Главная Дальний Восток

Дальний Восток

В разделе – 14 + 3 городов и 16 поселков
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Дальнего Востока – восточнее Сковородино на западе Амурской области и до Владивостока – окончания Транссибирской магистрали на берегу Японского моря. Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.
Населенные пункты: пгт. Магдагачи, пгт. Ушумун, г. Шимановск, г. Свободный, пгт. Серышево, г. Белогорск, пгт. Екатеринославка, г. Завитинск, пгт. Бурея, пгт. Архара, г. Облучье, пгт. Бира, г. Биробиджан, пгт. Смидович, с. Волочаевка, г. Хабаровск, пгт. Переяславка, пгт. Хор, г. Вяземский, г. Бикин, пгт. Лучегорск, г. Дальнереченск, г. Лесозаводск, г. Спасск-Дальний, с. Черниговка, пгт. Сибирцево, с. Михайловка, г. Уссурийск, с. Вольно-Надеждинское, г. Владивосток.
* Ветка Белогорск – Благовещенск: г. Благовещенск.
* Ветка Бурея – Райчихинск: г. Райчихинск.
* БАМ: г. Комсомольск-на-Амуре

пос. Магдагачи,
Амурская обл.
Поселок городского типа (1938), райцентр
(Магдагачинский район).
Поселок находится на р. Магдагачи.
Поясное время: +6 от московского.
7494 км Транссиба:
станция Магдагачи, северная
сторона (с 1914). Забайкальская ж-д.
Электрифицирована в 1986, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика:
Предприятия железнодорожного
транспорта, производство стройматериалов.
пос. Ушумун,
Амурская обл.
Поселок городского типа (1938), Магдагачинский
район.
Поясное время: +6 от московского.
7602 км Транссиба:
станция Ушумун, северная
сторона (с 1914). Забайкальская ж-д.
Электрифицирована в 1985, перем. ток.

Экономика:
Предприятия железнодорожного
транспорта, леспромхоз.
г.
Шимановск, Амурская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Шимановский район).
Основан: в 1910, статус города с 1950.
Координаты: 52-05 с.ш., 127-35 в.д. Город
расположен на Амуро-Зейской равнине, в верховьях
р. Пера.
Поясное время: +6 от московского.
Площадь города: 49 кв. км.
Население: 13,5 тыс. (1939), 17,7 тыс. (1959);
26,2 тыс. (1989); 25,7 тыс. (1998); 22,1 тыс. (2006).
Переименования: Пера (1910-1912),
Гондатти (1912-1920), Владимиро-Шимановская (1920-1950).

7723
км Транссиба:
станция Шимановская,
северная сторона (с 1914). Забайкальская
ж-д
.
Электрифицирована в 1984, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Заводы: кузнечно-прессового
оборудования, по ремонту дорожно-строительных
машин. Комбинаты: "БАМстройиндустрия" и
деревообрабатывающий. Молокозавод, хлебозавод.

Культура и музеи: Краеведческий музей.

История:
Основан в 1910 как пристанционный посёлок Пера в
связи со строительством железной дороги. С 1912
Гондатти, с 1920 Владимиро-Шимановская (в честь В.И.
Шимановского, расстрелянного в Благовещенске в
1918). В 1950 преобразован в город Шимановск.
Интенсивно развивался во время строительства
БАМа как база стройиндустрии и центр
производства стройматериалов.
г. Свободный,
Амурская обл.
Герб Свободного Город областного подчинения,
райцентр (Свободненский район).
Основан: в 1912, статус города с 1912.
Координаты: 51-25 с.ш., 128-04 в.д.
Расположен на юге Амуро-Зейской равнины, на
правом берегу р. Зея (приток Амура).
Поясное время: +6 от московского.
Площадь города: 201 кв. км.
Население: 44 тыс. (1939), 56,3 тыс. (1959);
80 тыс. (1989); 71,8 тыс. (1999); 61,6 тыс. (2006).
Переименования: Алексеевск
(1912-1917).

7807
км Транссиба:
станция Свободный,
южная сторона (с 1914). Забайкальская
ж-д
.
Электрифицирована в 1984, перем. ток.
Пассажирская станция в черте города:
Михайло-Чесноковская.
Порт на р. Зея.

Экономика: Заводы: "Автозапчасть",
вагоноремонтный, электроаппаратный,
литейно-механический, стройдеталей,
железобетонных изделий, силикатных стеновых
материалов. Ремонтно-эксплуатационная база
речного флота (в составе порта). Мебельная и
швейная фабрики; предприятия пищевой
промышленности (мясокомбинат, хлебокомбинат,
маслодельный завод, пивзавод). Амурское
производственное золотодобывающее объединение
"Амурзолото". В Свободненском районе
выращивают пшеницу, сою, гречиху, овощи,
картофель, ячмень, кукурузу, многолетние травы.
Разводят крупный рогатый скот, свиней.
Птицеводство. Месторождения бурого угля,
песчано-гравийной смеси, суглинков. Свободный
также – крупный военный центр, место размещения
многих военных обьектов. Недалеко от него –
космодром Свободный, находящийся несколько
севернее города (ст. Ледяная).

Наука, образование: Амурская
геолого-разведочная экспедиция.

Культура и музеи: Музеи:
краеведческий, геологический при Амурской
геолого-разведочной экспедиции.

