Главная Европейская Россия

Европейская Россия

В разделе – 13 городов и 9 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в европейской части России – от Ростова в Ярославской области и до западной границы Уральского региона – поселка Кез в Удмуртии. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.

Населенные пункты: г. Ростов, г. Ярославль, г. Данилов, г. Любим, г. Буй, г. Галич, пгт. Антропово, г. Нея, г. Мантурово, г. Шарья, пгт. Поназырево, пгт. Ленинское, пгт. Свеча, г. Котельнич, пгт. Оричиг. Киров, г. Зуевка, пгт. Фалёнки, пгт. Яр, г. Глазов, пгт. Балезино, пгт. Кез.

г. Ростов,
Ярославская обл.
Герб Ростова Город областного подчинения,
райцентр (Ростовский район).
Основан: в 862, статус города с 1777.
Координаты: 57-13 с.ш., 39-23 в.д.
Расположен на низменном северо-западном берегу
озера Неро.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 31 кв. км.
Население: 20 тыс. (1926); 29,2 тыс. (1959);
35,7 тыс. (1989); 35,7 тыс. (2000); 33,2 тыс. (2006).
Переименования: Ростов Великий
(XII-XVII в.в.).
224 км
Транссиба:
станция Ростов-Ярославский,
южная сторона (с 1870). Северная ж-д.
Электрифицирована в 1958, пост. ток.Экономика: Агрегатный завод,
льнопрядильная фабрика “Рольма”.
Кофецикорная фабрика и паточный завод (возникли
в 1870-90-х гг.; в 1920-х гг. реконструированы). Фабрика
миниатюрной живописи по эмали “Ростовская
финифть” (преимущественно ювелирные изделия и
сувениры; промысел известен со второй половины 20
в., изготовлялись в основном украшения для
церковной утвари). Входит в Золотое кольцо
России. Крупный центр международного туризма.Культура
и музеи:
Ростовско-Ярославский
историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник.Архитектура и достопримечательности: Архитектурные
памятники: ансамбль Ростовского Кремля со
стенами и башнями (1670-83) включает в себя постройки
надвратные церкви Воскресения Христова (1670),
Иоанна Богослова (1683), церковь Спаса на Сенях (1675),
Одигитрии (1692-93), двухэтажные “Красная
палата” (1670-е) и “Белая палата” (около 1675), а
также “Княжьи терема” (16-17 вв.), трехэтажный
Самуилов корпус (17 в.), Иерархский корпус (17 в.),
вдоль крепостных стен сгруппированы
административные и хозяйственные постройки.
Соборная площадь: Успенский собор (1589), фрески (1659
и 1669-71), ярославско-костромские мастера Севастьян
Дмитриев, Иосиф Владимиров, Дмитрий Григорьев,
Гурий Никитин, Сила Саввин, Василий и Константин
Афанасьевы, Иван и Федор Карповы. В соборе резной
иконостас, захоронения ростовских князей и
митрополитов, четырехглавая звонница (1682-87).
Ростов славен колокольными звонами. При Ионе
Сысоевиче отлито 13 колоколов. Самый большой –
“Сысой” отлит в 1687 мастером Федором
Терентьевым и весит около 2 тыс. пудов. Ростовские
звоны имели свои специальные названия.
Памятники в городе: церкви Григория Богослова
(1670-80), Спаса на Торгу (17 в.), Вознесения (1566),
Толгской Богоматери (1761), Косьмы и Дамиана (1778),
Николы на Всполье (1813). Монастырские комплексы:
Рождественский монастырь (17-19 вв.), самый древний
монастырь Северо-Восточной Руси Авраамиевский
(16-19 вв.), Яковлевский (17-19 вв.). В городе
сохранилась застройка радиальных и окружных
улиц. Жилые деревянные двухэтажные дома 19 в. с
фронтонами и балконами в стиле русского
классицизма памятники гражданской архитектуры,
Мытный и Гостиный дворы (1830-е гг.). В 1883 в Белой
