Справочник Кругобайкалки

Общие сведения

Современный маршрут Кругобайкальской железной дороги сформировался в конце 50-х годов, после строительства Иркутской ГЭС в 1956 г. и затопления участка, проходящего вдоль Ангары, от Иркутска до Байкала. Несколько ранее, в 1947-49 гг. была построена более короткая перевальная дорога Иркутск – Большой Луг – Слюдянка и после завершения строительства на нее был переведен основной ход Транссиба. 89-км ветка Слюдянка-2 – Култук – Маритуй – Байкал стала после этого тупиковой, и именно она сегодня понимается под Кругобайкальской дорогой. Основным ходом Транссиба сейчас также является 171-километровый участок от Мысовой до Слюдянки-2, который ранее строился как часть Кругобайкальской дороги.
В настоящее время на дороге находится 4 станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и 1 разъезд (137 км). Дорога однопутная, второй путь (ближний к скалам) демонтирован.
Местное время – Иркутское, + 5 часов от московского, + 8 часов от Гринвича.
Количество населенных пунктов вдоль дороги – 12 (Култук, 154 км, Ангасольская, Шарыжалгай, 134 км, Баклань, Маритуй, Половинная, Пономарёвка, Ивановка, Шумиха, Байкал); турбаз – 5 (134 км “Таёжная”, 102 км “Шумиха”, 98 км “Хвойная”, 80 км “Ретро” и “Серебряный ключ”).
Наиболее значительные водные преграды на пути – реки Култучная, Ангасолка, Большая Крутая Губа, Шабартуй, Маритуй, Большая Половинная, Большая Пономарёвка, Ивановка, Большая Шумиха и Большой Баранчик.
Самая большая река на пути – Большая Половинная.
Самый большой населенный пункт (не на пути современного Транссиба) – Байкал. Самый большой населенный пункт посередине дороги – Маритуй.
На действующем сейчас пути Кругобайкальской дороги находится 38 тоннелей общей длиной 9063 м, 5 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями.
Самый длинный тоннель – через мыс Половинный длиной 777.5 м.

Километраж на Кругобайкалке

Отсчет километров на историческом участке Кругобайкалки ведется от Иркутска-Сортировочного (старое название – станция Иннокентьевская), которая до 1934 г. была административной границей Томской (ранее – Средне-Сибирской, Сибирской, Томской, Сибирским округом П.С.) и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал при этом расположена на 72 км от этой точки отсчета.
Многих вводит в заблуждение тот факт, что ветку Иркутск – Байкал начали строить от современной станции Иркутск-Пассажирский, и следовательно, километраж они исчисляют от него. Приводимые во многих книгах неверные сведения о том, что якобы километраж на Кругобайкалке шел от Иркутска-Пассажирского основаны на проектных, а не реальных данных. Истинные данные по профилю и расстояниям можно увидеть, например, в источнике 5.
После затопления участка Иркутск – Байкал был сохранен исторический километраж. Таким образом, исторический отрезок расположен от 72 км (ст. Байкал) до 161 км (ст. Слюдянка-2).

