Главная Урал и Зауралье

Урал и Зауралье

В разделе – 11 городов и 8 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Урала и Зауралья – от Верещагино на западе Пермского края и до Ишима в Тюменской области. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы. Интернет-ресурсы отобраны субъективно, исходя из их информационной ценности.
Населенные пункты: г. Верещагино, пгт. Майский,г. Пермь, г. Кунгур, с. Усть-Кишерть, пгт.Шаля,г. Первоуральск, г. Екатеринбург, пгт. Белоярский, г. Богданович, г. Камышлов, пгт. Пышма, пгт. Тугулым, г.Тюмень, г. Ялуторовск, г. Заводоуковск, пгт. Омутинский,пгт. Голышманово, г. Ишим.

г.
Верещагино, Пермский край
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Верещагинский район).
Основан: в 1898, статус города с 1942.
Координаты: 58-06 с.ш., 54-43 в.д.
Расположен в Предуралье.
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 17 кв. км.
Население: 22,9 тыс. (1959); 24,6 тыс. (1989);
24,9 тыс. (1998); 22,7 тыс. (2006).
Переименования: Очерская (1898-?),
Вознесенская (?-1915).
1314 км
Транссиба:
станция Верещагино,
южная сторона (с 1899). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1961, пост. ток.Экономика: Комбинаты хлебопродуктов и
молочный, предприятие “Верещагинский
трикотаж”. Заводы: по ремонту путевых машин и
производству запчастей, железобетонных
конструкций. В Верещагинском районе выращивают
пшеницу, овёс, кормовые культуры, картофель,
овощи. Скотоводство (молочно-мясного
направления), птицеводство. Месторождения торфа,
нефти, известняка, мергеля.Культура и
музеи:
Краеведческий музей.
История:
Основан в 1898 при строительстве железной дороги
Пермь – Вятка как станция Очёрская (позднее
Вознесенская). Переименован в 1915 в честь русского
художника-баталиста В.В. Верещагина.
пос. Майский,
Пермский край
Поселок городского типа (1975), подчинен г.
Краснокамск.
Поясное время: +2 от московского.
1387 км Транссиба:
станция Чайковская, южная сторона (с 1899). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1961, пост. ток.

Экономика:
Производство стройматериалов,
сельское хозяйство.
г. Пермь
Герб Перми Центр Пермского края РФ и
Пермского района.
Основан: в 1781, статус города с 1781.
7 городских районов, подчиненные поселки: Новые
Ляды.
Координаты: 58-00 с.ш., 56-19 в.д. Город
расположен в Среднем Предуралье, на р. Кама, ниже
впадения в неё р. Чусовая.
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 798 кв. км.
Население: 306 тыс. (1939); 629 тыс. (1959);
1094,1 тыс. (1989); 1018,1 тыс. (1999); 993,3 тыс. (2006).
Переименования: Пермь (1781-1940),
Молотов (1940-1957).
Средние температуры:
январь -15, апрель +3, июль +18, октябрь +1
1434 км
Транссиба:
вокзал Пермь-2,
северная сторона (с 1896). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1961, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирские станции в черте города: Закамск,
Курья, Пермь-Сортировочная, Блочная, Кабельная,
Пермь-1, Балмошная, Левшино, Голованово. Узел
железных дорог (3 направления – на Киров,
Екатеринбург, Чусовскую).
Трамвай, троллейбус. Порт на р. Кама.Экономика: Пермь – крупный центр тяжёлой
промышленности, преимущественно машиностроения.