История:
Основан в 1912 как Алексеевск (в честь наследника
престола) в связи с сооружением Амурской
железной дороги и железнодорожного моста через
Зею, рядом с переселенческой станцией Суражевка
(основана в 1901) переселенцами Суражского уезда
Черниговской губернии, вошедшей в состав
Алексеевска. Быстрый рост его как города начался
во время строительства среднего участка
Амурской железной дороги в 1911-1914 годах: он был
выбран будущим ее центром еще комиссией
Государственной думы России в 1914 году. Отсюда шло
также снабжение строительства дороги
материалами: ведь он находится на чрезвычайно
удобном месте – пересечении судоходной и
полноводной Зеи с железной дорогой. В начале 30-х
годов произошел новый поворот в истории города:
он был выбран штаб-квартирой БАМстроя НКВД СССР,
который затем разросся в Управление НКВД СССР по
железнодорожному строительству в районах Сибири
и Дальнего Востока. Именно из Свободного
осуществлялось управление сооружением вторых
путей Транссиба от Карымской до Уссурийска,
которым руководил Нафталий Френкель,
неоднократно упомянутый в книге Солженицына
"Архипелаг ГУЛАГ". Здесь же с 30-х по 50-е годы
находились управление Амурской железной дороги
и штаб-квартира БАМлага, построена самая большая
по длине в СССР детская железная дорога.
пос. Серышево,
Амурская обл.
Поселок городского типа (1938), райцентр
(Серышевский район).
Поясное время: +6 от московского.
7845 км Транссиба:
станция Серышево, северная
сторона (с 1926). Забайкальская ж-д.
Электрифицирована в 1984, перем. ток.

Экономика:
Пищевая промышленность, сельское
хозяйство.
г. Белогорск,
Амурская обл.
Герб Белогорска Город областного подчинения,
райцентр (Белогорский район).
Основан: в 1860, статус города с 1926.
Координаты: 50-56 с.ш., 128-26 в.д.
Расположен на Зейско-Буреинской равнине, на р.
Томь (приток Зеи).
Поясное время: +6 от московского.
Площадь города: 136 кв. км.
Население: 34 тыс. (1939), 48,6 тыс. (1959);
73,4 тыс. (1989); 74,5 тыс. (1999) 67,7 тыс. (2006).
Переименования: Александровское
(1860-1913), Александровка (1913-1931), Краснопартизанск
(1931-1936), Куйбышевка-Восточная (1936-1957).

7866
км Транссиба:
станция Белогорск,
северная сторона (с 1914). Забайкальская
ж-д
.
Электрифицирована в 1983, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирская станция в черте города: Белогорск-2.
Узел железных дорог (3 направления – на
Сковородино, Биробиджан, Благовещенск).

Экономика: Предприятия пищевой
промышленности: мясокомбинат, комбинат
хлебопродуктов – крупнейший на Дальнем Востоке,
завод полуфабрикатов и консервов, маслодельный
завод, макаронная и кондитерская фабрики и др.
Заводы: "Амурсельмаш", шиноремонтный,
кирпичный, асфальтовый, железобетонных изделий.
Мебельный комбинат, швейная фабрика. В
Белогорском районе выращивают овощи,
зернобобовые, кормовые культуры. Разводят
крупный рогатый скот, свиней, птиц. Куйбышевское
месторождение кирпичных глин и суглинков,
песчаные карьеры.

Культура и музеи: Краеведческий музей.

История:
Основан в 1860 как село Александровское. В 1913 при
строительстве Транссибирской магистрали
построена ж.д. станция Бочкарёво.
пос.
Екатеринославка, Амурская обл.
Поселок городского типа (1964), райцентр
(Октябрьский район).
Поселок находится на р. Ивановка.
Поясное время: +6 от московского.
Переименования: Каганович (30-е
годы – 1957).
7944 км Транссиба:
станция Екатеринославка, северная сторона (с 1914). Забайкальская ж-д.
Электрифицирована в 1983, перем. ток.

Экономика:
Пищевая промышленность, сельское
хозяйство. Крупнейший элеватор.
г. Завитинск,
Амурская обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Завитинский район).
Основан: в 1906, поселок городского
типа с 1936, статус города с 1954.
Координаты: 50-10 с.ш., 129-22 в.д.
Расположен на Зейско-Буреинской равнине.
Поясное время: +6 от московского.
Площадь города: 57 кв. км.
Население: 15,8 тыс. (1959); 21,8 тыс. (1989);
20,7 тыс. (1998); 13,4 тыс. (2006).
Переименования: Завитая (1906-1954).

7985
км Транссиба:
станция Завитая,
южная сторона (с 1914). Забайкальская
ж-д
.
Электрифицирована в 1983, перем. ток.
Узел железных дорог (3 направления – на
Сковородино, Биробиджан, Поярково).

Экономика: Предприятия
железнодорожного транспорта, консервный и
маслодельный заводы, хлебозавод и др.
Инкубаторная станция, пчеловодческий совхоз
"Майский". В Завитинском районе выращивают
пшеницу, овёс, ячмень, гречиху, сою. Разводят
крупный рогатый скот, свиней, птицу.
Месторождения стекольных песков, огнеупорных
глин.

История:
Основан в 1906. В 1912 через село прошла
железнодорожная магистраль.
пос. Бурея, Амурская
обл.
Поселок городского типа (1929), Бурейский район.
Поселок находится на р. Бурея.
Поясное время: +6 от московского.
8030 км Транссиба:
станция Бурея, северная
сторона (с 1914). Забайкальская ж-д.
Электрифицирована в 1983, перем. ток.
Узел железных дорог (3 направления – на
Сковородино, Биробиджан, Райчихинск).

