Южный вокзал Калининграда, бывший Königsberg hbf

В Калининград в мае 2016-го я попал впервые в жизни – и всё потому, что он был начальным и конечным пунктом автопробега “Дороги Памяти”. Город с самого начала поразил очень нестандартными сочетаниями слоёв Восточной Пруссии, Советского Союза и постсоветской России. Времени у меня тут было мало и не могу сказать, что я смог осмотреть этот удивительный город и вникнуть в его характер. Сюда, безусловно, надо приезжать надолго и изучать его не спеша. Но если у меня образовалось в нём полдня, то понятно, что я никак не мог не пропустить главный вокзал. Потом от него ещё прошёл в центр до района зоопарка – через остров с Собором, но это тема отдельного поста.

А сейчас – большой рассказ про Южный вокзал Калининграда, который до лета 1945 года назывался Königsberg Hbf. Давайте его посмотрим. Пост вышел немаленький, так как тут будет много сравнительных старых фото.

Вопреки распространённому мнению (которое я успел услышать на месте дважды), это отнюдь не наследие обоих рейхов – ни Второго, ни Третьего. Он построен в годы Веймарской республики – в 1929 году, между кайзером и фюрером – успев появиться на свет до грандиозного экономического кризиса 1929-33 гг. Это было тем более важно, что тогда выстроен был не только этот вокзал – но и полностью перепланирован кёнигсбергский узел в принципе. Раньше там не было столь ярко выраженного Главного вокзала, а сообщения были разделены между небольшими вокзалами ближе к центру. Правда, строили этот вокзал долго и трудно, начав ещё в 1919-м. Но первые шесть лет работы шли крайне медленно – мешала послевоенная гиперинфляция и общая депрессивная обстановка.

Стимулировало работы по переустройству и то обстоятельство, что Восточная Пруссия с 1919 года оказалась “Островом”, с одним магистральным путём на “Материк” (основную Германию) и нужно было учесть это обстоятельство как можно более оптимально. И если вы посмотрите на карту сообщений межвоенной Германии, то там хорошо заметно, что своеобразной “дорогой жизни” из Восточной Пруссии оказалась трасса Кёнигсберг – Эльбинг – Мариенбург и далее через Вольный город Данциг и польскую станцию Тчев, разветвляясь там на две: прямой берлинский коридор Остбан и северный померанский обход через польскую Гдыню на Штеттин – Гамбург. Оба пути шли через Польшу, по чужой территории. Так вот, путь на Германский Материк немцы разумно централизовали – и таким образом появился нынешний Южный вокзал, который стал к тому же и транзитным, получив удобное соединение с “приморским” Северным, что в самом центре города.

Межвоенная схема сообщения “Остров” (Восточная Пруссия) – “Материк” (основная Германия в границах 1937 г.)
Красные стрелки – главный путь Остбана, синие стрелки – приморский ход через Данциг на Штеттин.

2. Общий вид Южного вокзала с городского фасада.

2а. Он же, но 85 лет назад. Тогда к вокзалу подходила мощная трамвайная сеть. Сейчас она серьёзно деградировала, но пока не уничтожена.

3. Центральная часть фасада поближе. Обратите внимание на большой герб РСФСР – очень редкое для вокзала украшение, ведь обычно в таком случае помещался герб СССР.

3а. Вид самого начала 1930-х.

3б. Ещё, 1930-е.

3в. Обратите внимание на композицию, которая помещалась тогда на верхней части фасада, вместо герба. Это скульптура работы Германа Брахерта: бог времени Хронос, усмиряющий коней. Насколько я понял, она продержалась аж до 1965 года, в заколоченном виде, а потом её убрали.

4. Близ вокзала находится памятник Михайле Иванычу Калинину, “всесоюзному старосте”, в честь которого и назван город.

5. Есть даже велопарковки. Цивильненько всё! 🙂

6. На скамейках в майский тёплый день лежат гражданки. Но не бомжихи – а вполне приличные, фтыкающие по смартфону кинцо.

7. Остатки трамвайных путей. Правда, трамвая мне тут так и не удалось увидеть. И я остался в неведении, ходят ли они вообще сюда, в принципе, или это уже рудимент раньшего времени.

8. Вид на вокзал сбоку. Перед ним – автостоянка.

8a. А раньше, до войны, на этом месте был сквер со скамейками, а дальше – трамвайчики.

8б. Общая планировка площади при немцах: очень много трамваев. Тогда она называлась Рейхсплац. Обратите внимание на огромный мрачный дебаркадер за зданием: он остался и посейчас.

8в. А это уже разгар войны, 1940-41 гг.

8г. И “нацистский” вид фасада, 1939 г.

9. Удивительно, но вокзал пережил как эпические английские бомбардировки 27-29 августа 1944, так и советский штурм города в апреле 1945-го. Хотя был частично повреждён и восстановлен к пассажирскому движению только в 1949 году. Ещё более удивительно, что бомбардировки и штурм пережили нежные конструкции огромного дебаркадера над путями, показ которого ниже. А вот эта памятная доска висит у входа в честь Героя Советского Союза гвардии подполковника Иванникова, бойцы которого взяли здание вокзала в ночь с 7 на 8 апреля 1945 года.