палате, а затем в Княжьих теремах был открыт
Музей церковных древностей. Ростово-Ярославский
историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник.
История:
Ростов – родина овощеводства Северо-Восточной
Руси. Первое упоминание в 862 в “Повести
временных лет”. В 10 в. один из центров (наряду с
Суздалем) Ростово-Суздальской земли. В 988 в
Ростове княжил Ярослав Мудрый. При князе
Константине Всеволодовиче (1186-1219) город пережил
особый расцвет политической и культурной жизни.
Один из центров Ростово-Суздальской земли. В 11 –
начале 13 вв. входил во Владимиро-Суздальское
княжество, наивысшего расцвета достиг при князе
Константине Всеволодовиче (1186-1219). С 1207 столица
Ростовского княжества. В 1237 был взят
моголо-татарами. Один из центров летописания. В
1474 окончательно вошёл в состав Московского
государства, а в 16 в. Иван IV взял этот город в
“опричнину”. В 12-17 вв. назывался Ростов
Великий. С 15 в. крупный религиозный центр. В 1589-1788
Ростов – резиденция ростовских митрополитов. В 1602
Ростов подвергся разграблению польскими
отрядами. В конце 17 в. при митрополите Ионе
Сысоевиче была возведена резиденция Ростовских
митрополитов (Ростовский Кремль).  Город с 1777. С
1796 Ростов уездный город Ярославской губернии. С 18
в. крупный торгово-ярмарочный центр.Во второй
половине 18 века в Ростове возникает
художественный промысел финифти, по своей
технике относящийся к эмали живописной, то есть к
миниатюрной живописи по эмали. В первой половине
19 в. ростовская ярмарка была третьей в России
(после Нижегородской и Ирбитской). С 1970 Ростов –
город-заповедник.
г.
Ярославль
Герб Ярославля Центр Ярославской области РФ и
Ярославского района.
Основан: в 1010.
6 городских районов.
Координаты: 57-41 с.ш., 39-46 в.д. Город
расположен на р. Волга.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 207 кв. км.
Население: 309 тыс. (1939); 407 тыс. (1959);
632,9 тыс. (1989); 616,7 тыс. (2000); 603,7 тыс. (2000).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -11, апрель +3, июль +17, октябрь +3
282 км
Транссиба:
вокзал Ярославль-Главный,
южная сторона (с 1898). Северная ж-д.
Электрифицирована в 1958, пост. ток. Управление Северной ж-д.
Пассажирские станции в черте города: Полянки, Приволжье, Филино, Ярославль,
Которосль, Дунайка, Молот. Узел железных дорог (4
направления – на Москву, Рыбинск, Данилов,
Кострому).
Трамвай, троллейбус. Порт на р. Волга.Экономика: Ведущие отрасли:
машиностроение, химическая и нефтехимическая,
нефтеперерабатывающая. АО “Ярославский
моторный завод” (дизельные двигатели), АО
“Ярославский шинный завод”, АО
“Лакокраска” (лаки, краски, эмали,
синтетические смолы), АО “СК Премьер”
(синтетический каучук), ПО
“Ярославльнефтеоргсинтез”. Заводы:
электромашиностроительный, “Машприбор”,
деревообрабатывающего оборудования,
холодильных машин, полимерного машиностроения и
др. Предприятия пищевой промышленности и по
производству стройматериалов.Наука,
образование:
Университет. Медицинская
академия. Институты: педагогический,
сельскохозяйственный, политехнический. Высшее
театральное училище. Филиалы заочных институтов:
финансово-экономического и инженеров ж.д.
транспорта.Культура и музеи: Театры:
драматический, юного зрителя, кукол.
Историко-архитектурный музей-заповедник,
художественный музей, Дом-музей белорусского
поэта М.А. Богдановича (жил в Ярославле).

