Главная Кругобайкалка – главная страница Статьи о Кругобайкальской дороге Хобта А.В. Сколько на Кругобайкалке искуственных сооружений?

Хобта А.В. Сколько на Кругобайкалке искуственных сооружений?

Поезд нас быстро, стремительно мчал,
Часто мелькали тоннели;
В окна виднелся спокойный Байкал
Дальние горы синели.
Домбровский А. А.

Последнее время о Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) пишут очень много и многие. Как правило, статьи эмоционального и критического характера. А вот цифры, встречающиеся в этих статьях и характеризующие сложность сооружения этой стальной колеи, не всегда отражают действительность.

Можно было бы сразу начать разговор, о количестве искусственных сооружений. Но не могу этого сделать по той причине, что не все авторы вкладывают правильный смысл в некоторые термины.Каменная галерея Поэтому вначале необходимо определиться в терминологии. Что такое искусственные сооружения? Не вдаваясь в детали, можно сказать, что это понятие включает в себя (применительно к КБЖД): тоннели, мосты, трубы, подпорные стенки, галереи, виадуки, дюкеры, акведуки. Другую часть искусственных сооружений, как, например, станционные постройки и постройки вдоль линии (линейные сооружения),Железобетонная галерея связанные с жизнью и деятельностью человека принято называть гражданскими сооружениями (на любой железной дороге есть служба гражданских сооружений). А оба эти понятия можно объединить условно в одно: инженерные сооружения, потому что они созданы с помощью инженеров. Вот что необходимо знать о терминологии. Она сохранилась с начала строительства железных дорог в России и соответствует нынешнему времени. Во время строительства КБЖД из искусственных сооружений в самостоятельные разделы выделялись тоннели и галереи. Каждый этот раздел описывался самостоятельно.

Действительно, не зная классификации сооружений, трудно подсчитать количество тоннелей, мостов, труб, виадуков. Тем более что КБЖД сооружалась в два этапа с большим перерывом во времени. ТоннельФактически подсчет надо вести для первого пути и для второго пути отдельно, хотя бы потому, что на одном и том же месте стоят разные искусственные сооружения. Например, для первого пути поставлен железный балочный мост, а для второго пути железобетонный виадук. Или, например, для первого пути сооружен каменный виадук, а для второго – железобетонный балочный виадук. И не только поэтому надо вести раздельный подсчет искусственных сооружений. Некоторые галереи построены только для одного пути. Часто на втором этапе строительства ставили мост под два пути сразу, мост для первого пути убирали. И такое несовпадение наблюдается во многих случаях. Что подсчитывать? Оба эти моста или считать его за один? Это относится и к подпорным стенкам и галереям. Поэтому сейчас пока речь идет об искусственных сооружениях для первого пути.

Подсчетами искусственных сооружений занимался, чуть ли не каждый путешественник, проходящий по Западному участку от станции Байкал до Култука. Вполне оправданно стремление каждого путешественника самостоятельно выявить, сколько же на КБЖД “всего настроено”. Виадуки: каменный и железобетонныйНо всегда, цифры называемые при таком подсчете, абсолютно не соответствуют действительности. Это очень хорошо, когда называются хотя бы приблизительные величины. Другие авторы, которые там видимо вообще не были, берут цифры из непроверенных источников и выдают их за истинные, причем без всякой ссылки на первоисточник, и они начинают кочевать из публикаций в публикацию, а сейчас и в сеть Интернет (вообще нами планируется дать краткий обзор всех публикаций вышедших в центральной и Иркутской прессе). К слову сказать, в сети Интернет нет практически ни одной верной цифры (кроме настоящего сайта) о количестве искусственных сооружений на Кругобайкальской железной дороге. Ни самостоятельный подсчет, ни заимствование из других опубликованных источников не дают верного результата. Путь этот неверен в принципе. Следует заметить, что некоторые цифры, касающиеся длины сооружений в разных официальных (!) документах имеют разное значение (и этому есть объяснения). Поэтому данные, даже в официальных документах, требуют многократных проверок и сопоставлений.

И так, в начале лучше обратиться к документам. В связи с этим все ниже приводимые цифры взяты из официальных источников (отчетов).Мосты: железный и железобетонный После того, как были получены цифры о количестве и размерах искусственных сооружений, они были переведены (где это требовалось) в современную метрическую систему и привязаны к современной разметке дороги. Многочисленные экспедиции по привязке объектов к местности позволили составить полный перечень искусственных и линейных сооружений КБЖД. А с помощью крупномасштабных карт восстановлены места расположения этих сооружений с точностью до одного метра, поэтому получился очень точный путеводитель.

