Вокзал в стиле “деревянный модерн” на станции Кишерть

18 октября добрался до станции Кишерть на 1555 км Главного хода Транссиба (участок Пермь – Екатеринбург).
Ехали туда с товарищем на машине с заездом на скалу Ермак и в Бершеть (Юг); Кишерть получилась самым дальним пунктом поездки. Станция эта примечательна тем, что на ней сохранился в совершенно аутентичном виде комплекс привокзальных построек 1909 года, в т.ч. и деревянный вокзал в стиле модерн. 1909 – это год пуска линии в постоянную эксплуатацию, т.е. сейчас вокзалу почти 110 лет. Данный участок описан у меня в Путеводителе в главе 7 “Средний Урал” (Пермь-2 – Первоуральск, 337 км), так вот нужно было к нему визуальную фактуру. Добыли её успешно 🙂

Давайте посмотрим, как выглядит подлинный “вольсовский” вокзал и окружающие пристанционности.

2. Едем к Усть-Кишерти (так называется посёлок) со стороны основной трассы Пермь – Екб. Там примерно 15 км от него, село находится в стороне. На фото – арт-объект “Космолёт” (частично заслонён столбом) и часовенка на пригорке.

3. Спускаемся в село. Станция – налево от этой дороги.

4. Подъезжаем, и действительно – вокзал в совершенно аутентичном состоянии! Стоит себе, красавец, до сих пор!

5. Целое практически всё, он как музей под открытым небом сохранился.

“Вольсовским” вокзал называется потому, что проектировал его Феофан Евтихиевич Вольсов; это была эпоха увлечения стилем «модерн» начала 1900-х гг. Оттого и вокзал в таком стиле. Странное имя-отчество Вольсова – от родителей-старообрядцев. В момент проектирования Вольсову было всего 26-27 лет, его наняло управление Пермь-Екатеринбургской линии за оригинальный проект. Таких вокзалов дальше будет около десятка; это типовой проект вокзала станции IV класса Пермь-Екатеринбургской линии. После постройки этой линии Ф. Е. Вольсов уехал в Симбирск, где долгое время был главным архитектором и построил там множество зданий.

К сожалению, не так давно (лет 5-10 назад) руководство Свердловской ж.д. по какой-то причине превратило часть вокзальных шедевров в засайдингованные убожества: упростило окна, ликвидировало мелкие резные детали, придававшие зданиям неповторимый вид, а также выпотрошило старую начинку и превратило красивые исторические здания их в бездушные пластиковые коробки. В конце я покажу (сравнительно) вокзал ст. Мулянка на 1466 км Транссиба – идентичного проекта, и будет видно, во что превращаются шедевры истории транспорта при “оптимизации”.

6. Идём к путям Транссиба. Вид на вокзал сбоку.

7. Вид в “екатеринбургскую” сторону. 1555 км Транссиба.

8. Недавно на перроне были также сооружены павильоны для ожидания, в “корпоративной” раскраске. См. справа.

9. Вокзал Кишерть со стороны путей. Виден бюст кому-то, подойдём к нему поближе.

10. Вот он. Это бюст местного промышленника и мецената Петра Сосипатровича Ковина (1861-1918).

11. По левой стороне лестницы к вокзалу установлено 4 стенда с исторической информацией, так вот один из них и посвящен П.С. Ковину.

12. Посмотрите, какое сложное тут окно.

13. На входе в вокзал висит обязательное (с недавних пор – с 2017 г.) уведомление о зоне транспортной безопасности.

14. При входе на вокзал, к счастию, рамок нет – до такого абсурда на маленьких станциях ещё не дошли. В зале ожидания тихо, пахнет печкой и дымком. Скамейки уже новые, но всё остальное сохранено как есть.

15. Двери старые, плитка не знаю. Печка тоже заслуженная 🙂

16. Ещё одна печка и вход ещё куда-то. Наверное, в кладовую. На часах укреплена табличка про местное время. Это важно! – так как с 1918 по 2017 гг. на всех станциях РСФСР, потом СССР, потом России всегда было московское время – по которому живёт железная дорога. Но сейчас новые веяния, и время уже местное.

17. Больше всего меня внутри поразило то, что сохранилось даже окошко кассира 1909 г.!

18. Рядом построено современное здание поста ЭЦ, где сидит дежурная по станции. Оно тоже с мотивами а-ля Вольсов, а не просто квадратно-гнездовое.

19. Ещё дальше вдоль путей – продуктовый магазин.

20. А вот идёт пассажирский, со стороны Перми, под ЭП2К.

21. Ещё постройка, того же времени (1909).

22. За вокзалом – водонапорная башня, не менее красивая, чем старый вокзал.

23. Красотищща!

24. Неотшлифованный камень – тогда так любили строить, в 1900-х. Брутально, грубовато, “настояще”.

25. Вокзал с другого бока.

26. На печных трубах остались даже старинные элементы, отводящие дым вбок!

27. Дальше – типовой путейский дом.

28. Рядом – ГАЗ-53. Не музейный – рабочий.

29. Снова посмотрим в сторону Екатеринбурга, на восточной горловине станции.

30. Вокзал со второй платформы.

31. Если ехать на восток, линия отворачивает вправо и идёт у подножия пологого холма.

32. На Кишерти мы пробыли больше часа, встретив около пяти или шести поездов в разные стороны. Тихая станция, красивый вокзал, шикарные виды. Потом сумерки уже сгустились, и после 7 вечера мы поехали обратно в Пермь.

33. А теперь – внимание! Для сравнения – выпотрошенный вокзал Мулянка того же проекта, который через несколько дней заснял polikliet.

34. Смотрите, что делают с шедевром. Выпотрашивают внутренности, предельно упрощают все оформление, сдирают сложный декор и подлинные оконные рамы. Затем всё это обшивают дешевеньким сайдингом со стройрынка. И – вуаля, “оптимизация” и “экономия”! Больше не надо заботиться о печном отоплении и сложных деревянных конструкциях. Простенько и современно!

35. Внутри тоже все становится пластиковое и бездушное, история исчезает.

36. Конечно, не хотелось бы, чтобы Кишерть тоже подверглась подобной “оптимизации”. Интересно, она на охране как архитектурный памятник, или нет?

37. А вот так эта Мулянка выглядела до “оптимизации” – моё фото 1999 г.

PS. Очень надеюсь, что руководство РЖД не допустит “оптимизации” (по факту – уничтожения) оставшихся исторических шедевров, а с “реновированных” вокзалов со временем счистят эту уродливую дешёвую скорлупу, и вернут вокзалам первозданный вид. Ведь уважение к национальной истории начинается не с трескучих слов, а с конкретных дел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + двенадцать =