Европейская Россия
В разделе – 13 городов и 9 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в европейской части России – от Ростова в Ярославской области и до западной границы Уральского региона – поселка Кез в Удмуртии. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.
Населенные пункты: г. Ростов, г. Ярославль, г. Данилов, г. Любим, г. Буй, г. Галич, пгт. Антропово, г. Нея, г. Мантурово, г. Шарья, пгт. Поназырево, пгт. Ленинское, пгт. Свеча, г. Котельнич, пгт. Оричи, г. Киров, г. Зуевка, пгт. Фалёнки, пгт. Яр, г. Глазов, пгт. Балезино, пгт. Кез.
г. Ростов, Ярославская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Ростовский район). Основан: в 862, статус города с 1777. Координаты: 57-13 с.ш., 39-23 в.д. Расположен на низменном северо-западном берегу озера Неро. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 31 кв. км. Население: 20 тыс. (1926); 29,2 тыс. (1959); 35,7 тыс. (1989); 35,7 тыс. (2000); 33,2 тыс. (2006). Переименования: Ростов Великий (XII-XVII в.в.). |
||||
224 км Транссиба: станция Ростов-Ярославский, южная сторона (с 1870). Северная ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток.Экономика: Агрегатный завод, льнопрядильная фабрика “Рольма”. Кофецикорная фабрика и паточный завод (возникли в 1870-90-х гг.; в 1920-х гг. реконструированы). Фабрика миниатюрной живописи по эмали “Ростовская финифть” (преимущественно ювелирные изделия и сувениры; промысел известен со второй половины 20 в., изготовлялись в основном украшения для церковной утвари). Входит в Золотое кольцо России. Крупный центр международного туризма.Культура и музеи: Ростовско-Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.Архитектура и достопримечательности: Архитектурные памятники: ансамбль Ростовского Кремля со стенами и башнями (1670-83) включает в себя постройки надвратные церкви Воскресения Христова (1670), Иоанна Богослова (1683), церковь Спаса на Сенях (1675), Одигитрии (1692-93), двухэтажные “Красная палата” (1670-е) и “Белая палата” (около 1675), а также “Княжьи терема” (16-17 вв.), трехэтажный Самуилов корпус (17 в.), Иерархский корпус (17 в.), вдоль крепостных стен сгруппированы административные и хозяйственные постройки. Соборная площадь: Успенский собор (1589), фрески (1659 и 1669-71), ярославско-костромские мастера Севастьян Дмитриев, Иосиф Владимиров, Дмитрий Григорьев, Гурий Никитин, Сила Саввин, Василий и Константин Афанасьевы, Иван и Федор Карповы. В соборе резной иконостас, захоронения ростовских князей и митрополитов, четырехглавая звонница (1682-87). Ростов славен колокольными звонами. При Ионе Сысоевиче отлито 13 колоколов. Самый большой – “Сысой” отлит в 1687 мастером Федором Терентьевым и весит около 2 тыс. пудов. Ростовские звоны имели свои специальные названия. Памятники в городе: церкви Григория Богослова (1670-80), Спаса на Торгу (17 в.), Вознесения (1566), Толгской Богоматери (1761), Косьмы и Дамиана (1778), Николы на Всполье (1813). Монастырские комплексы: Рождественский монастырь (17-19 вв.), самый древний монастырь Северо-Восточной Руси Авраамиевский (16-19 вв.), Яковлевский (17-19 вв.). В городе сохранилась застройка радиальных и окружных улиц. Жилые деревянные двухэтажные дома 19 в. с фронтонами и балконами в стиле русского классицизма памятники гражданской архитектуры, Мытный и Гостиный дворы (1830-е гг.). В 1883 в Белой палате, а затем в Княжьих теремах был открыт Музей церковных древностей. Ростово-Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. |
||||
История: Ростов – родина овощеводства Северо-Восточной Руси. Первое упоминание в 862 в “Повести временных лет”. В 10 в. один из центров (наряду с Суздалем) Ростово-Суздальской земли. В 988 в Ростове княжил Ярослав Мудрый. При князе Константине Всеволодовиче (1186-1219) город пережил особый расцвет политической и культурной жизни. Один из центров Ростово-Суздальской земли. В 11 – начале 13 вв. входил во Владимиро-Суздальское княжество, наивысшего расцвета достиг при князе Константине Всеволодовиче (1186-1219). С 1207 столица Ростовского княжества. В 1237 был взят моголо-татарами. Один из центров летописания. В 1474 окончательно вошёл в состав Московского государства, а в 16 в. Иван IV взял этот город в “опричнину”. В 12-17 вв. назывался Ростов Великий. С 15 в. крупный религиозный центр. В 1589-1788 Ростов – резиденция ростовских митрополитов. В 1602 Ростов подвергся разграблению польскими отрядами. В конце 17 в. при митрополите Ионе Сысоевиче была возведена резиденция Ростовских митрополитов (Ростовский Кремль). Город с 1777. С 1796 Ростов уездный город Ярославской губернии. С 18 в. крупный торгово-ярмарочный центр.