Архитектура и достопримечательности: Архитектурный
комплекс Стрелки (1658-68), двухэтажные Митрополичьи
палаты (1680-е гг.), церковь Тихона (1825-31), церкви
Спаса на Городу (1672) и Николы “Рубленый
город” (1695). Как и большинство древнерусских
городов, Ярославль представлял собой рубленую
деревянную крепость. В центральной части города
Спасо-Преображенский монастырь (основан в конце
12 в., постройки 16-19 вв.). В центре
радиально-кольцевая планировочная структура
города, сложившаяся еще к 17 в. Здесь церковь
Николы Надеина (1620-21), фрески (1640-41), церковь
Рождества Христова (1644), фрески (1683-84), церковь
Ильи Пророка (1647-50), фрески (1680-81), Богоявленская
церковь (1684-93), фрески (1692-93), церковь Николы
Мокрого (1665-72), фрески (1735), ансамбль Коровинской
слободы (17-18 вв.), Федоровская церковь (1687), церковь
Параскевы Пятницы на Туговой горе (1692), церковь
Иоанна Предтечи в Толчкове (1681-87), фрески (1695),
вверх по течению Волги монастырь Толгской Божьей
Матери (16-17 вв.). Гражданские памятники:
классические корпуса Присутственных мест (1786-87),
Сиротского Дома (1787), Торговые ряды (1780-90),
Гостиный Двор (1814-18), Епархиальное училище (1818),
Духовная Консистория (1815), особняк Вахрамеевых
(конец 18 в.) и др. Памятники: Н. А. Некрасову (1958), Ф.
Г. Волкову (1973), Л. Н. Трефолеву, маршалу Ф. И.
Толбухину (1972). В 15-ти км от города усадьба Н. А.
Некрасова в Карабихе (конец 18 начало 19 в.). В
Ярославле найден список “Слова о полку
Игореве”, в 1795 граф А. И. Мусин-Пушкин купил у
бывшего архимандрита Иоиля Быковского эту
рукопись. Здесь жил основатель первого в России
общедоступного национального театра актер,
драматург, режиссер Ф. Г. Волков, поэт Л. Н.
Трефолев, скульптор А. М. Опекушин, певец Л. В.
Собинов, художник А. К. Саврасов, педагог К. Д.
Ушинский, композитор С. М. Ляпунов.

