Главная Железные дороги Транссиба

Железные дороги Транссиба

Здесь вы найдете характеристики административных единиц – железных дорог МПС РФ, которые расположены в зоне влияния Транссибирской магистрали: как главного пассажирского, так и Южно-Уральского хода; включена также Сахалинская ж.д. Характеристика краткая и дается по следующей схеме: структура, управление дороги, местонахождение, создание, эксплуатационная длина, границы с другими ж.д., основные станции, награды. Всего приведено 12 из 17 ныне существующих железных дорог на территории России. Далее даются границы железных дорог на главном ходе Транссиба, а после этого – нестандартные участки и список грузовых обходов.

Железные дороги в зоне влияния Транссиба (административно)

Границы железных дорог по главному ходу Транссиба

Нестандартные участки и грузовые обходы

Московская ж.д. (Москва)
Северная ж.д. (Ярославль)
Горьковская ж.д. (Нижний Новгород)
Свердловская ж.д. (Екатеринбург)
Западно-Сибирская ж.д. (Новосибирск)
Красноярская ж.д. (Красноярск)
Восточно-Сибирская ж.д. (Иркутск)
Забайкальская ж.д. (Чита)
Дальневосточная ж.д. (Хабаровск)
Куйбышевская ж.д. (Самара)
Южно-Уральская ж.д. (Челябинск)
Сахалинская ж.д. (Южно-Сахалинск)

Железные дороги Транссиба (административно)

1. Московская ж.д. (Москва)

Структура: 8 отделений – Брянское, Курско-Орловское, Московское, Павелецкое, Смоленское, Тульское, Московско-Калужское, Московско-Рязанское.
Управление дороги: г. Москва.
Местонахождение: на территории Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Курской, Брянской, на части территории Белгородской, Владимирской, Пензенской, Липецкой областей и Мордовии.
Создание: в 1959 в результате объединения нескольких железных дорог (Московско-Рязанской, Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Калининской, Московско-Киевской и Северной).
Эксплуатационная длина: 9281 км, в т. ч. электрифицированных 4311 км (1990). Граничит с Октябрьской, Белорусской, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Горьковской, Северной ж. д.
Основные станции: Московский ж.-д. узел с пассажирскими, грузовыми и сортировочными станциями; узловые станции на пересечении Большой Московской Окружной железной дороги (БМО) с радиальными направлениями, в т. ч. крупнейшие сортировочные ст. Орехово-Зуево и Бекасово, а также ж.-д. узлы Тула, Орёл, Курск, Узловая, Ожерелье, Рыбное, Брянск, Сухиничи, Вязьма, Смоленск, Унеча, Льгов, Калуга, Фаянсовая, Ряжск, Павелец-Тульский.
Дорога награждена орденом Ленина (1966).

2. Северная ж.д.

Структура: 6 отделений – Ярославское, Вологодское, Сольвычегодское, Архангельское, Сосногорское, Воркутинское.
Управление дороги: г. Ярославль.
Местонахождение: на Севере и Северо-Востоке России, на территории Полярного Урала и в северной части бассейна р. Оби в Западной Сибири.
Создание: в 1959 в результате слияния Ярославской, Северной и Печорской ж. д.
Эксплуатационная длина: 6050 км, в т.ч. электрифицированных 1320 км (1990). Граничит с Московской, Октябрьской и Горьковской ж. д.
Основные станции: Ярославль-Главный, Лоста, Сольвычегодск, Шарья, Архангельск-Город; важнейшие грузовые станции –   Череповец, Новоярославская, Инта, Воркута.

3. Горьковская ж.д.

Структура: 3 отделения – Горьковское, Ижевское, Казанское.
Управление дороги: г. Нижний Новгород.
Местонахождение: на территории Нижегородской, Владимирской, Кировской областей, частично на территории Мордовии, Татарии, Марий Эл, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, Рязанской, Пермской, Свердловской, Ульяновской областей.
Создание: в 1961 в результате слияния Горьковской и Казанской ж. д., в состав к-рых ранее входили старейшие ж. д.: Московско-Нижегородская, Московско-Казанская, Вятско-Двинская и Северная.
Эксплуатационная длина: 5733 км, в т.ч. электрифицированных ? км (1988). Граничит с Московской, Свердловской, Северной, Куйбышевской ж. д.
Основные станции: Владимир, Новки, Ковров, Нижний Новгород-Сортировочный, Котельнич, Лянгасово, Киров, Муром, Арзамас, Красный Узел, Канат, Свияжск, Зелёный Дол, Юдино, Агрыз, Армязь, Балезино.
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971).