10. Работает вокзал не круглосуточно, а с перерывом с 23 до 5 утра. Архитектурно поставлен под охрану.

11. Вход. Зайдём?

12. Главный световой зал.

12а. Он же, при немцах. Надо сказать, что внутри очень строго и какая-то такая, особенная, аура. Немного даже мрачноватая.

13. Люстры. Уже советские, так как при немцах люстр не было.

14. Вид на главный зал из-за стеклянного входа со стороны поездов.

15. Дальнее расписание. Время московское. Как видите, сейчас совсем немного поездов уходит в большой мир. Остался Питер, Москва, и немного Челябинск с Адлером. “Материк” у города сменился – теперь он на востоке, а не на западе. Но город и вокзал снова на геополитическом Острове.

А пика у интенсивности движения было два – один немецкий 1929 -1944 гг. (на колее 1435), второй советский 1950-1991 гг. (на колее 1524). Тогда вокзал и его платформы работали почти на полную мощность.

16. Пригородное расписание. Время местное. Тоже сильно уменьшилось, относительно советского времени.

17. Кассовый зал, в правой части, совмещён с залом ожидания. Относительно небольшой.

17а. Он же, при немцах.

18. Поскольку я попал сюда 8 мая, то шла выставка ко Дню Победы. Причём плакаты (вполне информативные) выставлены были крайне странно – в межскамеечном пространстве. То есть, если бы на местах сидели пассажиры, ничего почитать было бы невозможно. И даже сейчас, на фото, женщина знакомится с содержимым плаката, оперевшись коленкой на сиденье.

19. Любопытно, что рудименты немецкой эпохи у касс полностью сохранились.

20. Новые геополитические реалии. С ними калининградцы живут. Я подошёл и начал читать эти правила. Мимо меня проходил какой-то весёлый мужик, приостановился и внятно, чуть не в ухо, сказал: “Теперь вот так ездим. Спасибо, Михаил Сергеич, знатно удружил нам!”.

21. Ладно, пора пройти и на платформы. Подземный переход содержится в идеальной чистоте и пахнет почему-то кофием, а не ссаками. Как будто Любек какой! 🙂

22. Выхожу под дебаркадер. Он инфернально огромный, прямо-таки подавляет своей величиной (180*120 м). Правда, не особо высокий.

23. Как раз пришёл рельсобус на Мамоново. Народу много, активно грузится.

24. Вид спереди.

25. С отображением времени тут реальная путаница и полный бардак. Смотрите, часы показывают время московское. Но! Если поезд местный, то его отправление отображается по местному. А если поезд дальнего следования – то по московскому. И вот если ты не знаешь всех этих хитрых нюансов – можешь легко попасть.

26. Клепаные конструкции дебаркадера. Нет, всё-таки сильно удивительно, как он пережил бомбардировки со штурмом!

Но смотрится на платформах сильно пустовато. Вокзал был предназначен совсем для иных пассажиропотоков. А сейчас, наверное, используется процентов на 10-15% от своей мощности.

26а. Вот так выглядело оживление на платформах до войны. Это отправление экспресса на германский “Материк”.

26б. И ещё, вид со стороны локомотива.

26в. А это 1956 год, встреча поезда Никиты Сергеича Хрущёва, прибывающего сюда из Москвы с инспекцией.

27. Давайте пройдём сперва в сторону юга.

Кстати – пути тут разнокалиберные. Есть те, что электрифицированы под пригородное движение (первые два), а есть те, что на европейской колее 1435 (6-й путь). Так что, в принципе, с Германии и Польши сюда можно прибыть и без перестановки тележек. Раньше ходил поезд Гданьск – Калининград, и что-то из Германии тоже приходило.

28. Второй проход под платформами сейчас заколочен, остался только один. Причём во время поездки Варандея три года назад он ещё работал – так что закрытие связано, видимо, с развитием “медведевских” инициатив по превращению вокзалов в изолированные крепости.

29. Красиво! Прямо симфония металла…

30. Если посмотреть левее – то видно и пути ж/д музея (не ходил туда, за малостью времени).

31. А это вид на юг – направление на Вильнюс – Минск – Москву.

32. И, наконец, вид с южной оконечности платформ на Мега-Дебаркадер. Он реально огромный!

33. Идём обратно и посмотрим на северную сторону.

34. Вид с северной стороны.

35. Пути “под шнурком” – тут идут электрички. Тут довольно сложная развязка – как на Северный вокзал и далее к Балтийскому морю (вправо), так и на направление на Эльбинг – Гданьск / Берлин (влево). Вот через эту арку и ходили поезда с восточнопрусского Острова на германский Материк. Трафик был очень неслабый, до войны. Один из путей тут и сейчас остался 1435 мм, европейской колеи.

36. Выйдем снова на привокзальную площадь. Заколоченный второй выход с платформ (см. также фото №28).

37. Вдоль дебаркадера со стороны площади тянется “торговый ряд”, явно поздний. Или позднесоветский, или вообще постсоветский.

38. Вон, за ним видны строения дебаркадера.

39. Дальше построен автовокзал, он намного оживлённей вокзала. Впрочем, о нём – в другой части этой прогулки.