Экономика:
Пищевая промышленность, сельское
хозяйство.
пос. Архара,
Амурская обл.
Поселок городского типа (1950), райцентр
(Архаринский район).
Поселок находится на р. Архара.
Поясное время: +6 от московского.
8080 км Транссиба:
станция Архара, северная
сторона (с 1915). Дальневосточная
ж-д
.
Стыковая станция Дальневосточной и
Забайкальской ж.д. Электрифицирована в 1981, перем.
ток.

Экономика:
Предприятия железнодорожного
транспорта, сельское хозяйство.
г. Облучье,
Еврейская авт. обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Облученский район).
Основан: в 1909, статус города с 1938.
Координаты: 49-00 с.ш., 131-04 в.д. Город
расположен у западного подножия хребта Малый
Хинган, на р. Хинган (левый приток Амура).
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 28 кв. км.
Население: 15,3 тыс. (1959); 12 тыс. (1989);
11,6 тыс. (1998); 10,9 тыс. (2006).
Переименования: Сололи (1909-1914).

8190
км Транссиба:
станция Облучье,
северная сторона (с 1915). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1981, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Предприятия ж.д. транспорта,
молокозавод, хлебозавод и другие предприятия.

История:
Основан в 1909-11 как посёлок при ж.д. станции Сололи.
пос. Бира, Еврейская
авт. обл.
Поселок городского типа (1929), Облученский
район.
Поселок находится на р. Бира.
Поясное время: +7 от московского.
8306 км Транссиба:
станция Бира, северная
сторона (с 1915). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1979, перем. ток.

Экономика:
Предприятия железнодорожного
транспорта.
г.
Биробиджан
Герб Биробиджана Центр Еврейской автономной
области РФ и Биробиджанского района.
Основан: в 1931, статус города в 1937.
Координаты: 48-52 с.ш., 132-52 в.д.
Биробиджан расположен на Среднеамурской
низменности, на р. Бира (приток Амура).
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 170 кв. км.
Население: 33 тыс. (1939); 40,7 тыс. (1959);
83,6 тыс. (1989); 80,8 тыс. (1999); 75,2 тыс. (2006).
Переименования: Тихонькая
Станция, до 1934.
Средние температуры:
январь -22, апрель +3, июль +20, октябрь +2
8351 км
Транссиба:
вокзал Биробиджан-1,
южная сторона (с 1915). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1979, перем. ток.
Пассажирская станция в черте города:
Биробиджан-2. Узел железных дорог (3 направления –
на Белогорск, Хабаровск, Ленинск).
Карта транспортного узла

Экономика: Лёгкая промышленность:
трикотажная (объединение "Виктория", АО
"Диамант"), текстильная (швейное объединение
"Надежда"), обувная, пимокатная фабрики. В
конце 1960-х гг. построена чулочно-трикотажная
фабрика. Развито машиностроение. В 1936 построен
обозостроительный завод, в 1960 на его базе создан
завод (впоследствии ПО) "Дальсельхозмаш"
(зерно- и силосоуборочные комбайны на гусеничном
ходу). АО "Биробиджанский завод силовых
трансформаторов", авторемонтный завод, АО
"Камбий". Биробиджанский
деревообрабатывающий комбинат, мебельная
фабрика. Предприятия пищевой промышленности.

Наука,
образование:
Педагогический институт.

Культура и музеи: Музыкальный
еврейский театр. Областная филармония.
Проводится традиционный ежегодный фестиваль
еврейской песни и музыки (с 1991 международный).
Театр-студия "Кочелет". Музеи:
краеведческий, художественный, современного
искусства.

Архитектура и достопримечательности: Биробиджан
– родина писателя Э.Г. Казакевича.

История:
Основан в 1931 на месте ж.д. станции Тихонькая.
Получил название от рек Бира и Биджан. С 1934 центр
Еврейской автономной области. Город с 1937. В
предвоенные годы сформировалась лёгкая
промышленность.
пос. Смидович,
Еврейская авт. обл.
Поселок городского типа (1934), райцентр
(Смидовичский район).
Поясное время: +7 от московского.
8422 км Транссиба:
станция Ин, северная сторона
(с 1915). Дальневосточная ж-д.
Электрифицирована в 1979, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
с. Волочаевка,
Еврейская авт. обл.
Село, Смидовичский район.
Поясное время: +7 от московского.
8474 км Транссиба:
станция Волочаевка-1, северная
сторона (с 1915). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1979, перем. ток.
Узел железных дорог (3 направления – на
Биробиджан, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре).

Экономика:
Сельское хозяйство.

Архитектура
и достопримечательности:
Мемориал
"Волочаевская сопка"
в честь событий
гражданской войны 1922 г. – здесь был осуществлен
разгром белых войск, укрепившихся на сопке и в
результате освобожден Хабаровск.