Теперь начнем подсчеты искусственных сооружений. Нельзя не согласиться с тем, что тоннели являются основными, монументальными сооружениями на КБЖД. Всего на железной дороге сооружен 41 тоннель (39 тоннелей во время строительства первого пути и два тоннеля во время прокладки второго пути). Из этого количества один тоннель (N9) не сохранился. Все тоннели, за исключением одного, расположены на Западном участке (ст. Байкал – Слюдянка).

Строительство галерей проектом не предусматривалось. К концу 1903 года выяснилась необходимость строительства дополнительных искусственных сооружений, т.к. во время строительства начались обвалы горных пород. Были намечены места сооружения галерей. Оказалось, что к 21 тоннелю необходимо пристроить 33 галереи. Кроме того, были построены 9 однопутных галерей и 5 двухпутных. Все 48 галерей построены на Западном участке во время строительства первого пути. Планировалось построить 3 железные галереи, но они были не закончены (от них остались только подпорные стенки).

Самыми многочисленными сооружениями являются мосты, трубы, лотки, виадуки. Таких объектов на всей КБЖД, для первого пути, насчитывается 477 штук (из них 241 штука на участке ст. Байкал – Слюдянка). К ним можно еще добавить 10 временных деревянных мостов и один деревянный путепровод, построенных в начале строительства дороги и затем разобранных и замененных железными мостами. Таким образом, различных мостов насчитывается 488 штук.

Несколько сложнее обстоит дело с подпорными стенками. Во-первых, у них сложная классификация (стенки бывают: подпорные, одевающие, поддерживающие, на цементном растворе, на “сухо” и т. д.). Согласно “Журнала комиссий по освидетельствованию КБЖД…” на Западном участке, для первого пути, насчитывается 229 подпорных стенок. Правда, во-первых, эта цифра требует уточнения. Во-вторых, почти все стенки в насыпи первого пути засыпаны. В-третьих, во многих случаях в одном и том же месте приходилось возводить сразу две подпорные стенки, поддерживающие откос сверху и снизу полотна.

Сейчас можно подвести некоторые итоги. Во время сооружения только (!) первого пути и только (!) на Западном участке КБЖД построено 522 искусственных сооружений (тоннели, отдельно стоящие галереи, мосты, подпорные стенки). Теперь 94 км делим на 522 и получаем, что в среднем практически через каждые 180 метров стояло искусственное сооружение.

Если речь вести вообще об инженерных сооружениях, то к вышеназванной величине 522 следует еще прибавить линейные сооружения. Здесь необходимо отметить, что вдоль железнодорожного полотна были поставлены четыре вида линейных сооружения (казармы, полуказармы, двойные сторожевые дома, одиночные сторожевые дома). Таких зданий на всей КБЖД 136 штук (63 дома на Западном участке). Кроме того, построены 12 станций и 12 разъездов (4 станции и 5 разъездов на Западном участке). Станции имели гражданские сооружения, здания водоснабжения, некоторые – пакгаузы, паровозные депо, жилые дома, сараи и т.д. А вот теперь ко всему этому следует добавить искусственные сооружения, построенные для второго пути.

Итак, на участке между станциями Байкал и Слюдянка, построены следующие искусственные сооружения во время строительства первого пути:
Тоннели – 38 шт.
Галереи – 14 шт.
Каменные трубы – 6 шт.
Каменные лотки – 3 шт.
Каменные виадуки – 6 шт.
Мосты с железным пролетным строением – 226 шт.
Подпорных стенок – 229 шт.
ВСЕГО – 522 шт.
Казармы – 12 шт.
Полуказармы -14 шт.
Двойные сторожевые дома – 8 шт.
Одиночные сторожевые дома – 29 шт.
ВСЕГО – 63 шт.

Во время строительства второго пути были сооружены следующие искусственные сооружения (без подпорных стенок):
Тоннели – 2 шт.
Галереи – 5 шт.
Виадуки железобетонные – 13 шт.
Мосты и трубы железобетонные – 208 шт.
ВСЕГО – 228 шт.

Александр Хобта, геолог.
январь 1999 г.