Иваново. Необычный вокзал – наследие большого края

Вокзал в городе Иваново здоровенный, но с виду совершенно невзрачный и внешне похож на большой сарай. Когда я в поезде №45 мельком упомянул про него в разговоре, соседи по плацкартному отсеку засмеялись: “Да ладно! Что там смотреть? Караван-сарай, угловатая поделка – разве что с большими окнами. Вот старый вокзал рядышком, вы его посмотрите. Он уцелел…”.

Но внешнее впечатление обманчиво. Грубый, нарочито брутальный вид вокзала выдаёт авангардный стиль 1920-30-х гг. – конструктивизм. И больших конструктивистских вокзалов на пространстве экс-СССР, насколько я знаю, практически нет. Именно поэтому ивановский вокзал был одной из главных целей поездки в Текстильный край. Когда я его увидел в отчете на отзыв.ру – сразу понял, надо ехать и смотреть. Пока он стоит в аутентичном виде. Причём вокзал уникален не только стилем, но и наполнением – там сохранилась вся революционная символика, ведь когда-то город Иваново гремел и был известен в Союзе как “Город Первого Совета”. И построили его такой огромный потому, что в 1934-м город был центром огромной ИПО (Ивановской промышленной области). А в 1936-м ИПО упразднили, разделив её на Ивановскую и Ярославскую, а затем еще и на Костромскую, Владимирскую области. Иваново постепенно отодвинулось на периферию внимания и стало заштатным облцентром, а более крупным центром стал Ярославль.

Так что давайте посмотрим это произведение архитектуры (арх. В.М. Каверинский), ровесника полузабытой ныне эпохи.

Вокзал Иваново изнутри

1. Таким я увидел вокзал по приезде. Действительно невзрачный и сараевидный. Был снежный туман и сильнейший гололёд, попали сюда вот так, в неудачный погодный период. Но выбирать особо не приходилось – свободное время выдалось именно сейчас.

2. Рядом стоит ещё более грубое здание прижелезнодорожного почтамта, наверное 1970-х. Его не отреновировали, и поэтому оно тоже аутентичное, со старым остеклением и фасадом. Хорошо бы фасаду дать свежести, не меняя стиля – и здание сразу заиграет неповторимым колоритом эпохи.

3. Можно подняться на виадук, и видно, что на привокзальной площади достраивается огромный храм, новая доминанта этого места.

4. Вид с виадука на исторический вокзал 1898 года, о котором говорили мне плацкартные соседи. Тоже колоритное здание, но мы посмотрим его позже, вместе со станцией – чтобы не распыляться.

5. А мы идём во внутренности “нового” вокзала. Ну как нового? Ему уже 83 года, но называется он по привычке так 🙂

6. Можно зайти туда и со стороны привокзальной площади, здесь вход гораздо более брутален.

7. Вот фото 1960 года (с сайта “Старое Иваново”). Вокзал специально построен так, что прочно ассоциируется с фабричным Иваново-Вознесенском.

8. Внутри вокзал действительно абсолютно нестандартен и хранит печать той эпохи. Квадратные колонны, очень оригинальный потолок и щедрое остекление по периметру.

9. Прямоугольные окна по центру фасада прерываются круглыми. Правда, снаружи что-то пристроено и поэтому немного света у стеклянного круга украдено.

10. Преобладающий цвет главного светового зала – тёмно-голубой. Не знаю, был ли он раньше таким, или это уже наследие более позднего времени.

11. Если стоять по центру – взору открывается строгая колоннада. Правда, тот торец недоступен (там неработающее кафе) и поэтому я снял только центральную композицию на стене.

12. В центре – видимо, ивановская ткачиха. Или невеста – ведь это Город Невест 🙂 Также, композиция напоминает нам, что этот край – один из самых русских в России, по составу населения. От себя добавлю, что это оказалось действительно так, но подробнее мы рассмотрим этот вопрос в обзоре города.

13. Потолок просто прекрасен. Ещё бы разобраться со световыми приборами, подобрать нормальные и встроить их в стиль – цены бы ему не было! Надеюсь, у РЖД найдутся на это средства и они доделают этот момент в таком уникальном вокзале – памятнике эпохи.