г.
Хабаровск
Герб Хабаровска Центр Хабаровского края РФ и
Хабаровского района.
Основан: в 1858, статус города в 1880.
5 городских районов.
Координаты: 48-33 с.ш., 135-06 в.д.
Хабаровск расположен на Среднеамурской
низменности, на правом берегу Амура.
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 402 кв. км.
Населеие: 207 тыс. (1939); 323 тыс. (1959);
600,6 тыс. (1989); 611,2 тыс. (1999); 578,1 тыс. (2006).
Переименования: Хабаровка (1858-1893).
Средние температуры:
январь -22, апрель +3, июль +21, октябрь +4
8523 км
Транссиба:
вокзал Хабаровск-1,
южная сторона (с 1897). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1979, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов. Управление Дальневосточной ж.д.
Пассажирские станции в черте города: Амур, Хабаровск-2,
Красная Речка.
Трамвай, троллейбус. Порт на р. Амур.
Карта транспортного узла

Экономика: Главные отрасли
промышленности: машиностроение и
металлообработка (АО: "Дальэнергомаш",
"Дальдизель", АО "Амурский
судостроительный завод"; заводы:
станкостроительный, кабельный, отопительного
оборудования и др.), нефтеперерабатывающая,
деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая.
Производство стройматериалов.
Химико-фармацевтический завод.

Наука,
образование:
НИИ водных и экологических
проблем РАН, отраслевые
научно-исследовательские институты.
Дальневосточный НИИ сельского хозяйства.
Технический университет. Институты: медицинский,
педагогический, фармацевтический, инженеров ж.д.
транспорта, искусств, культуры, народного
хозяйства, физической культуры. Факультет
Московского юридического института, филиалы
Московского коммерческого университета и
Новосибирского электротехнического института
связи.

Культура и музеи: Театры:
драматический, музыкальной комедии, юного
зрителя. Филармония. Музеи: краеведческий,
художественный, военно-исторический,
археологический, геологический.

Архитектура и достопримечательности: Ансамбль
центральной улицы Муравьева-Амурского, который
формировался с конца XIX века до позднесталинской
эпохи. Парковый комплекс с Амурским Утесом,
здание кадетского училища (ныне штаб
Дальневосточного военного округа).

История:
Основан в 1858 как военный пост Хабаровка (назван в
честь русского землепроходца Е.П. Хабарова). С 1880
город Хабаровка, административный центр
Приморской области, с 1884 Приамурского
генерал-губернаторства. С 1893 называется
Хабаровск. В 1872 построен речной порт. В 1897
Хабаровск соединён железной дорогой с
Владивостоком. В конце 19 в. в Хабаровске велась
торговля мехами. В 1902 основан военный завод
"Арсенал" (ныне "Дальдизель"). В 1908
создана база Амурской флотилии. В начале 20 в.
Хабаровск – крупный торговый центр Дальнего
Востока. В 1916 был построен железнодорожный мост
через Амур, соединивший Хабаровск железной
дорогой с Восточной Сибирью. С 1926 центр
Дальневосточного, с 1938 Хабаровского края. В 1940
соединён железной дорогой через станцию
Волочаевка с Комсомольском-на-Амуре.
пос. Переяславка,
Хабаровский край
Поселок городского типа (1962), райцентр (район
им. Лазо).
Поселок находится на р. Кия.
Поясное время: +7 от московского.
8590 км Транссиба:
станция Верино, северная
сторона (с 1897). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1996, перем. ток.

Экономика:
Пищевая промышленность, сельское
хозяйство.
пос. Хор, Хабаровский
край
Поселок городского типа (1938), район им. Лазо.
Поселок находится на р. Хор.
Поясное время: +7 от московского.
8603 км Транссиба:
станция Хор, северная сторона
(с 1899). Дальневосточная ж-д.
Электрифицирована в 1996, перем. ток.

Экономика:
Гидролизный з-д, производство
стройматериалов.
г. Вяземский,
Хабаровский край
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Вяземский район).
Основан: в 1894, статус города с 1951.
Координаты: 47-33 с.ш., 134-42 в.д. Город
расположен на Уссурийской низменности.
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 44 кв. км.
Население: 17,1 тыс. (1939); 18 тыс. (1959);
18,4 тыс. (1989); 17,8 тыс. (1998); 15,6 тыс. (2006).
Переименования: не было.

8651
км Транссиба:
станция Вяземская,
южная сторона (с 1897). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1996, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Предприятия ж.д. транспорта,
деревообрабатывающий комбинат. Леспромхоз.
Заводы: овощеконсервный, ремонтно-механический,
кирпичный и др.

Культура и музеи: Филиал Хабаровского
краеведческого музея.

История:
Основан в 1894 как железнодорожный поселок.
г. Бикин,
Хабаровский край
Герб пока не найден Город краевого подчинения,
райцентр (Бикинский район).
Основан: в 1885, поселок городского
типа с 1926, статус города с 1938.
Координаты: 46-53 с.ш., 134-17 в.д. Город
расположен на Уссурийской низменности, в долине
р. Бикин (приток Уссури).
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 85 кв. км.
Население: 15 тыс. (1939); 18,5 тыс. (1959);
19,1 тыс. (1989); 18,4 тыс. (1998); 19,6 тыс. (2006).
Переименования: Бикинская (1885-1926).

8756
км Транссиба:
станция Бикин,
северная сторона (с 1897). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1998, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Лесопильный завод,
деревообрабатывающие комбинаты местной
промышленности и "Дальспецстроя",
деревообрабатывающие производства лесхоза.
Трикотажная фабрика, мясо-молочный комбинат,
хлебозавод, предприятия по обслуживанию ж.д.
транспорта. В Бикинском районе выращивают
картофель, овощи, овёс, сою, кукурузу, ячмень,
рапс, клевер и др. Молочно-мясное скотоводство.
Пчеловодство. Месторождения гравия, суглинков,
сланцев, торфа, гальки.