Ведущие предприятия: АО – “Пермские моторы”
(авиадвигатели, оборудование для пищевой и
лёгкой промышленности), “Мотовилихинские
заводы” (ракетно-космическая техника,
нефтепромысловое оборудование, автокраны, узлы и
детали к автомобилям, высококачественная сталь и
прокат), “Машиностроительный завод имени
Дзержинского” (оборонная продукция,
металлообрабатывающее оборудование, мотопилы,
насосы), ПО “Велта” (ракетно-космическая
техника, оборудование для отраслей АПК,
медтехника, велосипеды), “Авиадвигатель”,
“Инкар” (ракетно-космическая техника,
карбюраторы, электропилы), “Телта” (телефоны
и др.), “Морион” (аппаратура дальней связи),
завод “Машиностроитель” (оборонная
продукция, оборудование для пищевой
промышленности, автоприцепы),
приборостроительное объединение (навигационное
оборудование). Развита топливная промышленность
– АО “Лукойл-Пермнефтеоргсинтез”,
объединение “Пермнефть”. Химическая – ПО
“Галоген” (технический бром и йод,
пластмассы), АО – “Пемос” (стиральные
порошки), “Сорбент” (химические поглотители,
активированный уголь), “Камтекс”
(синтетические красители, краски, серная кислота
и др.). Деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность:
целлюлозно-бумажный, фанерный комбинаты,
печатная фабрика “Гознак” (специальные виды
бумаги). Лёгкая и пищевая промышленность. АО
“Красный Октябрь” (пиломатериалы, пианино и
др.), НПО “Биомед” (лекарственные средства). В
пределах Перми расположена Камская ГЭС.Наука,
образование:
Университет. Технический
университет. Медицинская академия. Институты:
сельскохозяйственный, педагогический, искусств
и культуры и др. Научно-исследовательские
институты Пермского научного центра Уральского
отделения РАН.Культура и музеи: Театры: оперы и
балета им П.И. Чайковского (основан в 1870),
драматический, кукол, юного зрителя. Мировой
известностью пользуется пермская балетная школа
(Хореографическое училище, основано в 1945).
Филармония. Цирк. Художественная галерея.
Краеведческий музей (филиал – диорама
“Декабрьское вооружённое восстание 1905 в
Мотовилихе”).

Архитектура и достопримечательности: Петропавловский
собор (1757-64), собор Спасо-Преображенского
монастыря (1798-1832). Здания бывших присутственных
мест (конец 18 в.), Городской думы (конец 18 в.),
Благородного собрания (1830). Среди построек конца
19 – начала 20 вв. – старое здание оперного театра,
дом Музыкального училища и др. На берегу Камского
водохранилища – единственный на Урале музей
деревянного зодчества Хохловка. В 58 от Перми –
бальнеологический курорт Усть-Качка.

История:
На месте современной Перми в начале 17 в.
существовала деревня Егошиха, где в 1723 был
построен медеплавильный завод с посёлком. В 1781 на
месте Егошихинского посёлка заложен новый город,
названный Пермь – центр Пермского
наместничества. С 1796 губернский центр. В 1781-98 и
1807-31 здесь находилось главное Горное управление
Уральских заводов.
В начале 19 в. Пермь – крупнейший в Прикамье речной
порт. В 1846 установлено регулярное судоходство по
Каме. В 1863 через Пермь проложен Сибирский тракт, в
1878 построена Уральская железная дорога.
Пермь была местом политической ссылки. В 1812-14
сюда был сослан М.М. Сперанский, в 1835 – А.И. Герцен,
1880-81 – В.Г. Короленко. В 1863 у посёлка Мотовилиха,
близ Мотовилихинского медеплавильного завода
(основан в 1738 к северу от Перми), вырос
Мотовилихинский пушечный завод, ставший позднее
одним из крупнейших металлообрабатывающих
предприятий Урала (позднее посёлок Мотовилиха
слился с Пермью). Дореволюционная Пермь была
административным, торгово-складским и
транзитно-транспортным, а также культурным
центром Урала. С 1938 центр Пермской области. С 2006
года центр Пермского края. В годы Великой
Отечественной войны в Пермь были эвакуированы
многие крупные промышленные предприятия из
Европейской части СССР.
г. Кунгур,
Пермский край
Герб Кунгура Город краевого подчинения,
райцентр (Кунгурский район).
Основан: в 1663, статус города с 1781.
Координаты: 57-24 с.ш., 57-02 в.д.
Расположен в Предуралье, при впадении рек Ирень и
Шаква в р. Сылва (бассейн Камы).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 69 кв. км.
Население: 36 тыс. (1939); 64,8 тыс. (1959);
81,8 тыс. (1989); 75,5 тыс. (2000); 68 тыс. (2006).
Переименования: не было.
