XV. Сибирь от Уяра до Тайшета

Восточно-азиатский вояж 2007 г., часть 15

После Енисея, как я уже написал в предыдущем посте серии, поезд идет по самой красивой части Красноярья. Однако ближе к Уяру, где Транссиб сближается с Абакано-Тайшетской дорогой, местность становится более спокойной – много лугов, полей, леса отступают вдаль и плотность населения возрастает. А большая остановка на этом пути – на станции Иланская, ставшей таковой из-за скаредности канских купцов XIX века.

4176 км Транссиба.
Сопки постепенно уменьшаются, хотя леса ещё много.

Вахтовое жильё путейцев из ПМС. Сделано на базе «телячьих» вагонов 40-х годов.

4204 км Транссиба.
Станция Балай Красноярской ж.д.

4229 км Транссиба.
А это – город Уяр. Станция когда-то носила красивое название Клюквенная (которое мне безумно нравилось), но в конце 80-х его переделали тоже в Уяр.

4235 км Транссиба.
Рельеф за Уяром становится совсем спокойным.
Наверху проходит электрифицированная ветка на Зеленогорск – да-да, тот самый секретный Красноярск-45 с электрохимическим комбинатом.

Еще через час после Уяра проезжаем кварталы города Канска – военной столицы Красноярья.

Этот город мне очень памятен одной историей.
Когда мне было 19 лет, и я ехал на Запад на “России” из Хабаровска, то в Канске ко мне в купе подсели два разбитных капитана.
Они, как сейчас помню, открыли модный тогда дипломат, достали две бутылки андроповки (а в дипломате осталось еще две). А один из капитанов, потея шеей в кителе, тащил с собой огромный арбуз, килограмм наверное на 15. Просто конкретно огромный. Так вот, арбуз – он, оказывается, был не просто сам по себе – а закуской к их водке. Я лежал на верхней полке, но они меня уговорили составить им компанию. Слез, сел с ними.
Наливали зараз по сто грамм (по полстакана), и закусывали все это арбузом. У них не было ничего, кроме водки и арбуза, и я помню, достал из своих запасов три куска хлеба, но они отказались – сказав, что это нарушает чистоту трапезы, и ели только арбуз. Выпив обе бутылки, они преспокойно достали третью, я же отказался – так как сильно захмелел и полез обратно наверх. Но оставалось пол-арбуза, и они сказали, что будут доедать, тащить его тяжело и неудобно, а под водку будет больше шансов его доесть. И я вскоре отрубился.
Не знаю, доели они его или нет; но когда я проснулся, часов эдак через шесть, то ни капитанов, ни водки, ни арбуза уже не было – проводница сказала, что они вылезли в Ачинске с одним дипломатом и очень веселые, много смеялись. Так я и не знаю, доели они свой арбуз или нет – это осталось для меня загадкой навсегда.
Но в памяти они остались до сих пор – такие яркие капитаны Советской Армии, артиллеристы, со своей веселой прибауткой «Бог создал Сочи, а чёрт – Канск и Могочу». Потом я слышал еще вариант этой фразы со Сковородино вместо Канска, но мне запомнился именно канский ваариант. А один из них еще постоянно приговаривал: «Пиздохен шванц, теперь по следующей». Фразу запомнил 🙂
И Канск я с тех пор тоже запомнил.

Однако Канский вокзал был в этот раз закрыт поездами, и я перешел на другую сторону.
Вот вам канский креатив: огромная надпись «Голосуйте за …» с большим белым полем. А что, и правда, очень удобно: кого скажут, того и напишем. Пятиметровыми букафками.
4344 км Транссиба.

Сразу за Канском – река Кан. Вон она, за запреткой.

Река Кан во всей красе.
4346 км Транссиба.

Через полчаса после Канска – станция Иланская.
Славная и большая станция, которая стала таковой из-за дремучести канских купцов, которые не желали устройства большой станции в самом Канске и по слухам, откупились от строителей большой суммой и те сделали её в 30 км от города.

Ну, как видите – это 4376 км Транссиба.
От Москвы до Иланской нашим поездом – ровно трое суток. Сейчас поедем, и начнутся четвертые.

На платформе между электричкой и нашим поездом.

Станция Иланская.
Торговка хлебом и вафельными трубочками на фоне ярко-красного электровоза ЭП номер 001.

Добрый дедушка Ельцын еще десять лет назад строго-настрого запретил торговлю на Иланской, но ведь белый царь Ельцын – далеко (а сейчас уж и вовсе), а тайга с прокурор-медведем – они ж близко.
Так они там и не прочли до сих пор эту грозную надпись…

Бросим еще взгляд на паровоз-памятник серии Эу, и пора отправляться с Иланской.

4452 км Транссиба.
Через час после Иланской – станция Решоты, стоянка две минуты.
Отсюда идет ветка на север, к Богучанской ГЭС.

4466 км Транссиба. Вечереет…

Реку Бирюсу я из-за темноты уже не стал снимать – все равно бы смазалось, но постоял, подышал воздухом, открыв вагонное окно в проходе до предела. Воздух был напоен травяным запахом после жаркого дня.
Мы распрощались с Красноярьем и вьехали в Иркутскую область.

4515 км Транссиба.
Уже собрался спать, было почти полночь местного, как поезд мягко затормозил на станции. Я приподнялся с полки и… офигел. Наше купе после остановки поезда было расположено точно против центра вокзала Тайшет. Ну, ребята – смотрите сами – центрее не бывает!
Не удержался, и без настроек просто щелкнул на память. Результат показываю.

А Тайшет – это не просто станция. Она особая. Тем, что обьехать ее никак нельзя, и все возможные линии сходятся в одну точку именно в Тайшете (Транссиб, БАМ, Абакано-Тайшетская дорога).

Вот теперь – на боковую!

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 11 =