Культура и музеи: Краеведческий музей.

История:
Основан в 1885 как центр Бикинского станичного
округа Уссурийского казачьего войска (станица
Бикинская).
пос. Лучегорск,
Приморский край
Поселок городского типа (1966), райцентр
(Пожарский район).
Поясное время: +7 от московского.
8803 км Транссиба:
станция Лучегорск, северная
сторона (с 1936). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 2000, перем. ток.

Экономика:
Приморская ГРЭС – крупнейшая в
регионе.
г.
Дальнереченск, Приморский край
Герб пока не найден Город краевого подчинения,
райцентр (Дальнереченский район).
Основан: в 1894, статус города с 1917.
Координаты: 45-58 с.ш., 133-47 в.д.
Расположен на Уссурийской низменности на р.
Большая Уссурка.
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 111 кв. км.
Население: 13,9 тыс. (1939); 25,4 тыс. (1959);
33,5 тыс. (1989); 33,7 тыс. (1998); 29,1 тыс. (2006).
Переименования: Иман (1894-1972).
Средние температуры:
январь -21, апрель +4, июль +21, октябрь +5

8874
км Транссиба:
станция Дальнереченск-1,
северная сторона (с 1897). Дальневосточная
ж-д
.
Неэлектрифицирована.
Пристань на р. Большая Уссурка.

Экономика: АО – "Приморский
деревообрабатывающий комбинат",
"Дальнереченский
лесопильно-деревообрабатывающий комбинат",
"Дальнереченский лесокомбинат". Бондарный
завод (производит бочки для рыбной
промышленности). Предприятия пищевой
промышленности: комбинат хлебопродуктов,
мясокомбинат, ООО "Сальское" (включает
молочный, консервный заводы, колбасный цех), АО
"Кирбет" (кирпич, бетон). В Дальнереченском
районе выращивают зерновые, сою, картофель,
овощи, груши. Разводят крупный рогатый скот,
птицу. Месторождения угля, вольфрама, родонита,
полиметаллов. Добывают гравий, камень, щебень.
Минеральный источник – Кислый Ключ.

Культура и музеи: Музей истории города
(филиал Приморского объединённого музея имени
В.К. Арсеньева). Мемориал на могиле пограничников,
погибших на острове Даманский в 1969.

Архитектура и достопримечательности: Церковь
(1913), здание отделения торгового дома "Кунст и
Альберс" (1908), комплекс укреплений бывшего
гарнизона штаба графа Н.Н. Муравьёва-Амурского.

История:
Основан в 1894 в связи со строительством железной
дороги. Город Иман (от прежнего названия р.
Большая Уссурка) с 1917. В 1972 переименован в
Дальнереченск.
г.
Лесозаводск, Приморский край
Герб Лесозаводска Город краевого подчинения,
райцентр (Лесозаводский район).
Основан: в 1938, статус города с 1938.
Координаты: 45-31 с.ш., 133-23 в.д.
Расположен на Уссурийской низменности, в месте
пересечения р. Уссури (приток Амура).
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 72 кв. км.
Население: 24,1 тыс. (1939); 32,1 тыс. (1959);
44 тыс. (1989); 46 тыс. (1998); 42 тыс. (2006).
Переименования: не было.

8938
км Транссиба:
станция Ружино,
северная сторона (с 1894). Дальневосточная
ж-д
.
Неэлектрифицирована. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов.
Пассажирские станции в черте города:
Лесозаводск-1, Лесозаводск-2.

Экономика: АО "Уссурийский
деревообрабатывающий комбинат". Заводы:
биохимический, "Ламмебель". Швейная фабрика
"Уссури". Пищевые предприятия: мясокомбинат,
молочный завод, хлебокомбинат. В Лесозаводском
районе выращивают зерновые, сою, картофель,
овощи. Мясо-молочное скотоводство. Месторождения
гранита, известняка, гальки, гравия,
строительного песка, глины и др.

Архитектура и достопримечательности: К
юго-востоку от Лесозаводска находится курорт
Шмаковка. Озёра Лобынцево, Гончарово, Малое
(гнездование водоплавающих птиц; лотос). Сопки
Глазовская, Безымянная (багульник).

История:
Основан как город в 1938, во время прокладки вторых
путей на Транссибе и сразу после закладки
узловой станции Ружино.
г.
Спасск-Дальний, Приморский край
Герб Спасска-Дальнего Город краевого подчинения,
райцентр (Спасский район).
Основан: в 1886, статус города с 1917.
Координаты: 44-35 с.ш., 132-42 в.д.
Расположен на Приханкайской низменности, в 20 км
от озера Ханка.
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 47 кв. км.
Население: 23,3 тыс. (1939); 39,6 тыс. (1959);
60 тыс. (1989); 58,7 тыс. (1998); 46,9 тыс. (2006).
Переименования: Спасское (1886-1917),
Спасск (1917-1929).

9048
км Транссиба:
станция Спасск-Дальний,
южная сторона (с 1894). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 2001, перем. ток.