Во второй половине 18 века в Ростове возникает художественный промысел финифти, по своей технике относящийся к эмали живописной, то есть к миниатюрной живописи по эмали. В первой половине 19 в. ростовская ярмарка была третьей в России (после Нижегородской и Ирбитской). С 1970 Ростов – город-заповедник. |
г. Ярославль |
||||
Центр Ярославской области РФ и Ярославского района. Основан: в 1010. 6 городских районов. Координаты: 57-41 с.ш., 39-46 в.д. Город расположен на р. Волга. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 207 кв. км. Население: 309 тыс. (1939); 407 тыс. (1959); 632,9 тыс. (1989); 616,7 тыс. (2000); 603,7 тыс. (2000). Переименования: не было. Средние температуры: январь -11, апрель +3, июль +17, октябрь +3 |
||||
282 км Транссиба: вокзал Ярославль-Главный, южная сторона (с 1898). Северная ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток. Управление Северной ж-д. Пассажирские станции в черте города: Полянки, Приволжье, Филино, Ярославль, Которосль, Дунайка, Молот. Узел железных дорог (4 направления – на Москву, Рыбинск, Данилов, Кострому). Трамвай, троллейбус. Порт на р. Волга.Экономика: Ведущие отрасли: машиностроение, химическая и нефтехимическая, нефтеперерабатывающая. АО “Ярославский моторный завод” (дизельные двигатели), АО “Ярославский шинный завод”, АО “Лакокраска” (лаки, краски, эмали, синтетические смолы), АО “СК Премьер” (синтетический каучук), ПО “Ярославльнефтеоргсинтез”. Заводы: электромашиностроительный, “Машприбор”, деревообрабатывающего оборудования, холодильных машин, полимерного машиностроения и др. Предприятия пищевой промышленности и по производству стройматериалов.Наука, образование: Университет. Медицинская академия. Институты: педагогический, сельскохозяйственный, политехнический. Высшее театральное училище. Филиалы заочных институтов: финансово-экономического и инженеров ж.д. транспорта.Культура и музеи: Театры: драматический, юного зрителя, кукол. Историко-архитектурный музей-заповедник, художественный музей, Дом-музей белорусского поэта М.А. Богдановича (жил в Ярославле). Архитектура и достопримечательности: Архитектурный |
||||
История: Основан около 1010 князем Ярославом Мудрым как крепость при слиянии реки Которосль с Волгой. Имел задачей охрану пути от Волги к Ростову. Впервые упоминается в 1071. В 11-12 вв. пограничный город Ростово-Суздальского княжества. С 1218 столица Ярославского княжества. С 1463 в составе Московского Великого княжества. В период борьбы против польской интервенции в 1612 в Ярославле находилось Народное ополчение под руководством К.М. Минина и Д.М. Пожарского. В 17 в. Ярославль – крупный торговый (хлеб, лён, рыба) и ремесленный центр (существовали кожевенные и полотняные мастерские). Через Ярославль шла сухопутная дорога из Москвы в Архангельск. После пожара 1658, когда сгорели почти все деревянные строения, разворачивается каменное строительство. Ко второй половине 17 в. в Ярославле сложились самобытные школы каменного зодчества и настенных росписей. В 1722 по указу Петра I началось создание Ярославской большой мануфактуры. В 18 в. Ярославль стал значительным промышленным центром. С 1708 Ярославль входил в Петербургскую губернию, с 1719 центр провинции той же губернии, с 1727 в Московской области. С 1777 центр Ярославского наместничества (с 1796 губернии). В 1750 в Ярославле актёр Ф.Г. Волков основал первый в России профессиональный театр. В 1870-98 Ярославль был связан железной дорогой с Москвой, Вологдой, Костромой, Петербургом. С 1936 центр Ярославской области. |
г. Данилов, Ярославская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Даниловский район). Основан: в конце XVI в., статус города с 1777. Координаты: 58-11 с.ш., 40-13 в.д. Расположен в центре Даниловской возвышенности, на р. Пеленда. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 12 кв. км. Население: 16,9 тыс. (1959); 18,8 тыс. (1989); 18,1 тыс. (2000); 16,6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