1535 км
Транссиба:
станция Кунгур,
северная сторона (с 1909). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1963, пост. ток.Экономика: НПО “Турбобур” (95%
российского производства турбобуров и винтовых
забойных двигателей, агрегаты для ремонта
нефтяных и газовых скважин). АО
“Кунгур-обувь” (кожаная, в т.ч. армейская
обувь). Завод художественных изделий (сувениры из
камня, майолика), фабрика музыкальных
инструментов (гитары), ремонтно-механический
завод, швейная, трикотажная фабрики, предприятия
пищевой промышленности. В Кунгурском районе
выращивают рожь, пшеницу, овёс, ячмень, картофель,
овощи. Мясо-молочное скотоводство, птицеводство.
Месторождения нефти, газа, каменной соли,
поделочных камней, гипса, огнеупорных и
кирпичных глин, минеральных вод и др.Культура
и музеи:
Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Преображенская
церковь (1781), Никольский собор, бывший Гостиный
двор с торговыми рядами (1865-76, арх. Р.О.
Карвовский), Зыряновская богадельня (1881, ныне
хирургическое отделение больницы), склады купцов
Копаковых (19 в., ныне Дом культуры). На окраине
Кунгура, на правом берегу Сылвы – уникальный
памятник природы – Кунгурская пещера. В
Кунгурском районе – ботанический заказник
Спасская гора (участок ковыльной степи).
История:
Основан на р. Кунгурка в 1648, в 17 км выше устья р.
Ирень. В 1662 был сожжён башкирами. В 1663 перенесён
на современное место (бывшее село Мысовское) и
отстроен как крепость. В 1774 выдержал осаду войск
Е.И. Пугачёва. В начале 18 в. зародилось
кожевенно-обувное производство (в 1724 построен
кожевенный завод). К середине 18 в. был одним из
крупнейших населённых пунктов Урала. С 1759 здесь
находилось Пермское управление горными
заводами. С 1781 уездный город Пермского
наместничества (с 1796 губернии). К концу 18 в.
значительный пункт транзитной торговли (в т.ч.
хлебом) на Сибирском тракте, центр кожевенного
производства Пермской губернии. Были широко
известны кунгурский канат и льняное масло. К
концу 19 в. значительный промышленный (в т.ч.
производство кожаной обуви, перчаток, рукавиц) и
культурный центр.
с. Усть-Кишерть,
Пермский край
Село, райцентр (Кишертский район).
Находится на р. Барда.
Поясное время: +2 от московского.
1555 км Транссиба:
станция Кишерть, южная сторона
(с 1909). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1963, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
пос. Шаля,
Свердловская обл.
Поселок городского типа (1942), райцентр
(Шалинский район).
Поясное время: +2 от московского.
1669 км Транссиба:
станция Шаля, южная сторона (с
1909). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1962, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г.
Первоуральск, Свердловская обл.
Герб Первоуральска Город областного подчинения.
Основан: в 1732, статус города с 1933.
Подчиненные поселки: Билимбай, Кузино,
Новоуткинск
Координаты: 56-55 с.ш., 59-54 в.д.
Расположен у северного подножия Коноваловского
хребта, на р. Чусовая (приток Камы).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 210 кв. км.
Население: 44 тыс. (1939); 90 тыс. (1959);
143,3 тыс. (1989); 135,7 тыс. (1999); 132,9 тыс. (2006).
Переименования: не было.
1771 км
Транссиба:
станция Первоуральск,
северная сторона (с 1910). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1962, пост. ток.Экономика: Новотрубный завод (основан в
1930, производство стальных бесшовных труб и
баллонов), ПО “Хромпик”. Заводы: динасовый
(производство кислых огнеупоров из кварцитов
горы Караульной), по ремонту горного
оборудования, санитарно-технических изделий,
радиотелевизионного оборудования. Крупное
производство стройматериалов (заводы:
комплексных металлоконструкций, трубчатых
строительных конструкций и др.). Близ
Первоуральска – добыча железной руды, известняка
и доломита.Наука, образование: Факультет
Уральского технического университета.
История:
Возник в 1732 близ впадения р. Шайтанка в Чусовую
как посёлок при железоделательном
Васильево-Шайтанском заводе. С 1920-х гг. на его
базе был создан первый Уральский завод
цельнотянутых и катаных труб (ныне – филиал
Новотрубного завода), который дал название
посёлку – Первоуральск.
