Пересечение границы и Маньчжурия. 7276 – 7288 км

Вторая китайская экспедиция, часть XVII

После трёхчасовой прогулки по посёлку Забайкальск я вернулся на станцию.
Стоянка поезда на приграничных станциях почему-то несуразно большая: 6 час. 43 мин. (403) на нашей стороне, и 5 час. 40 мин. (340) в Маньчжурии – при расстоянии между ними в 12 км. На эти 12 км следования по расписанию отводится ещё 25 мин. Итого на весь пограничный участок получается 12 часов 48 минут, или примерно в 1,2 раза больше суммарного времени перелёта Пекин – Петербург, включая время регистрации, посадки и получения багажа. Почему на пересечение границы заложено такое огромное время, более полусуток – загадка. Причём 40 лет назад, в советское время, этот интервал был тоже немал – 8 часов, но сейчас он увеличился в полтора раза.

В этой части: рассказ о процессе пересечения границы (довольно муторном), а также – на десерт – печальная повесть… нет, не о венских вокзалах, а о пограничных арках России и Китая.

Время около полуночи, и мы наконец на станции Маньчжурия. Сцепщики уже из другой цивилизации 🙂

Садиться в поезд всем “пекинцам”, пересекающим границу, надо в 11 по мск. То есть, спустя 3,5 часа после прибытия. Затем на погранконтроль и таможню внутри поезда отводится отдельных три (!) часа. Плановое отправление – 14.05, или 20.05 местного (здесь +6 к мск).

2. Ну что? Загружаемся. Поезд стоит уже на “китайской” колее – рельсах №2 и 4.

Затем вход на территорию вокзала и перрона перекрывается и начинается тотальный шмон. Нет, Шмон. Я, грешным делом, привык к пересечению границы поездом на западных пределах – там это происходит быстро и споро. Тут же это отдельный и неспешный сладострастный процесс.

Сперва пограничники: тут всё стандартно. 15 минут, и вагон готов. У нас осталось 10 или 11 человек: двое ехали от Москвы, по одному с Иркутска и Улан-Удэ, остальные сели в Чите. У кого-то были “правильные” визы, типа моей, а кто-то получал их прямо на границе по упрощённому порядку (с забайкальской регистрацией).

Затем таможня. Вот с ней интереснее.
Во-первых, шмон собственно вагона очень обширен. Вскрываются и показываются все переборки, донные пространства, тамбурные ящики, полости в потолке, багажные, угольные и прочие пространства. Внешние и внутренние.
Во-вторых, вещи пассажиров тоже осматриваются не в пример дотошней российско-западных границ.

Заходит таможенница в зелёном:
– Добрый день! Запрещённые вещи везете?
– Нет, зачем мне такая лишняя морока, помилуйте!
– Наркотические вещества, оружие, драгоценности, картины, семена растений, …?
– Не-е-е!
– А консервы открытые есть?
– Нету. Всё сьел.
– А что это у вас тут? – смотрит на “аварийный” пищевой набор из Серпухова, который мне вручили красноярцы.
– Так стандартная же туристическая примочка. Набор питания для дальних странствий.
– А откуда он у вас?
– В Красноярске друзья вручили, на дальнюю дорогу.
– И что, он вот такой запаянный был?
– Да. С самого начала.
– И вам неинтересно, что там? А вдруг там какие порошки нелегальные?
– Да ну, вряд ли, вот же точный состав записан, читайте, – показываю ей список на обороте.
(читает)
– Ну-ну, в общем, вы не знаете, что там, да?
– Так по списку вот же! Чё, вскрывать надо?
Смотрит ещё раз:
– Ладно. Я ещё приду. Будьте на месте.

Через минут 10 приходит, уже не одна, с какой-то серенькой тётечкой.
– А где ваш набор?
– Вот он.
– Ну что. Показывайте!
– …Будем резать, не дожидаясь перитонитов? (это я отвечаю)
– Каких ещё перитонитов? – недоуменно спрашивает серенькая тётечка.
– Хронических… шутка… – вижу, не поняла юмора. Да и какой у них в работе юмор.

Беру нож, режу упаковку. Торжественно распахиваю картонную коробку.
Смотрят обе, подошли ближе.
– А вот это вот сахар?
– Вроде да, – разрываю пакетик, пробую на вкус. – Он!
– Ясно. Хорошо, можете быть свободны.

Пошли дальше.
Потом ещё читинских девчонок, что через купе, долго мучили вопросами и шмоном вещей.
Управились где-то за полчаса.

Потом ещё по вагону проходит санитарно-ветеринарная тётечка.
Вроде всё. Ушли.

* * *
Время тянется томительно. Просто стоим…
Прихожу к проводницам:
– Ну так что, всё? Можно уже чай пить и безобразия нарушать?
– (улыбаются) Да можно… вот только титан холодный, основное питание на стоянке выключается.
– И что, как же быть? Когда чай???
– Да через пять минут. Сделаем вам, не переживайте!

И точно, приходят с чайником, вскипятили у себя. Налил стакан.
Поел конины, закусил остатки бальзама колбасным сыром.
Стоим…

Опять пришёл к ним.
– А чё такое, чего стоим-то? Уже стемнело, и время подошло.
– Так по Забайкальску обычно перестой идёт. Поедем часа через полтора…
– И что, это постоянная практика?
– Да, тут стоим больше, в Маньчжурии меньше.
– Но зачем в Забайкальске стоять девять часов???
– (разводит руками) Не знаю…

Убыли с “перестоем по станции” только через полтора часа после расписания – аж в половину десятого вечера по-читински.
Все мои надежды поснимать арки в сумерках разбились о неторопливость поезда. Поедем в темноте.

Пересекли сперва ярко подсвеченный участок контроля подвижного состава, потом обе арки (о них рассказ ниже).
Потом все те, кто ранее не бывал в Маньчжурии, испытали шок от контраста. Реально шок, я не преувеличиваю.

3. Сразу после границы – вот такая ярко светящаяся хрень. Внизу парк, цветы, аллеи. Темнота, фонарики. Кетайцы гуляют, фоткаются (снять в движении было невозможно, слишком темно). Оказывается, пограничная арка со стороны Китая – это туристический объект! Охренеть. А с нашей стороны – и не подойти, даже за полкилометра.

4. Чтобы мы могли смотреть окружающее, проводницы выключили большой свет и мы вот в таком полумраке следовали через границу.

5. Потом пошли виды самой Маньчжурии. Да, это было сильно, после Забайкальска! Я и сам не выдержал и в тот момент накарябал эмоциональный пост, по горячим следам. Нет, меня нисколько не удивить никакими небоскрёбами и морями света – это удивило по контрасту с нашим пограничным посёлком.

6. И вот, втянулись внутрь дебаркадера гигантского вокзала, достраиваемого по стандартной китайской схеме трёхслойного бутерброда. Моё купе, по иронии судьбы, оказалось почти точно напротив центрального входа в вокзал и пограничника, стоявшено по центру этого входа.

7. С другой стороны стоял пустой местный вагон – с разбросанной по полкам “китайкой”, о которой я вам тоже рассказывал.

8. На всех вокзальных надписях хорошо видны национальные монгольские завитушки. А как иначе – это же А.Р. Внутренняя Монголия, одна из звёздочек на флаге КНР. Так что тут строго советская практика – раз есть государственная автономия, значит везде директивно дублируется, без разговоров.

Пришли пограничницы-девки, с раскосыми очами.
Быстро-быстро, раз-два, собрали у всех паспорта. Тычут мне картой прибытия: “распишись, товарисч!”. Расписался, забрали.
Через полчаса приносят пачку, уже проштампованных. “А где карта прибытия?” – “А обратно не дают, тут всегда так”. – “Но я возвращаюсь самолётом и не через Маньчжурию!” – “А ничего страшного, тут всегда так”. В общем, оставили меня в тревоге по этому поводу…

9. После погранконтроля сняли посты, стало совсем пусто. В гигантский портал вокзала и далее на улицу не пустили – так как не все среди нас были с правильными визами. Погулять не получилось, тем более что стоять осталось примерно минут сорок – всё время мы выжрали в Забайкальске.

10. Короче, поплёлся в транзитный зал. Он в крыле основного вокзала и потом наверх. Вон, видите, микрофигурки людей идут? Так это именно туда. А можно было и в поезде остаться, по желанию.