356 км Транссиба: станция Данилов, северная сторона (с 1872). Северная ж-д. Стык постоянного и переменного токов. Электрифицирована в 1962, пост. ток; в 1968, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел железных дорог (3 направления – на Ярославль, Буй, Вологду).Экономика: Заводы: деревообрабатывающих станков, маслосыродельный, хлебозавод; птицефабрика, швейная фабрика, промкомбинат. В Даниловском районе выращивают пшеницу, рожь, овёс, ячмень, лён, картофель. Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Месторождения минеральных вод.Архитектура и достопримечательности: Собор Казанской Богоматери. |
||||
История: Основан в середине 13 в. как село Даниловское младшим сыном Александра Невского Даниилом. Впервые упоминается в конце 16 в. как Даниловская слобода. Город с 1777. |
г. Любим, Ярославская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Любимский район). Основан: в 1546, статус города с 1777. Координаты: 58-22 с.ш., 40-39 в.д. Расположен при впадении р. Уча в р. Обнора (приток Костромы). Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 7 кв. км. Население: 3,7 тыс. (1926); 7,6 тыс. (1959); 7,1 тыс. (1959); 6,4 тыс. (2000); 6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
393 км Транссиба: станция Любим, северная сторона (с 1918). Северная ж-д. Электрифицирована в 1968, перем. ток.Экономика: Предприятия лесной и местной промышленности, мясокомбинат. |
||||
История: Основан в 1546. Город с 1777. |
||||
г. Буй, Костромская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Буйский район). Основан: в 1536, статус города с 1778. Подчиненный поселок: Чистые Боры. Координаты: 58-29 с.ш., 41-31 в.д. Расположен в Верхнем Заволжье, на р. Кострома (пристань), при впадении р. Векса. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 25 кв. км. Население: 27,2 тыс. (1959); 32,7 тыс. (1989); 28,8 тыс. (2000); 26,2 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -12, апрель +3, июль +17, октябрь +3 |
||||
449 км Транссиба: станция Буй, северная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1968, перем. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Данилов, Киров, Вологду).Экономика: Заводы: химический, полупроводниковых приборов, лесопильный. Фабрики: швейная, мебельная, льнозавод. Предприятия пищевой промышленности.Культура и музеи: Краеведческий музей. |
||||
История: Основан в 1536 в виде укреплённого пункта. В 1587 в Буй были сосланы князья Василий и Александр Шуйские. |
г. Галич, Костромская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Галичский район). Основан: в 1238, статус города с 1778. Координаты: 58-20 с.ш., 42-23 в.д. Расположен на окраине Галичско-Чухломской возвышенности, на юго-восточном берегу Галичского озера. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 17 кв. км. Население: 8,9 тыс. (1926); 16,1 тыс. (1959); 21,6 тыс. (1989); 20,2 тыс. (2000); 18,2 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
500 км Транссиба: станция Галич, северная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1968, перем. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Буй, Киров, Кострому).Экономика: ПО “Металлист”. Заводы: автокрановый, кожевенный, льнозавод. Фабрики: мебельная, обувная, швейная. Мясокомбинат, маслосыродельный завод. Леспромхозы. В Галичском районе – лесозаготовки. В Галичском озере – большие запасы иловых отложений (сапропель).Культура и музеи: Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Спасо-Преображенский собор (1815), Преображенская церковь (1774), Введенская церковь, здание бывших торговых рядов (1825) и др. У южной окраины Галича – Паисиев монастырь (основан в 14 в.). |
||||
История: Впервые упоминается в 1238 как Галич Мерьский. Имел мощные земляные укрепления. В 13 в. центр Галицкого княжества. В 1363 присоединён к Московскому княжеству. В 1427 выдержал месячную осаду казанских татар. В 16 в. центр торговли Костромской земли. |
пос. Антропово, Костромская обл. |
|||
Поселок городского типа (1970), райцентр (Антроповский район). Поясное время: 0 от московского. |
|||
