Пассажирские тарифы
О том, как ездить по российским железным дорогам… | Отвечайте сюда! |
Проехать по Транссибу можно по-разному, все зависит от ваших желаний и, конечно, возможностей. Здесь приводится несколько рекомендаций по этой проблеме, исходя из имеющегося опыта. Самые свежие тарифы – здесь, правда, в сокращенном виде.
Как можно проехать по Транссибу?
Категории поездов и классы вагонов
Нумерация пассажирских поездов
Нумерация пассажирских вагонов
Билеты и цены (будет позже дополнена)
Пассажир в поезде: права и обязанности
Пассажирские тарифы 1999-2000 (это уже история…)
Пассажирские тарифы 2001 (до 1 июня)
Пассажирские тарифы 2001 (после 1 июня)
Пассажирские тарифы 2002
1. Как можно проехать по Транссибу?
Фирменные поезда. Самыми комфортными и быстрыми поездами на Транссибе являются фирменные поезда номер 1/2 “Россия” (Москва – Владивосток), 5/6 “Океан”(Хабаровск – Владивосток), 9/10 “Байкал” (Москва – Иркутск), 25/26 “Сибиряк”(Москва – Новосибирск), 55/56 “Енисей” (Москва – Красноярск) и еще несколько поездов такого же класса. Они следуют по своему маршруту с наименьшим количеством стоянок, порой по 300-400 км без остановки, и не имеют в своем составе плацкартных и общих вагонов (или имеют немного плацкартных, но менее трети всего состава). Вагоны у них немецкого производства, новые, с кондиционерами. Но и по стоимости они значительно выше остальных. Публика там ездит достаточно солидная, много иностранцев, особенно летом.
Международные поезда – номер 3/4 (Москва – Пекин через Монголию), 5/6 (Москва – Улан-Батор), 19/20 (Москва – Пекин через Маньчжурию), следующие в Монголию и Китай, которые раньше были тоже достаточно комфортабельными, теперь потеряли этот статус, поскольку превратились в
любимое средство передвижения челноков, русских и китайских. Поэтому во время стоянок таких поездов на сибирских и уральских станциях перрон представляет собой толпу народу, лихорадочно осуществляющих процесс торговли за те 15-20 минут, которые отводятся по расписанию на смену локомотива. А вагоны, естественно, набиты челночным товаром до отказа (в купейном вагоне такого поезда ехать весьма некомфортно, поверьте мне). Ну разве что в вагоне СВ тогда ехать надо, там челнокам дороговато… Хотя другой альтернативы нет, если вы хотите проехать в Китай или Монголию именно на поезде.
“Хорошие” скорые поезда – типичные их представители – номер 7/8 (Новосибирск – Владивосток), 43/44 (Москва – Хабаровск) отличаются от “плохих” качеством обслуживания поездных бригад проводников и состоянием вагонов (они не должны быть в ужасном состоянии или слишком старыми). Цены на скорый поезд ниже, чем на фирменный, и зачастую “хороший” скорый по уровню комфорта ничем не хуже иных фирменных. У скорого поезда, как правило, остановок побольше, особенно в той области (крае), где он формируется. В составе скорых всегда есть хотя бы 1-2 плацкартных вагона, или даже больше. Публика попроще, чем, например, в “России”, иностранцев уже почти нет (кроме китайцев и граждан стран СНГ).
“Плохие” скорые и пассажирские поезда – примечательные примеры – номер 53/54 (Харьков – Владивосток) и 249/250 (Москва – Благовещенск). Этих поездов довольно много на дорогах. Их отличительные черты: неприглядный внешний и внутренний вид (вагоны старые или немытые), “качество” обслуживания проводников и грязь. Если скорый поезд курсирует в таком состоянии, то это просто отражает отношение к пассажирам той железной дороги и того отделения, где он формируется. Ну а к пассажирским поездам отношение всегда было как к второсортным. Пассажирские поезда наиболее дешевы, расписание их составляется с наибольшим количеством остановок в пути и в них больше половины состава – вагоны класса плацкартный и общий. Хотя есть и исключения – иногда пассажирские поезда весьма неплохие.
