Кратко о Кругобайкальской железной дороге

КБЖД — один из наиболее известных туристических объектов на Байкале. Эту железнодорожную магистраль начали строить в 1899 году и открыли спустя 6 лет. По сути, Кругобайкальская железная дорога — это неофициальное название, которое сейчас используется для обозначения участка между поселком Слюдянка и портом Байкал.

С 1905 по 1949 годы КБЖД была частью Транссибирской магистрали, но затем между Иркутском и Слюдянкой построили прямой дублирующий участок и первоначальная линия утратила прежнее значение, а в 1956 году после запуска Иркутской ГЭС она стала тупиковой веткой. Сейчас КБЖД остается в строю, но переориентировалась на туристическое направление. По железной дороге проходят прямой и зеркальный маршруты ретро- и электропоездов, которые следуют от станции Иркутск-Пассажирский через станции Слюдянка, Ангасолка, мыс Киркирей, реку Половинную, Итальянскую стенку к порту Байкал с дальнейшей поездкой на пароме и возвращением в Иркутск на автобусе.

Строительство дороги

Участок дороги Иркутск – порт Байкал начали строить в 1896 году и завершили в 1900 году. Бюджет проекта почти достиг 3,5 млн рублей. Параллельно велись работы по сооружению ветки «Сретенск — Мысовая — Танхой» по восточному берегу. На последнем этапе Танхой соединили со Слюдянкой и далее со станцией Байкал. Работы завершились к 1905 году.

На строительстве КБЖД были задействованы арестанты и каторжники из Александровской тюрьмы. Они работали в суровых условиях, рубя тоннели в скалах и создавая искусственные полки для укладки рельсов. В качестве квалифицированной рабочей силы привлекли албанских, польских и итальянских мастеров. Только из Фриули прибыло 600 специалистов по прокладке тоннелей. В честь этого названа одна из наиболее живописных точек действующего маршрута — Итальянская стенка (комплекс подпорных сооружений, сохранившийся в первозданном виде до наших дней).

Камень для строительства добывали в окрестностях будущей железной дороги, а остальные материалы доставляли через озеро Байкал. Для этого использовались баржи, а зимой после ледостава — конные повозки. Большинство технологических операций выполнялись вручную, активно проводились буровзрывные работы с расходом около вагона взрывчатки на каждый километр КБЖД.

Достопримечательности маршрута

Кроме уже упомянутой Итальянской стенки расширенный тур по железной дороге https://baikalmajestic.com/tours/railway/ проходит через достаточно живописные участки:

  • станция Слюдянка с живописным старинным вокзалом из белого и розового мрамора;
  • поселение Ангасолка с домом-музеем Николая Рериха, старинной часовней, виадуками, тоннелями и многочисленными природными памятками;
  • река Половинная, где расположена тихая бухта, затертая между двумя утесами, в которых проложены наиболее короткий и длинный тоннели КБЖД;
  • порт Байкал с музеем КБЖД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × два =