546 км Транссиба: станция Антропово, южная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1968, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Нея, Костромская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Нейский район). Основан: в 1906, статус города с 1958. Координаты: 58-16 с.ш., 43-47 в.д. Город расположен в Заволжье, на правом берегу р. Нея. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 16 кв. км. Население: 8,9 тыс. (1939); 13,4 тыс. (1959); 13,3 тыс. (1989); 12 тыс. (2000); 11 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
598 км Транссиба: станция Нея, северная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1969, перем. ток.Экономика: Предприятия лесопильно-деревообрабатывающей промышленности – АО “Неялес”, АО “Агролес”, мехлесхоз. Предприятия лёгкой, пищевой промышленности. В Нейском районе выращивают рожь, овёс, пшеницу, картофель. Разводят крупный рогатый скот, свиней.Культура и музеи: Краеведческий музей. |
||||
История: Город с 1958. Вырос из пристанционного посёлка. |
||||
г. Мантурово, Костромская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Мантуровский район). Основан: в 1617, статус города с 1958. Координаты: 58-20 с.ш., 44-43 в.д. Город расположен в Заволжье, пристань на р. Унжа (приток Волги). Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 16 кв. км. Население: 16,3 тыс. (1959); 22,4 тыс. (1989); 21,2 тыс. (2000); 18,6 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
651 км Транссиба: станция Мантурово, южная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1969, перем. ток.Экономика: АО – “Фанерный комбинат”, “Мантуроволес”, завод медицинских препаратов “Ингакамф”. Льнозавод, предприятия пищевой промышленности. В Мантуровском районе выращивают лён, картофель, зерновые культуры. Разводят преимущественно крупный рогатый скот. Месторождения горючих сланцев. |
||||
История: Впервые упоминается в 1617. Город с 1958. |
||||
г. Шарья, Костромская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Шарьинский район). Основан: в 1906, статус города с 1938. Подчиненный поселок: Ветлужский. Координаты: 58-23 с.ш., 45-39 в.д. Город расположен на р. Ветлуга (приток Волги). Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 26 кв. км. Население: 14,3 тыс. (1926); 22,3 тыс. (1959); 27 тыс. (1989); 26,5 тыс. (2000); 24,8 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -13, апрель +3, июль +17, октябрь +2 |
||||
699 км Транссиба: станция Шарья, северная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1969, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов.Экономика: Шарья – один из центров лесной и деревообрабатывающей промышленности области: АО – “Шарьядрев”, “Сплавная контора”, “Шарьинский леспромхоз”, филиал АО “Костромамебель”. Заводы: железобетонных конструкций, экспериментального машиностроения (АО “Эксмаш”), швейная фабрика, молочный завод. В Шарьинском районе разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Выращивают картофель, овощи, лён-долгунец, зерновые (овёс, ячмень, рожь, пшеница) и кормовые культуры. Месторождения керамзитовых глин.Культура и музеи: Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: В селе Рождественское – бывшая усадьба Лагунина (сохранились парк и пруд). В селе Ивановское – родник Св. Варнавы. В Шарьинском районе – Сомонихинский и Михайловский (комплексный) заказники. |
||||
История: Город с 1938. |
пос. Поназырево, Костромская обл. |
|||
Поселок городского типа (1957), райцентр (Поназыревский район). Находится на р. Нея. Поясное время: 0 от московского. |
|||
746 км Транссиба: станция Поназырево, южная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1969, перем. ток. Экономика: Деревообработка, сельское хозяйство. |
|||
пос. Ленинское, Кировская обл. |
|||
Поселок городского типа (1945), райцентр (Шабалинский район). Поясное время: 0 от московского. |
|||
794 км Транссиба: станция Шабалино, северная сторона (с 1906). Северная ж-д. Электрифицирована в 1969, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
пос. Свеча, Кировская обл. |
|||
Поселок городского типа (1945), райцентр (Свечинский район). Поясное время: 0 от московского. |
|||
817 км Транссиба: станция Свеча, южная сторона (с 1906). Северная ж-д. Стыковая станция Северной и Горьковской ж.д. Электрифицирована в 1963, перем. ток. Экономика: Деревообработка, сельское хозяйство. |
