Электровоз постоянного тока ВЛ10У
Опубликовано: журнал “Моделист-конструктор” (Москва), №7, 1987 г. |
![]() |
![]() |
МЕХАНИЧЕСКАЯ часть электровоза ВЛ80Т, идентичная механической части ВЛ10У, уже была достаточно подробно описана (см. “М-К” №8, 1982 г.). Чтобы не повторяться, расскажем лишь о характерных особенностях машины, касающихся в основном электрооборудования.
Локомотив предназначен для работы на магистральных железных дорогах с питанием от постоянного тока напряжением 3000 В. Его электрическое оборудование рассчитано на надёжную работу при амплитуде в контактной сети от 2200 до 4000 В. На ВЛ10У установлено восемь тяговых двигателей ТЛ2К1, имеющих последовательное возбуждение, опорно-осевое подвешивание, принудительную вентиляцию и мощность при часовом режиме 670 кВт. Вращающий момент от двигателя на колёсные пары передаётся двусторонней одноступенчатой цилиндрической косозубой передачей. Для регулирования частоты вращения тяговых двигателей предусмотрено три вида их соединения: последовательное, последовательно-параллельное и параллельное. Электрические цепи локомотива получают питание от контактного провода через токоприёмники, обеспечивающие надёжный токосъём при любых скоростях движения. Кроме тормозов с пневматическим и ручным управлением, действует система рекуперативного торможения, значительно повышающая безопасность движения поездов и обеспечивающая большую экономию электроэнергии, уменьшение износа бандажей и тормозных колодок. При рекуперативном торможении механическая энергия с вращающихся осей колёсных пар передаётся на валы тяговых двигателей, которые трансформируют её в электрическую, а та, в свою очередь, возвращается (рекуперируется) в контактную сеть и поступает к другим электровозам и в энергосистему. Электрическое, пневматическое и другое оборудование размещено в сочленённом двухсекционном кузове с концевым расположением постов управления (кабин машиниста). Секции ВЛ10У отличаются друг от друга: ту, в которой установлен быстродействующий выключатель силовых цепей, принято считать первой, и кабина машиниста этой секции называется кабиной №1. В средней части каждой секции расположена высоковольтная камера (ВВК) с электроаппаратурой, предохраняемая сетчатым ограждением. Двери камеры имеют блокировки, обеспечивающие их открытие только при опущенном токоприёмнике. Электрическая аппаратура, обладающая высокой надёжностью, – блочной схемы, что значительно облегчает её обслуживание и ремонт. Узлы аппаратуры, сильно нагревающиеся во время работы, находятся под принудительным охлаждением. Воздух к ним подаётся по воздухопроводу от центробежного вентилятора. Расположение оборудования внутри кузова обеспечивает свободный проход и доступ для осмотра жлектрической аппаратуры. Оборудование, размещённое на крыше, служит для обеспечения нормального токосъёма и подачи высокого напряжения с контактного провода к силовой аппаратуре. Высоковольтные аппараты соединены в электрическую цепь медными шинами, гибкими проводами (шунтами) и установленными на опорных изоляторах стальными шинами-угольниками. В размещении оборудования на торцевых стенках первой и второй секций также есть различия. Здесь установлены розетки межсекционных соединений и специальные коробки для монтажа высоковольтных и низковольтных проводов. Для поддержания в кузове давления выше атмосферного, а это необходимо, чтобы запылённый воздух не проникал через неплотности обшивки, предусмотрен выброс в кузов нагнетаемого вентилятором воздуха. При этом избыточное давление внутри локомотива составляет примерно 3 мм вод. ст. Сжатый воздух используется для питания тормозов, аппаратов цепи управления, блокировки высоковольтной камеры и люка, подачи звуковых сигналов и форсунок песочниц. Тормозное оборудование – типовое для всего локомотивного парка страны. При ведении тяжеловесных поездов на спуске возможно применение комбинированного торможения: рекуперативного на электровозе и пневматического в составе. Таб. 1. Основные характеристики электровоза ВЛ10У
ОКРАСКА ЭЛЕКТРОВОЗА:
На любовых частях кузова электровозов тбилисского завода вместо звезды располагается надпись “ТЭВЗ” на русском и грузинском языках, а металлическая накладка с надписью “ВЛ10У” и порядковым номером локомотива окрашивается в красный цвет. Эмблема завода представляет собой стилизованные буквы “ТЭ” и крепится на правом борту каждой секции ниже надписи “ВЛ10У” и порядкового номера. |