История:
Основан около 1010 князем Ярославом Мудрым
как крепость при слиянии реки Которосль с Волгой.
Имел задачей охрану пути от Волги к Ростову.
Впервые упоминается в 1071. В 11-12 вв. пограничный
город Ростово-Суздальского княжества. С 1218
столица Ярославского княжества. С 1463 в составе
Московского Великого княжества. В период борьбы
против польской интервенции в 1612 в Ярославле
находилось Народное ополчение под руководством
К.М. Минина и Д.М. Пожарского. В 17 в. Ярославль –
крупный торговый (хлеб, лён, рыба) и ремесленный
центр (существовали кожевенные и полотняные
мастерские). Через Ярославль шла сухопутная
дорога из Москвы в Архангельск. После пожара 1658,
когда сгорели почти все деревянные строения,
разворачивается каменное строительство. Ко
второй половине 17 в. в Ярославле сложились
самобытные школы каменного зодчества и
настенных росписей. В 1722 по указу Петра I началось
создание Ярославской большой мануфактуры. В 18 в.
Ярославль стал значительным промышленным
центром. С 1708 Ярославль входил в Петербургскую
губернию, с 1719 центр провинции той же губернии, с
1727 в Московской области. С 1777 центр Ярославского
наместничества (с 1796 губернии). В 1750 в Ярославле
актёр Ф.Г. Волков основал первый в России
профессиональный театр. В 1870-98 Ярославль был
связан железной дорогой с Москвой, Вологдой,
Костромой, Петербургом. С 1936 центр Ярославской
области.
г. Данилов,
Ярославская обл.
Герб Данилова Город районного подчинения,
райцентр (Даниловский район).
Основан: в конце XVI в., статус
города с 1777.
Координаты: 58-11 с.ш., 40-13 в.д.
Расположен в центре Даниловской возвышенности,
на р. Пеленда.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 12 кв. км.
Население: 16,9 тыс. (1959); 18,8 тыс. (1989);
18,1 тыс. (2000); 16,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
356 км
Транссиба:
станция Данилов,
северная сторона (с 1872). Северная
ж-д
.
Стык постоянного и переменного токов.
Электрифицирована в 1962, пост. ток; в 1968, перем. ток.
Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Узел железных дорог (3 направления – на Ярославль,
Буй, Вологду).Экономика: Заводы:
деревообрабатывающих станков, маслосыродельный,
хлебозавод; птицефабрика, швейная фабрика,
промкомбинат. В Даниловском районе выращивают
пшеницу, рожь, овёс, ячмень, лён, картофель.
Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней.
Месторождения минеральных вод.Архитектура
и достопримечательности:
Собор Казанской
Богоматери.
История:
Основан в середине 13 в. как село Даниловское
младшим сыном Александра Невского Даниилом.
Впервые упоминается в конце 16 в. как Даниловская
слобода. Город с 1777.
г. Любим,
Ярославская обл.
Герб Любима Город районного подчинения,
райцентр (Любимский район).
Основан: в 1546, статус города с 1777.
Координаты: 58-22 с.ш., 40-39 в.д.
Расположен при впадении р. Уча в р. Обнора (приток
Костромы).
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 7 кв. км.
Население: 3,7 тыс. (1926); 7,6 тыс. (1959);
7,1 тыс. (1959); 6,4 тыс. (2000); 6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
393 км
Транссиба:
станция Любим,
северная сторона (с 1918). Северная
ж-д
.
Электрифицирована в 1968, перем. ток.Экономика: Предприятия лесной и местной
промышленности, мясокомбинат.
История:
Основан в 1546. Город с 1777.
г. Буй,
Костромская обл.
Герб Буя Город областного подчинения,
райцентр (Буйский район).
Основан: в 1536, статус города с 1778.
Подчиненный поселок: Чистые Боры.
Координаты: 58-29 с.ш., 41-31 в.д.
Расположен в Верхнем Заволжье, на р. Кострома
(пристань), при впадении р. Векса.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 25 кв. км.
Население: 27,2 тыс. (1959); 32,7 тыс. (1989);
28,8 тыс. (2000); 26,2 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -12, апрель +3, июль +17, октябрь +3
449 км
Транссиба:
станция Буй,
северная сторона (с 1906). Северная
ж-д
.
Электрифицирована в 1968, перем. ток.
Узел железных дорог (3 направления – на Данилов,
Киров, Вологду).Экономика: Заводы: химический,
полупроводниковых приборов, лесопильный.
Фабрики: швейная, мебельная, льнозавод.
Предприятия пищевой промышленности.Культура
и музеи:
Краеведческий музей.
История:
Основан в 1536 в виде укреплённого пункта. В 1587 в
Буй были сосланы князья Василий и Александр
Шуйские.
г. Галич,
Костромская обл.
Герб Галича Город областного подчинения,
райцентр (Галичский район).
Основан: в 1238, статус города с 1778.
Координаты: 58-20 с.ш., 42-23 в.д.
Расположен на окраине Галичско-Чухломской
возвышенности, на юго-восточном берегу
Галичского озера.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 17 кв. км.
Население: 8,9 тыс. (1926); 16,1 тыс. (1959);
21,6 тыс. (1989); 20,2 тыс. (2000); 18,2 тыс. (2006).