4. Свердловская ж.д.

Структура: 6 отделений – Пермское, Свердловское, Нижнетагильское, Серовское, Тюменское, Сургутское.
Управление дороги: г. Екатеринбург.
Местонахождение: на территории Северо-Западного, Среднего Урала и Удмуртии.
Создание: в 1953 в результате слияния Пермской и Свердловской ж. д.
Эксплуатационная длина: 7147 км, в т.ч. электрифицированных 3654 км (1990). Граничит с Горьковской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской ж. д.
Основные станции: Екатеринбург-Сортировочный, Пермь-Сортировочная, Войновка, Богданович, Смычка, Чусовская, Егоршино, Серов.
Дорога награждена орденами Ленина (1978) и Октябрьской Революции (1989).

5. Западно-Сибирская ж.д.

Структура: 4 отделения – Омское, Новосибирское, Алтайское, Кемеровское.
Управление дороги: г. Новосибирск.
Местонахождение: на территории Кемеровской, Томской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского края и частично Кокчетавской и Павлодарской областей Казахстана.
Создание: в 1961 в результате объединения Омской и Томской ж. д., в 1997 присоединена Кемеровская ж. д.
Эксплуатационная длина: 6181 км, в т.ч. электрифицированных свыше 3000 км (1990). Граничит с Южно-Уральской, Свердловской, Красноярской ж. д, а также Казахстанскими ж. д.
Основные станции: Омск, Комбинатская, Барабинск, Новосибирск, Барнаул, Томск, Тайга, Юрга, Топки, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Артышта, Новокузнецк, важнейшие грузовые – Входная, Московка, Инская, Алтайская, Тайга, Кемерово-Сортировочное, Топки.
Дорога награждена орденом Ленина (1966).

6. Красноярская ж.д.

Структура: 2 отделения – Абаканское и Красноярское.
Управление дороги: г. Красноярск.
Местонахождение: на юге Красноярского края, в Хакассии, частично на территории Кемеровской и Иркутской областей.
Создание: в 1936 в результате выделения из состава Восточно-Сибирской ж.д. (за исключением 1961 – 1979 г.).
Эксплуатационная длина: 3167 км, в т.ч. электрифицированных свыше 1000 км (1990). Граничит с Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской ж. д.
Основные станции: Красноярск, Ачинск, Абакан, Канск, Мариинск, Иланская, важнейшая грузовая: Красноярск-Восточный.

7. Восточно-Сибирская ж.д. [карта]

Структура: 2 отделения – Восточно-Сибирское и Северобайкальское.
Управление дороги: г. Иркутск.
Местонахождение: на территории Иркутской и Читинской областей, а также Бурятии.
Создание: в 1934 в результате выделения из состава Томской ж.д.
Эксплуатационная длина: 3728 км, в т.ч. электрифицированных свыше 3200 км (1998). Граничит с Красноярской, Забайкальской и Дальневосточной ж. д.
Основные станции: Тайшет, Зима, Нижнеудинск, Черемхово, Коршуниха, Китой-Комбинатская, Суховская, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Лена, Братск, Северобайкальск.
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976).

8. Забайкальская ж.д. [карта]

Структура: 3 отделения – Читинское, Могочинское и Сковородинское.
Управление дороги: г. Чита.
Местонахождение: на территории Читинской и Амурской областей.
Создание: в 1959 в результате объединения Амурской и Забайкальской ж. д.
Эксплуатационная длина: 3436 км, в т.ч. электрифицированных 2296 км (1998). Граничит с Восточно-Сибирской и Дальневосточной ж. д.
Основные станции: Петровский Завод, Чита, Карымская, Забайкальск, Шилка, Чернышевск, Зилово, Могоча, Ерофей Павлович, Уруша, Сковородино, Магдагачи, Шимановская, Белогорск, Завитая.
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976).