|||
г. Котельнич, Кировская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Котельничский район). Основан: в 1143, статус города с 1780. Координаты: 58-18 с.ш., 48-18 в.д. Расположен в Заволжье, на высоком правом берегу р. Вятка, близ впадения в неё р. Молома. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 32 кв. км. Население: 27,6 тыс. (1959); 36,8 тыс. (1989); 31,5 тыс. (2000); 27,4 тыс. (2006). Переименования: Кокшаров (1143-1181). Средние температуры: январь -14, апрель +2, июль +18, октябрь +2 |
||||
869 км Транссиба: станция Котельнич-1, южная сторона (с 1906). Горьковская ж-д. Электрифицирована в 1963, перем. ток. Пассажирские станции в черте города: Котельнич-2. Узел железных дорог (3 направления – на Буй, Киров, Нижний Новгород). Пристань на р. Вятка.Экономика: Пищевая промышленность: АО “Маслозавод” (крупнейший в области), кондитерская фабрика “Котельничхлеб” и др. Лесные и деревообрабатывающие АО: мебельная фабрика, мачтопропиточный завод, сплавной рейд, “Нижневятсклесосплав”. Машиностроение: АО “Микрометр”, ремонтно-механический завод. Лёгкая промышленность: трикотажная фабрика. В Котельничском районе выращивают рожь, ячмень, овёс, пшеницу, лён, картофель. Разводят овец, свиней, крупный рогатый скот. Месторождения торфа, глины, известняка, гравия.Культура и музеи: Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Троицкий собор (1713), Никольская церковь (1903), бывший гостиный двор (1856). Выше по р. Молома, в селе Юрьево, – Ильинская церковь (1767) с колокольней и трапезной (середина 19 в.). В Котельниче и его окрестностях охраняются памятники природы: Нургушский заказник, дубовая роща, правый берег р. Вятка от деревни Муха до села Вишкиль (местонахождение останков ископаемых парейазавров, одно из крупнейших в мире). |
||||
История: Первое упоминание в летописях о поселении Кокшаров на месте современного города датируется 1143. Переименован в Котельнич в 1181. В общерусских летописях упоминается в 1459. В 1489 вместе с другими вятскими поселениями вошёл в состав Московского государства. Город с 1780. Развивался как купеческий город на торговом пути. В конце 19 в. в связи с развитием пароходства на Вятке роль Котельнича как торгового центра заметно уменьшилась. В 1920-30-х гг. в Котельниче развивались льнопрядильные предприятия и ремонтная база пароходства. |
пос. Оричи, Кировская обл. |
|||
Поселок городского типа (1960), райцентр (Оричевский район). Поясное время: 0 от московского. |
|||
915 км Транссиба: станция Оричи, южная сторона (с 1906). Горьковская ж-д. Электрифицирована в 1963, перем. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Киров | ||||
Центр Кировской области РФ. Основан: в 1374. 4 городских района, подчиненные поселки: Лянгасово. Координаты: 58-38 с.ш., 49-41 в.д. Расположен на берегах р. Вятка. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 705 кв. км. Население: 144 тыс. (1939); 252 тыс. (1959); 453,1 тыс. (1989); 466,2 тыс. (2000); 468,5 тыс. (2006). Переименования: Хлынов (1374-1781), Вятка (1781-1934). Средние температуры: январь -14, апрель +2, июль +18, октябрь +1 |
||||
956 км Транссиба: вокзал Киров, северная сторона (с 1899). Горьковская ж-д. Электрифицирована в 1963, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Пассажирские станции в черте города: Долгушино, Киров-Котласский, Поздино. Узел железных дорог (3 направления – на Котельнич, Пермь, Котлас). Трамвай (разобран), троллейбус. Порт на р. Вятка.Экономика: С 1940-х гг. быстрыми темпами развивались машиностроение (в т.ч. предприятия оборонной промышленности) и металлобработка. Основные предприятия: заводы – АО “Электромашзавод имени Лепсе”, “Авитек”, “Маяк”, станкостроительный, почвообрабатывающих машин, “Физприбор”, инструментальный “Крин”, строительного оборудования, электробытовых приборов, шинный, синтетических стройматериалов, обработки цветных металлов, биохимический. Комбинаты: кожевенно-обувной, кожевенно-меховой, “Искож”, текстильный, мебельный, деревообрабатывающий, мясной. Фабрики: спичечная, музыкальных инструментов.Наука, образование: Институты: педагогический, сельскохозяйственный, политехнический. Факультет Всероссийского заочного финансово-экономического института, филиал Пермского медицинского института.Культура и музеи: Театры: драматический, кукол, юного зрителя. Кировский объединённый музей: Краеведческий музей, Художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых (открыт в 1910 в здании начала 19 в., архитектор И. Дюсор де Невиль). Музеи: М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Грина (учился в Вятке), авиации и космонавтики имени К.Э. Циолковского, “Вятские художественные промыслы”. Архитектура и достопримечательности: Успенский |