Переименования: не было.
500 км
Транссиба:
станция Галич,
северная сторона (с 1906). Северная
ж-д
.
Электрифицирована в 1968, перем. ток.
Узел железных дорог (3 направления – на Буй, Киров,
Кострому).Экономика: ПО “Металлист”. Заводы:
автокрановый, кожевенный, льнозавод. Фабрики:
мебельная, обувная, швейная. Мясокомбинат,
маслосыродельный завод. Леспромхозы. В Галичском
районе – лесозаготовки. В Галичском озере –
большие запасы иловых отложений (сапропель).Культура
и музеи:
Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Спасо-Преображенский
собор (1815), Преображенская церковь (1774),
Введенская церковь, здание бывших торговых рядов
(1825) и др. У южной окраины Галича – Паисиев
монастырь (основан в 14 в.).
История:
Впервые упоминается в 1238 как Галич Мерьский. Имел
мощные земляные укрепления. В 13 в. центр
Галицкого княжества. В 1363 присоединён к
Московскому княжеству. В 1427 выдержал месячную
осаду казанских татар. В 16 в. центр торговли
Костромской земли.
пос. Антропово,
Костромская обл.
Поселок городского типа (1970), райцентр
(Антроповский район).
Поясное время: 0 от московского.
546 км Транссиба:
станция Антропово, южная сторона (с 1906). Северная ж-д.
Электрифицирована в 1968, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Нея,
Костромская обл.
Герб Неи Город областного подчинения,
райцентр (Нейский район).
Основан: в 1906, статус города с 1958.
Координаты: 58-16 с.ш., 43-47 в.д. Город
расположен в Заволжье, на правом берегу р. Нея.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 16 кв. км.
Население: 8,9 тыс. (1939); 13,4 тыс. (1959);
13,3 тыс. (1989); 12 тыс. (2000); 11 тыс. (2006).
Переименования: не было.
598 км
Транссиба:
станция Нея,
северная сторона (с 1906). Северная
ж-д
.
Электрифицирована в 1969, перем. ток.Экономика: Предприятия
лесопильно-деревообрабатывающей промышленности
– АО “Неялес”, АО “Агролес”, мехлесхоз.
Предприятия лёгкой, пищевой промышленности. В
Нейском районе выращивают рожь, овёс, пшеницу,
картофель. Разводят крупный рогатый скот, свиней.Культура
и музеи:
Краеведческий музей.
История:
Город с 1958. Вырос из пристанционного посёлка.
г. Мантурово,
Костромская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Мантуровский район).
Основан: в 1617, статус города с 1958.
Координаты: 58-20 с.ш., 44-43 в.д. Город
расположен в Заволжье, пристань на р. Унжа (приток
Волги).
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 16 кв. км.
Население: 16,3 тыс. (1959); 22,4 тыс. (1989);
21,2 тыс. (2000); 18,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.
651 км
Транссиба:
станция Мантурово,
южная сторона (с 1906). Северная ж-д.
Электрифицирована в 1969, перем. ток.Экономика: АО – “Фанерный комбинат”,
“Мантуроволес”, завод медицинских
препаратов “Ингакамф”. Льнозавод,
предприятия пищевой промышленности. В
Мантуровском районе выращивают лён, картофель,
зерновые культуры. Разводят преимущественно
крупный рогатый скот. Месторождения горючих
сланцев.
История:
Впервые упоминается в 1617. Город с 1958.
г. Шарья,
Костромская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Шарьинский район).
Основан: в 1906, статус города с 1938.
Подчиненный поселок: Ветлужский.
Координаты: 58-23 с.ш., 45-39 в.д. Город
расположен на р. Ветлуга (приток Волги).
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 26 кв. км.
Население: 14,3 тыс. (1926); 22,3 тыс. (1959);
27 тыс. (1989); 26,5 тыс. (2000); 24,8 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -13, апрель +3, июль +17, октябрь +2
699 км
Транссиба:
станция Шарья,
северная сторона (с 1906). Северная
ж-д
.
Электрифицирована в 1969, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.Экономика: Шарья – один из центров
лесной и деревообрабатывающей промышленности
области: АО – “Шарьядрев”, “Сплавная
контора”, “Шарьинский леспромхоз”, филиал
АО “Костромамебель”. Заводы: железобетонных
конструкций, экспериментального машиностроения
(АО “Эксмаш”), швейная фабрика, молочный
завод. В Шарьинском районе разводят крупный
рогатый скот, овец, свиней. Выращивают картофель,
овощи, лён-долгунец, зерновые (овёс, ячмень, рожь,
пшеница) и кормовые культуры. Месторождения
керамзитовых глин.Культура и музеи:
Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: В
селе Рождественское – бывшая усадьба Лагунина
(сохранились парк и пруд). В селе Ивановское –
родник Св. Варнавы. В Шарьинском районе –
Сомонихинский и Михайловский (комплексный)
заказники.
История:
Город с 1938.
пос. Поназырево,
Костромская обл.
Поселок городского типа (1957), райцентр
(Поназыревский район).
Находится на р. Нея.
Поясное время: 0 от московского.
746 км Транссиба:
станция Поназырево, южная сторона (с 1906). Северная ж-д.
Электрифицирована в 1969, перем. ток.

