Главная Вопросы без ответа

Вопросы без ответа

Здесь собрано то, что пока еще не нашло своего ответа на страницах сайта. Дело в том, что существует ряд вопросов относительно Транссиба и его истории, по которым по разным причинам нет никакой информации. Особенно много вопросов по сталинскому периоду – в эти годы транспорт был предельно милитаризован, а информация о многих сторонах жизни железных дорог считалась военной и государственной тайной. Если вы сможете помочь в ответах на эти вопросы – пишите нам. Будем также рады услышать ваше мнение, если вы хотите что-то сказать по любому из поставленных вопросов (даже в случае, если у вас нет готовых ответов и точной информации, но есть предположения или гипотезы). И еще: если у вас есть точная информация, то очень хорошо будет, если вы сошлетесь на ее источник, да опишете его – где, когда издано, название и т.п. Итак, читайте далее…

Перенос главного хода Транссиба с юга на север
Перенос пассажирского движения с КВЖД на Амурскую дорогу
Перенос движения с Кругобайкальской дороги на перевальную
Тоннель под Амуром и другие тоннели…
Когда появился скорый поезд с именем “Россия”?
Где стоял высеченный из скалы бюст Сталина и доска БАМлага?
Когда стал ходить сквозной поезд от Москвы до Владивостока?
Когда прошел первый транссибирский экспресс?
Неизвестные годы появления именных поездов
Неуточненные схемы пригородных зон и участков Транссиба
Неизвестные годы постройки вокзалов
Непонятные памятники вдоль магистрали

1. Перенос главного хода Транссиба с юга на север

Как известно, исторически Транссиб строился от Челябинска через Курган – Омск и далее до Владивостока, причем первоначально через Харбин по линии КВЖД. При этом все поезда в Сибирь и на Дальний Восток шли от Москвы югом, через Рязань – Пензу – Самару – Уфу – Челябинск. Расстояние в километрах от Москвы было непрерывно отмаркировано также по этой трассе (такое положение и сейчас сохранилось, вплоть до Омска). Почему же позднее основной ход Транссиба, маршрут следования пассажирских поездов на Дальний Восток и маркировка километровых знаков до Владивостока были переведены севернее, на маршрут Ярославль – Буй – Киров – Пермь – Свердловск – Тюмень – Омск? Чем это диктовалось? В каком году это было осуществлено? И почему был выбран именно этот путь, ведь были различные маршруты еще короче, чем этот (через Горький – Киров, через Казань, через Челябинск – Уфу – Ульяновск)?
Пока есть только правдоподобное предположение: маршрут Транссиба был переведен на север в начале 30-х годов в связи с начавшейся индустриализацией СССР – Южно-Уральский ход был слишком загружен, кроме того, северный маршрут был короче более чем на 100 км.

2. Перенос пассажирского движения с КВЖД на Амурскую дорогу

В наше время пассажирские и скорые поезда к берегам Тихого океана (до Владивостока и Находки) следуют через Сковородино – Хабаровск, по территории России. Такое положение сохраняется уже почти 70 лет (вот расписание транссибирских поездов 1940 года). Но мы имеем отрывочные сведения о том, что еще в 20-х годах курьерские и скорые поезда из Москвы на Владивосток шли по более короткой трассе КВЖД через Харбин – Гродеково, несмотря на существование Амурской ж.д., проходящей только по российской/советской территории.
Так ли это? Если да, то в каком году все поезда стали следовать только по территории России или СССР? И почему это произошло?

3. Перенос движения с Кругобайкальской дороги на перевальную

Когда-то во Владивостоке стоял километровый знак “9337”. В 1949 году вместо частично подлежащей затоплению (из-за строительства Иркутской ГЭС) Кругобайкальской железной дороги была построена более короткая дорога от Иркутска до Слюдянки на Байкале. А в середине 50-х началось заполнение Иркутского водохранилища, и часть Кругобайкальской дороги ушла под воду, а новая трасса стала главным ходом Транссиба. Транссиб стал короче, и во Владивостоке был установлен другой километровый знак, последний на Транссибе, с цифрой “9288”. Когда же конкретно пошли пассажирские поезда по новой дороге к Байкалу? Когда была осуществлена перемаркировка километровых знаков на протяжении более 4000 км от Иркутска до Владивостока?

4. Тоннель под Амуром и другие тоннели…

В 1937-42 гг. в целях стратегической необходимости (возрастание угрозы со стороны Японии после оккупации Маньчжурии ее войсками) под Амуром в районе Хабаровска был построен тоннель. Он стал самым длинным тоннелем на Транссибе – по примерным данным, имеющимся в моем распоряжении, его длина составляет более 6 км 500 м.
Какова все-таки точная длина этого тоннеля?

