Линия Иркутск – Байкал
О подборке
Немного истории
Справочная таблица
Карта начального отрезка линии (1, 2)
О подборке. На этой странице сделана попытка собрать воедино немногочисленные сведения о разобранной и затопленной водохранилищем Иркутской ГЭС железнодорожной линии Иркутск – Байкал.
Немного истории. Когда стало ясно, что начало строительства Кругобайкальской железной дороги задерживается, было принято решение проложить дорогу от Иркутска до озера Байкал с целью перевоза составов паромами.
Первоначально дорогу планировалось проложить по правому берегу Ангары с устройством в черте Иркутска понтонного моста. Но в таком случае в периоды ледостава и ледохода непрерывное сообщение отсутствовало бы, а сооружение постоянного моста не входило в смету. Поэтому, для строительства был выбран менее удобный левый берег.
Первый поезд пришел на станцию Байкал 21 октября (2 ноября) 1898 года. До постройки Кругобайкалки в 1904 году, линия Иркутск – Байкал оставалась тупиковой и поезда двигались далее на пароме. С 1904 по 1956 год эта дорога была обычным, хотя и достаточно красивым участком Транссиба. Перед началом затопления водами водхранилища, рельсы были разобраны и отрезок Иркутск – Байкал ушел в небытие.
Справочная таблица. В данной таблице помещены сведения о линии Иркутск – Байкал по состоянию на 1941 год. Километраж приведен существоваший тогда – от Иркутска-Сортировочного. В таблице приведены все станции, разъезды и блок-посты, все каменные трубы и каменные лотки, мосты длиннее восьми метров, а также единственный деревянный мост на каменных опорах.
Станции, разъезды и блок-посты выделены бледно-желтым цветом, мосты – голубым, каменные трубы – зеленым, каменные лотки – цветом морской волны.
Линия Иркутск – Байкал
Км | Название объекта | Местоположение |
Примечание / Характеристка объекта |
|
1 | 7 | ст. Иркутск-Пассажирский | г. Иркутск | станция и сейчас находится на Транссибе |
1 | 10 | каменная труба | отверстие 1 м | |
1 | 12 | железный мост | р. Кузьмиха | длина 13 м |
2 | 15 | каменная труба | отверстие 1 м | |
3 | 17 | каменная труба | отверстие 1 м | |
2 | 19 | железный мост | падь Березовка | длина 9 м |
2 | 20 | б/п Ерши | ||
3 | 22 | железный мост | залив Ангары | длина 64 м |
4 | 26 | каменная труба | отверстие 1 м | |
5 | 28 | каменная труба | отверстие 1 м | |
6 | 29 | каменная труба | отверстие 1 м | |
7 | 30 | каменная труба | отверстие 1 м | |
8 | 31 | каменная труба | отверстие 1 м | |
3 | 32 | ст. Михалево | п. Михалево | 7 путей, в начале 20 века было 2 кирпичных завода и 1 лесопильный |
4 | 32 | железный мост | р. Калей | длина 21 м |
5 | 34 | железный мост | р. Курма | длина 43 м |
9 | 35 | каменная труба | отверстие 1 м | |
6 | 45 | железный мост | падь Питериха | длина 64 м |
4 | 47 | б/п Островной | ||
7 | 49 | железный мост | длина 9 м | |
8 | 50 | железный мост | длина 9 м | |
9 | 52 | железный мост | падь Холодная | длина 9 м |
10 | 56 | железный мост | р. Аланка | длина 21 м |
5 | 57 | рзд. Подорвиха | д. Подорвиха | 4 пути |
11 | 59 | железный мост | длина 9 м | |
10 | 60 | каменная труба | отверстие 1 м | |
11 | 60 | каменная труба | отверстие 1 м | |
1 | 61 | каменный лоток | ширина 0.4 м | |
12 | 61 | деревянный мост на каменных опорах | длина 1 м | |
2 | 62 | каменный лоток | ширина 0.4 м | |
3 | 62 | каменный лоток | ширина 0.4 м | |
12 | 63 | каменная труба | отверстие 2 м | |
13 | 63 | железный мост | падь Малолетняя | длина 9 м |
6 | 65 | б/п Кудашово | ||
14 | 66 | железный мост | р. Сосновая | длина 9 м |
13 | 69 | каменная труба | отверстие 1 м | |
4 | 70 | каменный лоток | ширина 0.4 м | |
7 | 72 | ст. Байкал | п. Байкал | сейчас станция является концом Кругобайкалки |
Сокращения: г. – город; п. – поселок; ст. – станция, рзд. – разъезд, б/п – блок-пост, р. – река, д. – деревня. |
Общая статистика: Всего – 3 станции, 1 разъезд, 3 блок-поста, 13 железных мостов, 1 деревянный мост на каменных опорах, 13 каменных труб и 4 каменных лотка. |
М. А. Крайнов