Экономика:
Деревообработка, сельское
хозяйство.
пос. Ленинское,
Кировская обл.
Поселок городского типа (1945), райцентр
(Шабалинский район).
Поясное время: 0 от московского.
794 км Транссиба:
станция Шабалино, северная
сторона (с 1906). Северная ж-д.
Электрифицирована в 1969, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
пос. Свеча, Кировская
обл.
Поселок городского типа (1945), райцентр
(Свечинский район).
Поясное время: 0 от московского.
817 км Транссиба:
станция Свеча, южная сторона (с
1906). Северная ж-д.
Стыковая станция Северной и Горьковской ж.д.
Электрифицирована в 1963, перем. ток.

Экономика:
Деревообработка, сельское
хозяйство.
г. Котельнич,
Кировская обл.
Герб Котельнича Город областного подчинения,
райцентр (Котельничский район).
Основан: в 1143, статус города с 1780.
Координаты: 58-18 с.ш., 48-18 в.д.
Расположен в Заволжье, на высоком правом берегу
р. Вятка, близ впадения в неё р. Молома.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 32 кв. км.
Население: 27,6 тыс. (1959); 36,8 тыс. (1989);
31,5 тыс. (2000); 27,4 тыс. (2006).
Переименования: Кокшаров (1143-1181).
Средние температуры:
январь -14, апрель +2, июль +18, октябрь +2
869 км
Транссиба:
станция Котельнич-1,
южная сторона (с 1906). Горьковская
ж-д
.
Электрифицирована в 1963, перем. ток.
Пассажирские станции в черте города: Котельнич-2.
Узел железных дорог (3 направления – на Буй, Киров,
Нижний Новгород).
Пристань на р. Вятка.Экономика: Пищевая промышленность: АО
“Маслозавод” (крупнейший в области),
кондитерская фабрика “Котельничхлеб” и др.
Лесные и деревообрабатывающие АО: мебельная
фабрика, мачтопропиточный завод, сплавной рейд,
“Нижневятсклесосплав”. Машиностроение: АО
“Микрометр”, ремонтно-механический завод.
Лёгкая промышленность: трикотажная фабрика. В
Котельничском районе выращивают рожь, ячмень,
овёс, пшеницу, лён, картофель. Разводят овец,
свиней, крупный рогатый скот. Месторождения
торфа, глины, известняка, гравия.Культура и
музеи:
Краеведческий музей.Архитектура и достопримечательности: Троицкий
собор (1713), Никольская церковь (1903), бывший
гостиный двор (1856). Выше по р. Молома, в селе
Юрьево, – Ильинская церковь (1767) с колокольней и
трапезной (середина 19 в.). В Котельниче и его
окрестностях охраняются памятники природы:
Нургушский заказник, дубовая роща, правый берег
р. Вятка от деревни Муха до села Вишкиль
(местонахождение останков ископаемых
парейазавров, одно из крупнейших в мире).
История:
Первое упоминание в летописях о поселении
Кокшаров на месте современного города
датируется 1143. Переименован в Котельнич в 1181. В
общерусских летописях упоминается в 1459. В 1489
вместе с другими вятскими поселениями вошёл в
состав Московского государства. Город с 1780.
Развивался как купеческий город на торговом
пути. В конце 19 в. в связи с развитием пароходства
на Вятке роль Котельнича как торгового центра
заметно уменьшилась. В 1920-30-х гг. в Котельниче
развивались льнопрядильные предприятия и
ремонтная база пароходства.
пос. Оричи, Кировская
обл.
Поселок городского типа (1960), райцентр
(Оричевский район).
Поясное время: 0 от московского.
915 км Транссиба:
станция Оричи, южная сторона (с
1906). Горьковская ж-д.
Электрифицирована в 1963, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Киров
Герб Кирова Центр Кировской области РФ.
Основан: в 1374.
4 городских района, подчиненные поселки:
Лянгасово.
Координаты: 58-38 с.ш., 49-41 в.д.
Расположен на берегах р. Вятка.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 705 кв. км.
Население: 144 тыс. (1939); 252 тыс. (1959);
453,1 тыс. (1989); 466,2 тыс. (2000); 468,5 тыс. (2006).
Переименования: Хлынов (1374-1781),
Вятка (1781-1934).
Средние температуры:
январь -14, апрель +2, июль +18, октябрь +1
956 км
Транссиба:
вокзал Киров,
северная сторона (с 1899). Горьковская
ж-д
.
Электрифицирована в 1963, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирские станции в черте города: Долгушино,
Киров-Котласский, Поздино. Узел железных дорог (3
направления – на Котельнич, Пермь, Котлас).
Трамвай (разобран), троллейбус. Порт на р. Вятка.Экономика: С 1940-х гг. быстрыми темпами
развивались машиностроение (в т.ч. предприятия
оборонной промышленности) и металлобработка.
Основные предприятия: заводы – АО
“Электромашзавод имени Лепсе”,
“Авитек”, “Маяк”, станкостроительный,
почвообрабатывающих машин, “Физприбор”,
инструментальный “Крин”, строительного
оборудования, электробытовых приборов, шинный,
синтетических стройматериалов, обработки
цветных металлов, биохимический. Комбинаты:
кожевенно-обувной, кожевенно-меховой,
“Искож”, текстильный, мебельный,
деревообрабатывающий, мясной. Фабрики:
спичечная, музыкальных инструментов.Наука,
образование:
Институты: педагогический,
сельскохозяйственный, политехнический.
Факультет Всероссийского заочного
финансово-экономического института, филиал
Пермского медицинского института.Культура и музеи: Театры:
драматический, кукол, юного зрителя. Кировский
объединённый музей: Краеведческий музей,
Художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
(открыт в 1910 в здании начала 19 в., архитектор И.
Дюсор де Невиль). Музеи: М.Е. Салтыкова-Щедрина,
А.С. Грина (учился в Вятке), авиации и космонавтики
имени К.Э. Циолковского, “Вятские
художественные промыслы”.

