, ни нынешнее, ни прошлое.

Пейзаж в центре города. Это мы к Ратуше идём.

Ну и собственно городская Ратуша (1887 г.).

Подбавлю ещё немного унылой городской застройки центра. Это уже не Империя – это современные «строители». Время около 11 вечера, и велики жалобно валяются у стоек. Просто так, можно взять и уехать.

Настоящий северный закат, 11 вечера. Вот за этим мы и едем на Север. Долго любовались… а я вспомнил Соловки. Жаль, у камеры маленький динамический диапазон – в реале закат выглядел на два порядка более величественно.

* * *

Продолжение рассказа – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =