Мало розеток и душа нет. Но можно купить право покурить!

Транссибирская тема в связи с юбилеем (100 лет со дня окончания строительства, октябрь 2016 г. – periskop) стала временно модной: журнолизды из Афиши-Daily тоже проехались по этому маршруту: “Транссиб-трип: заметки из плацкарта Москва–Владивосток”. Они решили ударить плацкартой по Сибири и ДВ 🙂
Ниже – основные претензии московских ребят к дальним сибирским поездам.
(подзаголовки – мои, есличо).

Мало розеток

На отрезке Улан-Удэ — Владивосток в вагоне три розетки на 54 места, причем одна из них в туалете. Проводница находится в том же положении, что и пассажиры: как-то раз она просит пустить ее к розетке, сославшись на скорую смерть телефона. Бывалые рекомендуют брать в долгую поездку удлинитель, чтобы провести его к себе в отсек и бед не знать. В нашем вагоне так никто не сделал, а вот в соседнем удлинитель скрасил поездку многим людям. В одном из купе как-то после отбоя даже устроили киносеанс.

Во время внеплановых стоянок в поле розетки перестают работать. Ночью розетки и вовсе выключают. Возможно, правила действительно регламентируют все это, но сотрудники поезда на наши вопросы не отвечали. Позже в пресс-службе ФПК нам пространно пояснили, что на железной дороге используются две основные системы энергоснабжения — автономное и централизованное, — а в нашем случае вагон находился на автономном энергоснабжении, что «могло повлечь определенные ограничения пользования источником питания».

Хреновая связь на перегонах (какой сюрприз!)

Кстати, телефон как средство связи использовать довольно сложно: одно из следствий необъятности родины — отсутствие сети на перегонах между станциями. Особенно смешно в этом свете выглядят развешанные по поезду объявления о том, что вопросы и пожелания по обслуживанию в пути следования можно решить «прямо сейчас» по такому-то номеру.

Дующие окна

За полночь садимся в поезд в Новосибирске, долго ждем, пока у всех проверят билеты и раздадут белье. Его наконец приносят, и удается лечь спать, но окно в отсеке не закрывается, беспощадно обдувая головы лежащих наверху людей потоком холодного воздуха. Одна из нас как раз на верхней полке. Она пытается соорудить преграду между собой и щелью в окне из подручных средств (в ход идут туристическая пенка и противное колючее одеяло), остальные крепятся. Наутро соседка жалуется, что у нее болит горло, а мы идем жаловаться начальнику поезда. В течение дня окно исправляют.

Неправильный отсек

Зато на пути во Владивосток мы на трое суток попадаем в отсек с аварийным выходом, в котором окно не открывается в принципе. Предупреждений об этом при выборе места на сайте не было. Как мы выясняем позже, ценное знание о месторасположении аварийных выходов передается от одного поколения путешественников другому на специальных форумах, куда нас перед поездкой, к сожалению, не занесло. Было прохладно, но мы на всякий случай спросили у проводницы, нет ли в поезде кондиционера. Кондиционера не было.

Лотерея с биотуалетами

В нашем вагоне биотуалета не оказалось, но проводница добродушно сообщила, что он есть в соседнем вагоне. Соседний вагон тоже плацкартный, а значит, его обитатели, скорее всего, заплатили столько же, сколько и мы. На одном из перегонов из-за санитарной зоны одну из нас выгоняют из туалета с зубной щеткой во рту. Попытка попасть в соседний вагон с биотуалетом проваливается — проводник и проводница встают грудью, чтобы защитить санузел от хитрюг из соседних вагонов. Женщина сначала ссылается на то, что туалет только для пассажиров ее вагона. На просьбу показать документ, где оговаривается такое правило, она начинает давить на жалость и говорит, что их не «откачали» в Чите и «самим бы доехать до Владивостока».

Бездушные поезда

Если вы думаете, что в поездах дальнего следования должен быть душ, вы ошибаетесь: душ никому ничего не должен. Сайт РЖД сообщает нам, что душ гарантирован только в вагонах класса люкс. В нашем поезде Новокузнецк–Владивосток, который едет больше четырех суток, нечто похожее на душ мы обнаружили только в вагоне-ресторане: это смеситель над раковиной, над которой можно помыть голову, и дыра в полу, в которую стекает вода. Судя по всему, душ предназначался для работников вагона-ресторана и других сотрудников поездной бригады, но мы рискнули воспользоваться им во время между заказом и поглощением еды.

Сигаретная индульгенция

Соблюдение трудноверифицируемых правил особенно забавно в контексте нарушения закона, которое происходит прямо на твоих глазах. Внутри поезда дальнего следования курить нельзя нигде, но многих это не останавливает. Табаком нестерпимо пахнет в туалетах, тамбурах и в стыках между вагонами. Что делают в это время проводники? Сами курят в тамбурах. По слухам, застигнутые начальником поезда курильщики просто покупают за 100 рублей билетик «Лотереи железных дорог» — и никто не вызывает полицию.

«У представителей перевозчика нет права привлекать к ответственности нарушителей закона. Проводники и начальник поезда, обнаружившие курящего пассажира, могут только сделать ему замечание или вызвать работников транспортной полиции».

Отсутствие басурманского дублирования

Преодолеть Транссиб — мечта многих европейцев и американцев. Только в нашем вагоне слышна польская, итальянская и английская речь, в соседних вагонах иностранцев не меньше. Какие надписи в вагоне переведены на английский? Правильный ответ: никакие. Наверное, так реализуется программа по развитию въездного туризма. Впрочем, ехавшие с нами иностранцы не жаловались, принимали все со смирением и снисходительной улыбкой. Поляков, например, спасало то, что они немного понимают по-русски.

Немного милосерднее в этом смысле вагон-ресторан. Там есть меню на английском. Кормят, правда, не очень хорошо, и цены задирают, но после двух суток пути будешь рад жирной жареной картошечке с курой.

Резюме от “Афиши”

РЖД пытается прикинуться этаким хостелом на колесах, который заботится о своих клиентах и хочет, чтобы они возвращались туда снова и снова. Но не очень понятно, к чему эти усилия: клиенты и так вернутся, у них все равно нет выбора.

На деле российские поезда до сих пор работают как в южнокорейской антиутопии «Сквозь снег»: пассажиры поделены на социальные классы — и к благам цивилизации допущены далеко не все. Притом доступ к благам разыгрывается как бы в лотерею, правила которой неясны. Как купить билет в вагон, в котором в туалет можно ходить постоянно, а не как собака — по расписанию? Как узнать, будет ли кондиционер и нормальные розетки? Человеческий фактор — вроде слишком медлительных и хамоватых проводников — вообще не поддается контролю. «Невозможно указать на сайте абсолютно всю информацию, которая была бы полезна пассажирам», — констатировали в пресс-службе ФПК.

Мы нафантазировали универсальный ресурс вроде booking.com, в котором можно было бы оставлять отзывы о конкретном поезде, а лучше — о вагоне или об отсеке. В реальности есть лишь очень неудобный сайт РЖД, которым большинство людей пользуются только для того, чтобы не ехать на вокзал за билетом.

(отседова)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + девятнадцать =