Архитектура и достопримечательности: Успенский
собор Трифоновского монастыря (1689), сооружения в
городском саду (1835-39, архитектор А.Л. Витберг). Ряд
жилых домов 18 в. – первой половины 19 в. в стиле
классицизма. В Зареченском районе Кирова (в
прошлом слобода Дымково) – производство
традиционной лепной игрушки (“дымковской”;
фигурки дам в кринолинах, гусар, свистульки в
виде животных, всадников и др.). Троицкая церковь
(1770-75).

История:
Впервые упоминается в общерусских
летописях в 1374 под названием Хлынов. В конце 14 в.
находился во владении суздальско-нижегородских,
в начале 15 в. – галицких князей. С 1457 известен как
местный центр ремёсел и торговли. К Московскому
государству присоединён в 1489. С 1708 в составе
Симбирской губернии, с 1727 – Казанской губернии. В
1780 было образовано Вятское наместничество.
Хлынов, переименованный в Вятку стал в 1796 центром
Вятской губернии. Было развито мануфактурное
производство. С 1929 Вятка в составе
Нижегородского края. С 1934 центр Кировского края.
Переименован в Киров в 1934. С 1936 – центр Кировской
области. В 1989 в его состав включён город
Нововятск.
г. Зуевка,
Кировская обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Зуевский район).
Основан: в 1899, статус города с 1944.
Координаты: 58-24 с.ш., 51-07 в.д. Город
расположен в Приуралье.
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 15 кв. км.
Население: 19,9 тыс. (1959); 16,1 тыс. (1989);
15,5 тыс. (2000); 12,4 тыс. (2006).
Переименования: не было.
1060 км
Транссиба:
станция Зуевка,
южная сторона (с 1899). Горьковская
ж-д
.
Электрифицирована в 1964, перем. ток.