Экономика: Производство
стройматериалов: АО – "Спасскцемент",
"Спасскцемремонт", "Элефэнт",
"Керамик". Машиностроение и
металлообработка: заводы –
экспериментально-механический, авторемонтный,
Приморский экспериментальный, предприятие
"Спасскводмашремонт". Лёгкая
промышленность: Приморское швейное АО
"Восток", фабрика валяльной обуви
"Таёжная". Завод художественной керамики.
Пищевые предприятия: мясокомбинат, колбасная
фабрика, молокозавод, завод овощных и фруктовых
консервов. В Спасском районе выращивают рис, сою,
пшеницу, овёс, гречиху, овощи. Пчеловодство.
Разводят крупный рогатый скот. Оленеводство.
Месторождения известняка, мрамора.

Архитектура и достопримечательности: Архитектурные
памятники: здания железнодорожного вокзала,
мужской гимназии и др. На территории
Спасска-Дальнего – охраняемый памятник природы (с
1981) – Пещера Спасская.

История:
Основан переселенцами около 1886 как село
Спасское, близ которого в 1906 построена станция
Евгеньевка Уссурийской железной дороги. В 1917
село преобразовано в город Спасск. В 1926 в его
состав вошёл пристанционный посёлок Евгеньевка.
Город Спасск-Дальний с 1929. В годы Гражданской
войны в районе Спасска-Дальнего была проведена
Спасская операция при освобождении Приморья от
белогвардейцев и интервентов. В 1908 на базе
месторождений высококачественных известняков и
глин близ Евгеньевки был построен первый, в 1932-34
второй, в 1976 Новоспасский цементный заводы.
с. Черниговка,
Приморский край
Село, райцентр (Черниговский район).
Находится на р. Черниговка.
Поясное время: +7 от московского.
9090 км Транссиба:
станция Мучная, северная сторона (с 1894). Дальневосточная ж-д.
Электрифицирована в 2001, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
пос. Сибирцево,
Приморский край
Поселок городского типа (1944), Черниговский
район.
Поясное время: +7 от московского.
9109 км Транссиба:
станция Сибирцево, северная
сторона (с 1894). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1999, перем. ток.
Узел железных дорог (4 направления – на Хабаровск,
Уссурийск, Новокачалинск, Новочугуевку).

Экономика:
Сельское хозяйство.
с. Михайловка,
Приморский край
Село, райцентр (Михайловский район).
Поясное время: +7 от московского.
9158 км Транссиба:
станция Дубининский, южная сторона (с 1894). Дальневосточная ж-д.
Электрифицирована в 1999, перем. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Уссурийск,
Приморский край
Герб Уссурийска Город краевого подчинения,
райцентр (Уссурийский район).
Основан: в 1866, статус города с 1898.
Координаты: 43-53 с.ш., 131-56 в.д.
Расположен в юго-восточной части
Раздольно-Ханкайской низменности, в месте
слияния рек Раздольная, Раковка, Комаровка.
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 173 кв. км.
Население: 72 тыс. (1939); 104 тыс. (1959);
158 тыс. (1989); 157,6 тыс. (1999); 154,8 тыс. (1999).
Переименования: Никольское
(1866-1917), Никольск (1917-1926), Никольск-Уссурийский
(1926-1935), Ворошилов (1935-1957).

9177
км Транссиба:
станция Уссурийск,
южная сторона (с 1893). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1963, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирская станция в черте города: Уссурийск-2.
Узел железных дорог (3 направления – на Хабаровск,
Владивосток, Гродеково).
Карта транспортного узла

Экономика: Масложировой комбинат
(объединяет маслоэкстракционный, маргариновый и
мыловаренный заводы), АО "Приморский сахар"
(в его состав входят сахаропесочный,
сахарорафинадный и дрожжевой заводы).
Производство ликёро-водочных изделий с
экстрактами из трав Уссурийской тайги.
Дальневосточное АО "Родина"
(деревообрабатывающие станки, бытовые
холодильники "Океан"). Комбайноремонтный и
локомотиворемонтный заводы. Фирма "Градо"
(кожевенно-обувное объединение). Швейная фабрика
"Работница". Кислородный завод, мебельная
фабрика. В Уссурийском районе выращивают сою,
картофель, гречиху, пшеницу, ячмень. Молочное
скотоводство. Птицеводство. Клеточное
звероводство (норка), оленеводство.
Месторождения туфов (Борисовское и Пушкинское),
Баневуровское бурого угля, Алексее-Никольское
каменного угля, кирпичной глины, "Раковское"
минеральной воды. Крупный транзитный центр
торговли с Китаем. Крупный военный центр.

Наука, образование: Институты:
сельскохозяйственный, педагогический.

Культура и музеи: 2 драматических
театра. Филиал Приморского государственного
музея.

Архитектура и достопримечательности: Средневековый
памятник – каменное изваяние черепахи,
олицетворяющее долговечность (устанавливались
на могилах лиц императорской фамилии
Чжурдженьского государства, 12 в.). На окраине
Уссурийска – Уссурийский заповедник, в котором
создан музей уссурийской тайги. Близ заповедника
– астрономическая станция (самая восточная в
России).