9. Дальневосточная ж.д. [карта]

Структура: 4 отделения – Хабаровское, Владивостокское, Комсомольское и Тындинское.
Управление дороги: г. Хабаровск.
Местонахождение: на территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и республики Саха-Якутия.
Создание: в 1936 в результате разукрупнения Уссурийской ж. д.
Эксплуатационная длина: 6003 км, в т.ч. электрифицированных свыше 1300 км (1998). Граничит с Восточно-Сибирской и Забайкальской ж. д.
Основные станции: Архара, Беркакит, Бикин, Бира, Биробиджан-1, Владивосток, Высокогорная, Вяземская, Комсомольск-на-Амуре, Новый Ургал, Ружино, Советская Гавань, Тихоокеанская, Тында, Уссурийск, Февральск, Хабаровск-1, важнейшие грузовые: Находка-Восточная, Хабаровск-2, Комсомольск-Сортировочный, Первая Речка, Ванино.
Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

10. Куйбышевская ж.д.

Структура: 5 отделений – Рузаевское, Пензенское, Ульяновское, Куйбышевское, Башкирское.
Управление дороги: г. Самара.
Местонахождение: на территории Татарии, Башкирии, Мордовии, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Оренбургской и Челябинской областей.
Создание: в 1936 из Самаро-Златоустовской ж. д. и ряда участков Московско-Казанской ж. д. образована ж. д. им. В. В. Куйбышева, с мая 1953 — указанное название.
Эксплуатационная длина: 4835 км, в т.ч. электрифицированных ? км (1990). Граничит с Московской, Юго-Восточной, Горьковской, Южно-Уральской, Приволжской ж. д. и Казахстанскими ж. д.
Основные станции: Пенза-2, Пенза-3, Рузаевка, Кинель, Сызрань-1, Октябрьск, Самара, Дема, Уфа, Ульяновск-Центральный, Тольятти.
Дорога награждена орденом Ленина (1971).

11. Южно-Уральская ж.д.

Структура: 6 отделений – Курганское, Челябинское, Петропавловское, Златоустовское, Картальское, Оренбургское.
Управление дороги: г. Челябинск.
Местонахождение: на территории Башкирии, Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, части Куйбышевской и Свердловской областей России и Казахстана.
Создание: в 1934 в результате разделения Пермской ж. д.
Эксплуатационная длина: 4935 км, в т.ч. электрифицированных ? км (1990). Граничит со Свердловской, Западно-Сибирской, Куйбышевской ж. д. и Казахстанскими ж. д.
Основные станции: Челябинск, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш.
Дорога награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

12. Сахалинская ж.д.

Структура: безотделенческая.
Управление дороги: г. Южно-Сахалинск.
Местонахождение: на территории острова Сахалин.
Создание: в 1992 в результате выделения из Дальневосточной ж. д.
Эксплуатационная длина: 1072 км, колея 1067 мм. Граничит с Дальневосточной ж.д. паромной переправой Ванино – Холмск.
Основные станции: Корсаков, Холмск, Южно-Сахалинск.

Границы железных дорог по главному ходу Транссиба

1. Московская ж.д., 0 – 112 км: Москва – Александров-1
2. Северная ж.д., 113 – 817 км: оп Мошнино – Ярославль-Гл. – Данилов – Буй – Шарья – Свеча
3. Горьковская ж.д., 818 – 1223 км: оп Юма – Котельнич-1 – Киров – Балезино – оп 1217 км
4. Свердловская ж.д., 1224 – 2561 км: Чепца – Пермь-2 – Екатеринбург – Камышлов – Тюмень – Ишим – оп 2557 км
5. Западно-Сибирская ж.д., 2562 – 3712 км: Называевская – Омск – Барабинск – Новосибирск – Тайга – оп 3704 км (в 1997 г. присоединена Кемеровская ж.д.)
6. Красноярская ж.д., 3713 – 4489 км: Мариинск – Ачинск-1 – Красноярск – Иланская – оп Новониколаевский
7. Восточно-Сибирская ж.д., 4490 – 5783 км: Юрты – Тайшет – Зима – Иркутск – Слюдянка-1 – Улан-Удэ – оп 5780 км
8. Забайкальская ж.д., 5784 – 8077 км: Петровский Завод – Чита-2 – Шилка – Чернышевск-Заб. – Могоча – Сковородино – Белогорск – Журавли
9. Дальневосточная ж.д., 8078 – 9289 км: Архара – Биробиджан – Хабаровск-1 – Вяземская – Ружино – Уссурийск – Владивосток

* Красным цветом выделены стыковые станции с соседними железными дорогами.