14. Но основной световой зал – это только часть площадей. Вокзал очень здоровый и вытянут в длину, так что видны проходы в другой зал. Над ними – мозаики на советскую тему. Скорей всего, аутентичные.

15. На одной из мозаик – серп и молот.

16. На другой – непонятно что, но тоже красненькое и р-р-революционое. Я не расшифровал, что это, так что подтягивайтесь с пояснениями в комменты 🙂

17. Второй зал абсолютно иной по оформлению, более брутальный. Здесь царствует красный цвет с оттенками, колонны же круглые, а не квадратные. В этой части устроен зал ожидания и огромный по площади детский уголок.

18. Если обернуться назад – над проходом притаилась почти незаметная в полумраке картина.

19. Рассмотрим её в подробностях. Она повествует об эпической для этого города эпохе – революции 1905 года и Первом Совете. Сейчас это немодно в нынешнем идеологическом тренде и полузабыто, но вокзал хранит память. В углу – подпись художника и цифра 87. Возможно, её сюда повесили в 1987-м, к 70-летию Октября-17. Но это лишь предположение, картина может быть и более ранней.

20. Вид на этот зал от середины торца. Слева виден тот самый детский уголок – а скорей даже, городок.

21. На противоположной стене тоже картина. И тоже на главную местную тему: иваново-вознесенские рабочие, стачка-маёвка, первый Совет и плакат со строкой из “Интернационала”.

22. Можно обойти детский городок и увидеть третью картину этого зала. Обращает на себя внимание остекление во всю высоту фасада.

23. Картина всё на ту же тему: стачка, революционные рабочие текстильных фабрик, развевающийся красный флаг. Справа нарисована группа буржуазии, взирающей на демонстрацию.

24. Выходим обратно в главный зал: красное резко меняется на тёмно-голубое. Стильный зал, не отнять. Надо сказать также о выдержке местных полицейских и охраны: я довольно много ходил и снимал здесь, но никто меня не доставал запретами. Просто наблюдали, и всё. Очень спокойный и доброжелательный край.

25. Хотя вокзал огромен, но расписание тут небольшое. ПДС всего 5 – московский, кинешемский, питерский поезда. И два проходящих из Питера – уфимский и самарский. А здесь сфотографирован пригород: отсюда он в 4-х направлениях. На Александров, Ярославль, Ковров и Кинешму. Весь тепловозный, электрификации тут нет.

26. Вид на вход от привокзальной площади. На асфальте – настоящий зеркальный каток, вот так мы попали. Ходить было трудно.

27. У фасада пристроили торговый ряд – кафе “Вагон” и прочая мелкая торговлишка.

28. Вокзал длинный, и чтобы его целиком взять в кадр, нужно отходить довольно далеко по площади. Как раз в это время велись работы по обустройству троллейбусной развязки, так что стояли дежурки с монтажниками контактной сети.

29. Привокзальная площадь в 1970-е – когда тут ходили трамваи. 10 лет назад трамваи тут прибили, остались только троллейбусы – но об этом позже.

30. К вокзалу примыкает дом с мозаикой. Тема тоже та самая – обрушение старого мира и построение нового 🙂

31. Если смотреть от здания вокзала на площадь, то сразу же видна доминанта – “ивановская невеста”. Весьма страшноватая композиция, если честно – по моему восприятию. Называется «Молодым революционеркам текстильного края», поставили памятник в 1977 году.

32. С другой стороны вокзала, у первой платформы, тоже есть памятник.

33. Железнодорожникам-фронтовикам. Строгий канон – паровоз, орден Отечественной войны, гвардейская лента, классические “крылышки” МПС.

34. Вечернее освещение привокзальной площади. Надо сказать, что это одно из самых освещенных вечерних мест города. С этой стороны…

35. …потому что с другой стороны, где поезда – вокзал-фабрика полутёмен и загадочен. Вот таким мы его и покинули, поездом на Санкт-Петербург.

Но это не всё. Можно ещё посмотреть станцию и старый вокзал, а также ближнее завокзалье.