История:
Основан в 1866 как село Никольское переселенцами
из Астраханской и Воронежской губерний. В 1898 при
слиянии села Никольское с посёлком Кетрицево
(возник как пристанционный посёлок) образован
город Никольск. В 1926 переименован в
Никольск-Уссурийский. В 1935-57 назывался Ворошилов.
с.
Вольно-Надеждинское, Приморский край
Село, райцентр (Надеждинский район).
Поясное время: +7 от московского.
9243 км Транссиба:
станция Надеждинская,
северная сторона (с 1893). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1962, перем. ток.
Карта транспортного узла

Экономика:
Сельское хозяйство, дачная зона
Владивостока.
г.
Владивосток
Герб Владивостока Центр Приморского края РФ.
Основан: в 1860, статус города в 1880.
5 городских районов, подчиненные поселки: Попова,
Русский, Трудовое.
Координаты: 43-07 с.ш., 131-53 в.д.
Владивосток расположен амфитеатром на сопках
южной оконечности полуострова
Муравьёва-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог,
вдоль восточного побережья Амурского залива
Японского моря.
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 561 кв. км.
Население: 206,5 тыс. (1939); 291 тыс. (1959);
633,8 тыс. (1989); 610,3 тыс. (1999); 583,7 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -14, апрель +4, июль +18, октябрь +8
9289 км
Транссиба:
вокзал Владивосток,
островной тип (с 1893). Дальневосточная
ж-д
.
Электрифицирована в 1962, перем. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирские станции в черте города: Первая Речка, Вторая
Речка
, Седанка, Океанская, Угольная.
Конец Транссиба.
Трамвай, троллейбус, фуникулер. Морской порт.
Карта транспортного узла

Экономика: Владивосток – важный
промышленный центр. Машиностроение, в т.ч.
судостроение и судоремонт, производство
оборудования для рыбной и деревообрабатывающей
промышленности, горно-шахтное оборудование.
Заводы: "Дальзавод", "Дальприбор",
"Радиоприбор", "Металлист",
инструментальный и др. Пищевая (рыбокомбинаты,
мясокомбинат, кондитерская фабрика и др.),
стройматериалов (завод железобетонных
конструкций и др.) промышленность. Владивосток –
база рыбного промысла и добычи морепродуктов.

Наука,
образование:
Приморский филиал Русского
географического общества. Дальневосточный
научный центр РАН, Тихоокеанский НИИ рыбного
хозяйства (ТИНРО) и океанографии, Тихоокеанский
институт географии и др. Университет,
технологический институт. Институты:
технологического бытового обслуживания,
технический рыбной промышленности,
коммерческий, искусств, медицинский.
Тихоокеанское высшее военно-морское училище
имени С.О. Макарова, Морская академия имени Г.И.
Невельского.

Культура и музеи: Театры:
драматический, юного зрителя, кукольный.
Филармония. Музеи: Дальневосточного пароходства,
Тихокеанского флота, ТИНРО, краеведческий,
минералогический. Картинная галерея. Океанариум.
Объединённый музей имени Арсеньева (в т.ч.
дома-музеи Арсеньева, К.А. Суханова и др.).

Архитектура и достопримечательности: Океанариум.
Близ Владивостока – Ботанический сад. В 26 км от
Владивостока – грязевой и приморский курорт
Садгород.

История:
Район Владивостока был исследован российскими
мореплавателями в 1850-х гг. В 1860 на берегу
глубоководной и закрытой от ветров бухты Золотой
Рог командой российского парусника
"Маньчжур" был основан военный пост,
получивший название "Владивосток". В 1871 во
Владивосток была переведена (из
Николаевска-на-Амуре) главная база Сибирской
военной флотилии. Развитие судостроения и других
отраслей промышленности сопровождалось
укреплением Владивостока как административного
центра. Постоянная пароходная линия связала
Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. В
1880 Владивосток (с полуостровом
Муравьёв-Амурский) был выделен в особое
"военное губернаторство" и признан городом.
С 1888 центр Приморской области. В 1897 построена ж.д.
Хабаровск – Владивосток, в 1903 открылось прямое
ж.д. сообщение с Москвой по Великой Сибирской ж.д.
магистрали. В 1890-х гг. Владивосток постепенно
превращался в место сосредоточения русской
культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был
организационным центром экспедиций российских
путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О.
Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова
(впоследствии президента Академии наук СССР) и
др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный
институт. После установления советской власти в
1917 в городе неоднократно менялись правительства,
высаживались военные десанты японских,
американских и английский войск. В 1920-22
Владивосток – центр Дальневосточной Республики.
С 1922 в составе РСФСР. С 1938 центр Приморского края.
*
ветка Белогорск – Благовещенск
г. Благовещенск
Герб Благовещенска Центр Амурской области РФ и
Благовещенского района.
Основан: в 1856, статус города в 1858.
Координаты: 50-17 с.ш., 127-32 в.д.
Благовещенск расположен на юго-западе
Зейско-Буреинской равнины, на берегу Амура, при
впадении Зеи.
Поясное время: +6 от московского.
Площадь города: 321 кв. км.
Население: 58,8 тыс. (1939); 94,7 тыс. (1959);
121 тыс. (1989); 161 тыс. (1998); 578,1 тыс. (1999).
Переименования: Усть-Зейский
военный пост (1856-1858).
Средние температуры:
январь -22, апрель +4, июль +22, октябрь +3
108 км
ветки Белогорск – Благовещенск:
вокзал Благовещенск,
восточная сторона (с 1914).  Забайкальская
ж-д
.
Нелектрифицирована. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов.
Конец ветки Белогорск – Благовещенск.
Троллейбус. Порты на р. Зея и р. Амур.

Экономика: В городе имеются крупные
предприятия: «Амурский металлист»,
специализирующееся на выпуске горно-шахтного
оборудования; «Судостроительный завод им.
Октябрьской революции», выпускающий морские
буксиры и сейнеры; золотодобывающее предприятие
ЗАО «Маломырский рудник».