г.
Екатеринбург
Герб Екатеринбурга Центр Свердловской области РФ.
Основан: в 1723, статус города с 1796.
7 городских районов, подчиненные поселки:
Кольцово, Северка, Шабровский, Широкая Речка.
Координаты: 56-50 с.ш., 60-43 в.д.
Расположен на восточном склоне Среднего Урала по
берегам р. Исеть (приток Тобола).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 1000 кв. км.
Население: 423 тыс. (1939); 779 тыс. (1959);
1298 тыс. (1989); 1270,7 тыс. (1999); 1308,4 тыс. (2006).
Переименования: Екатеринбург (до
1924), Свердловск (1924-1991).
Средние температуры:
январь -16, апрель +2, июль +17, октябрь +1
1814 км
Транссиба:
вокзал Екатеринбург-Пассажирский,
южная сторона (с 1878). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1942, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов. Управление Свердловской ж-д.
Пассажирские станции в черте города: Екатеринбург-Сортировочный, Шарташ, Путевка, Аппаратная,
Восточная, Уктус, Керамик. Узел железных дорог (7
направлений – на Пермь, Казань, Челябинск, Курган,
Тюмень, Тавду, Нижний Тагил).
Метро (с 1991, 1 линия). Трамвай, троллейбус.Железнодорожные
подробности:

В 1872 году началась постройка дороги Пермь –
Нижний Тагил – Екатеринбург.
Первый вокзал (ныне воинский)
был построен в 1881 году, архитектор Губонин.
Второй вокзал (который действовал до 1998 года, а
теперь на реконструкции) был построен в 1910 году,
арх. К.Т.Бабыкин и был одноэтажным. А вот в 1939 году его реконструировали (арх. Г.П.
Валенков и В.И. Смирнов) – и вполне возможно, что в
связи с переводом пассажирских перевозок на
северную ветку Транссиба. Новый вокзал
(современный, пристроенный к вокзалу 1939 года) был
сдан в 1994 году. Правда, в проекте он был другим –
планировалась эстакада над путями и
горизонтальный эскалатор до метро, но обошлись
новым тоннелем. Станция Шарташ раньше называлась
Екатеринбург-II (именно на эту станцию привезли
Николая-II в 1918 году).Экономика: Ведущие отрасли:
машиностроение (преимущественно тяжёлое) и
металлообработка. ПО “Уралмаш”,
машиностроительный завод имени М.И. Калинина, ПО
“Уральский оптико-механический завод”,
завод “Уралхиммаш” (оборудование для
химической промышленности),
“Уралэлектротяжмаш” (основной российский
поставщик крупных электрических машин),
Турбомоторный завод. Заводы: транспортного
машиностроения, “Пневмостроймашина”,
подшипниковый, машиностроительный имени В.В.
Воровского, “Свердлесмаш”, торгового
машиностроения, компрессорный, инструментальный
и другие. Видное место принадлежит чёрной
металлургии – Верх-Исетский металлургический
завод, сталелитейные цеха ведущих
машиностроительных заводов. Развивается
химическая – заводы: резинотехнических изделий,
шинный, пластмасс и др., химико-фармацевтическая
отрасли – заводы: медицинских препаратов, по
производству антибиотиков. Ведущие предприятия
лёгкой промышленности – камвольный комбинат, ПО
“Одежда” и “Уралобувь”,
кожгалантерейное объединение “Звезда”,
меховая фабрика. Крупное производство
стройматериалов. Широко известны изделия завода
“Уральские самоцветы”.Наука, образование: В городе – около 140
научно-исследовательских, конструкторских и
проектных институтов и организаций. Уральский
центр РАН. Уральский государственный
университет. Институты: политехнический, горный,
архитектурный, медицинский, педагогический,
сельского хозяйства, электромеханический,
инженеров железнодорожного транспорта,
юридический, лесотехнический и др.
Консерватория.

Культура и музеи: Театры: оперы и
балета имени А.В. Луначарского, драматический,
музыкальной комедии, юного зрителя, кукол.
Филармония. Цирк. Музеи: областной краеведческий,
Уральских гор, литературный имени Д.Н.