Нестандартные участки. Грузовые обходы.

Обычно считается, что Транссибирская магистраль на всем своем протяжении двухпутная (имея в виду главный пассажирский ход, через Екатеринбург – Киров – Буй – Ярославль). Почти везде это так, но все-таки есть и исключения из этого правила: как минимум 6 участков, где она трехпутная, 4 четырехпутных участка и 5 участков, где магистраль однопутная. Многопутные вставки находятся в основном там, где имеется интенсивное грузовое или пригородное движение электропоездов, а у однопутных вставок (кроме одной) имеются альтернативные грузовые обходы. Вот они по состоянию на середину 2006 года:
Четырехпутные участки: Москва-Ярославская – Мытищи (18 км), Екатеринбург-Сортировочный – Екатеринбург-Пассажирский – Путевка (17 км), Батарейная – Иркутск-Сортировочный (7 км), Белогорск – Белогорск-2 (6 км).
Трехпутные участки: в районе Москвы – Мытищи – Пушкино (12 км); перед Новосибирском – Коченево – Обь (33 км); в Красноярске Енисей – Злобино (7 км); в районе Иркутска – Черемхово – Батарейная (116 км), Гончарово – Большой Луг (18 км); через Кижинский перевал – Затяжной – Кижа (21 км), через Яблоновый перевал – Тургутуй – Яблоновая (13 км).
Были разобраны до двухпутных в 90-х годах: за Иркутском – Большой Луг – Рассоха (6 км); Кижа – Петровский Завод (19 км).
Однопутные участки: Ост. пункт 361 км – Буй (88 км), Чухломинский – Ломовская (3 км), Киров – Поздино (12 км), Левая Обь – Правая Обь (2 км), Хор – Хака (6 км).
Так что не менее 111 км главного хода Транссиба – однопутная дорога, 220 км – трехпутка, а 48 км – даже четырехпутная дорога!

Грузовые обходы.

1. Обход Кирова: Лянгасово – Поздино (16 км). Короче главного хода на 10 км.
2. Обход Свердловского узла: Хрустальная – Решеты – Седельниково – Арамиль – Косулино (77 км). Длиннее главного хода на 14 км.
3. Обход Омска: Иртышский мост – Московка (16 км), по южной окраине города. Длиннее главного хода на 2 км.
4. Чикское разветвление: западнее станции Чик третий путь отходит от остальных до 1 км.
5. Обход Новосибирска: Обь – Клещиха – Инская – Жеребцово – Сокур (66 км). Длиннее главного хода на 13 км.
6. Обход Красноярска: Бугач – Красноярск-Северный – Зыково (41 км).  Длиннее главного хода на 2 км.
7. Обход Тайшета: пройдет с юга. Строится.
8. Обход Иркутска: Иркутск-Сортировочный – Гончарово (21 км). Короче главного хода на 6 км.
9. Облученское разветвление: западнее станции Облучье на протяжении 2 км чётная и нечётная линии описывают петли разного радиуса, отдаляясь друг от друга примерно на 1 км. Нечётное направление на 2 км длиннее.
10. Обход Амурского моста в районе Хабаровска: Покровский – тоннель под Амуром – 8520 км. Длиннее главного хода на 1 км. Используется также для нечётных пассажирских поездов.
11. Обход Хорского моста: Кия – Аскан – Подхоренок (16 км). Равен главному ходу по километражу. Используется также для нечётных пассажирских поездов.
12. Бикинское разветвление: южнее Бикина на протяжении 6 км чётная и нечётная линии проходят по разным берегам реки Бикин. Равны по километражу.
13. Обход Дальнереченска: Эбергард – Дальнереченск-2 – Лазо (32 км). Длиннее главного хода на 8 км.
14. Обход Уссурийского моста: Ружино – Лесозаводск-2 – пост 1634 км (13 км). Длиннее главного хода на 1 км. Используется также для нечётных пассажирских поездов.

Если вы знаете еще нестандартные участки Транссиба, напишите нам, пожалуйста.