||||
История: Впервые упоминается в общерусских летописях в 1374 под названием Хлынов. В конце 14 в. находился во владении суздальско-нижегородских, в начале 15 в. – галицких князей. С 1457 известен как местный центр ремёсел и торговли. К Московскому государству присоединён в 1489. С 1708 в составе Симбирской губернии, с 1727 – Казанской губернии. В 1780 было образовано Вятское наместничество. Хлынов, переименованный в Вятку стал в 1796 центром Вятской губернии. Было развито мануфактурное производство. С 1929 Вятка в составе Нижегородского края. С 1934 центр Кировского края. Переименован в Киров в 1934. С 1936 – центр Кировской области. В 1989 в его состав включён город Нововятск. |
г. Зуевка, Кировская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Зуевский район). Основан: в 1899, статус города с 1944. Координаты: 58-24 с.ш., 51-07 в.д. Город расположен в Приуралье. Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 15 кв. км. Население: 19,9 тыс. (1959); 16,1 тыс. (1989); 15,5 тыс. (2000); 12,4 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
1060 км Транссиба: станция Зуевка, южная сторона (с 1899). Горьковская ж-д. Электрифицирована в 1964, перем. ток. Экономика: Вагонное депо. Заводы: |
||||
История: Зуевка возникла после 1898 как пристанционный посёлок в связи со строительством железной дороги Пермь – Котлас. Город с 1944. Один из немногих городов на Транссибе, где сохранилось почти в первозданном виде веерное паровозное депо, хорошо видимое с поезда. |
пос. Фалёнки, Кировская обл. |
|||
Поселок городского типа (1957), райцентр (Фалёнский район). Поясное время: 0 от московского. |
|||
1092 км Транссиба: станция Фалёнки, северная сторона (с 1899). Горьковская ж-д. Электрифицирована в 1964, перем. ток. Экономика: Деревообработка, сельское хозяйство. |
|||
пос. Яр, республика Удмуртия |
|||
Поселок городского типа (1938), райцентр (Ярский район). Поясное время: 0 от московского. |
|||
1126 км Транссиба: станция Яр, северная сторона (с 1899). Горьковская ж-д. Электрифицирована в 1964, перем. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Киров, Пермь, Лесную). Экономика: Леспромхоз, льнозавод. |
|||
г. Глазов, республика Удмуртия |
||||
Город республиканского подчинения, райцентр (Глазовский район). Основан: в XVIII в., статус города с 1780. Координаты: 58-05 с.ш., 52-41 в.д. Расположен в Приуралье, на левом берегу р. Чепца (приток Вятки). Поясное время: 0 от московского. Площадь города: 69 кв. км. Население: 16 тыс. (1939); 59 тыс. (1959); 104 тыс. (1989); 106,3 тыс. (2000); 100,4 тыс. (2000). Переименования: Глазовская (до 1780). |
||||
1163 км Экономика: Машиностроение и Наука, образование: Педагогический Культура и музеи: Краеведческий музей. Архитектура и достопримечательности: В |
||||
История: Известен с 18 в. как деревня Глазовская, город с 1780. В начале 20 в. Глазов был заготовительным и торговым центром льноволокна, кудели, пакли, овса, кож. |
пос. Балезино, республика Удмуртия |
|||
Поселок городского типа (1938), райцентр (Балезинский район). Поясное время: 0 от московского. |
|||
1192 км Транссиба: станция Балезино, северная сторона (с 1899). Горьковская ж-д. Стык постоянного и переменного токов. Электрифицирована в 1961, пост. ток; в 1964, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Предприятия железнодорожного транспорта, сельское хозяйство. |
|||
пос. Кез, республика Удмуртия |
|||
Поселок городского типа (1942), райцентр (Кезский район). Поселок расположен на р. Лып. Поясное время: 0 от московского. |
|||
1245 км Транссиба: станция Кез, северная сторона (с 1899). Свердловская ж-д. Электрифицирована в 1961, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство, леспромхоз. |
|||