Экономика: Вагонное депо. Заводы:
ремонтно-механический, механический
нестандартизированного оборудования (по
производству аттракционов и театрального
оборудования), маслодельный. Пищекомбинат,
хлебозавод, птицефабрика. В Зуевском районе
выращивают рожь, овёс, ячмень, пшеницу, картофель.
Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец.Культура
и музеи:
В селе Рябово – мемориальный музей
художников В.М. и А.М. Васнецовых, родившихся
здесь.

История:
Зуевка возникла после 1898 как пристанционный
посёлок в связи со строительством железной
дороги Пермь – Котлас. Город с 1944. Один из немногих
городов на Транссибе, где сохранилось почти в
первозданном виде веерное
паровозное депо
, хорошо видимое с поезда.
пос. Фалёнки,
Кировская обл.
Поселок городского типа (1957), райцентр
(Фалёнский район).
Поясное время: 0 от московского.
1092 км Транссиба:
станция Фалёнки, северная сторона (с 1899). Горьковская ж-д.
Электрифицирована в 1964, перем. ток.

Экономика:
Деревообработка, сельское
хозяйство.
пос. Яр, республика
Удмуртия
Поселок городского типа (1938), райцентр (Ярский
район).
Поясное время: 0 от московского.
1126 км Транссиба:
станция Яр, северная сторона (с 1899). Горьковская ж-д.
Электрифицирована в 1964, перем. ток.
Узел железных дорог (3 направления – на Киров,
Пермь, Лесную).

Экономика:
Леспромхоз, льнозавод.
г. Глазов,
республика Удмуртия
Герб Глазова Город республиканского
подчинения, райцентр (Глазовский район).
Основан: в XVIII в., статус города с
1780.
Координаты: 58-05 с.ш., 52-41 в.д.
Расположен в Приуралье, на левом берегу р. Чепца
(приток Вятки).
Поясное время: 0 от московского.
Площадь города: 69 кв. км.
Население: 16 тыс. (1939); 59 тыс. (1959); 104
тыс. (1989); 106,3 тыс. (2000); 100,4 тыс. (2000).
Переименования: Глазовская (до
1780).

1163 км
Транссиба:
станция
Глазов
,
северная сторона (с 1899). Горьковская
ж-д
.
Электрифицирована в 1964, перем. ток.

Экономика: Машиностроение и
металлообработка: заводы – механический,
химического машиностроения,
ремонтно-механический, “Металлист” и др.
Производство стройматериалов. Лесная и
деревообрабатывающая (леспромхоз, 2 лесхоза,
мебельная фабрика), лёгкая (швейная и
швейно-трикотажная фабрики), пищевкусовая
промышленность. В Глазовском районе выращивают
зерновые, картофель, лён, овощи, кормовые
культуры. Молочно-мясное скотоводство,
свиноводство.

Наука, образование: Педагогический
институт.

Культура и музеи: Краеведческий музей.

Архитектура и достопримечательности: В
2 км от Глазова – памятник финно-угорской культуры
– чепецкое городище “Иднакар”.

История:
Известен с 18 в. как деревня Глазовская, город с 1780.
В начале 20 в. Глазов был заготовительным и
торговым центром льноволокна, кудели, пакли,
овса, кож.
пос. Балезино,
республика Удмуртия
Поселок городского типа (1938), райцентр
(Балезинский район).
Поясное время: 0 от московского.
1192 км Транссиба:
станция Балезино, северная
сторона (с 1899). Горьковская ж-д.
Стык постоянного и переменного токов.
Электрифицирована в 1961, пост. ток; в 1964, перем. ток.
Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика:
Предприятия железнодорожного
транспорта, сельское хозяйство.
пос. Кез, республика
Удмуртия
Поселок городского типа (1942), райцентр (Кезский
район).
Поселок расположен на р. Лып.
Поясное время: 0 от московского.
1245 км Транссиба:
станция Кез, северная сторона
(с 1899). Свердловская ж-д.
Электрифицирована в 1961, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, леспромхоз.