5. Когда появился скорый поезд с именем “Россия”?

Одним из самых известных поездов на Транссибе является скорый поезд номер 1/2 “Россия” сообщением Москва – Владивосток. Это очень приметный поезд: когда-то он был красно-желтым и целиком красным (на моей памяти, в 70-е и начале 80-х годов); затем на какое-то время стал зеленым, как обычные пассажирские поезда (конец 80-х); и, наконец, несколько лет назад получило краску российского флага (красный, белый, синий). Когда он был введен и стал курсировать под своим именем “Россия”? Когда он перестал быть целиком красным? А когда стал ходить под цветами российского флага?

6. Где стоял высеченный из скалы бюст Сталина и доска БАМлага?

а) Когда-то в самых суровых местах Транссиба, близ Амазара, был памятник Сталину, высеченный из скалы (изображен на этом фото). Судя по подписи к фото, он находился на 7031 км дороги – правда, я не знаю – по старой (до затопления Кругобайкалки) или новой маркировке транссибирского километража. Я также имею устные свидетельства, что памятник Сталину, тоже высеченный в скале, находился где-то в районе Байкала. Где точно (на каком км по современной маркировке километража) все-таки находился этот легендарный памятник? Существовал ли такой памятник на Байкале? Когда и как он был разрушен? Имеете ли вы свидетельства о том, сохранились ли его обломки и заметны ли они с поезда, идущего по главному ходу?
б) На сайте опубликован снимок мемориальной доски, установленной в честь строительства вторых путей Транссиба (по комментарию на обороте фото, предоставленно директором Музея истории БАМа в г. Тынде Мищенко Сергеем Федоровичем – “на откосе путей главного хода”). Где конкретно была установлена эта доска (косвенно можно предположить, что восточнее Уруши, но западнее Свободного)? И какова ее дальнейшая судьба? Существует ли она или ее остатки сейчас?

7. Когда стал ходить сквозной поезд от Москвы до Владивостока?

Согласно Путеводителю по Великому Сибирскому Пути 1914 г., прямого поезда от столицы Российской империи (Санкт-Петербурга) или от Москвы в то время не существовало: было несколько поездов (Москва/Санкт-Петербург – Иркутск, Иркутск – Харбин – Владивосток), которые стыковались в городе Иркутске, но существовали беспересадочные вагоны, которые включались в разные поезда, и пассажир мог, таким образом, без пересадки доехать от Москвы до Владивостока. Но когда-то был введен поезд прямого сообщения (сквозной) от Москвы до Владивостока. Когда это впервые произошло?

8. Когда прошел первый транссибирский экспресс?

Исторические источники на этот счет разнятся, и, к сожалению, не приводят точной даты, когда же впервые пошли регулярные поезда по всему маршруту Великого Сибирского пути сообщением до Тихого океана (неважно, до Порт-Артура, Дальнего или Владивостока). Когда же все-таки прошел первый транссибирский экспресс?

9. Неизвестные годы появления именных поездов

Когда были впервые введены именные поезда на Транссибе? Например, “Байкал” (Москва – Иркутск), “Сибиряк” (Москва – Новосибирск), “Енисей” (Москва – Красноярск), “Иртыш” (Москва – Омск) и другие…

10. Неуточненные схемы пригородных зон и участков Транссиба

Для полной достоверности Подробных схем Транссиба, находящихся в Справочнике, нам необходимы более подробные карты некоторых участков, масштабом от 1:500.000 (в 1 см 5 км) и крупнее. Это участки: Москва – Балакирево (Владимирская обл.); Тюмень – Называевская (Омская обл.); Калачинская (Омская обл.) – Юрга (Кемеровская обл.); Канск (красноярский край) – Черемхово (Иркутская обл.); Улан-Удэ – Чита – Сковородино – Шимановская (Амурская обл.). Нас устроят и отсканированные файлы с таких карт. Кроме того, нет полной ясности в названиях и порядке следования остановочных пунктов пригородной зоны города Тюмень.

11. Неизвестные годы постройки вокзалов

Для раздела Фотогалереи Транссиба “Вокзалы и станции” на сайте собираются сведения о годах постройки вокзальных зданий на станциях. Так, например, крупнейший вокзал на Транссибе (Новосибирск-Главный) был построен в 1940 году. Присылайте нам сведения о годах постройки вокзалов, на которые нет таких сведений (а они пока составляют подавляющее большинство)!

12. Непонятные памятники вдоль магистрали

Во время поездок и путешествий по Транссибу были замечены или даже сфотографированы памятники близ железной дороги:

В честь каких событий поставлены эти памятники?