11. Внутри всё по-китайски огромно, холодно-функционально, вылизано. Ничего интересного. Обмен валюты, тётки с китайскими аптеками, напитки, и прочая херь для челноков.

12. Правда, можно было подойти к окну и полюбоваться на город, сверху. У меня получилось отвратно, но я нашёл на Панорамио точно такой же снимок, только хороший. Вот так выглядит Маньчжурия из вокзального окна.

Разговорились с иркутянином – соседом по вагону.
– Ты знаешь, сейчас тут населения уже как пол-Читы, и даже больше – скоро 200 тыщ будет – сообщил он.
– Да уж вижу…

13. Пока мы тусовались на вокзале, поезд перетасовали, и в середину прицепили два китайских вагона и ихний вагон-ресторан.

14. Наш поезд. Мы уже и таможенно и погранично очищенные 🙂

15. А вот и зелёный китайский вагон, в серединке. Аммендорф, только откопированный китайцами.

16. К сожалению, из-за задержки на нашей стороне не удалось погулять по окрестностям. В 2008-2009-м китайцы построили тут мега-вокзал, вот такой (Panoramio):

17. А когда-то эта станция была главной пограничной и таможенной, в Российской империи. Забайкальска тогда не существовало, и колея по КВЖД всквозную (до 1935 года) была русской, никакой смены тележек не требовалось. Вот так выглядел вокзал Маньчжурии в 1910-м:

Тоже немаленький, правда?

18. Рядом со станцией есть “Русский дом”, охраняемая достопримечательность времён КВЖД. Его тоже не удалось посмотреть:

…Уехали в китайско-восточную ночь только после полуночи по-китайски, и в два часа ночи по-читински. Получилось, что день мой длился аж 19 часов, так как встал я в 7 утра. Даже не верилось, что этим же утром меня задерживали в Борзе, а днём я гулял по Забайкальску – слишком много впечатлений и событий всего за одни сутки.

* * *
В качестве десерта – небольшое отступление в сторону.
Так как обе пограничных арки я проехал в темноте, и смог снять их только на видео, то давайте расскажу кратко о них, беря за основу снимки в Панорамио.

19. Когда-то, когда деревья были большими, и была большая и мощная страна, было так (фото 1970-х):

20. После распада СССР герб и подпись арки перепилили на российские, и стало так:

21. Китайская арка была скромнее (фото до 2005):

22. Однако китайцы не были бы китайцами, если бы остановились на скромном варианте времён Мао. Короче, старый вариант они снесли, и выстроли в промежутке 2007-2009 гг. мега-арку с лифтами, смотровой площадкой, блекджеком и шлюхами. Рядом всё обустроили, сделали парк, прогулочную зону, чифаньки, и купив билетик, тут можно гулять и скока хошь снимать Расею. Ну и наблюдать за поездами с близкого расстояния, но за ограждением. Специальный человек следит за тем, чтобы загулявшие гости не покусились на КСП, которая сразу за аркой.

23. С китайской стороны стало вот так:

24. Теперь, после постройки мега-арки, российская и китайская соотносятся вот так (кто-то умудрился сделать снимок почти от нашей КСП):

А теперь, снимки с китайской смотровой на арке, в нашу сторону.

25. Вот старый 2-путный вариант, до усиления путей:

26. А это новый 3-путный, после усиления:

Обратите также внимание на тупик русской колеи 1520 мм слева.

27. Поскольку сейчас там на смотровой народ тусуется со всякими мега-зеркалками, то понятно, что все подробности границы китайскими туриками и обывателями общёлканы по самое не хочу. Сняли даже замену стрелок и личности путейцев:

В общем, невероятный контраст с нашим параноидальным режимом “ничего нельзя снимать, тут граница!“.

28. Ну и сладкой вишенкой в завершение поста, Забайкальск с китайской арки. Он совсем рядом, 500-600 м. Видите, слева шпилик нашего вокзала? А в центре, правей тёмно-красного недостроя, тот самый зелёный вычурный домик, который был в заглавии предыдущей серии? Вот там-то я и гулял 🙂

[Все неподписанные снимки взяты мною с сервиса Panoramio]

Впереди – путь по КВЖД и тестирование китайского вагона-ресторана.

Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × один =