Мамина-Сибиряка, Дом-музей П.П. Бажова. Картинная
галерея (основана в 1936 – крупнейшее собрание
произведений каслинского литья, в т.ч. уникальный
Каслинский чугунный павильон, получивший
золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в
1900). Музей истории медицины, Музей боевой славы
Урала и истории Уральского военного округа.

Архитектура и достопримечательности: Екатеринбург
простирается с запада на восток на 15 км, с севера
на юг на 26 км. Река Исеть, разделяющая город на
западную и восточные части, превращена в систему
ступенчато расположенных водоёмов (самый
крупный – Верх-Исетский пруд, другие – Городской,
Парковый и Нижнеисетский). В Екатеринбурге
многочисленные постройки 18 – начала 19 вв. в стиле
классицизма: Горная канцелярия (1737-39, перестроена
в 1833-35 по проекту архитектора М.П. Малахова),
бывшая усадьба Расторгуева-Харитонова (1794-1824,
арх. Малахов), дом Малахова (1817-20) и др. На месте
металлургического завода, построенного в 1723,
создан Исторический сквер с глыбами горных пород
из разных районов Уральского края.

История:
Город заложен в 1721 В.Н. Татищевым как
горнозаводской, культурный и торговый центр
Урала. Официальной датой основания считается 7(18)
ноября 1723 г., когда вступила в строй первая
очередь Казённого металлургического завода на р.
Исеть и развернулось широкое городское
строительство. Исетский завод и крепость при нём
вскоре были названы Екатеринбургом (в честь
императрицы Екатерины I). В Екатеринбурге
находились Уральское горное управление и
Горнозаводская школа. Близ города строились
Верх-Исетский, Верхнеуктусский (Елизаветинский)
металлургический заводы, впоследствии слившиеся
с Екатеринбургом. В 18 в. в Екатеринбурге возникла
промышленность по обработке камня (в 1751 была
построена гранильная фабрика по производству
ваз, шкатулок и других изделий из малахита,
порфира). В 1763 от Москвы через Екатеринбург в
Сибирь был проложен Сибирский тракт. С 1781
Екатеринбург – центр Екатеринбургской области, с
1796 – уездный город Пермской губернии.
Екатеринбург сыграл большую роль в создании
золотодобывающей промышленности России. Здесь
плавились добываемые в окрестных рудниках
золотые руды. С 1840-х гг. Екатеринбург становится
центром металлообработки, а с конца 19 в. – важным
железнодорожным центром Урала (в 1878 соединён
железной дорогой с Пермью). В ночь с 17 на 18 июля 1918
в Екатеринбурге были расстреляны бывший
российский император Николай II и его семья. К
началу 20 в. Екатеринбург – один из крупнейших
уездных городов Европейской части России. С 1919
центр Екатеринбургской губернии, с 1923 – Уральской
области. В 1924-91 назывался Свердловск (в честь Я.М.
Свердлова). С 1934 центр Свердловской области. С
1930-х гг. в городе строились крупные заводы,
главным образом машиностроительные и
металлообрабатывающие.
пос. Белоярский,
Свердловская обл.
Поселок городского типа (1962), райцентр
(Белоярский район).
Расположен на р. Пышма.
Поясное время: +2 от московского.
1870 км Транссиба:
станция Баженово, южная сторона (с 1885). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1976, пост. ток.

Экономика:
Белоярская АЭС.
г.
Богданович, Свердловская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Богдановичский район).
Основан: в 1885, статус города с 1947.
Координаты: 56-47 с.ш., 62-02 в.д.
Расположен на восточном склоне Среднего Урала,
на р. Кунара (правый приток Пышмы).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 23 кв. км.
Население: 19,1 тыс. (1959); 36,2 тыс. (1989);
36,4 тыс. (1998); 32,1 тыс. (2006).
Переименования: не было.
1913 км
Транссиба:
станция Богданович,
северная сторона (с 1885). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1976, пост. ток.
Узел железных дорог (4 направления – на
Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Серов).Экономика: Заводы – огнеупорных изделий,
шпалопропиточный, фарфоровый, комбикормовый.
Мебельная фабрика, мясо- и хлебокомбинаты.