Автостоп – есть несколько сайтов по автостопу, описывающих особенности конкретных маршрутов, в том числе и Транссибирской магистрали. На Транссибе можно путешествовать на почтово-багажных поездах (в последнее время к ним стали цеплять и пассажирские вагоны местного сообщения), на пригородных и даже на товарных, с соблюдением нескольких элементарных правил предосторожности. К подробной информации по этому способу путешествия отсылаю на сайты автостопщиков #Трасса-Атлас и страницу Антона Ерашевского.
2. Категории поездов и классы вагонов
Категории поездов: Ф – фирменный С – скорый П – пассажирский ПБ – почтово-багажный |
Классы вагонов: СВ, Л – спальный вагон, 16-18 мест КП – купейный вагон, 36-38 мест ПЛ – плацкартный вагон, 54 места О – общий вагон, 81 место |
3. Нумерация пассажирских поездов
1 – 148: скорые
151 – 168: скоростные
171 – 198: ускоренные
201 – 298: скорые летние
301 – 398: пассажирские
401 – 498: пассажирские летние
501 – 598: разового назначения
601 – 698: местные
801 – 898: скорые дизель- электросекций
901 – 948: почтово-багажные
951 – 968: грузо-пассажирские (по билетам)
971 – 988: туристские
991 – 998: людские (по грузовым документам)
4. Нумерация пассажирских вагонов
![]() |
Три верхние цифры (на них указывает цифра 1 со стрелкой) – коды приписки, т.е. к какой конкретно железной дороге приписан этот вагон. Пять цифр ниже (на них указывает цифра 2 со стрелкой) – заводской номер, причем – первая цифра определяет тип вагона – следующие три цифры – номер вагона – пятая – контрольная. Ниже приведены коды дорог приписки и коды типов вагонов, правда, некоторые из перечисленных дорог уже упразднены. |
Коды дорог приписки: | |||
001-004 008-009 010 013-014 017-022 024-026 028-031 032-033 035-036 039 040-041 043-044 045-046 048 051-053 055 056-057 |
Октябрьская Прибалтийская Калининградская Белорусская Московская Горьковская Северная Юго-Западная Львовская Молдавская Одесская Южная Приднепровская Донецкая Северо-Кавказская Азербайджанская Закавказская |
058 061-062 063-064 067 068 071-072 073-074 076-078 080-081 083-084 086-087 088 090 092-093 094 096-097 098 |
Юго-Восточная Приволжская Куйбышевская Западно-Казахская Целинная Алма-Атинская Средне-Азиатская Свердловская Южно-Уральская Западно-Сибирская Кемеровская Красноярская Байкало-Амурская Восточно-Сибирская Забайкальская Дальневосточная Сахалинская |
Коды типов пассажирских вагонов: | |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 |
спальный (СВ) купейный (включая вагоны с купе-буфетом) плацкартный сидячий (межобластной) почтовый багажный ресторан специальные (дефектоскопы и проч.) специальные, не принадлежащие МПС |
5. Билеты и цены
Подробно о ценах на билеты до различных станций, расписаниях, днях следования поездов и наличии мест можно узнать на сервере РЖД , где реализован доступ к системе продажи билетов “Экспресс-3”.
Посмотреть запрос о том, какое расписание у конкретного поезда или какие поезда проходят через конкретную станцию можно на сайте Поездов.Нет.
Таблица тарифов в пассажирском сообщении (тарифы 2002 гг.) выделена в отдельную страницу. По ней можно самостоятельно вычислить стоимость взрослого билета без льгот, исходя из трех показателей: категории поезда, категории места и расстояния между начальной и конечной станцией.