Линия Иркутск – Байкал

О подборке
Немного истории
Справочная таблица
Карта начального отрезка линии (1, 2)

О подборке. На этой странице сделана попытка собрать воедино немногочисленные сведения о разобранной и затопленной водохранилищем Иркутской ГЭС железнодорожной линии Иркутск – Байкал.

Немного истории. Когда стало ясно, что начало строительства Кругобайкальской железной дороги задерживается, было принято решение проложить дорогу от Иркутска до озера Байкал с целью перевоза составов паромами.

Первоначально дорогу планировалось проложить по правому берегу Ангары с устройством в черте Иркутска понтонного моста. Но в таком случае в периоды ледостава и ледохода непрерывное сообщение отсутствовало бы, а сооружение постоянного моста не входило в смету. Поэтому, для строительства был выбран менее удобный левый берег.

Первый поезд пришел на станцию Байкал 21 октября (2 ноября) 1898 года. До постройки Кругобайкалки в 1904 году, линия Иркутск – Байкал оставалась тупиковой и поезда двигались далее на пароме. С 1904 по 1956 год эта дорога была обычным, хотя и достаточно красивым участком Транссиба. Перед началом затопления водами водхранилища, рельсы были разобраны и отрезок Иркутск – Байкал ушел в небытие.

Справочная таблица. В данной таблице помещены сведения о линии Иркутск – Байкал по состоянию на 1941 год. Километраж приведен существоваший тогда – от Иркутска-Сортировочного. В таблице приведены все станции, разъезды и блок-посты, все каменные трубы и каменные лотки, мосты длиннее восьми метров, а также единственный деревянный мост на каменных опорах.

Станции, разъезды и блок-посты выделены бледно-желтым цветом, мосты – голубым, каменные трубы – зеленым, каменные лотки – цветом морской волны.

Линия Иркутск – Байкал

Км Название объекта Местоположение

Примечание / Характеристка объекта

1 7 ст. Иркутск-Пассажирский г. Иркутск станция и сейчас находится на Транссибе
1 10 каменная труба отверстие 1 м
1 12 железный мост р. Кузьмиха длина 13 м
2 15 каменная труба отверстие 1 м
3 17 каменная труба отверстие 1 м
2 19 железный мост падь Березовка длина 9 м
2 20 б/п Ерши
3 22 железный мост залив Ангары длина 64 м
4 26 каменная труба отверстие 1 м
5 28 каменная труба отверстие 1 м
6 29 каменная труба отверстие 1 м
7 30 каменная труба отверстие 1 м
8 31 каменная труба отверстие 1 м
3 32 ст. Михалево п. Михалево 7 путей, в начале 20 века было 2 кирпичных
завода и 1 лесопильный
4 32 железный мост р. Калей длина 21 м
5 34 железный мост р. Курма длина 43 м
9 35 каменная труба отверстие 1 м
6 45 железный мост падь Питериха длина 64 м
4 47 б/п Островной
7 49 железный мост длина 9 м
8 50 железный мост длина 9 м
9 52 железный мост падь Холодная длина 9 м
10 56 железный мост р. Аланка длина 21 м
5 57 рзд. Подорвиха д. Подорвиха 4 пути
11 59 железный мост длина 9 м
10 60 каменная труба отверстие 1 м
11 60 каменная труба отверстие 1 м
1 61 каменный лоток ширина 0.4 м
12 61 деревянный мост на каменных опорах длина 1 м
2 62 каменный лоток ширина 0.4 м
3 62 каменный лоток ширина 0.4 м
12 63 каменная труба отверстие 2 м
13 63 железный мост падь Малолетняя длина 9 м
6 65 б/п Кудашово
14 66 железный мост р. Сосновая длина 9 м
13 69 каменная труба отверстие 1 м
4 70 каменный лоток ширина 0.4 м
7 72 ст. Байкал п. Байкал сейчас станция является
концом Кругобайкалки
Сокращения: г. – город; п. – поселок; ст. – станция, рзд. – разъезд, б/п – блок-пост, р. – река, д. – деревня.

 

Общая статистика:
Всего – 3 станции, 1 разъезд, 3 блок-поста, 13 железных мостов, 1 деревянный мост на каменных опорах, 13 каменных труб и 4 каменных лотка.

М. А. Крайнов