Предприятия по производству стройматериалов.
История:
Возник в 1883-85 как ж.д. станция при строительстве
железной дороги Екатеринбург – Тюмень. Назван в
честь государственного деятеля Е. В. Богдановича,
одного из инициаторов строительства железных
дорог на Урале.
г. Камышлов,
Свердловская обл.
Герб Камышлова Город областного подчинения,
райцентр (Камышловский район).
Основан: в 1668, статус города с 1781.
Координаты: 56-52 с.ш., 62-33 в.д.
Расположен на левом берегу р. Пышма (бассейн Оби),
при впадении в неё р. Камышловка.
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 52 кв. км.
Население: 9,9 тыс. (1926); 30,1 тыс. (1959);
33,5 тыс. (1989); 31,8 тыс. (1998); 28,4 тыс. (2006).
Переименования: не было.
1957 км
Транссиба:
станция Камышлов,
южная сторона (с 1885). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1980, пост. ток.Экономика: Предприятия по обслуживанию
ж.д. транспорта, кожевенное объединение. Заводы –
“Урализолятор”, стройматериалов,
электротехнический, “Лесхозмаш”,
металлообрабатывающий, дорожных машин. Швейная
фабрика, молочный завод, птицекомбинат.Культура
и музеи:
Историко-краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Архитектурные
памятники 19 – начала 20 вв.: Покровский собор,
здания типографии, бывшей мужской гимназии и др.
В 7 км к западу от Камышлова, на берегу Пышмы, в
сосновом бору – бальнеоклиматический курорт
Обухово.
История:
Основан в 1667 г. на р. Камышловка (левый приток
Пышмы, из татарского камышлы “камышовая”,
которая русскими некоторое время называлась
Камышенка) как острог Камышевский, с 1687 г.
Камышловская слобода. В середине 18 в. через
слободу прошёл Сибирский тракт. С 1781 г. уездный
город Камышлов.
пос. Пышма,
Свердловская обл.
Поселок городского типа (1943), райцентр
(Пышминский район).
Находится на р. Пышма при впадении в нее р. Юрмач.
Поясное время: +2 от московского.
1997 км Транссиба:
станция Ощепково, южная
сторона (с 1885). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1980, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
пос. Тугулым,
Свердловская обл.
Поселок городского типа (1962), райцентр
(Тугулымский район).
Находится на р. Тугулымка.
Поясное время: +2 от московского.
2079 км Транссиба:
станция Тугулым, южная сторона (с 1885). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1980, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Тюмень
Герб Тюмени Центр Тюменской области РФ,
Тюменского района.
Основан: в 1586, статус города с 1782.
3 городских районов, подчиненные поселки:
Мелиораторов.
Координаты: 57-10 с.ш., 65-33 в.д. Город
расположен в Западной Сибири, на берегах р. Тура
(приток Тобола).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 225 кв. км.
Население: 79 тыс. (1939); 150 тыс. (1959);
476,8 тыс. (1989); 502,5 тыс. (1999); 542,5 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -16, апрель +3, июль +18, октябрь +1
2139 км
Транссиба:
вокзал Тюмень,
северная сторона (с 1885). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1980, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Узел железных дорог (3 направления – на
Екатеринбург, Омск, Тобольск).
Пассажирские станции в черте города: Войновка.
Троллейбус. Порт на р. Тура.Экономика:
Тюмень – организационный центр
нефтегазодобывающей промышленности
(нефтегазовые месторождения Обь-Иртышского
Севера), город пересекают линии нефтепроводов.
Ведущие отрасли промышленности – машиностроение
и металлообработка, деревообработка, химическая,
лёгкая и пищевая. Среди основных предприятий –
моторостроительное ПО, АО “Завод
автотракторного электрооборудования”. Заводы:
аккумуляторный, судостроительный,
“Строймаш”, “Нефтемаш”, медицинского
оборудования и инструментов. АО –
“Тюменьлес”, “Тюменьмебель”,
“Домостроительный комбинат”, “Кросно”
(шерстяные ткани и пряжа).
Химико-фармацевтический завод. Фабрики:
овчинно-меховая, ковровая, швейная, обувная.
Мясной, молочный, мельничный, рыбный комбинаты.
