Кругобайкальская железная дорога (отрывок из Путеводителя 1908-1909 гг.).
Описание маршрута
Сооружение Кругобайкальской железной дороги, после продолжительных изысканий предпринято было с начала 1901 г. Избранное направление дороги, в 244 версты, огибает южную оконечность Байкальского бассейна и состоит из 2 частей: западной – от ст. Байкал Иркутск-Байкальской линии до ст. Култук и восточной – от ст. Култук до ст. Мысовой Забайкальской ж.д.
Берег западной части озера Байкал от истока Ангары до ст. Култук представляет скалистую гряду, возвышающуюся от 130 до 190 саженей (270-400 м) над уровнем озера. Очертание берега крайне извилисто с рядом заливов, разделенных мысами и утесами с крутыми откосами.
Проведение дороги здесь соединялось с техническими затруднениями. Следуя по очертанию извилин скалистого берега, огибая гребни кривыми предельного радиуса, линия во многих местах прорезывает мысы выемками и тоннелями и пересекает пади и бухты мостами. Общее протяжение линии от ст. Байкал до ст. Култук составляет 80,82 версты, причем протяжение кривых составляет 50,5%; в отношении уклонов линия удовлетворяет условиям равнинного участка.
Наиболее значительные на этой линии работы:
1) постройка тоннелей, общим протяжением 3384 сажени (7220 м), т.е. свыше 6,5 верст;
2) устройство на всем протяжении подпорных стенок, большей частью на цементном и гидравлическом растворе.
Всех тоннелей на этой линии, различной величины, насчитывается 39. Самый большой имеет длины 363 сажени, второй по величине тоннель под названием “Хабартуй” – 254 сажени. За тем следуют тоннели: “Каторжанский” – 252 сажени; “Толстый” – 161 сажень; “Двойная Губа” -158 саженей; “Бакланий” – 146 саженей; “Шарыжалгай” – 142 сажени; “Большая Крутая Губа” – 139 саженей; “Киркирей” – 130 саженей. Стоимость всех тоннелей, со всеми столбами и галереями, обошлась свыше девяти миллионов рублей.
В восточной своей части линия, начинаемая от ст. Култук, идет сначала болотистым лугом, переходит мостом р. Култучную и, прорезав на 3 версте Шаманский мыс, идет по песчаной дюне, отделяющей от Байкала Шаманское озеро. Прорезав на 9 версте скалы отрогов хребта Хамар-Дабана, на 11 и 12 верстах линия пересекает острый и крутой мыс Керкидай, который сильно вдается в озеро и представляет у уреза воды грандиозное нагромождение обломков разрушившихся скал. От 31 до 47 версты отроги гор отступают от Байкала, образуют волнистую террасу; здесь линия отклоняется от озера, обходит с. Утулик, расположенное при р. Утулик. На 47 версте линия опять подходит к Байкалу, на 65 версте пересекает р. Снежную, наибольшую из рек на своем протяжении. На 113 версте линия пересекает р. Переемную и на 118 версте вступает на ровную террасу до Малиновского мыса на 125 версте, где прорезывает сопочные возвышенности. На 139 версте линия пересекает долину Мишихи, минует Клюевский мыс, а затем на 158 версте, перейдя р. Мысовую, круто поворачивает на соединение с Забайкальской железной дорогой у ст. Мысовая.
Длина восточной части линии – 162,04 версты с соблюдением технических условий равнинного участка. Искуственные сооружения на этом направлении составляют один тоннель, протяжением 37 саженей, 10 каменных труб, 189 мостов отверстием до 11 саженей […] и 35 мостов отверстием от 10 до 70 саженей […].
Стоимость постройки дороги обошлась в 65 млн. руб. (166 389 руб. на версту).
Станции и разъезды Кругобайкальской железной дороги:
Расстояние от станции Иннокентiевской
1) ст. Байкалъ. Буфетъ | 68 |
2) ст. Листвиничное | 75 |
3) ст. Хвойная | 92 |
4) ст. Маритуй | 112 |
5) ст. Шарыжалгай | 130 |
6) ст. Култукъ | 147 |
7) ст. Слюдянка. Буфетъ | 157 |
8) раз. Мангутай | – |
9) ст. Утуликъ | 183 |
10) раз. Салзанъ | – |
11) ст. Мурино | 208 |
12) ст. Выдрино | 224 |
13) раз. Мамай | – |
14) ст. Кедровая | 145 |
15) ст. Танхой. Буфетъ | 258 |
16) ст. Переемная | 268 |
17) раз. | – |
18) ст. Мишиха | 292 |
19) ст. Мысовая | 312 |
Центральным пунктом Кругобайкальской дороги является станция Слюдянка.
Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, 1908-1909 г.
(использованы стр. 253-254)