Иваново. Станция и завокзалье

Продолжение прогулки по привокзальностям Иваново.

Первая часть была всецело посвящена уникальному конструктивистскому вокзалу 1934 года. Однако там есть ещё и милый деревянный вокзал 1894 года, и водонапорная башня, и здание полуциркульного депо XIX века. В довесок – немного завокзальностей и традиционный обзор станции с виадука.

Старый вокзал, центральная часть
2. Сперва давайте посмотрим станцию сверху, пройдя вон на тот виадук. За ним, кстати, немного виднеется и исторический вокзал. Очень, очень скользко! Я пару раз чуть не навернулся, хотя шли очень осторожно.
3. Станция Иваново – без “шнурка”, полностью тепловозная. Это вид в сторону направления на Москву, Питер и Кинешму. На Москву линия идёт неоптимальным путём, примыкая к ярославскому направлению в районе Александрова. Правда, на Кинешму можно уйти и без смены направления движения – т.к. дальше сделан обход линии с возвратом к Ермолино. Вдали виден тот вокзал 1934 года, которому было посвящено начало прогулки.
4. А это вид в южную сторону – направление на Шую – Ковров и далее примыкание к нижегородскому направлению. Дальше расположена на удивление большая для такого глухого ж/д угла сортировка (я до поездки считал, что тут малый грузопоток, но ошибался). Весьма активно здесь идут не только сборные грузовые поезда, но и наливняк, который обходит Московский узел, следованием на Приморск/ Высоцк/ Усть-Лугу. Что-то, наверное, уходит и по Бологое-Полоцкой дороге на Прибалтику.

5. В центре кадра – изящный пост диспетчерского управления. Наверное, наследие 1960-х. Когда-то много таких и гаишных будок строилось, стиль того времени.

6. И водонапорка царского времени, за которым виднеется веерное паровозное депо. Туда-то мы и решили дойти.

7. Бросим взгляд на западную сторону станции, где с этой точки очень хорошо просматривается старый вокзал, и спускаемся в Завокзалье.

8. “Собака лаяла… на дядю фраера…” Тишина, сонные прохожие и разнокалиберный лай собак за заборами. Завокзалье тут всё деревянное и приземистое. Много сохранилось и путейских домов – видно, что никакой войны тут не было.

9. Множество артефактов советской эпохи. По моей оценке, 1960-е – 1970-е.

10. Вот, покрупнее. По пути попадаются и останки советских встроенных вентиляторов в форточках.

11. По сонной улице мы просочились на территорию паровозного депо, которая сейчас оказалась автобазой РЖД с демонтированным поворотным кругом. Сонные же охранники обнаружили проникновение только через пару минут, когда к воротам приблизился Флакельф. Но дело было сделано – я успел сделать пяток кадров царских корпусов депо. Ну что, извинились за незнание местности и ушли обратно к вокзалу.

12. Доминирует в производственном автопарке путейцев неубиваемая, безотказная и супернадёжная “царица ебеней” – легендарная “буханка” УАЗ-452.

13. Через территорию ЛОВД, какими-то хитрыми проходами и калитками – больше по интуиции, наощупь – вышли короткими путями опять к станции. Надо было вернуться к старому вокзалу и осмотреть его.

14. В сторону сортировки за станцией стоит громадный и видимо, частично заброшенный производственный корпус чего-то.

15. А мы идём мимо старых пакгаузов к историческому вокзалу. Тут – 318-й км от Москвы (хотя, если бы в своё время проложили прямую оптимальную линию, было бы не больше 270-ти).

16. Здесь-то нам и встретился уфимский поезд, который шёл с Питера на Ковров. Погудел нам дружелюбно и ушёл на Шую, покупать гармонь большую.

17. Вот и дошли до старого вокзала. Сейчас каменный центральный портал в сторону путей заделан, выход только на площадь.

18. Вид на него с противоположной “городской” стороны.

19. Раньше тут было привокзальное трамвайное кольцо, во времена оны (фото 1960 г.). Но 10 лет назад после окончательного погрома трамвай в Иваново был ликвидирован.

20. Сам вокзал чудом уцелел и в 2002 году обрёл второе дыхание, благодаря сдаче в аренду торговцам. Как обременение, они сделали внешний фасад, за которым явно следят.

21. Красиво. Башенка наверху смотрится трогательно 🙂

22. Милота! 🙂

23. Однако внутри ничего не осталось, всё выпотрошено (или, в лучшем случае, заделано листами). Единственно, порадовал канонический советский Дед Мороз, без буржуинского налёта сантаклаусизма.

24. Название площади тоже оказалось интересным – она называется пл. Генкиной. Стал потом смотреть, кто такая – оказалась очень интересная история. Девушка 24 лет, дочь врача-надворного советника (VII ранг по Табели, т.е. подполковника, по-тогдашнему) и дворянина. Окончила классическую гимназию, затем училась в Петербурге, где набралась прогрессивных идей и стала революционеркой в возрасте 20 лет. Затем была отчислена из мед. университета, пару раз побывала в кутузках – в Питере и в Нижнем. Её освободили из тюрьмы после демонстрации в октябре 1905 г., после чего её направили в Иваново-Вознесенск. Тут-то её и схватили на вокзале тогдашние лоялисты (черносотенцы), с небольшой партией стрелкового оружия для боевых отрядов партии. И конечно же, сразу в расход.

Но и это ещё не всё! Оказывается, 24-летняя Ольга к тому моменту была ещё и невестой большевика Емельяна Ярославского (Минея Губельмана), ставшего впоследствии главным антирелигиозником раннего СССР и воинствующим безбожником, а также историком партии. Возможно, его радикальная позиция в 1920-е с отрицанием имперской России во многом подпитывалась памятью об убитой на иваново-вознесенском вокзале невесте-революционерке.

25. Заканчиваем тут прогулку по пристанционностям.