Наука,
образование:
Амурский комплексный институт
Дальнего Востока, Всероссийский институт сои,
Дальневосточный зональный ветеринарный
институт , Дальневосточный институт
проектно-технологический механизации и
электрификации сельского хозяйства, Институт
физиологии и патологии дыхания Сибирского
отделения РАМН. Медицинская академия,
Педагогический университет, Дальневосточный
государственный аграрный университет, Амурский
государственный университет.

Культура и музеи: Драматический театр,
Краеведческий музей.

Архитектура и достопримечательности: Здание
бывшего католического костёла. Сохранились
деревянные дома конца 19 в., кирпичные здания
начала 20 в.

История:
Русское поселение Усть-Зейский военный пост
возникло здесь в 1856 г., на Амуре при впадении в
него р. Зея. В 1858 г. в связи с закладкой церкви во
имя Благовещения пресвятой Богородицы
переименован в станицу Благовещенская, в этом же
году стал городом Благовещенском, центром
Амурской области. Город быстро развивался,
особенно после открытия золотых приисков на
севере Амурской области. В начале 20 в.
Благовещенск – центр металлообработки, торговли.
С 1932 г. центр Амурской области в составе
Хабаровского края, с 1948 г. центр самостоятельной
Амурской области.
* ветка
Бурея – Райчихинск
г. Райчихинск, Амурская область
Герб Райчихинска Город областного подчинения.
Основан: в 1932, статус города с 1944.
Подчинённый посёлок: Широкий.
Координаты: 49-48 с.ш., 129-24 в.д.
Расположен на юго-востоке Зейско-Буреинской
равнины.
Поясное время: +6 от московского.
Площадь города: 393 кв. км.
Население: 27,5 тыс. (1959); 27,9 тыс. (1989);
26,9 тыс. (1998); 23,5 тыс. (2006).
Переименования: Райчиха (1932-1934).
40 км
ветки Бурея – Райчихинск:
станция
Райчихинск
,
северная сторона.  Забайкальская
ж-д
.
Нелектрифицирована.

Экономика: Уголь добывается на
территории города в разрезах
"Северо-Восточный" и "Юго-Западный".
Заводы: ремонтно-механический объединения
"Дальвостуголь" (ремонт горного
оборудования и выпуск запасных частей),
экспериментально-механический (вагончики,
металлофермы, чугунное литьё), кирпичный,
асфальтовый, железобетонных изделий,
"Стройдеталь". Фабрики: швейная, обувная и
мебельная.

История:
Райчихинское месторождение бурого угля известно
с конца 19 в. В 1913 г. в долине среднего течения р.
Кивда была заложена первая штольня, но угля
добывалось мало, т.к. основные залежи оказались
южнее. Название по расположению на реке Райчиха,
которая была названа по фамилии утонувшего в ней
"военного нижнего чина Раева".
* БАМ
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Герб Комсомольска-на-Амуре Город краевого подчинения,
райцентр (Комсомольский район).
Основан: в 1860, статус города с 1932.
Координаты: 50-37 с.ш., 136-59 в.д.
Расположен на низменности в нижнем течении
Амура, на его левом берегу.
Поясное время: +7 от московского.
Площадь города: 301 кв. км.
Население: 71 тыс. (1939); 177 тыс. (1959);
315,3 тыс. (1989); 297,6 тыс. (1998); 273,3 тыс. (2006).
Переименования: Пермское (1860-1932).
3819 км
БАМа:
станция Комсомольск-на-Амуре,
южная сторона (с 1947). Дальневосточная
ж-д
.
Нелектрифицирована. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов.
Пассажирские станции в черте города: Силинка,
Комсомольск-2, Комсомольск-Сортировочный (Хумми).
Узел железных дорог (3 направления – на Постышево,
Советскую Гавань, Волочаевку).
Конец БАМа.
Трамвай. Порт на р. Амур.

Экономика: Судостроение (ПО "Завод
имени Ленинского комсомола"), авиастроение
(авиационное ПО), чёрная металлургия (завод
"Амурсталь"). Машиностроение: заводы –
"Амурлитмаш", подъёмно-транспортного
оборудования, электротехнический и др.
Нефтеперерабатывающий завод (нефть поступает с
острова Сахалин по нефтепроводу от города Оха).
Деревообрабатывающие комбинаты, мебельная и
швейная фабрики. Производство стройматериалов.
Пищевая промышленность.

Наука, образование:
Педагогический и политехнический
институты.

Культура и музеи: Драматический театр.
Музеи: краеведческий, художественный.

Архитектура и достопримечательности: Близ
Комсомольска-на-Амуре, на Амурском побережье, в
бассейне рек Бельго и Пивань расположен
Комсомольский заповедник.

История:
Город возник на месте села Пермское, основанного
в 1860 г. крестьянами-переселенцами из Пермской
губернии. В феврале 1932 г. было принято решение о
строительстве здесь предприятий тяжёлой
промышленности, в декабре 1932 г. село Пермское
преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Это
название должно было свидетельствовать о
строительстве города комсомольцами, хотя в
действительности главной рабочей силой (около 70%
строителей) были заключённые. В 1932-39 построены
Амурский судостроительный, авиационный и
лесозаводы. В Великую Отечественную войну
завершилось строительство завода
"Амурсталь". В послевоенный период
возведены предприятия лёгкой и пищевой
промышленности.