XXXI. Куэнга и Шилка

Восточно-азиатский вояж 2007 г., часть 31

По Забайкалью, часть 12

Описывая Забайкалье, я несколько перескочил и после Читы стал сразу показывать Петровский Завод, который к западу от неё. Однако в реальности мы из Читы поехали сначала на восток. Так что я возвращаюсь к нормальной последовательности 🙂

Ночёвка в поезде – и в 5 утра мы уже на станции Куэнга. Именно там Транссиб отворачивает от реки Шилки на северо-восток, в зону вечной мерзлоты, огибая китайскую границу по Аргуни; а вдоль Шилки дальше уходит на восток третьестепенная сейчас ветка ж-д на город Сретенск – которая, однако, век назад была главной линией Забайкальской железной дороги. Нам – туда.
Но сперва немного посмотрим Куэнгу и Шилку.

На рейс Чита – Куэнга я устроил моему немецкому другу некоторый для него эксклюзив – боковые полки плацкартного прицепного вагона Чита – Сретенск, на совершенно неторопливом пассажирском поезде Чита – Ерофей Павлович. Однако окружающая публика, да и сам вагон, оказались вполне сносными и чистенькими (ехали в нём в основном сретенские жители). А посему мы, после отбытия, устроившись, с чистой совестью достали фляжку с литовским медовым бальзамом, который ещё зимой мне передавал szhaman, и, любуясь на ингодинский закат, его успешно и с удовольствием выпили, даже не прибегая к стаканам и кружкам. Просто с горла, закусывая копчёным мясом и запивая мясо «Кукой». А как стемнело, легли спать до самой Куэнги, наказав проводнику разбудить нас за 5-10 минут до прибытия.

В 5.10 утра поезд причалил к перрону, и наш прицепной вагон (плюс ещё один) маневровщик стал откусывать от основного поезда. А в это время проводник поднял нас и мы вышли на свежий забайкальский воздух. Рассвет ещё не наступил, а только разгорался.
Вот фото, в классическом стиле «я и кремль». [карта – 1]

Сам посёлок (под названием Дунаево) находится на некотором возвышении от путей Транссиба и от станции, взбегая затем ещё выше на гору.

Мы дошли до километрового знака за станцией, по транссибирским путям – и это был наш самый восточный пункт от Москвы, если считать по километражу Транссиба [карта – 2].

Поезд уже ушел и наши два одиноких вагона стояли на пустынной станции. Скоро, однако, к ним подтолкали ещё три – грузовой и две пригородных сидячки, к которой немедленно устремились бабки с корзинками и дубленые мужики с ягодными торбовиками. Мы посмотрели на такое дело и решили не покидать наш плацкарт, меняя его на сидячку, из которой постоянно снимать было бы проблематично, да и вызывало бы много вопросов у местных. Я поднялся к проводнику, обьяснил просьбу, и он немедленно вошёл в наше положение за умеренную мзду в сто рублёв на рыло.
Решив вопрос, мы с Бодо отправились гулять по окрестностям, благо поезду стоять было ещё два часа до отправления. Солнышко как раз в это время показалось из-за сопок и озарило окрестности мягким жёлтым светом.
Я пошёл к Шилке низом, а мой товарищ пошёл наверх – на гору.

Вот здание паровозного депо 1907 года постройки.

Транссиб заворачивает к Шилке, если смотреть с востока. Туда – направление на Москву.

А с этих путей я снимаю. Это тупиковая теперь ветка на Сретенск. Она тоже к Шилке ведёт, но на восток [карта – 3].

Через дома огородами-задами иду к реке. Впрочем, не такие уж зады, вполне нормальная тропа. И – тишина. Шесть утра, чего хотите.

Вышел на берег Шилки.

И немного прошёлся вдоль её берега [карта – 4].
В утренней тишине стоял рыбак и чего-то ловил. Река (точней, её проток) была почти зеркальна.
В то время, когда я стоял тут, я услышал голос Бодо ниоткуда: «Сергей!». Я стал оглядывать всё вокруг, но нигде его не видел. Нигде! Мистика какая-то! И только потом, когда мы пришли к поезду, выяснилось, что он стоял на вершине сопки, снимая Шилку с горы, и видя меня на берегу, решил окликнуть. Спокойно, не крича. А проводимость звука тут оказалась просто потрясающей – так что я его оклик услышал, и даже не мог и подумать, что он находится от меня в полукилометре.

А это – вид на Шилку вдаль, на запад. Слева вдоль реки проложен Транссиб, прямо под грядой сопок.

Побродив вдоль реки, я решил подняться на линию Транссиба и вдоль неё вернуться к вокзалу. Вот такие тут интересные стометровые пикеты.

Поднялся немного наверх и решил снять Шилку с возвышения. Точней, это не вся Шилка, а её северный рукавчик.

Линия Транссиба, уходящая вдаль, к Чите, а затем и к Москве [карта – 5]

Примерно в 7.30 я вернулся к поезду. В это время как раз подходила «Россия» сообщением Москва – Владивосток.

Она не так давно претерпела существенный рестайлинг и теперь у неё вагоны выглядят вот так (правда, не все, а большинство).

А к нашему мини-поезду из пяти вагонов уже прицепили ТЭМ. Скоро мы не спеша пойдем вбок от Транссиба, а затем и на восток, по Шилке.

До свиданья, Куэнга.

Карта-пояснение к посту из Гугла.
Вот такими анкерами [карта – 4] помечены фотографии, сделанные на конкретных местах, соответствующих цифре на карте.

Большая река – это Шилка. С юго-запада приходит Транссиб и резко отворачивает на север. Возле цифры 1 – вокзал. Хорошо видно, как боковая линия (цифра 3) отворачивает к востоку на Сретенск. Это по ней мы и поедем. А еще видно прямое соединение Транссиба и сретенской линии на восток, от цифры 5. На там уже 80 лет рельс нет, только насыпь. Когда-то так и шёл Великий Сибирский Путь, напрямую вдоль реки.