Исторические факты

Кругобайкальская железная дорога административно никогда не существовала. Она была просто частью Забайкальской железной дороги. Официально существовало только Управление по строительству Кругобайкальской железной дороги.
Впервые поезд к берегу озера Байкал пришел 21 октября (2 ноября) 1898 г., после прокладки железной дороги протяженностью 61 верста от Иркутска до станции Байкал по берегу Ангары, которая затем стала западной частью Кругобайкальской дороги.
Маршрут Кругобайкальской железной дороги начинался на станции Байкал и шел вдоль берегов озера через Култук – Слюдянку – Танхой, заканчиваясь на станции Мысовая – от которой на восток шла Забайкальская дорога, построенная несколько раньше. Окончательное решение о маршруте Кругобайкальской дороги было принято 9 (22) июня 1901 года комитетом по сооружению Сибирской железной дороги – поскольку в проектах существовало 2 основных варианта ее прокладки.
Длина Кругобайкальской дороги в ее окончательном виде от Байкала до Мысовой составляла 244 версты (260 км).
Сроки строительства: строительство восточной части Кругобайкальской дороги от Мысовой до Танхоя началось в конце 1899 г.; затем прокладывался путь от Танхоя до Слюдянки, на более пологом и равнинном южном берегу Байкала; весной 1902 г. началось строительство самой сложной части дороги – от Слюдянки до станции Байкал. Работы по сооружению тоннелей начались 1(14) декабря 1902 г. Рабочее движение поездов по всему маршруту Кругобайкальской дороги открылось  18 сентября (1 октября) 1904 г., а 16 (29) октября 1905 г. она была принята в постоянную эксплуатацию и стала частью Забайкальской дороги в административном отношении.
Паромная железнодорожная переправа через Байкал действовала с апреля 1900 г. до сдачи Кругобайкальской дороги в постоянную эксплуатацию, а нерегулярные рейсы совершались вплоть до 1917 г. включительно. На переправе были задействованы паром-ледокол “Байкал” (спущен на воду в Листвянке 17 (29) июня 1899 г.) и паром-ледокол “Ангара” несколько меньшего размера (спущен на воду в 25 июля (7 августа) 1900 г.). На зимний период укладывался временный рельсовый путь по льду Байкала – с 1901 по 1904 годы включительно.
На протяжении дороги при строительстве первого пути было сооружено 39 тоннелей общей длиной 3751,5 сажени (8004 м), а также около 500 лотков, мостов и виадуков.
На строительстве дороги было задействовано от 2700 (1900 г.) до 15000 рабочих (1903 г.).
Вторые пути на Кругобайкальской дороге начали сооружаться в 1911 г. и были проложены к апрелю 1914 г., за 3 месяца до начала первой мировой войны.

Уникальность дороги

Аналогов Кругобайкалке нет в мире. Это – уникальный комплексный музей. Причем дорога и территория, прилегающая к ней, включают в себя не только многочисленные памятники инженерно-технического искусства (тоннели и галереи, мосты и виадуки, подпорные стенки), памятники архитектуры, но и разнообразные памятники природы – геологии, минералогии, зоологии, биологии.
О количестве инженерных сооружений можно судить из следующих данных:
тоннелей – 41 (сохранилось 40: 39 тоннелей на историческом отрезке Кругобайкалки (сейчас используется 38) и еще один – восточнее Слюдянки), каменных галерей – 16 (сохранилось 15, сейчас используется 5), железобетонных галерей – 3, мостов и виадуков – 248, подпорных стенок – 268, памятников архитектуры – 172.
Решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 1982 года участок Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до станции Култук объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану.

Основными источниками данных для этого Справочника послужили:
1) Книга “Восточно-Сибирская магистраль. Путь в 100 лет”, Иркутск, 1998
2) Статья Н.А. Александрова “Кругобайкальская железная дорога”, журнал “Железнодорожный Транспорт”, 5, 1991 г., юбилейный номер  к 100-летию Транссиба
3) Книга “Кругобайкальская магистраль”, Иркутск
4) Фундаментальная книга о Транссибе – Harmon Tupper “To the Great Ocean”, Boston, 1965
5) Альбомъ исполнительныхъ чертежей по постройкъ Забайкальской желъзной дороги, Байкальской вътви, вътви къ Китайской границъ и пристаней парома-ледокола на озеръ Байкалъ, 1895-1901
6) “Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог” (1838 – 1990), Москва, 1996, ЦНТБ МПС РФ, сост. Г. М. Афонина
7) Книга А. Хобта “Дорога длиною в век”, Иркутск, 2004
8) Личные наблюдения и путевые записи с Кругобайкальской дороги участников проекта
* Все даты приведены в старом и новом (в круглых скобках) стиле

Карты и схемы:
Небольшая схема
Обзорная карта
Култук – Шарыжалгай
Шарыжалгай-Маритуй
Маритуй – Уланово
Уланово – Байкал
Варианты дороги
Иркутск – Байкал (1)
Иркутск – Байкал (2)
Березовский мост
Березовская бухта