Главная Кругобайкалка – главная страница Статьи о Кругобайкальской дороге Кругобайкальская железная дорога (отрывок из Путеводителя 1908-1909 гг.).

Кругобайкальская железная дорога (отрывок из Путеводителя 1908-1909 гг.).

Описание маршрута

Сооружение Кругобайкальской железной дороги, после продолжительных изысканий предпринято было с начала 1901 г. Избранное направление дороги, в 244 версты, огибает южную оконечность Байкальского бассейна и состоит из 2 частей: западной – от ст. Байкал Иркутск-Байкальской линии до ст. Култук и восточной – от ст. Култук до ст. Мысовой Забайкальской ж.д.

Берег западной части озера Байкал от истока Ангары до ст. Култук представляет скалистую гряду, возвышающуюся от 130 до 190 саженей (270-400 м) над уровнем озера. Очертание берега крайне извилисто с рядом заливов, разделенных мысами и утесами с крутыми откосами.

Проведение дороги здесь соединялось с техническими затруднениями. Следуя по очертанию извилин скалистого берега, огибая гребни кривыми предельного радиуса, линия во многих местах прорезывает мысы выемками и тоннелями и пересекает пади и бухты мостами. Общее протяжение линии от ст. Байкал до ст. Култук составляет 80,82 версты, причем протяжение кривых составляет 50,5%; в отношении уклонов линия удовлетворяет условиям равнинного участка.

Наиболее значительные на этой линии работы:
1) постройка тоннелей, общим протяжением 3384 сажени (7220 м), т.е. свыше 6,5 верст;
2) устройство на всем протяжении подпорных стенок, большей частью на цементном и гидравлическом растворе.

Всех тоннелей на этой линии, различной величины, насчитывается 39. Самый большой имеет длины 363 сажени, второй по величине тоннель под названием “Хабартуй” – 254 сажени. За тем следуют тоннели: “Каторжанский” – 252 сажени; “Толстый” – 161 сажень; “Двойная Губа” -158 саженей; “Бакланий” – 146 саженей; “Шарыжалгай” – 142 сажени; “Большая Крутая Губа” – 139 саженей; “Киркирей” – 130 саженей. Стоимость всех тоннелей, со всеми столбами и галереями, обошлась свыше девяти миллионов рублей.

В восточной своей части линия, начинаемая от ст. Култук, идет сначала болотистым лугом, переходит мостом р. Култучную и, прорезав на 3 версте Шаманский мыс, идет по песчаной дюне, отделяющей от Байкала Шаманское озеро. Прорезав на 9 версте скалы отрогов хребта Хамар-Дабана, на 11 и 12 верстах линия пересекает острый и крутой мыс Керкидай, который сильно вдается в озеро и представляет у уреза воды грандиозное нагромождение обломков разрушившихся скал. От 31 до 47 версты отроги гор отступают от Байкала, образуют волнистую террасу; здесь линия отклоняется от озера, обходит с. Утулик, расположенное при р. Утулик. На 47 версте линия опять подходит к Байкалу, на 65 версте пересекает р. Снежную, наибольшую из рек на своем протяжении. На 113 версте линия пересекает р. Переемную и на 118 версте вступает на ровную террасу до Малиновского мыса на 125 версте, где прорезывает сопочные возвышенности. На 139 версте линия пересекает долину Мишихи, минует Клюевский мыс, а затем на 158 версте, перейдя р. Мысовую, круто поворачивает на соединение с Забайкальской железной дорогой у ст. Мысовая.

Длина восточной части линии – 162,04 версты с соблюдением технических условий равнинного участка. Искуственные сооружения на этом направлении составляют один тоннель, протяжением 37 саженей, 10 каменных труб, 189 мостов отверстием до 11 саженей […] и 35 мостов отверстием от 10 до 70 саженей […].

Стоимость постройки дороги обошлась в 65 млн. руб. (166 389 руб. на версту).

Станции и разъезды Кругобайкальской железной дороги:

Расстояние от станции Иннокентiевской

1) ст. Байкалъ. Буфетъ 68
2) ст. Листвиничное 75
3) ст. Хвойная 92
4) ст. Маритуй 112
5) ст. Шарыжалгай 130
6) ст. Култукъ 147
7) ст. Слюдянка. Буфетъ 157
8) раз. Мангутай
9) ст. Утуликъ 183
10) раз. Салзанъ
11) ст. Мурино 208
12) ст. Выдрино 224
13) раз. Мамай
14) ст. Кедровая 145
15) ст. Танхой. Буфетъ 258
16) ст. Переемная 268
17) раз.
18) ст. Мишиха 292
19) ст. Мысовая 312

Центральным пунктом Кругобайкальской дороги является станция Слюдянка.

Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, 1908-1909 г.
(использованы стр. 253-254)