ТЭЦ. Один из крупнейших финансовых центров
России.Наука, образование: Университет.
Медицинская академия. Институты: индустриальный,
инженерно-строительный, сельскохозяйственный,
искусств и культуры.Культура и музеи: Театры:
драматический, кукол. Филармония. Цирк. Областной
краеведческий музей (основан в 1879). Музей
“Штаб-квартира В.К. Блюхера” (в 1919 в Тюмени
формировалась его 51-я перекопская дивизия).

Архитектура и достопримечательности: Историческая
часть города расположена берегах Туры и её
правого притока – р. Тюменка, на клиновидном мысу
между которыми в конце 1580-х гг. была отстроена
русская крепость (разрушилась в 18 в.), ставшая
ядром города. Напротив крепости – т.н. Царёво
городище с остатками татарского города (вал и
ров). Тюмень развивалась в основном на юго-восток
от крепости, вдоль берега р. Тура, правого берега
Тюменки и Сибирского тракта. В северной части
Тюмени – архитектурный комплекс Троицкого
мужского монастыря (первоначально
Преображенский, основан в 1616), включающий
Троицкий собор (1709-15), Петропавловскую церковь
(1755, ныне Музей истории города), 2-х этажные
настоятельские покои (1739), высокие каменные стены
(1741). Знаменский собор (1786), церковь Михаила
Малеина (конец 18 в.), Всехвятская церковь-часовня
(1838) и др. Среди общественных сооружений
выделяются здания бывшего коммерческого училища
(1910-14), Гостиного двора (1835-38) и Городской управы
(первая четверть 19 в., ныне Областной
краеведческий музей), почтовой конторы (1800-е гг.) и
др. Промышленный рост Тюмени в 19 в., отрезавший
жилую застройку от берегов Туры, предопределил
линейный характер развития города в 20 в. в
направление западных окраин и особенно на
юго-восток, к железной дороге, где находятся
основные кварталы современной жилой застройки. В
25 км к югу от Тюмени – бальнеогрязевый курорт
Большой Тараскуль.

История:
Тюмень – первый русский город в Сибири.
Основан как острог в 1586 воеводами И. Мясиным и В.Б.
Сукиным в устье р. Тюменка (приток Туры), на месте
возникшего в 14 в. татарского города Чимги-Тура,
взятого Ермаком в 1581. С 17 в. важный транспортный
транзитный пункт на торговом пути из Сибири в
Китай, значительный ремесленный центр. Были
развиты кузнечное дело, литьё дорожных
колокольчиков, выделка кож, мыловарение. С 1709 в
составе Сибирской губернии, с 1782 уездный город
Тобольского наместничества (с 1796 губерния). К
началу 19 в. Тюмень – значительный центр
обрабатывающей промышленности Западной Сибири
(ведущая отрасль – кожевенная). Экономическое
значение Тюмени ещё более возросло в 1840-е гг. с
открытием в Сибири речного пароходства (в 1838 в
Тюмени был построен первый в Сибири пароход) и с
постройкой в 1885 железной дороги Екатеринбург –
Тюмень. Во второй половине 19 в. в городе получили
широкое развитие судостроение, лесная и рыбная
промышленность, ковроткацкое производство.
Тюмень была крупным торгово-финансовым центром
Западной Сибири, здесь ежегодно проходила летняя
ярмарка, одна из крупнейших в Сибири. В 19 в. Тюмень
стала перевалочным пунктом для переселенцев и
ссыльных (в городе находился приказ о ссыльных,
регистрировавший и распределявший их по Сибири).
С 1934 центр Обь-Иртышской области. С 1944 – Тюменской
области.
г.
Ялуторовск, Тюменская обл.
Герб Ялуторовска Город областного подчинения,
райцентр (Ялуторовский район).
Основан: в 1639, статус города с 1782.
Координаты: 56-40 с.ш., 66-18 в.д.
Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р.
Тобол (приток Иртыша).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 52 кв. км.
Население: 13,6 тыс. (1939); 20,2 тыс. (1959);
36,8 тыс. (1989); 37,0 тыс. (1998); 36,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
2212 км
Транссиба:
станция Ялуторовск,
южная сторона (с 1913). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1983, пост. ток.Экономика: ПО молочно-консервной
промышленности, мясокомбинат. Заводы: по ремонту
сельскохозяйственных машин, лесопильный,
железобетонных изделий.Культура и музеи:
Музей декабристов (в доме, где жил М.М.
Муравьёв-Апостол).
История:
Основан в 1639 как острог Ялуторовский (позднее
слобода) на месте татарского городища Явлу-Тур. В
1782 слобода преобразована в уездный город
Ялуторовск Тобольского наместничества (с 1796 –
губернии). В 19 в. был местом политической ссылки.
г.
Заводоуковск, Тюменская обл.
Герб Заводоууковска Город областного подчинения,
райцентр (Заводоуковский район).
Основан: в 1729, поселок городского
типа с 1941, статус города с 1960.
Координаты: 56-29 с.ш., 66-32 в.д.
Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р.
Тобол (приток Иртыша).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 21 кв. км.
Население: 8,7 тыс. (1959); 25,8 тыс. (1989);
26,8 тыс. (1998); 25 тыс. (2006).
Переименования: Уковская (1729-1787),
Заводоуковское (1787-1941).
2236 км
Транссиба:
станция Заводоуковская,
южная сторона (с 1913). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1983, пост. ток.Экономика: Машиностроительный завод
“Тюменсельмаш”, мехлесхоз, швейная фабрика.Архитектура
и достопримечательности:
Близ
Заводоуковска – источники термальных
минеральных вод (водолечебница).
История:
Известен с 1729 как деревня Уковская. С 1787
волостное село Заводоуковское. В начале 1900-х гг.
при строительстве железной дороги Тюмень – Омск
возникла станция Заводоуковская (были построены
вокзал, казармы для рабочих). С 1941 рабочий
посёлок. Город с 1960.
пос. Омутинский,
Тюменская обл.
Поселок городского типа (1959), райцентр
(Омутинский район).
Находится на р. Вагай.
Поясное время: +2 от московского.
2306 км Транссиба:
станция Омутинская, северная сторона (с 1913). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1984, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
пос. Голышманово,
Тюменская обл.
Поселок городского типа (1948), райцентр
(Голышмановский район).
Поясное время: +2 от московского.
2350 км Транссиба:
станция Голышманово, северная сторона (с 1913). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1984, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
г. Ишим,
Тюменская обл.
Герб Ишима Город областного подчинения,
райцентр (Ишимский район).
Основан: в 1687, статус города с 1782.
Координаты: 56-11 с.ш., 69-28 в.д.
Расположен в Западной Сибири, на левом берегу р.
Ишим (приток Иртыша).
Поясное время: +2 от московского.
Площадь города: 65 кв. км.
Население: 31 тыс. (1939); 47,8 тыс. (1959);
66,3 тыс. (1989); 63,2 тыс. (1998); 64,8 тыс. (2006).
Переименования: Коркина слобода
(1687-1782).
2428 км
Транссиба:
станция Ишим,
южная сторона (с 1913). Свердловская
ж-д
.
Электрифицирована в 1984, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.Экономика: Заводы: машиностроительный
(производство тракторных прицепов),
“Ишимсельмаш” (сеялки, автокары и др.),
механический (ремонт железнодорожного
транспорта, производство запчастей к
тепловозам). Фабрики: обувная, швейная, мебельная.
Предприятия пищевой промышленности:
маслосыркомбинат, мясокомбинат, пивоваренный
завод. Производство стройматериалов. В Ишимском
районе выращивают пшеницу, рожь, овёс, просо,
гречиху. Животноводство мясо-молочного
направления. Месторождения кирпичных глин.Наука,
образование:
Педагогический институт.Архитектура и достопримечательности: Богоявленский
собор (1793). В Ишимском районе памятник природы –
Синицинский бор (лесной массив с участками
реликтового леса и редкими видами растений, в т.ч.
папоротников). В 12 км от Ишима, в селе Ершово
(бывшее Безруково) родился русский писатель П.П.
Ершов.
История:
Известен с 1687 как Коркина слобода. Город Ишим с
1782. В 19 в. ежегодно проходила Никольская ярмарка,
одна из крупнейших в Западной Сибири.